ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
   

ВВЕДЕНИЕ

Переход на Федеральный государственный образовательный стандарт требует внесения значительных изменений во всю систему начального образования. Безусловно, такой её компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также требует своего совершенствования. Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).

При оценке достижения данных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определёнными способами действия. Не у всех учителей начальной школы в арсенале есть для этого необходимый педагогический инструментарий. Перед учителями начальной школы встает ряд вопросов: как оценивать достижение новых целей − сформиорованность действий, а не просто наличия знания; как оценивать метапредметные и личностные результаты; как по-новому использовать отметки и уровни достижений, как фиксировать результаты.

Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей начальной школы в выявлении особенностей оценки планируемых результатов обучения в условиях ФГОС.

Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью оценки достижения планируемых результатов обучения младших школьников, как отражения требований ФГОС и недостаточной разработанностью методического подхода к оценке образовательных результатов учащихся в аспекте ФГОС.

Цель исследования: выявить особенности оценки достижения планируемых результатов обучения в начальной школе.

Объект исследования: процесс оценивания образовательных результатов младших школьников.

Предмет исследования: особенности оценки достижения планируемых результатов обучения в начальной школе.

Гипотеза исследования заключается в том, что возможно:

‒ объектом оценки выступают личностные, метапредметные

и предметные результаты обучения;

‒ на каждом уроке учитель определяет задания для достижения

и оценки определенного планируемого результата;

‒ педагогический инструментарий оценки планируемых результатов

в условиях ФГОС требует дальнейшей разработки.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Провести анализ школьной документации, беседу с учителями с целью изучения способов и средств оценки образовательных результатов младших школьников.

3. Провести анкетирование учителей начальной школы по проблеме оценки достижения планируемых результатов начального обучения.

Методы исследования: теоретические − анализ литературы по теме исследования; констатирующий эксперимент, педагогический анализ уроков, анкетирование, беседа, анализ школьной документации, анализ и обобщение результатов исследования.

База исследования: МДОУ гимназия № 92 г. Краснодара, 2 «А» класс (23 учащихся). В качестве респондентов исследования выступили учителя начальной школы. Всего 10 учителей.

1. Теоретические аспекты контрольно-оценочной деятельности образовательных результатов в аспекте ФГОС

1.1 Новые подходы к системе оценки результатов образования в условиях ФГОС

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня. В соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования [8, c.44].

ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты); формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты); освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки [12, c.34].

В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена новая система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний теперь будут оцениваться разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Рассмотрим особенности нового стандарта, которые определяют направления и пути совершенствования системы контроля и оценивания достижений школьников. Прежде всего это указание на три группы требований к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования: личностным, метапредметным и предметным [10, c.64].

Ещё одной особенностью, определяющей изменения в контрольно оценочной деятельности, является указание ФГОС на то, что предметом итоговой оценки должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной программы общего образования. В этой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений, и результаты итоговых работ, характеризующие степень освоения основных способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования [2, с. 14–15].

На уровне государственного документа закреплено положение о том, что результаты обучения на ступени общего образования не сводятся к предметным, а в качестве объектов контрольно-оценочной деятельности зафиксированы основные способы действия в отношении к опорной системе знаний (предметные результаты) и универсальные учебные действия, составляющие умение учиться (метапредметные результаты), индивидуальный прогресс каждого учащегося. Реализация данного положения в практике работы школы требует серьёзных изменений в образовательном процессе, который должен быть построен так, чтобы обеспечить достижение всеми учащимися обозначенных в стандарте личностных, метапредметных и предметных результатов. В зависимости от того, какой учебно-методический комплект использовал в предыдущие годы учитель, у него в большей или меньшей степени накоплен опыт работы не только над предметными, но и другими результатами [17, c.123].

В системе контроля и оценивания должны произойти значительные изменения. В качестве приоритетных задач в этой сфере могут быть выделены следующие: существенное расширение объектов контрольно-оценочной деятельности учителя, усиление внимания к оцениванию индивидуального прогресса каждого ученика. И здесь учителями накоплен разный потенциал. При переходе на новый стандарт оцениваются уже не только знания, умения и навыки, но метапредметные и предметные результаты. При оценке достижения последних стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определёнными способами действия. Не у всех современных учителей начальной школы в арсенале есть для этого необходимый педагогический инструментарий.

