ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ ДОД «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» Г. НОВОШАХТИНСКА (ЦРТДИЮ) - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ ДОД «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» Г. НОВОШАХТИНСКА (ЦРТДИЮ)

Акименко Д.С. 1
1Филиал ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время самостоятельным и достаточно эффективным направлением повышения качества дополнительного образования детей признаются новые содержательные элементы социального воспитания социокультурной направленности; синтезированное единство теории и практики социального воспитания и социокультурной деятельности учреждений дополнительного образования детей; современные ценностные ориентации детей и молодежи и их социокультурное пространство. Совершенствуется социально-педагогическая деятельность этих учреждений.

Повышенный интерес науки и практики к этим проблемам в целях стратегического развития учреждений дополнительного образования детей обусловливает: систематизацию социально ориентированных направлений их деятельности; создание оптимизированной социально ориентированной модели деятельности; социальную интеграцию учреждений дополнительного образования детей в деятельность других социальных институтов. В этой связи особый интерес представляет исследование социальных технологий, применяемых в деятельности учреждений дополнительного образования, что в свою очередь обусловило интерес к теме курсовой работы.

Объектом исследовательской работы является учреждение дополнительного образования детей, предметом –технологии социальной работы, применяемые в условиях учреждениях такого типа.

Цель исследовательской работы заключается в выявлении особенностей конструирования социономического пространства МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г.Новошахтинска.

Цель работы конкретизируется в решении следующих исследовательских задач:

- охарактеризовать особенности развития дополнительного образования детей в современных условиях;

- дать категориальную характеристику воспитанникам ЦРТДиЮ г.Новошахтинска;

- проанализировать особенности применения и методическое оснащение социальных технологий, используемых в деятельности ЦРТДиЮ.

Данная объектно-предметная область недостаточно представлена в научной и методической литературе. Среди теоретиков и практиков этой сферы особо стоит отметить работы Н.Ю.Коносовой и А.Т.Бойцовой, которые описали особенности реализации в системе дополнительного образования методы социально-педагогической поддержки воспитанников.1 В.П.Голованов сумел обозначить новые подходы и перспективы к осуществлению социально-педагогической деятельности в учреждениях обозначенного типа.2 Но особо стоит отметить труды А.Б.Фоминой, которая по сущности стала методологом и методистом для реализации социально-направленной деятельности учреждений дополнительного образования детей3.

В качестве эмпирического материала в работе представлена аналитические материалы МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г.Новошахтинска.

В проведении исследования применялись исторический метод, метод анализа документов, метод дедукции и индукции, а также другие общенаучные методы.

Структура работы определяется заявленной целью и задачами и включает введение, 2 главы, 5 параграфов, заключение и список использованных источников из 22 единиц.

1. Категориальная характеристика воспитанников ЦРТДиЮ

Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметров, в том числе и воспитательных складывается его успешность, либо неуспешность в современном становлении его, как личности.

Среди этих факторов риска можно выделить следующие основные группы:

• медико-биологические (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного развития и т.д.);

• социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);

• психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

• педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития и обучения детей; отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:

•дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

•дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;

•дети из неблагополучных, асоциальных семей;

•дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

Ежегодно в сентябре-октябре месяце социально-психологическая служба ЦРТДиЮ проводит сбор данных социального состава и социально-демографического состава семей воспитанников ЦРТДиЮ. В таблице 1 приводится свод статистических данных за последние 3 года.

Т а б л и ц а 1. Социальный паспорт МОУ ДОД «ЦРТДиЮ»

 

2009-10 уч.г.

2010-11 уч.г.

2011-12 уч.г.

Всего

В %

Всего

В %

Всего

В %

Общее кол-во детей

2176

 

2417

 

2559

 

По возрасту

Дошкольный возраст

(4-6 лет)

310

14%

420

17%

493

19%

Младший школьный возраст (7-10 лет)

1074

49%

1062

44%

1136

44%

Средний школьный возраст (11-14 лет)

550

26%

656

27%

562

22%

Старший школьный возраст (15-17 лет)

214

10%

235

10%

323

13%

Старший возраст, учащиеся СУЗов, ВУЗов (15-18 лет)

44

2%

44

2%

45

2%

По половому признаку:

Мальчики

770

35%

834

35%

814

32%

Девочки

1406

65%

1583

65%

1745

68%

По направлениям деятельности:

Художественно-эстетическое (вокал, хореография, ИЗО и ДПИ, инструментальное исполнительство)

1519

70%

1599

66%

1748

68%

Социально-педагогическое (школа раннего развития «Росток», Педкласс, информатика

419

19%

473

19%

554

22%

Культурологическое (журналистика, языкознание, обществознание, театральная студия, английский язык)

52

2%

111

5%

130

5%

Туристско-краеведческое (турклуб «Мечта»)

95

5%

72

3%

29

1%

Физкультурно-спортивное (бальные танцы, Брейк-Данс)

91

4%

162

7%

98

4%

Социальный состав обучающихся:

Дети, находящиеся под опекой

18

0.8%

18

0.7%

18

0.7%

Дети, воспитывающиеся в детском доме (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей)

