На основе анализа научной литературы можно сказать, что школьный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Здесь более интенсивно развиваются двигательные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера; закладывается и укрепляется фундамент здоровья.
Организм ребенка развивается неравномерно и непрерывно. А на уроках физической культуры дети не получают необходимую физическую нагрузку, которая оказывает влияние на развитие их физических качеств и укрепление здоровья.
Одним из видов спорта, который позволил бы более гармонично развиться детскому организму, может быть каратэ. Популярность каратэ в нынешнее время не перестает терять свою актуальность. Восточно-боевое единоборство Каратэ-до развивает физические качества человека, делая его сильным, выносливым, гибким, координированным и быстрым, и занимает лишь тринадцатое место по травматизму, вопреки всеобщему мнению.
Целью исследования являлось улучшение физического состояния детей в процессе занятий по экспериментальной программе физической подготовки на начальном этапе. Соответственно предполагалось, что экспериментальная программа положительно скажется на повышении общей физической подготовленности детей младшего школьного возраста, занимающихся восточно-боевыми единоборствами в группе начальной подготовки.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Оценить физическое развитие и физическую подготовленность детей младшего школьного возраста.
2. Изучить программу физической подготовки детей младшего школьного возраста в группах начальной подготовки по восточным боевым единоборствам.
3. Выявить недостатки имеющейся программы и предложить пути их устранения.
4.Экспериментально проверить эффективность внесенных изменений в программы физической подготовки для детей младшего школьного возраста занимающихся в группах начальной подготовки по восточным боевым единоборствам.
Наше исследование проводилось на базе общеобразовательной школы №16 г. Набережные Челны РТ в период с октября 2011 по май 2012 гг. Исследования проводились в группах среди мальчиков 9-11 лет, в составе 23 детей, из них 11 составили контрольную группу, остальные 12 – экспериментальную, которые систематически в течение года занимались в группах, каратэ. Исследования проводились трижды в течение учебного года, а именно: в октябре, феврале и в мае, в одно и то же время. Нами были сформированы группы, изучены показатели общей физической подготовленности детей, приступивших к занятиям каратэ-до. Следующим этапом было внесение изменений в учебную программу для ДЮСШ восточных единоборств и внедрение их в тренировочный процесс. Занятия проводились 3 раза в неделю по 90 минут. Далее была проведена оценка эффективности экспериментальной учебной программы путем сравнительного анализа исходных и конечных показателей.
Для достижения цели и решения поставленных задач, в ходе исследования применялись следующие методы: антропометрия, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
Общая физическая подготовленность детей, занимающихся каратэ-до в группе начальной подготовки первого года обучения, анализировалась по результатам тестирования сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа, поднимания туловища из положения лежа, бега 30 м, прыжка в длину с места. Нами установлено, что в начале эксперимента в общей физической подготовленности между экспериментальной и контрольной группами нет различий по показателям тестов.
Для характеристики уровня физического развития мальчиков определяли антропометрические и физиометрические показатели: длину и массу тела, жизненную емкость легких, динамометрию кисти правой руки. Результаты наших исследований, которые приведены в таблице 1, показывают, что физическое развитие мальчиков обеих исследуемых групп в начале учебного года практический равны между собой.
Таблица 1
Показатели антропометрических исследований детей младшего школьного возраста
Показатели | Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
|
октябрь |
|||
Длина тела, см |
132.87 |
132.96 |
|
Масса, кг |
25.88 |
25.90 |
|
ЖЕЛ, мл |
1565 |
1542.86 |
|
Динамометрия, кг |
12.43 |
12.52 |
Физическое состояние детей младшего школьного возраста (ГНП) каратэ-до в обеих таблицах представлено в виде среднего значения того или иного показателя.
Результаты оценки физического развития приведены в таблице 2, показывают, что физическое развитие мальчиков обеих исследуемых групп в динамике учебного года имеет потенциал к увеличению. Наблюдается прирост многих показателей, но при этом в экспериментальной группе детей этот прирост более динамичен.
Таблица 2
Показатели антропометрических исследований детей младшего школьного возраста
Показатели | Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
октябрь |
февраль |
май |
октябрь |
февраль |
май |
|
Длина тела, см |
132.87 |
135.78 |
138.23 |
132.96 |
136.20 |
139.14 |
Масса, кг |
25.88 |
26.75 |
26.98 |
25.90 |
26.87 |
27.50 |
ЖЕЛ, мл |
1565 |
1611.7 |
1645 |
1542.86 |
1627.59 |
1748.28 |
Динамометрия, кг |
12.43 |
13.0 |
13.52 |
12.52 |
13.70 |
14.23 |
Также выявлена положительна годовая динамика физического развития у всех исследуемых детей, приведенная на рисунке 1.
Рис.1. Динамика физического развития детей младшего школьного возраста у контрольной и экспериментальной групп, в %.
Сравнение конечных показателей общей физической подготовленности детей младшего школьного возраста, занимающихся каратэ-до в группе начальной подготовки первого года обучения, с исходными данными показало, что и в экспериментальной и в контрольной группах изменения произошли во всех контрольных упражнениях. Необходимо отметить, что прирост показателей общей физической подготовленности в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе. Рис.1.
Таким образом мы рекомендуем внести изменения в тематический план ГНП по карате-до в ДЮСШ: по количеству и содержанию теоретических и практических часов.