ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕРЕМЕННОСТИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕРЕМЕННОСТИ

Кателевская Н.Н. 1, Олейник Ю.А. 1, Боярский А.А. 1, Богачева О.С. 1, Хорошевская Д.Г. 1
1Харьковский национальный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из актуальных вопросов современности является психическая и физическая полноценность будущего поколения. Следует отметить, что психическое и физическое здоровье человека начинается задолго до рождения – со здоровья матери, отца, климата в семье и обществе в целом. При этом отмечается неразрывная связь психоэмоционального состояния беременной женины и физиологических особенностей вынашивания плода, протекания родов и здоровья новорожденного в целом [1-6, 10].

В последние годы приоритетной задачей психогигиены стало изучение периодов риска, непосредственно к которым относится и психоэмоциональное состояние женщины в период беременности. Последние исследования в данной области медицины позволяют качественнее описать различные психологические особенности, сопровождающие внутриутробное развитие ребенка, а также связь физиологических и психологических изменений в организме беременной женщины. Следует подчеркнуть, что не только физическое, но и психическое здоровье ребенка закладывается в период беременности. Общее мнение специалистов, имеющих отношение к изучению беременности, заключается в том, что на данном этапе не обеспечен достаточный адекватный донозологический психологический подход к проблеме вынашивания ребенка, как в теоретическом, так и в методологическом отношении. При этом отмечается исключительная важность для нозологического психологического исследования периода беременности для разработки проблем, связанных с беременностью.

Как показало исследование литературы, до последнего времени в нашей стране изучение психоэмоционального состояния женщины во время беременности и после родов наиболее часто сводиться к изучению физиологических процессов, соответствующих данным периодам. Поэтому важнейшей задачей, стоящей перед гигиеной, применительно к проблемам здорового материнства и детства, является формирование новых методов и форм донозологической психодиагностики и первичной психопрофилактики у женщин в период вынашивания ребенка.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью своевременной донозологической психодиагностики нервно-эмоциональных расстройств у женщин в период беременности с разработкой и внедрением медико-профилактических мероприятий на всех этапах первичной психопрофилактики.

Цель исследования: изучить особенности формирования донозологических изменений психического здоровья беременных женщин и разработать меры их психогигиенической коррекции.

Методы исследования. Исследование было проведено на базе женских консультаций родильных домов города Харькова № 1 и № 5 , а также городской поликлинической больницы Харькова № 8 . К участию в исследовании было привлечено 60 женщин, состоящих на учете в указанных медицинских учреждениях в связи с беременностью. В качестве контрольной группы к исследованию привлечены 30 студентов женского пола Харьковского национального медицинского университета, которые ни разу не находились на медицинском учете по беременности, средний возраст лиц, принявших участие в исследовании составил 22,3 года, все женщины относятся к среднего социально-экономического слоя населения. Указанные группы лиц статистически однородны. Исследование проведено с соблюдением требований этики и биоэтики.

Исследование включало проведение 4 этапов:

На первом этапе проведено определение особенностей работы указанных выше женских консультации, с целью определения методов и мероприятий донозологической психодиагностики и первичной психопрофилактики у женщин, которые стоят на облизать в связи с беременностью.

Второй этап включал изучение образа жизни и психоэмоционального состояния беременных женщин и лиц контрольной группы. Исследование проведено с использованием тестового опросника «САН». Исследование с помощью опросника «САН» предусматривало определение самочувствия, активности, настроения, лиц принимавших участие в исследовании в периоды максимальной и минимальной работоспособности (в 12.00 и 19.00 часов соответственно).

Третий этап исследования предусматривал статистический анализ полученных результатов, который заключался в расчете средних величин, минимального и максимального значения выборки.

Содержанием последнего этапа было обоснование и разработка методических подходов к психопрофилактическим мероприятиям во время беременности.