62

3%

68

3%

89

3%

Дети, воспитывающиеся в школе-интернате

107

5%

145

6%

101

4%

Дети-инвалиды

56

3%

59

3%

63

2%

Дети, состоящие на учете в ПДН

10

0.5%

8

0.3%

6

0.2%

Дети, состоящие на внутрицентровском учете

80

4%

95

4%

89

3%

Состав семей воспитанников

Полные семьи

1697

78%

1740

72%

1765

69%

Неполные семьи

479

22%

677

28%

794

31%

Многодетные семьи

47

2%

45

2%

43

2%

Приемные семьи

5

0.2%

3

0.1%

3

0.1%

Малообеспеченные семьи

65

3%

113

5%

122

5%

Отличительной особенностью ЦРТДиЮ, впрочем как и всех образовательных учреждений России является многонациональный, поликультурный состав обучающихся, педагогов. В связи с этим возникает усвоение нового опыта, знакомство с разными традициями, языком и т.д.

Целью данного исследования является выявление детей, относящихся к различным категориям группы риска и планирование работы, в том числе и социальной, с ними.

2 Организационно-технологические особенности функционирования ЦРТДиЮ

Воспитательная система учреждения учитывает историю Центра творчества и его традиции. Всё это является стержнем, основой для развития современного воспитания ЦРТДиЮ, базирующегося на инновациях, которые привели к определённой перестройке уже существовавшей воспитательной системы.

В ЦРТДиЮ принципы демократизации, культуросообразности, здоровьесбережения и креативности являются приоритетными. Вся воспитательная деятельность учреждения направлена на гуманизацию воспитания, что подразумевает:

  • обеспечение стимулирования духовно-нравственного и физического развития воспитанников на традициях исторического прошлого нашего народа;

  • всестороннее изучение воспитанников, учёт их склонностей и способностей;

  • создание комфортных психологических условий воспитанникам, педагогам, родителям и их сотрудничество;

  • открытость Центра творчества окружающему социуму;

  • наполнение жизни детей разнообразной для их возраста деятельностью;

  • цельность и непрерывность учебно-воспитательного процесса.

Воспитательное пространство учреждения представляет собой систему блоков: концепция идей, система коллективов, виды воспитательной деятельности, внешние связи. Ядро в воспитательной системе составляет взаимодействие коллективов: детского, педагогического, родительского. Формы сотрудничества самые разные: совместная образовательная и творческая деятельность в различных объединениях, организация досуга. При этом каждому ребёнку обеспечиваются условия для духовного, нравственного, интеллектуального, физического развития, удовлетворение творческих и образовательных потребностей, формирования личностной позиции.

Среди основных задач, решаемых педагогами МОУ ДОД «ЦРТДиЮ» г. Новошахтинска, выделяются: обеспечение доступности качественного дополнительного образования; воспитание патриотизма, толерантности, высокой культуры, уважения к правам и свободам человека; предпрофессиональное образование.

В социально-воспитательном и образовательном пространстве ЦРТДиЮ успешно реализуются несколько программ:

- «Мы вместе». Целью является создание условий для комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности (ОВЖ), формирование его социальной реабилитации, развития коммуникативных навыков через включение детей в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности. В течение всего года организуется общение с детьми с ОВЖ, они неоднократно приглашались на различные конкурсно-игровые мероприятия, налажено сотрудничество с городским обществом инвалидов.

- Программа «Созвездие интересов» направлена на оказание помощи детям в формировании социальных ценностей, интересов и традиций. Так традиционным стало проведение тематических мероприятий (День учителя, День матери, Международный женский день, День здоровья и т.д.).

- Воспитание чувства патриотизма у обучающихся Центра строится по программе «Патриоты Дона», в рамках которой проводилась операция «Ветеран живет рядом». Ребята с удовольствием оказывают помощь пожилым людям, помогают им по хозяйству, ходят в магазин и т.д.

- Программа «Молодежь Несветая» направлена на социализацию личности ребенка, формирование мотивов, интересов. Вся работа по данной программе основана на сотрудничестве, взаимном доверии взрослых и детей. Основными формами организации деятельности являются собрания, заседания и т.д.

- Программы «Образ жизни», «Свежий ветер», «Спорт, здоровье, красота» направлены на организацию здорового образа жизни. На протяжении всего учебного года с обучающимися ведутся беседы о вреде алкоголя, табакокурения, наркомании и последствиях, которые влекут за собой вредные привычки. В целях профилактики были выпускаются стенгазеты для родителей и обучающихся. В рамках этой программы проводятся мероприятий в подростковых клубах по месту жительства. Педагогом-психологом систематически проводятся опросы, тестирование, анкетирование. Медицинская сестра проводит беседы, занятия в соответствии с планом своей деятельности, оказывает помощь в подготовке материалов для стенгазет.

Важное значение в планировании работы ЦРТДиЮ имеет организация досуговой каникулярной деятельности. В каникулярный период для детей проводятся игровые, конкурсно-развлекательные мероприятия, которые направлены на развитие коммуникативных навыков, эстетических, сплочению микроколлективов взрослых и детей в процессе их совместной деятельности.