В связи с переходом на новый стандарт особое внимание следует уделять созданию условий для развития контроля и оценки, самоконтроля и самооценки, а также оцениванию степени успешности овладения этими компонентами учебной деятельности. Предложенная система контроля и оценки характеризуется многоуровневым подходом к оцениванию учебных достижений. Одно и то же действие, умение может быть достигнуто и, соответственно, оценено как на базовом, так и на повышенном уровне. Как правило, выполнение сложных заданий позволяет оценить и овладение учащимся рядом метапредметных результатов, так как требует проявления универсальных учебных действий [2, c.34].

Итак, приоритетными в оценке становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику [2, c.34].

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников [9, c.12].

Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую «пятибалльную»). В настоящее время она построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки, несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться [8, c.12].

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе [18, c.23].

Итак, отличительными особенностями системы оценки в рамках ФГОС НОО являются следующие: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижения.

1.2 Планируемые результаты обучения как основа оценки достижения требований ФГОС

Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые служат нормативной основой одновременно и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса [7, c.34].

Планируемые результаты уточняют и конкретизируют требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики учащихся [6, c.90].

В структуре планируемых результатов выделены в особый раздел личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, а также планируемые результаты, достижение которых обеспечивается преимущественно за счет освоения учебных программ по отдельным предметам, составляющим инвариантную часть базисного учебного плана ‒ предметные результаты [7, c.38].

Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности ‒ познавательные, коммуникативные ‒ и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях [4, c.234].

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира [9, c.13].

Структура планируемых результатов отражает также основные направления оценочной деятельности: оценку результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений, педагогов и выпускников. Это достигается посредством выделения в структуре планируемых результатов трех уровней описания и соответственно, трех блоков целей, конкретизированных в отношении каждого из субъектов образовательного процесса и представленных как ориентиры и ожидаемые результаты [2, c.36].

В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. Таким образом, если направлением оценки являются «результаты деятельности системы образования», то предмет, содержание и критерии оценки соотносятся с первым блоком планируемых результатов.

Во втором блоке («Выпускник научится») отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий необходимых для последующего обучения и релевантных опорной системе знаний, умений и компетенций. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые сущностно необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников [6, c.90].

Третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться») отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока планируемых результатов призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития, по поддержке разнообразия индивидуальных познавательных потребностей учащихся за счет реализации потенциальных возможностей учебных и междисциплинарных программ.

Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников [20, c.145].

Таким образом, структура и содержание планируемых результатов соотносятся с общей направленностью, целями и объектом оценки, а также процедурами оценки. Основным объектом оценки выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса (перечень действий с содержанием). При оценке результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. За точку отсчета принимается необходимый и реально достигаемый опорный уровень. Оценка ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение (поощрение успеха, индивидуальная траектория).

1.3 Принципы и способы оценивания образовательных результатов в аспекте ФГОС

Оценка образовательных достижений (учебных успехов) школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. При оценке планируемых результатов учитель должен придерживаться ряда принципов:

1) Комплексность: оценка должна содержать комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся, в ней должна отражаться не только содержательная, но и процессуальная сторона учебной деятельности: способы получения знаний, методы решения учебных задач.

2) Содержательность и позитивность: оценка должна фиксировать не количество ошибок в работе, а характеризовать её достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности ученика, в оценочной шкале должны отсутствовать отрицательные отметки.

3) Определённость: оценка должна характеризовать конкретные качества работы учащегося, которые обозначены и согласованы перед её выполнением.

4) Открытость: оценка должна быть доступна ученику в качестве инструмента самооценки.

5) Объективность: оценка должна быть объективна в том смысле, что не вызывает субъективных разногласий и столкновений ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определённости.

6) Диагностичность: оценка должна нести информацию о достижениях ученика и о проблемах, которые ему предстоит решить; она должна позволять сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность;

В условиях ФГОС изменяются способы оценивания образовательных результатов, новая система оценки предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся, среди методов оценки выделяются «самоанализ и самооценка» [17, c.234].

Учитель и ученик вместе могут определять оценку и отметку. На уроках ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание.

Оценка − это словесная характеристика результатов действия (определяется за любое действие ученика). Отметка — это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) [11, c.24].

Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

Оценки и отметки фиксируются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений». Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц: таблицы предметных результатов; таблицы метапредметных результатов; таблицы личностных неперсонифицированных результатов по классу. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику. Отметки заносятся в таблицы результатов: обязательно (минимум): за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно) и за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно). По желанию и возможностям учителя (максимум): за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения [16, c.12].

«Портфолио ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Основные разделы «Портфолио» содержат: показатели предметных результатов (данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам); показатели метапредметных результатов; показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности). Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть, а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфолио основным набором материалов [8, c.67].