Представления о связи психических нарушений с репродуктивной функцией восходят к глубокой древности. Между тем, основная масса исследований посвящена медико-социальным проблемам послеродового периода, в то время как изменения психической сферы женщины в период беременности изучены значительно меньше. Считается, что уровень тяжелых психических расстройств в период беременности является таким же или даже более низким по сравнению с послеродовым. Так, послеродовой психоз встречаются с частотой 1-2 на 1000 родов [7, 8]. Психические расстройства периода беременности является сборной нозологической группой. При этом отмечается , что беременность сама по себе не является причиной психозов (за исключением экламптических), а может лишь провоцировать начало или обострение уже имеющихся психических нарушений. Психическим расстройствам могут способствовать различные сопровождающие стрессогенные факторы, тесно связанные с беременностью. При этом существенное значение имеют психологические трудности (семейная дисгармония, одиночество, смерть близких) [9].

Основные изменения в организме женщины, приводящие к развитию донозологичних изменений психики следующие:

• В период беременности резко изменяются уровни гормонов (эстрогена, прогестерона, пролактина, гормонов щитовидной железы и прочих). Что вызывает длительное гормональный стресс и приводит к усталости, появления чувства «потери себя» и ,как следствие, депрессии.

• Изменения метаболизма, кровяного давления, объема циркулирующей крови в организме.

• Страх относительно медицинских осложнений, которые могут возникнуть на протяжении беременности и во время родов.

• Страх относительно медицинских осложнений, которые могут возникнуть у ребенка во время внутриутробного развития.

• Возникновение медицинских осложнений, затрудняющих уход за ребенком.

• Страх не соответствовать созданному в воображении образу супер-матери.

• Страх «потерять фигуру».

• Неспособность принять материнскую ответственность за ребенка.

• Неготовность справиться с новой ролью молодой мамы, в том числе , в финансовом отношении.

• Отсутствие поддержки мужа и семьи, переоценка собственных сил.

• Недостаток или отсутствие свободного времени и нарушение сна (хроническое недосыпание).

• Болевые ощущения или осложнения во время беременности, которые ограничивают передвижения.

• Изменение сексуальных отношений с партнером.

Все вышеперечисленные факторы в случае отсутствия адекватной первичной психопрофилактики могут стать причиной развития психических расстройств у беременной. Наиболее типичным расстройством периода беременности является депрессия различной этиологии. При этом, если расстройства неглубокого уровня наблюдаются на ранних сроках беременности, то глубокие депрессивные нарушения чаще развиваются в поздние сроки. Достаточно характерна тревожная депрессия. Иногда высказываются идеи самообвинения. После родов нередко отмечается ухудшение состояния со склонностью к затяжному течению. Так, депрессия является одним из наиболее частых послеродовых осложнений и возникает в 10-13 % женщин-рожениц. К нозологическим единицам, характерных для периода беременности следует отнести психозы, невротические состояния, которые также могут развиваться вследствие стрессогенных воздействий различной этиологии.

Таким образом, можно выделить несколько групп причин, которые лежат в основе формирования донозологических расстройств психоэмоциональной сферы беременной женщины: физиологические, в частности, гормональные, психологические или личностные; микро-макросоциальные. Как правило, причины указаны причины изменений в психическом состоянии беременной носят комплексный характер.

Полученные результаты свидетельствует о недостаточном уровне психопрофилактической помощи. Так психопрофилактическая подготовка женщины предусматривает 7 занятий с представителем медицинского учреждения (акушером-гинекологом) по следующим темам: внутриутробное развитие плода; гигиена беременной женщины, режим труда и отдыха; признаки начала родовой деятельности; послеродовой период - профилактика не плановой беременности; грудное вскармливание; психопрофилактическая роль партнерской поддержки во время родов; семейные роды. Ни в одном из исследованных случаев наличия специализированного образования в области психогигиены у медицинского работника, проводящего занятия, установлено не было. При этом приоритетное внимание на проводимых занятиях уделяется именно физиологическим аспектам протекания беременности. Вопросам донозологической диагностики психоэмоционального состояния женщины внимание в групповых занятиях не уделяется. Следует отметить , что в работе указанных выше женских консультаций предусмотрена работа с психологом на основе самообращению женщины с помощью психолога, что обусловливает дополнительные трудности при проведении мероприятий первичной психопрофилактики. Соответствующее положение не в полной мере соответствует необходимому уровню психопрофилактических мероприятий с системе медико-профилактической помощи беременной.