Работа с детьми по месту жительства на протяжении последних лет является одним из приоритетных направлений деятельности администрации города Новошахтинска в области воспитания и образования подрастающего поколения. Подростковые клубы призваны создавать условия для организации содержательного досуга, общения и общественно-полезной деятельности детей и молодежи по месту жительства, работы с детьми «группы риска».

На данный момент в городе функционируют 5 клубов по месту жительства: «Дружба» (пос. Радио), «Надежда» (пос. Западный), «Радуга» (пос. Пригородный), «Факел» и «Юность»(пос. Новая Соколовка). Все эти клубы являются структурными подразделениями ЦРТДиЮ и работают на основе Положения о клубе по месту жительства. С 2005 года в помощь работе подростковых клубов была создана выездная комиссия, в ее состав входят зам.директор по воспитательной работе, зав.отдела по социально-культурной деятельности, педагог-психолог, педагог-организатор. В течение года комиссия проверяет ведение документации клубов, проводятся воспитательные мероприятия, конкурсные программы, социальные и психологические диагностики, анкетирование, тестирование и т.д.

Систематически в каждом клубе осуществляется совместная работа с Администрацией близ лежащих школ, с Администрацией поселка по месту нахождения клубов. Четко отработана взаимосвязь с Отделом образования и сектором по работе с молодежью Администрации г. Новошахтинска. Благодаря такой работе, многие дети из неблагополучных семей были определены в интернат и детский дом.

3 Анализ социальных технологий, применяемых в ЦРТДиЮ

3.1 Социально-педагогическая поддержка воспитанников

Прежде всего необходимо определить условия эффективности процесса социально-педагогической поддержки личности ребенка в условиях ЦРТДиЮ:

1. Субъект – субъектные отношения педагога и ребенка – представляет педагогическую поддержку ребенка в его индивидуальном саморазвитии. Обучающийся имеет возможность выбирать направление, содержание образование, педагога и сам (при поддержке педагога) развивает себя.

2. Вариативность образования - то есть возможность образования поискового, предоставляющего выбор содержания, предмета, форм образования, педагога, формирующего у ребенка такую картину мира, которая обеспечивает ориентацию личности в любых жизненных ситуациях, стимулирующего процесс саморазвития.

3. Создание многоуровневой развивающей социокультурной, психолого- педагогической среды. В основу функционирования такой среды положена идея учреждения дополнительного образования как системы развивающих сред, призванных обеспечить оптимальные условия для реализации интеллектуальных, творческих, личностных способностей каждого ребенка. Многоуровневый подход к деятельности позволяет выстроить в ЦРТДиЮ непрерывные связи образования: от уровня формирования интереса детей к избранному виду деятельности до профессионально–ориентированной индивидуальной работы по формированию творческой самостоятельности.

4. Создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка возможно лишь при реализации всего, о чем говорилось ранее: вариативности образования, субъект-субъектных отношений педагога и ребенка, наличия многоуровневой психолого-педагогической , социально-культурной среды.

Таким образом, социально-педагогическая поддержка есть социокультурный процесс индивидуального развития личности ребенка, осуществляемый педагогом и опосредованный педагогическими условиями дополнительного образования детей.

Показателями успешности социальной поддержки обучающихся в МУДОД «ЦРТДиЮ» за последние три года можно считать:

- бесплатное обучение в творческих объединениях;

- право выбора педагога и направления деятельности;

- предоставление одаренным детям бесплатного абонемента на проезд в общественном транспорте;

- получение обучающимися ( Пруцкая К., Омельченко В., Руденко В., Иванова Е.) президентской стипендии в рамках программы «Одаренные дети»;

- получение обучающимися (Ахмедиева Е., Брусникова Е., Дехтярев В., Кощиенко А., Акелина М., Блахнеев В., Кочура О.,) стипендии мэра города Новошахтинска ;

- участие обучающихся ЦРТДиЮ в конкурсах областного, всероссийского и международного уровней за счет бюджетных средств;

- предоставление детям санаторно-курортных путевок (1 раз в год);

- предоставление детям путевок в лагеря отдыха;

- предоставление путевок во Всесоюзный детский центр «Орленок» (3 – 4 чел. в год);

- ежегодное проведение бесплатных городских елок (210 человек каждый год);

- получение детьми (Сафарян М.) ценного подарка от Московского фонда поддержки одаренных детей;

- ежегодное проведение мероприятий для трудных подростков с призовым фондом от 10 до 20 тыс. рублей;

- ежегодное проведение акции «Добру откроется сердце» с целью поддержки детей из малообеспеченных семей;

- ежегодная организация поездок за счет бюджетных и споносорских средств на футбольные матчи, спектакли, выставки, зоопарк в г. Ростов–на–Дону;

- организация профильных лагерей для обучающихся турклуба «Мечта».