Выставляя отметки, учителю также необходимо придерживаться некоторых правил. Текущие отметки выставляются по желанию, за тематические проверочные работы отметки выставляются обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

Оценка результатов осуществляется по признакам трех уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами) [6, c.23].

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации; либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (не обязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по 5-балльной шкале (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов). Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов) [15, c.34].

Таким образом, все новые развивающие, деятельностные идеи ФГОС, требуют их отображения и фиксации в новых формах оценивания. Объектом оценки становятся три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные. При оценке результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. За точку отсчета принимается необходимый и реально достигаемый опорный уровень.

2 Исследование особенностей системы оценивания образовательных результатов в начальной школе

2.1 Результаты анкетирования учителей по проблеме оценивания планируемых образовательных результатов младших школьников

Констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ Гимназия № 92, г. Краснодара. В качестве респондентов выступили учителя начальной школы. Всего 10 учителей. На первом этапе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование учителей начальной школы по проблеме оценивания планируемых образовательных результатов младших школьников.

Была составлена анкета, которая содержала в себе следующие вопросы:

1. Как вы думаете, изменилась ли система оценивания обучения младших школьников в связи с введением ФГОС?

2. Что, по вашему мнению, подлежит оцениванию?

3. Достаточно ли разработаны методики для оценки различных планируемых результатов?

Какие Вы используете способы для оценивания планируемых результатов в начальной школе?

По какой шкале вы обычно оцениваете результаты обучения младших школьников?

Анализ ответов показал, что большинство опрашиваемых учителей (90%) знакомы с изменениями, происходящими в системе оценивания образовательных результатов начального обучения. 85% учителей ответили, что: «В связи переходом на новые ФГОС оцениваться будут планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные».

15% учителей отметили также что «При переходе на новый стандарт оцениваются уже не только знания, умения и навыки, но метапредметные и личностные результаты». 60% респондентов указали на то, что: «Главным в оценке становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений». 40% учителей указали, что «оценке подлежит и личностный прогресс каждого ученика».

На вопрос «Достаточно ли разработаны методики для оценки различных планируемых результатов?», большинство учителей (95%) ответили единодушно «нет». 80% опрашиваемых респондентов испытывают трудности в оценивании планируемых результатов учащихся. Что касается способов оценивания образовательных результатов, то здесь 83% учителей по-прежнему используют традиционные контрольные работы, диктанты, тестирование. Всего 10% педагогов для оценки образовательных результатов стали использовать таблицы достижений учащихся. И 7% учителей начинают аппробировать в своей оценочной деятельности такую форму оценивания как портфолио. 96% учителей при выставлении отметок используют традиционную 5-балльную шкалу. Всего 4% от числа опрашиваемых респондентов начали применять 6-балльную оценочную шкалу.

Итак, несмотря на информируемость большинства учителей относительно особенностей системы оценки планируемых результатов, прослеживается ряд проблем, касающихся средств, методов диагностики и способов фиксации образовательных результатов. Таким образом, анализируя ответы учителей, становится очевидным, что инструментарий оценки в условиях ФГОС находится на стадии разработки и требует дальнейшей конкретизации и уточнения.

2.2 Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов младших школьников

На втором этапе эксперимента была проведена дополнительная беседа с учителем 2 «А» класса (Лазаревой Татьяной Ивановной) и анализ школьной документации, направленные на изучение особенностей системы оценивания образовательных результатов в начальной школе. Были составлены вопросы к беседе:

1. По какой образовательной системе Вы работаете?

2. Какие формы и средства оценки личностных, метапредметных и предметных результатов используете?

3. Как Вы планируете уроки с целью достижения и оценки планируемых результатов?

Из беседы с учителем 2 «А» класса выяснилось, что он работает по Образовательной Системе «Школа 2000...». В основу системы оценивания в классе положена технология оценки результатов обучения, разработанная авторским коллективом ОС «Школа 2100» под руководством Д.Д. Данилова. Данная технология одобрена Российской академией образования. Основными задачами данной технологии являются: определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки, мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку. Основными составляющими данной технологии являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности (таблица 1). Решение задач оценивается по признакам уровней успешности только начиная с 3 класса.

В соответствии с данной технологией в официальный журнал класса выставляются только итоговые отметки за четверть. Текущие отметки выставляются в таблицы требований – в рабочий журнал учителя.

Таблица 1 − Шкала уровней успешности Образовательной системы «Школа 2100...»