Изучение в сравнительном аспекте психоэмоциональных особенностей женщин, которые находятся на медицинском учете в указанных медицинских консультациях и студентов женского пола Харьковского национального медицинского университета, которые ни разу не находились на медицинском учете по причине беременности, свидетельствует о значительном уровне эмоционального напряжения и возможности формирования психических расстройств разной степени тяжести у беременных женщин.

Так определение психоэмоционального состояния с помощью опросника САН по критериям самочувствие, активность, настроение позволяет утверждать о наличии у беременных женщин более низких уровней указанных параметров и более существенные колебания психоэмоциональных процессов на протяжении суток. Так, в периоды максимальной работоспособности зарегистрированные данные свидетельствуют о более высокие показатели самочувствия, активности и настроения у лиц контрольной группы. В период с 12.00 по 13.00 часов высокие уровни самочувствия зарегистрировано у 25,0% беременных, средний уровень 28,3% , низкий 46,6%, в то время как соответствующие показатели у лиц контрольной группы составили 76,6 %; 43,3 % и 13,3% соответственно; показатели активности установлено на уровнях у беременных женщин 53,33 ; 38,33 ; 8,34 % и у лиц контрольной группы 56,67; 40,00; 3,33 % по указанным характеристикам соответственно. Показатели настроения соответственно составили 61,67; 35,00; 3,33% у беременных женщин и 63,34; 33,33; 3,33% у лиц контрольной группы. В то время как соответствующие данные, зарегистрированые в период с 19.00 до 20.00 часов, свидетельствуют о большей лабильность и напряженность нервных процессов у женщин, находящихся на медицинском учете в связи с беременностью. Высокие уровни самочувствие зарегистрировано в 5,00 % беременных, средний уровень 26,67 % , низкий 68,33 % , в то время как соответствующие показатели у лиц контрольной группы составили 53,34 % ; 33,33 % и 13,3 % соответственно; показатели активности по указанным характеристикам соответственно установлены на уровнях у беременных женщин 18,33 ; 35,00 ; 46,67 % и у лиц контрольной группы 30,00 ; 43,33 ; 26,67 %. Показатели настроения соответственно составили 43,33 ; 40,00 ; 16,67 % у беременных женщин и 46,67 ; 36,67 ; 16,66 % у лиц контрольной группы. Таким образом , мы можем сделать вывод, что при сравнении показателей психоэмоционального состояния женщин, полученных с использованием опросника САН, наибольшие изменения происходят по показателям самочувствия, а наименьшие по показателям настроения.

Выводы.

1. Изучение современных подходов к вопросу психопрофилактики у женщин в период беременности свидетельствует о необходимости обобщения накопленного положительного опыта психопрофилактики и психокоррекции при беременности и родах. Поскольку сложившаяся ситуация характеризуется неразработанностью и противоречивостью теоретических и методологических положений в трудах зарубежных и отечественных ученых; отсутствием системы подготовки медицинских работников кадров в области психогигиены в - и послеродового периода и организационного механизма государственной поддержки системы психопрофилактики в помощи при беременности и родах.

2. В основе формирования донозологичних расстройств в психоэмоциональной сфере беременной женщины лежат три основные группы причин, которые, как правило, оказывают сочетанное действие: физиологические, прежде обусловленные изменением в гормональном состоянии, психологические, которые лежат в сфере психоэмоциональных и коммуникативных свойств личности беременной женщины; микро-макросоциальные , связанные с социальным окружением беременной, прежде всего в ее семье.