3.2 Социальная диагностика

Диагностика трудновоспитуемости требует подбора специальных методов в целях изучения данного явления: установления его причин, признаков проявления, условий эффективности воспитательного воздействия. В МОУ ДОД «ЦРТДиЮ» разработана система диагностических исследований, проводимых социально-психологической службой в целях изучения процесса адаптации личности проблемного воспитанника к условиям обучения и воспитания. Классифицируются методы следующим образом:

- социологические (опросы, анкетирование, социальная статистика, социальное проектирование и экспертная оценка);

- психологические (самонаблюдение, личностные опросники, тесты способностей, тесты интеллекта, социометрия);

- педагогические методы (наблюдение, контактная беседа, психолого-педагогическая характеристика ребенка, обобщение опыта, тесты уровня воспитанности, самооценка);

- медицинская диагностика (анамнез, история поведения);

- социально-педагогические методы (диагностика социума, социально-педагогический паспорт детского объединения и всего Центра, социально-педагогическое исследование экономических условий жизни и уровня здоровья воспитанников.)

План исследований составляется на год с условием рациональности во времени проведения. Используя педагогические диагностики социально-психологическая служба учреждения и педагоги изучают личность ребенка в педагогическом процессе, опираясь на известные педагогические требования:

- изучение личности трудновоспитуемого должно быть направлено не столько на вскрытие недостатков, сколько на поиск резервов личности;

- диагностика не должна быть самоцелью, а носить стимулирующий характер;

- изучение личности трудновоспитуемого необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;

- личность изучается не изолировано, а в контексте социальных отношений;

- нельзя делать выводы о личности трудного подростка на основе одного метода;

- необходимо изучать личность ребенка в развитии и сравнивать ее достижения не с успехами других детей, а с собственными показателями.

В начале учебного года составляется социально-педагогический паспорт, выявляется уровень воспитанности, самооценки обучающихся, опросы, позволяющие изучить спрос на образовательные услуги. В течение всего года осуществляется постоянно действующий социально-педагогический мониторинг состояния здоровья и условия обучения детей, подростков и педагогов, проводится обследование культурно-досуговых интересов, профессиональной направленности личности детей старшего возраста и другие диагностики. В конце учебного года проводятся исследования с целью изучения эффективности воспитательной системы учреждения дополнительного образования. Большинство вышеуказанных методов применимы в диагностике трудновоспитуемости.

Метод теста «Размышляем о жизненном опыте» составлен доктором педагогических наук Н.Е.Щурковой. Предлагаемый тест скрывает истинные цели исследования ради получения максимально объективных результатов. Результаты ежегодных диагностических исследований показывают. Что устойчивые нравственные ориентации, направленные на «другого человека» наблюдаются на начало года в основном у 25%-37% подростков в возрасте от 13 до 16 лет.

Большинство опрошенных относятся к противоположной стороне, имеющих неустойчивое поведение. Таких бывает от 39% до 67%. Всегда есть подростки, у которых наблюдаются безнравственные ориентации, направленные на отсутствие привычного учета интересов окружающих людей с эгоистической позицией. Воспитанников, имеющих безнравственные ориентации от 11% до 21%. В результате итоговой диагностики наблюдаем рост уровня воспитанности в положительную сторону. Устойчивые нравственные ориентации характерны в основном для 1/3 части опрошенных, а безнравственные ориентации отсутствуют.

Выявление ценностных установок у воспитанников ЦРТДиЮ так же проводится систематически. Диагностика проводится методом ранжирования (авторы методики Н.Ф.Дик, И.Г.Бехтель). Метод ранжирования ставит респондента перед выбором значимых для личности понятий, которые бы отражали какое-то явление, значимое для человека. В итоге составляется шкала ценностных установок на основе сделанных выборов (всеми воспитанниками).

Результаты диагностики показывают, что основное значение в системе жизненных ценностей подростков занимают материальные ценности, а именно естественные потребности. Материальные потребности обычно стоят в ряду первых, познавательные и духовные потребности у подростков с отклонениями в поведении на последнем месте. Таким образом, ценности познания не являются для них социально значимыми. Однако чувство Родины для воспитанников ЦРТДиЮ не на последнем месте. Это понятие может стоять после таких ценностных установок как «человек», «пища», а иногда выдвигается на первое место. Кроме того, присутствуют такие категории, как гуманизм и коллективизм, которые обычно стоят на 3-4 месте в ряду ценностей.

Универсальной методикой выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков является «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие»). Она имеет семь шкал. По результатам последнего обследования воспитанники ЦРТДиЮ имеют следующие показатели:

- склонности к агрессии и насилию – 10%;

- волевой контроль эмоциональных реакций – 50%;

- склонности к девиантному поведению – 55%;

- склонности к аддиктивному поведению – 3-4%.

Результаты диагностики еще раз подтверждают, что девиантное поведение – явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе.

Социологические методы (анкетирование, опрос) используются для изучения культурно-досуговых интересов старшеклассников, профессиональной направленности личности выпускников, эффективности воспитательной системы ЦРТДиЮ.

Изучение культурно-досуговых интересов проводится периодически. В течение 5 лет спада интереса к общению, музыке, просмотру телепередач не наблюдается.

В свободное время старшеклассники по-прежнему любят встречаться с подругами и друзьями (68%), интерес к просмотру телепередач увеличился (60% по сравнению с 36%), слушать музыку стали меньше (48% пор сравнению с 70% пять лет назад).

В конце 90-х годов прошлого столетия 13% старшеклассников ходили в кино, а 23% мастерили что-то своими руками.