Уровни успешности

6-балльная шкала

5-балльная шкала

1

2

3

Не достигнут даже необходимый уровень. Не решена типовая, много раз отработанная задача

Пустой кружок − обязательное задание, которое так и не удалось сделать

«2» (или 0) ниже нормы, неудовлетворительно

Необходимый (базовый) уровень. Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания

1 балл − частичное освоение

«3» норма, зачёт, удовлетворительно. Возможность исправить! Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

2 балла − полное освоение

4 (хорошо). Право изменить! Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Повышенный (программный) уровень. Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

3 балла − частичное освоение

4+ (почти отлично). Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

4 балла − полное освоение

5 (отлично) Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Максимальный (необязательный) уровень. Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались самостоятельно добытые новые знания

5 баллов − приближение к максимальному уровню

5+ Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

6 баллов — выход на максимальный уровень

5 и 5 (превосходно) Полностью успешное решение (без ошибок полностью самостоятельно)

Из беседы с учителем 2 «А» класса было также определено, как он использует таблицы достижения планируемых результатов. Во-первых, учитель определяет тему, которая будет изучена по данному предмету в ближайшей четверти. Сначала в таблицу требований учитель выставляет отметки только за письменные работы (рабочая тетрадь, проверочные работы). Затем в ходе наблюдения за учащимися на уроке учитель переходит к выставлению в таблицу требований отметки за устные ответы детей на уроках: по конспекту урока учитель выбирает наиболее важные задания, которые будут даны ученикам на уроке; заранее определяет, какое главное умение демонстрирует выполнение каждого из этих заданий, и помечает это в конспекте.

Проанализируем уроки математики, проведенных учителем Лазаревой Татьяной Ивановной во 2 «А» классе с точки зрения достижения планируемых результатов и их оценки.

1. Урок 89. Тема: Таблица умножения и деления на 5 (Урок введения нового знания)

Планируемые результаты:

1. Личностные: понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

2. Метапредметные: познавательные: самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий); строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему; коммуникативные; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; регулятивные: принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

3. Предметные: уметь умножать и делить на 5, уметь решать текстовые задачи, находить площадь фигуры, составленной из прямоугольников, уметь работать с таблицей.

Таблица 2 ‒ Урок математики, 2 класс, тема «Таблица умножения и деления на 5»

Этапы урока

Ход урока, задания

Планируемые результаты

Средства и способы оценивания

1

2

3

4

1. Актуализа

ция знаний.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Индивидуальная работа.

Изученные случаи сложения и вычитания.

4. Фронтальная работа.

а) Послушайте и запишите решение.

- На трёх тарелках лежит по пять пирожков. Сколько всего пирожков лежит на трёх тарелках?

- Пятнадцать пирожков разложили на три тарелки поровну. Сколько пирожков положили на каждую тарелку?

- Пятнадцать пирожков разложили по пять пирожков на тарелку. Сколько понадобилось тарелок?

– Как называются такие задачи? (Взаимно обратные.)

б) Продолжите запись.

а • b = d 2 • 5 = …

b • a = … ...

d : a = … ...

d : b = … ...

в) Сравните: a • 4 a • 3 + a.

Уметь умножать и делить на 5

Определять, что действия умножения и деления связаны между собой

Уметь устанавливать закономерности (в каждом столбце второй множитель во втором выражении на 1 больше, чем в первом

Учитель осуществляет наблюдение за учащимися, фиксирует знаком «+» полностью правильное выполнение задания (достижение планируемого результата) в таблице достижений по теме урока

2. Открытие нового знания.

Задание № 1, с. 4.

На доске и на столах перед каждым учеником таблица, аналогичная данной в учебнике. Цель работы: самостоятельное составление таблицы умножения и деления числа 5 и на 5.

План работы.

– Находим значение первого выражения в 1-м столбце, заменяя умножение сложением.

– Находим значение выражения в 3-м столбце, опираясь на знание взаимосвязи операций умножения и деления.

– Находим значение второго выражения в 1-м столбце, опираясь на выведенную закономерность.

– Устанавливаем соответствие между вторым выражением в 1-м столбце и первым выражением во 2-м столбце и находим значение и этого выражения, не вычисляя.

– Далее – в такой же последовательности, пока не будут найдены значения всех выражений.

– Доказываем истинность полученных высказываний, выборочно находя ещё раз значение некоторых выражений с помощью вычислений.

– Дополняем таблицу теми выражениями, значения которых мы уже знаем после изучения предыдущих таблиц.

Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий)

Выполнять работу в соответствии с заданным планом

Учитель осуществляет наблюдение за учащимися, фиксирует достижение результата в таблицах личностных достижений

Окончание таблицы 2

1

2

3

4

3. Формулирование темы и целей урока.

- В чем нам поможет сегодня на уроке знание таблицы умножения и деления на 5?

- Какова цель сегодняшнего урока?

Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания

 

4. Первичное закрепление

Задание № 2, с. 4 (1-ый столбик).

- Прочитайте выражения. Определите порядок действий. Используйте значения таблиц умножения и деления на 5. Решите с объяснением.

Выполнять работу в соответствии с заданным планом

Уметь умножать и делить на 5

 

5. Самостоятельная работа в парах по вариантам.

Задание № 2, с. 4.

- Пользуйтесь тем же планом обсуждения.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли правильно решить задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с вами учились оценивать свою работу.

Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке

Ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу

Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; не бояться собственных ошибок

Учитель фиксирует знаком «+» полностью правильное выполнение задания (достижение планируемого результата) в таблице достижений по теме урока

6. Систематизация и повторение.

1. Работа в парах по вариантам.

а) Задание № 4, с. 4 (по одному выражению).

б) Задание № 5, с. 4 (часть задания).

в) Задание № 6, с. 4 (часть задания).

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли правильно решить задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с вами учились оценивать свою работу.

2. Фронтальная работа.

Задание № 3, с. 4.

- Для выполнения этого задания можно воспользоваться чертежом, где за 1м принять мерку в 1 см.

- Вспомните, какая формула поможет найти площадь прямоугольника, как найти периметр.

Участвовать в обсуждениях, работая в паре

Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

Уметь решать текстовые задачи, находить площадь фигуры, составленной из прямоугольников

Учитель фиксирует достижение результата знаком «+» в таблице требований и таблице личностных достижений

7. Итог урока. Рефлексия деятельност

Изображение на жёлтом поле.

- Сколько пирожных на рисунке? Какой способ счёта самый быстрый? Почему?

Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

 

Итак, из таблицы видно, что каждый этап урока, каждое учебное задание соотносится с определенными планируемыми результатами: личностными, метапредметными и предметными. На протяжении урока при выполнении каждого задания учитель ведет наблюдение за учащимися и фиксирует знаком «+» полностью правильное выполнение задания (достижение планируемого результата) в таблице достижений по теме урока. Метапредметные результаты фиксируются в карте личностных достижений учащихся. Если ученик не выполняет задание или не − планируемый результат не достигнут, учитель не ставит никаких отметок.

Далее рассмотрим следующий урок во 2 «А» классе на тему «Периметр квадрата и прямоугольника».

2. Урок 90. Тема: «Периметр квадрата и прямоугольника» (Урок формулирования нового знания)

Планируемые результаты:

1. Личностные: понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

2. Метапредметные: познавательные: самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий); анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему; коммуникативные; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; регулятивные: принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); выполн; участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

3. Предметные: уметь решать текстовые и занимательные задачи, знать таблицу умножения и деления в пределах 20, уметь находить периметр прямоугольника и квадрата.

Таблица 3 ‒ Урок математики, 2 класс, тема «Периметр квадрата и прямоугольника»

Этапы урока

Ход урока, задания

Планируемые результаты

Средства и способы оценивания

1

2

3

4

1. Актуализа

ция знаний.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Индивидуальная работа. Индивидуальные карточки с разными видами работ для лучшего запоминания таблицы умножения.

4. Фронтальная работа.

а) Продолжите каждый ряд на 3 числа.

2 4 6 ...

6 9 12 ....

8 12 16 ...

10 15 20 ....

б) Разделите: числа 1-й строчки на 2; числа 2-й строчки на 3; числа 3-й строчки на 4; числа 4-й строчки на 5.

в) Математический диктант.

– Какое число надо разделить на 8, чтобы получить 3? Сколько раз надо взять по 9, чтобы получить 18?

На сколько 18 больше 9?

– Сколько раз 6 нужно взять слагаемым, чтобы получить 24?

– Найдите произведение чисел 8 и 4. Найдите частное чисел 8 и 4. На сколько надо разделить 12, чтобы получить 2?

– Представьте в виде двух равных множителей числа 9, 16, 36, 25. Из цифр 0, 1, 2 составьте некоторые двузначные числа, которые делятся на 2.

г) Решите задачи.

- На улице стоят трёх-, четырёх- и пятиэтажные дома. Трёхэтажных домов 17, четырёхэтажных 6, а пятиэтажных 13. Сколько всего домов на этой улице?

-В доме 32 квартиры. 7 из них трёхкомнатные, 12 – двухкомнат ные, а остальные – однокомнатные. Сколько в доме однокомнатных квартир? Сколько есть способов решения этих задач?