3. Наиболее уязвимым звеном психической сферы беременной женщины, является ее самочувствие, что при донозологический психодиагностике психоэмоционального состояния определяет этот показатель как критериальный. Наибольшей стабильностью в психологической сфере беременной женщины характеризуется показатель настроения, что обуславливает его определенную роль в психогигиеническая коррекции функционального состояния.

4. Совершенствование работы женской консультации, должно включать внедрение индивидуальной психодиагностики донозологичних нарушений в психической сфере с привлечением современных методов измерения и оценки показателей психоэмоционального состояния. Прежде теста САН (самочувствие, активность, настроение).

5. Программа первичной психопрофилактики нарушений психоэмоционального состояния беременных женщин, должна включать своевременное проведение мероприятий, направленных на решение 3-х групп проблем: совершенствование подготовки семей, ожидающих ребенка до родов; помощь в формировании чувства материнства у женщин и отцовства у мужчин, воспитание высоких духовно-нравственных качеств у медицинского персонала

Таким образом, период беременности является не только наиболее важным для становления материнской сферы женщины, но и уязвимым для его психики. На организм женщины влияет комплекс стрессогенных факторов, которые включают мощные изменения на физическом, психическом, микро - и макро- уровнях. Все эти процессы, будучи изначально адаптивными, могут приводить к развитию донозологичних изменений психики женщины, а в случае отсутствия своевременных и адекватных мер первичной психопрофилактики возникновения психических расстройств, способных обусловить развитие физической патологии, как у самой беременной, так и плода.

Особого внимания заслуживает тот факт, что комплексная программа психопрофилактики и донозологической диагностики в до- и послеродовом периоде должна включать в себя механизмы, позволяющие не только подготовить беременную к успешным родам, но и к материнству.

Литература:

1. Арина Г.А., Айвазян Е.Б. Беременность как модель и этап развития телесного опыта во взрослом возрасте // Ежегодник РПО. Специальный выпуск.М., 2005. С. 228–230.

2. Баз Л.Л. Исследование восприятия психологической поддержки беременными женщинами // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 4 С. 137–146.

3. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Нежеланная беременность жертв сексуального насилия (психолого-психиатрические аспекты) Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 33–40.

4. Ениколопов С.Н. Психология агрессии // Вестник Псковского Вол. ун-та. 1994. № 1.

5. Плотников В.В., Миронова Т.А., Казаренко Л.Л. Психофизиологические факторы в невынашивании беременности // История Сабуровой дачи: Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии. Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / под общ. ред. И.И. Кутько и П.Т. Петрюка. Харьков, 1996. Т. 3. С. 307–309.

6. Северный А.А., Баландина Т.А., Солоед К.В., Шалина Р.И. Психосоматические аспекты беременности // Социальная и клиническая психиатрия. 1995. № 4. С. 17–22.

7. Вараксина Г.Н. Особенности течения беременности и развития си томов угрожающего аборта у женщин под влиянием характерологическ психосоциальных факторов: автореферат. Казань, 2002, 24 с.

8. Садальская Е.В., Ениколопов С.Н., Дворянчиков В.В. Оценка влияния заболевания на повседневную жизнь больных психосоматическими расстройствами (первый опыт применения в России метода PRISM) // Тезисы докладов Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы адаптации больных хроническими заболеваниями». Самара, 2000. С. 111–113.

9. Шелехов И.Л. Влияние типа акцентуации личности и структуры ценностей на формирование материнской функции беременных женщин: автореферат дис. канд. психол. наук. Томск, 2006.

10. Nuckolls K.В., Саssel J., КарlапВ.G. Psychosocial Assets, Life crisis and the prognosis of pregnancy// Amer. J. Epidem. 1972. N5. Р. 431–441.

Просмотров работы: 1896