В начале третьего тысячелетия старшеклассники стали увлекаться компьютерными играми (28%), что не наблюдалось в конце 1990-х годов, книги сейчас читают только 12%.

В сентябре месяце каждого года пополняется база данных одарённых детей и детей «группы риска». Количество детей «группы риска» составляет примерно 3% от общего количества обучающихся.

В ноябре 2011 г. проводилась диагностика степени социальной адаптации детей. В исследовании приняли участие 162 человека. Результаты исследования представлены в таблице 2.

Т а б л и ц а 2. Степень социальной адаптации воспитанников ЦРТДиЮ

2011 – 2012 уч.г.

Критерии

Показатели

низкий

умеренный

высокий

Уровень реактивной тревожности

30 чел.

(18,5%)

92 чел.

(56,8%)

40 чел.

(24,7%)

Продолжение таблицы 2

Критерии

Показатели

низкий

умеренный

высокий

Уровень личностной тревожности

50 чел.

(30,9%)

97 чел.

(59,9%)

15 чел.

(9,3%)

Личностная агрессивность и конфликтность

Склонность к вспыльчивости

58 чел.

(35,9%)

80 чел.

(49,4%)

24 чел.

(14,8%)

Склонность к наступательности, напористости

92 чел.

(56,8%)

30 чел.

(18,5%)

40 чел.

(24,7%)

Склонность к обидчивости

82 чел.

(50,6%)

40 чел.

(24,7%)

40 чел.

(24,7%)

Склонность к неуступчивости

20 чел.

(12,3%)

40 чел.

(24,7%)

102 чел.

(63%)

Склонность к бескомпромиссности

20 чел.

(12,3%)

82 чел.

(50,6%)

60 чел.

(37%)

Склонность к мстительности

92 чел.

(56,8%)

40 чел.

(24,7%)

30 чел.

(18,5%)

Склонность к подозрительности

92 чел.

(56,8%)

20 чел.

(12,3%)

50 чел.

(30,9%)

Склонность к нетерпимости к мнению других

97 чел.

(59,9%)

15 чел.

(9,3%)

50 чел.

(30,9%)

Позитивная агрессия

122 чел

(75,3%)

30 чел.

(18,5%)

10 чел.

(6,2%)

Негативная агрессия

120 чел

(74%)

42 чел.

(26%)

____

Конфликтность

82 чел.

(50,7%)

50 чел.

(30,9%)

30 чел.

(18,5%)

 

Коммуникативные умения

20 чел.

(12,3%)

10 чел.

(6,2%)

132 чел.

(81,5%)

С подростками, имеющими высокий уровень тревожности, были проведены беседы, релаксационные упражнения и ряд арттерапевтических техник. Также был проведён тренинг, направленный на повышение коммуникативных навыков.

С 10 по 16 ноября проводилось исследование по изучению удовлетворенности родителей и обучающихся работой «ЦРТДиЮ». В исследовании приняли участие: родители – 150 человек, обучающиеся – 209 человек. Проводимое анкетирование позволило отследить жизнедеятельность в «ЦРТДиЮ» с различных сторон и получить следующие результаты:

- высокий уровень – 137 человек, это на 40,1% больше, чем в прошлом году.

- средний уровень – 9 человек, результат снизился на 25%.

- низкий уровень – 4 человека, на 33,3% меньше.

С 24 по 30 ноября была проведена диагностика, направленная на изучение атмосферы в детском коллективе. В исследовании было выделено 8 шкал.

Первая октанта называется «властный-лидирующий» или «авторитарный». В этом году процент адаптивного поведения увеличился на 37,9%, а экстремального поведения увеличился на 70,1%.

Вторая октанта называется «независимый-доминирующий» или «эгоистичный». Процент в адаптивном поведении увеличился на 11,2%, в экстремальном поведении увеличился на 90,3%.

Третья октанта – «прямолинейный-агрессивный». Адаптивное поведение увеличилось на 18,3.

Четвёртая октанта это «недоверчивый-скептический» либо «подозрительный». Адаптивное поведение увеличилось на 31,5%, а экстремальное поведение увеличилось на 83,7%.

Пятая октанта называется «покорный-застенчивый» или «подчиняемый». Адаптивное поведение увеличилось на 15,5%, а экстремальное поведение увеличилось на 83,6%.

Шестая октанта называется «зависимый-послушный». Адаптивное поведение увеличилось на 25,2%, а экстремальное поведение увеличилось на 77,8%.

Седьмая октанта называется «сотрудничающий-конвенциальный» или «дружелюбный». Адаптивное поведение увеличилось на 50%, а экстремальное поведение уменьшилось на 5,9%.

«Ответственно-великодушный» или «альтруистичный». Адаптивное поведение увеличилось на 53,5%, а экстремальное поведение уменьшилось на 3,7%.

С 8 по 14 декабря проводилась диагностика межличностных отношений в семье воспитанников. Было выделено несколько шкал:

1. «Принятие-отвержение» увеличился процент на 34,7%.

2. «Кооперация» - увеличилось на 46,1%.

3. «Симбиоз» - увеличилось на 19,2%.

4. «Маленький неудачник» - увеличилось на 17,1%.