Уметь умножать и делить в пределах 20

Уметь устанавливать закономерности

Уметь умножать и делить в пределах 20

Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

Уметь решать текстовые задачи

Учитель осуществляет наблюдение за учащимися, фиксирует знаком «+» полностью правильное выполнение задания (достижение планируемого результата) в таблице достижений по теме урока

Продолжение таблицы 3

2. Постановка проблемы

Работа в парах по вариантам (по одной фигуре).

Задание № 1, с. 6.

Цель работы: 1) актуализация знаний о смысле действия умножения;

2) актуализация знаний о способе нахождения периметра квадрата;

3) наблюдение за полученными выражениями (первые множители разные, а второй всегда 4; первый множитель равен длине стороны квадрата, а второй – числу сторон).

- Сравните полученные выражения.

- Объясните выражения с умножением.

- Можно ли использовать полученные выражения для вычисления периметра?

- На какой вопрос надо сегодня ответить?

Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий)

Выполнять работу в соответствии с заданным планом

Учитель фиксирует достижение результата знаком «+» в таблице требований и таблице личностных достижений

3. Открытие нового

- Давайте проверим и сравним способы нахождения периметра других квадратов и прямоугольников.

1. Задание № 2, с. 6

- Какой вывод можем сделать?

- Проверьте его с выводом учебника.

2. Чтение и анализ формул в оранжевой рамке.

- Объясните буквенные и цифровые обозначения.

- Объясните части этой формулы.

Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания

Уметь находить периметр прямоугольника

Учитель фиксирует достижение результата знаком «+» в таблице требований и таблице личностных достижений

4. Формулирование темы и цели

- Чему будем сегодня учиться?

- Что нам поможет?

- Какие ещё данные можно найти с помощью этих формул?

Выполнять работу в соответствии с заданным планом

 

5. Первичное закрепление

Задание № 3, с. 6.

- Какие данные известны? Как нам может помочь формула периметра? Какую часть формулы мы можем найти? Как найти вторую часть? Как объяснить значение второй части формулы? Можем ли теперь найти искомую величину? А как теперь найти площадь прямоугольника?

Ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу

 

Окончание таблицы 3

1

2

3

4

6. Систематизация и повторение.

- Давайте выберем задания для тренировки и повторения.

а) Самостоятельная индивидуальная работа.

Задание № 4 (часть)

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли правильно решить задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.

б) Задания № 5а, 5б, с. 7.Фронтальная работа.

(Подробный разбор и решение с составлением краткой записи и схемы).

- Выделите числовые данные.

- Какое выражение поможет найти количество углекислого газа, которое поглощают 4 тополя? А сколько поглотят остальные тополя? Как это обозначить?

Давайте составим краткое условие и план решения задачи.

Для решения второй задачи выделите числовые данные и важные слова для установления взаимосвязей.

- Какое выражение поможет ответить на вопрос задачи?

Проверка решения задач.

Участвовать в обсуждениях, работая в паре

Уметь решать текстовые задачи, находить площадь фигуры, составленной из прямоугольников

Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схем

Составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий); анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую

Учитель фиксирует достижение результата знаком «+» в таблице требований и таблице личностных достижений

7. Итог урока. Рефлексия деятельности

Изображение на жёлтом поле.

- Давайте поможем Кате найти периметры фигур?

- Что мы для этого знаем?

Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

 

Основываясь на данных таблиц 2 и 3 можно сделать вывод о том, что каждое задание на уроке может быть использовано для достижения целого ряда планируемых результатов. Для достижения планируемых результатов на уроке, учитель использует разнообразные методы, приемы и средства обучения, а также различные формы организации деятельности учащихся: фронтальную, парную, индивидуальную. На уроке учебные задания выступают как средством достижения планируемых результатов, так и средством их оценки. Учитель фиксирует в таблице достижения оценку выполнения определенного учебного задания отдельным учеником, соотнося данное задание с определенным планируемым результатом. В таблице успешное выполнение задания отмечается знаком «+». Если задание не выполнено не ставится ничего.

Когда группа тем четверти уже изучена, по таблице требований определяется итоговая оценка и высчитывается итоговая отметка. Таким образом, заполненный лист таблицы требований по теме, изученной в этой четверти закрывается (таблица 4). Итоговые отметки за четверть выставляются в официальный классный журнал. Отметки переводятся в традиционную шкалу.

Рассмотрим особенности оценки предметных результатов младших школьников на примере таблицы достижения на примере изучения темы «Умножение и деление чисел в пределах 100»

Таблица 4 ‒ Таблица требований для учащихся 2 «А» класса по теме «Умножение и деление чисел в пределах 100»

ФИО

Планируемые результаты

Читать, записывать числа в пределах 100

Знать таблицу умножения и деления

Сравнивать величины по их числовым значениям

Читать информацию линейных диаграмм

Решать простые задачи и задачи в 2 действия

Находить периметр и площадь квадрата

Решать уравнения, в которых надо найти неизвестное целое

1.Алимова А.

+

 

+

+

+

+

 

2.Галушко К.

+

+

+

 

+

+

+

3. Глотов Д.

+

 

+

+

 

+

+

4.Гулиев Р.

+

+

+

+

+

+

 

5.Давыдова Н.

+

+

+

+

+

   

6.Зуева В.

+

+

+

+

+

+

+

7.Ибрагимова А.

 

+

 

+

 

+

 

8.Калинин Н.

+

 

+

+

+

+

 

9.Керчатый М.

+

+

+

 

+

+

+

10.Кобзарь А.

+

 

+

+

+

+

 

11.Кожевников А.

+

+

 

+

+

+

 

12Кравченко Л.

+

 

+

+

+

+

 

13.Кулаков Е.

+

+

+

 

+

+

+

14.Лапин Е.

+

+

+

+

     

15.Матаруев А.

+

 

+

 

+

+

+

16.Митькин В

+

+

+

+

+

+

+

17.Попова М.

 

+

 

+

 

+

 

18.Прошин В.

+

 

+

+

+

+

 

19.Рогов С.

+

+

+

 

+

+

+

20.Рымарь Е.

+

   

+

+

+

+

21.Салман Я.

+

+

 

+

+

+

 

22.Слабковская К.

+

 

+

+

+

+

 

23.Тверитнев С.

+

+

+

 

+

+

+

24.Феофанова У.

+

+

+

+

     

25.Щепелева А.

+

+

+

 

+

+

+

Также из беседы с учителем 2 «А» класса мы выяснили, что личностные результаты оцениваются в течении всего учебного года учителем в ходе наблюдения за учащимися, психологом в рамках проводимых тестирований, мониторинга активности участия обучающихся в образовательных событиях разного уровня и социально-значимых акциях. Результаты оценки заносятся в рабочую тетрадь учителя, или аналитическую справку учителя. (таблица 5)

Таблица 5 ‒ Оценка личностных достижений младших школьников

п/п

Процедура

оценивания

Кто оценивает

Сроки

Фиксация результатов

1

Тестирование

Психолог и /или

учитель

Входное – 1 класс

Промежуточные 2-3 класс

Итоговое - 4 класс

Рабочая тетрадь учителя

2

Наблюдения

Учитель

В течение обучения

Рабочая тетрадь учителя

3

Анализ содержания

«Портфолио»

Учитель

По окончании

каждого учебного

года

Аналитическая справка учителя

4

Анкетирование

Психолог/Учитель

Входное – 1 класс

Промежуточные – 2-3 класс

Итоговое – 4 класс

Рабочая тетрадь учителя

5

Мониторинг

активности участия

обучающихся в

образовательных

событиях разного

уровня и социально-

значимых акциях.

Степень активности:

1.Высокая,

2.Средняя,

3.Низкая,

4.Нулевая

Учитель

По окончании

каждого учебного

года

Аналитическая справка учителя

Итак, в результате проведенного исследования было установлено, что объектом оценки выступают личностные, метапредметные и предметные результаты обучения младших школьников. На каждом уроке учитель определяет задания для достижения и оценки определенного планируемого результата. На уроке осуществляется комплексное оценивание всех трех видов планируемых результатов. Предметные результаты оцениваются с помощью таблиц требований. Результаты оценки предметных достижений заносятся в рабочую тетрадь учителя и в классный журнал (в виде отметок). Метапредметные и личностные результаты оцениваются на каждом уроке, в ходе наблюдений за учащимися, а также в ходе анкетирования и тестирования. Результаты оценки достижения личностных и метапредметных результатов заносятся в рабочую тетрадь учителя, или аналитическую справку учителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного теоретического анализа литературы, было установлено, что отличительными особенностями системы оценки в рамках ФГОС НОО являются следующие: комплексный подход к оценке результатов образования: оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования; использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.