Результаты измерения родительских установок и реакций по сравнению с прошлым учебным годом:

  1. Гиперопека (отсутствие родительской опеки) – показатель уменьшился на 10,3%.

  2. Демократичность (отсутствие демократичности в отношениях с ребёнком) – увеличился на 32%.

  3. Отказ от авторитарности (диктат в воспитании) – уменьшился на 31,3%.

Ввиду данных диагностики с проблемными семьями воспитанников была проведена индивидуальная работа.

3.3 Технологии социально-психологической службы ЦРТДиЮ: социальная коррекция, социальная адаптация, социальная терапия, социальная профилактика

Методический и организационный аспекты коррекционной деятельности социально-психологической службы тесно взаимосвязаны между собой, так как все функции методов перевоспитания так или иначе связаны с организацией, мотивацией и осмыслением деятельности. Следовательно, методами перевоспитания можно назвать способы организации и осмысления деятельности, поскольку деятельность рассматривается как ведущее средство развития личности. Выделены группы методов перевоспитания:

- Методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод «реконструкции» характера.

- Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: а) объективное переосмысление своих достоинств и недостатков; б) переориентация самосознания; в) переубеждение; г) прогнозирование последствий отрицательного поведения.

- Методы предупреждения отрицательного и стимуляция положительного поведения: а) поощрения и наказания; б) соревнование; в) положительные перспективы.

Главная функция всех методов перевоспитания координационная – согласованное изменение социального окружения и развития личности, обеспечение активного влияния социальных воздействий и первичного коллектива на все связи и отношения трудного ребенка с окружающим миром. Одновременно осуществляется координация развития личности и развития деятельности, в процессе которой происходит перевоспитание.

На такой методической основе строится система коррекционной работы в ЦРТДиЮ. Целенаправленная деятельность по коррекции обучения и воспитания трудных подростков имеет четыре основных направления:

- профилактика девиантного поведения;

- психолого-педагогическая поддержка ребенка в процессе личностного развития и самоопределения;

- вовлечение воспитанников во все виды полезной деятельности;

- работа с неблагополучными семьями.

В целях достижения успеха воспитательного воздействия подобраны технологии и методы социальной и педагогической работы с детьми и подростками.

Деятельность социально-психологической службы, руководителей творческих объединений по перевоспитанию «проблемных» подростков строится на следующих технологиях:

Педагогическая технология общения, которая включает:

- технологию требования;

- технологию информационного воздействия;

- технологию коллективного воздействия.

Педагогическая технология коллективного дела, которая составляет:

-технологию целеполагание;

- технологию анализа ситуации;

- технологию разрешения конфликта.

Основными признаками педагогической технологии являются диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, наличие алгоритма, проектируемость, корректируемость, целостность и управляемость. Эти технологии предполагают эффективность работы, возможность их использования в различных условиях, поэтапное их использование, корректировку на основе обратной связи.

Социально-педагогические технологии – совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности. Примером метода социально-педагогической технологии является методика контактного взаимодействия Л.Б.Филонова, которая очень активно используется в МОУ ДОД «ЦРТДиЮ» в работе с «проблемными» подростками. Автор методика понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент изучения и коррекции.

Взаимодействие педагога-психолога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:

1. Расположение к общению.

2. Поиск общего интереса.

3. Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.

4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.

5. Адаптивное поведение партнеров.

6. Установление оптимальных отношений.

Педагог-психолог использует данную методику в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.

В практике работы социально-психологической службы ЦРТДиЮ используются следующие социальные технологии: социальная адаптация, социальная терапия, социальная профилактика.

Социальная адаптация – система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации, адаптации к новым условиям жизни. В ЦРТДиЮ в рамках работы с детьми «группы риска» это предполагает, прежде всего, оказание педагогической помощи подросткам, проявляющим социальную дезадаптацию. Для реализации цели социальной поддержки воспитанников, попавших в трудную ситуацию, предусмотрены основные меры педагогической помощи подросткам:

- развитие интереса к творческой деятельности;

- установление связей и контактов с родителями воспитанников, оказание им психолого-педагогической помощи, оказание им психолого-педагогческой помощи;

- учет неблагополучных, асоциальных семей, где родители не занимаются воспитанием своих детей и привлечение к работе по профилактике детской безнадзорности общественность, правоохранительные органы;

- преодоление рассогласований в сфере нравственных представлений и самооценке (диспуты по нравственным ситуациям, рейтинги воспитанности и готовности к выполнению различных жизненных функций, оценки сверстников и самооценки результатов учебной деятельности);

- воспитанники не должны воспринимать подростка с девиантным поведением как самого не развитого и не способного;

- поднятие престижа «проблемных» воспитанников в детских объединениях путем вовлечения их в общественно-полезную деятельность

Социальная терапия – целенаправленный процесс практического воздействия государственных структур, общественных организаций и объединений на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Она включает комплекс взаимосвязанных мер социально-экономического и организационно- воспитательного характера, способствующих нормализации поведения граждан. Она выполняет социально-терапевтическую функцию оздоровления социальной среды, семьи, как микросоциума.