Также было определено, что при оценке планируемых результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В ходе экспериментального исследования была проведена беседа с учителями начальной школы, анкетирование и анализ школьной документации, направленные на изучение особенностей системы оценивания образовательных результатов в начальной школе. В результате проведенного исследования было установлено, что объектом оценки в начальной школе выступают личностные, метапредметные и предметные результаты обучения младших школьников. На каждом уроке учитель определяет задания для достижения и оценки определенного планируемого результата. На уроке осуществляется комплексное оценивание всех трех видов планируемых результатов. Предметные результаты оцениваются с помощью таблиц требований. Результаты оценки предметных достижений заносятся в рабочую тетрадь учителя и в классный журнал (в виде отметок). Метапредметные и личностные результаты оцениваются на каждом уроке, в ходе наблюдений за учащимися, а также в ходе анкетирования и тестирования. Результаты оценки достижения личностных и метапредметных результатов заносятся в рабочую тетрадь учителя, или аналитическую справку учителя. Было также установлено, что несмотря на просвещенность большинства учителей относительно особенностей системы оценки планируемых результатов, прослеживается ряд проблем, касающихся средств, методов диагностики и способов фиксации образовательных результатов, поэтому становится очевидным, что инструментарий оценки в условиях ФГОС находится на стадии разработки и требует дальнейшей конкретизации и уточнения.

Таким образом, цель исследования реализована: определены особенности оценки достижения планируемых результатов обучения в начальной школе. Задачи исследования достигнуты: проанализирована литература по проблеме исследования, проведен анализ школьной документации, анкетирование и беседа с учителями с целью изучения способов и средств оценки образовательных результатов младших школьников. Гипотеза исследования нашла свое подтверждение в результатах теоретического и экспериментального исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. – 98 с. – ISBN 5-2500-0345-1.

  2. Абрамов, Т.В. Региональная модель оценки индивидуальных достижений учащихся / Т.В. Абрамов, Н.Г. Корнещук, Ш.Г. Рубин // Оценка качества образования. – 2007.– № 1. – С. 63–72.

  3. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования (Стандарты второго поколения) / Л.Л. Алексеева. – М.: Просвещение, 2010. – 125 с. – ISBN 5-3456-0345-1.

  4. Виноградова, Н. Ф. Проблемы реализации Государственного стандарта начального общего образования / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. - 2010. - № 1. – С. 3 – 8.

  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1996. – 345 с. – ISBN 4-2345-3445-1.

  6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2009. – 78 с. – ISBN 3-4567-3467-1.

  7. Данилов Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) / Д.Д. Данилов // Образовательная система «Школа 2100»: Примерная основная образовательная программа : Кн. 1 : Начальная школа. – М. : Баласс, 2011. – 48 с. – ISBN 3-1234-45667-1.

  8. Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / М.Ю. Демидова. – М.: Просвещение, 2010. – 125 с. – ISBN 5-3456-0345-1.

  9. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова// Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11.

  10. Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся : примеры формирования / Л. Ф. Климанова // Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.

  11. Кондаков А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2008. – 67 с. – ISBN 5-3456-0345-1.

  12. Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе // Стандарты второго поколения: Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе ; в 2-х ч. ; ч. 1. – М. : Просвещение, 2010. – 67 с. – ISBN 4-3267-0345-2.

  13. Кондаков А. М. О проекте федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образо-вания / А.М. Кондаков // Администратор образования. – 2011.– № 10. – С. 3-7.

  14. Кузнецов В. И. Принципы активной педагогики: Что и как преподавать в современной школе: учебное пособие / В. И. Кузнецов. - М.: Академия, 2001.– 225 с. – ISBN 5-3456-0345-1.

  15. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. – № 10. – С. 37.

  16. Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 3. – С. 19-23.

  17. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. (Стандарты второго поколения) / О.Б. Логинова. – М.: Просвещение, 2009. – 87 с. – ISBN 5-1234-0345-1.

  18. Мареев В. И. Как оценить качество воспитательной деятельности? / В.И. Мареев // Аккредитация в образовании. - 2011. - N 6 - С. 66-67.

  19. Осипова Н.В Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова // Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.

  20. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: cистема заданий / М.Ю. Демидова, С. В. Иванов, О.А. Карабанова и др.. М. : Просвещение, 2009. – 97 с. – ISBN 5-1234-0345-1.

  21. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000...» / Л. Г. Петерсон // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23

  22. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 77 с. – ISBN 3-6734-0345-2.

  23. Соколова Е. И. ФГОС нового поколения в системе СПО: решаем задачу оценивания / Е.И. Соколова // Аккредитация в образовании. - 2012. - № 2 - С. 70-72

  24. Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителя / Под ред. Н.В. Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 123 с. – ISBN 4-5634-2345-1.

  25. Улановская, И.М. Эффективность развития детей, обучающихся по Образовательной системе «Школа 2100» / И.М. Улановская, Е.Г. Юдина // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех: сб. мат. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Баласс, 2006. – 320 с. – ISBN 5-4568-2345-1.

  26. Шпакин, Д.А. Педагогические условия как фактор внедрения новых образовательных стандартов в России / Д.А. Шпакин // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 1.

Просмотров работы: 19275