Политика ЦРТДиЮ в отношении профилактики отклоняющего поведения подростков направлена на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она включает следующие направления:

- выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков, провоцирующих их факторов, а также изучение потребности учащихся и их родителей в образовании и воспитании;

- анализ результатов изучения мнений воспитанников, родителей, педагогов и разработка на их основе комплекса мероприятий, программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении обучающихся;

- создание в ЦРТДиЮ психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска;

- подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении обучающихся.

В профилактической деятельности основная цель – предупреждение и преодоление негативных влияний, организация социотерапевтической помощи нуждающимся, помощь подросткам в период социального и профессионального самоопределения. Эта деятельность предполагает широкое участие общественности в пропаганде среди молодежи здорового образа жизни, многообразие форм и методов работы. В ЦРТДиЮ нашли себе место такие формы работы:

- беседы о здоровом образе жизни;

- тематические часы «Полезные и вредные привычки», «Здоровье и образ жизни молодежи»;

- встречи с инспекторами ПДН, беседы о законопослушном поведении;

- курс лекций по гражданскому и патриотическому воспитанию;

- уроки права «Ты в ответе за себя», «Высший закон совести»;

- просмотр видеофильмов по антинаркотической пропаганде;

- занятия в спортивных секциях турклуба «Мечта», по настольному теннису, силовым упражнениям в подростковых клубах по месту жительства;

- организация летнего отдыха подростков в лагере дневного пребывания;

- конкурсы рисунков,, стенгазет на тему «За здоровый образ жизни»;

- проведение месячника оборонно-массовой и спортивной работы;

- Дни здоровья, походы выходного дня.

Определены основные направления профилактической и коррекционной работы по преодолению негативных форм поведения:

1.Осущестление комплекса оздоровительных и профилактических мероприятий с целью приобщения к здоровому образу жизни, формирования законопослушного поведения.

2.Проведение воспитательных мероприятий развивающего, коррекционного и компенсирующего характера, использование групповых и индивидуальных форм работы с детьми.

3.Оказание психологической и социально-педагогической помощи семье и обучающимся в форме: консультаций, бесед, телефона доверия и т.д.

4.Профилактика асоциального поведения детей и подростков, детской беспризорности, правонарушений через активизацию воспитательной работы, организацию оздоровительной деятельности с детьми из неблагополучных семей, группы риска, с девиантным поведением.

5.Оказание методической помощи педагогам для внедрения социально-педагогических технологий в образовательно-воспитательную деятельность в форме: педсоветов, консультаций, круглых столов, игровых методик-тренингов.

В процессе исследования установлено, что наиболее успешно применяемыми в социальной практике ЦРТДиЮ являются следующие социальные технологии: социальная диагностика, социальная коррекция, социальная адаптация, социальная терапия, социальная профилактика, а также социально-педагогическая поддержка воспитанников и членов их семей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью исследовательской работы являлось выявление социальных технологий МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г.Новошахтинска и оценка эффективности методов, применяемых для их реализации.

В процессе исследования установлено, что дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного и социокультурного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определяющих факторов обучения, социализации, воспитания и творческого развития детей и молодежи, их социального и профессионального самоопределения. Однако решать проблемы как образования, так и социального воспитания в настоящее время довольно сложно в силу ряда причин.

Во-первых, в современных условиях развития российской государственности заметно преобладает социально-педагогическая парадигма образования, которая привела к тому, что воспитание стало носить подчиненный характер.

Во-вторых, значительно сократились воспитательные функции общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, в том числе учреждения дополнительного образования детей. Наряду с этим резко снизилась эффективность воспитательного воздействия семьи, ее роль в социализации детей. В дополнение к этому, воспитательный потенциал детских клубных объединений значительно сократился из-за уменьшения их численности, в силу чего сузились возможности для воспитания социальной активности личности по месту жительства.

В совокупности все это привело к серьезным негативным социальным последствиям: увеличилось число асоциальных неформальных подростковых групп, детей с девиантным поведением; приобрела массовый характер безнадзорность несовершеннолетних, которая по своим масштабам может быть сопоставима только с беспризорностью 1920-х годов, вызванной последствиями Первой мировой и Гражданской войн.

Исходя из сложившейся ситуации, в обществе предпринимаются попытки организовать систему социального воспитания и профилактики асоциального поведения детей на основе многоуровневого, межведомственного и междисциплинарного взаимодействия.

Анализ истории институциализации досуговой деятельности детей показал, что назрела настоятельная потребность не только внести коррективы в содержание деятельности учреждений дополнительного образования детей с усилением их социономической направленности, возложить на них те функции, которые были им присущи исторически, отвести для них роль координационных и методических центров, что значительно повысит эффективность системы социального воспитания подростков в сфере свободного времени.

В работе большое внимание уделено анализу применяемых социальных технологий в осуществлении деятельности в системе дополнительного образования детей на муниципальном уровне на примере МОУ ДОД ЦРТДиЮ г.Новошахтинска.

На протяжении многих лет в ЦРТДиЮ проводится социальная работа с детьми «группы риска» и членами их семей. Содержание этой работы в основном нацелено на формирование системы социально-педагогической поддержки, а также на осуществление социальной диагностики, социальной коррекции, социальной адаптации, социальной терапии, социальной профилактики.

Показателями успешности реализации социальных технологий обучающихся в МУДОД «ЦРТДиЮ» за последние три года можно считать бесплатное обучение в творческих объединениях; предоставление одаренным детям бесплатного абонемента на проезд в общественном транспорте; получение 4 обучающимися президентской стипендии в рамках программы «Одаренные дети»; получение 7 обучающимися стипендии мэра города Новошахтинска ; участие обучающихся ЦРТДиЮ в конкурсах областного, всероссийского и международного уровней за счет бюджетных средств; предоставление детям санаторно-курортных путевок (1 раз в год); предоставление детям путевок в лагеря отдыха; предоставление путевок во Всесоюзный детский центр «Орленок» (3 – 4 чел. в год); ежегодное проведение бесплатных городских елок (210 человек каждый год); получение детьми ценных подарков от Московского фонда поддержки одаренных детей; ежегодное проведение мероприятий для трудных подростков с призовым фондом от 10 до 20 тыс. рублей; ежегодное проведение акции «Добру откроется сердце» с целью поддержки детей из малообеспеченных семей; ежегодная организация поездок за счет бюджетных и споносорских средств на футбольные матчи, спектакли, выставки, зоопарк в г. Ростов–на–Дону; организация профильных лагерей для обучающихся турклуба «Мечта», активное сотрудничество с родителями воспитанников, размещение детей, находящихся в опасных для жизни условиях в интернат и детский дом и другое.

Это было бы невозможно без организованной системы повышения квалификации и самообразования сотрудников ЦРТДиЮ, без методического поиска, а также без возможности обмена опытом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аксенов Ю.М. Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками. / Ю.М.Аксенов. – М., 1999.

  2. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника / В.Г.Бочарова. – М.: МПУ, 2001.

  3. Грязева Е.Ф. Клуб как структурное подразделение учреждения дополнительного образования детей (из опыта работы учреждений дополнительного образования Ростовской области) / Е.Ф.Грязева. - Ростов н/Д, 2006.

  4. Доклад Главы Администрации Ростовской области (Губернатора) «О положении молодежи в Ростовской области». - Ростов н/Д, 2005.

  5. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие / А.Д.Жарков. – М., 2008.

  6. Клуб по месту жительства как среда активной социализации и творческого развития личности подростка: Сб. статей. - Ростов н/Д, 2004.

  7. Клубоведение: учебное пособие / Под ред. С.Н.Иконниковой, В.И.Чепелева. – М.: Просвещение, 1980.

  8. Конасова Н.Ю. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку: Учебно-методическое пособие / Н.Ю.Конасова, А.Т.Бойцова. – СПб.: КАРО, 2005.

  9. Марков А.П. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие / А.П.Марков, Г.М.Бирженюк. – СПб., 2007.

  10. Молодежные общественные объединения: идеи, опыт, перспективы. Сборник информационно-методических материалов. - Самара, 2000

  11. Обзор проекта «Социальное становление детей и подростков групп риска в учреждениях дополнительного образования». Информационный бюллетень. - Ростов н/Д, 2007.

  12. Областной конкурс программно-методических материалов по работе с детьми-инвалидами и детьми «группы риска». Выпуск 1. - Ростов н/Д,; ООП ОблЦТТУ, 2005.

  13. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В.Овчарова. – М.:ТЦ «Сфера», 2001.

  14. Орлов Г.П. Свободное время: условие развития человека и мера общественного развития / Г.П.Орлов. – Свердловск: Изд-во Уральского университета, 2009.

  15. Пакет диагностических методик и процедур по организации социально-педагогических исследований. - Ростов н/Д, 2006.

  16. Программы для социально-психологического сопровождения детей-беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей. - Ростов н/Д, 2002.

  17. Программы психологического сопровождения подростков с нарушениями социальной адаптации. - Ростов н/Д, 2002.

  18. Профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков. Методические рекомендации для социальных педагогов. - Ростов н/Д, 2002.

  19. Социальные риски в современном поликультурном обществе: социально-педагогические, культурологические и психологические аспекты. Сборник материалов Областной научно-практической конференции. -Таганрог, 2010.

  20. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей. Методическое пособие / Под научной редакцией А.Б.Фоминой. – М.: УЦ «Перспектива», 2009.

  21. Фомина А.Б. Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей: новые подходы и перспективы / А.Б.Фомина, В.П.Голованов. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1999.

  22. Фомина А.Б. Управление социально-педагогической деятельностью учреждений дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие / А.Б.Фомина. – М.: ЦСП РАО, 2000.

1 Конасова Н.Ю. Права детей на дополнительное образование и социально-педагогическую поддержку: Учебно-методическое пособие / Н.Ю.Конасова, А.Т.Бойцова. – СПб.: КАРО, 2005.

2 Фомина А.Б. Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования детей: новые подходы и перспективы / А.Б.Фомина, В.П.Голованов. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1999.

3 Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей. Методическое пособие / Под научной редакцией А.Б.Фоминой. – М.: УЦ «Перспектива», 2009; Фомина А.Б. Управление социально-педагогической деятельностью учреждений дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие / А.Б.Фомина. – М.: ЦСП РАО, 2000.

 

Просмотров работы: 2719