РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ЭСКАЛАЦИИ В КОНФЛИКТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ЭСКАЛАЦИИ В КОНФЛИКТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Гуц Ю.С. 1
1НИУ БелГУ инженерно- физический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общество как целостное образование характеризуется сложной системой отношений – экономических, социальных, политических, нравственных, родственных, духовных и др. В основе этих отношений лежат потребности и интересы людей. Если возникают помехи на пути реализации этих потребностей и интересов, целей и ожиданий, это приводит к обострению противоречий между людьми,ихсоциальными группами, рождает напряжение, кризисные ситуации, приватные открытой конфронтацией, сознательным противоборством, конфликтами. Особое место в ряду кризисных ситуаций занимают профессиональные конфликты на производстве.

Единого определения понятия «конфликт» не существует. Сторонники различных теорий определяют конфликт исходя из собственных суждений. Так, с точки зрения Льюиса Козера конфликт - борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника [1].

Здравомыслов, А.Г. определял конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, конфликт - своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [2].

Социальный характер конфликта определяли Дмитриев, А.В. и Запрудский, Ю.Г. По Дмитриеву социальный конфликт - вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны [3]. Запрудский видел в социальном конфликте яв­ное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкнове­ние социальных сил на почве противодействия существу­ющему общественному порядку, особая форма истори­ческого движения к новому социальному единству [4].

Следует отметить, что во всех определениях просматривается социальная подоплека. То есть конфликт – социальный феномен. Обобщая многообразие дефиниций конфликта, встречающихся в литературе, можно предложить такое его определение. Конфликт (от лат. conflictus столкновение) - это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов.

Особенность конфликтного взаимодействия определена моделями развития конфликтного взаимодействия и стратегиями поведения. Так, Анцупов, А.Я. и Баклановский, С.В. ссылаются на модель развития конфликтного взаимодействия Гришиной, Н.В.

Исходя из модели Гришиной, конфликтное взаимодействиеоппонентов развивается на фоне ситуационного контекста, включающего общий кооперативный или конкурентный характер взаимодействия сторон, условия протекания конфликта, наличие «третьих сил», а также прежний опыт взаимодействия сторон и др.

Однако конфликт можно рассматривать не только как столкновение разных стратегий поведения, но и как процесс, имеющий свою собственную внутреннюю структуру [5]. В некоторых теориях обращается внимание именно на процессуальные особенности конфликта, что приводит к разделению конфликта на фазы, или этапы. Существует большое разнообразие точек зрения относительно количества и содержания выделяемых этапов. Расчленение конфликта на этапы позволяет рассматривать его как явление, имеющее сложную структуру. Конфликтная ситуация включает в себя три стадии: предконфликтная ситуация, конфликт и постконфликтная ситуация, которые представлены шестью этапами. Это последовательная смена процессов и событий, каждый из которых характеризуется определенными признаками, элементами, связями и отношениями, усиливающими или ослабляющими социальную напряженность. Внутри каждого этапа конфликт может развиваться как в конструктивном, так и в деструктивном направлении.

Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта [6].

На этапе эскалации главным противоречием могут выступать уже не цели и интересы субъектов конфликтного взаимодействия, а личностные противоречия. В связи с этим проявляются другие интересы сторон, усугубляющие атмосферу конфликта. Любые интересы при эскалации максимально поляризуются, участники полностью отвергают интересы противоположной стороны. За увеличение агрессивности на этом, этапе может произойти потеря истинного первоначального предмета противоречия. Поэтому конфликтная ситуация перестает зависеть от причин, побудивших участников к конфликту, и может развиваться и после уменьшения ценности и значимости первоначального предмета противоречия [7].

Эскалация обладает свойством увеличения временных и пространственных характеристик конфликта. Противоречия участников становятся обширнее и глубже, поводов столкновения становится больше. Фаза эскалации конфликта — наиболее опасный этап всей конфликтной ситуации, так как именно в это время изначально межличностный конфликт может перерасти в межгрупповой. Это, в свою очередь, ведет к разнообразию используемых на стадии открытого конфликта средств.

Эскалация имеет внешние и внутренние механизмы, усиливающие конфликт. Внешние механизмы эскалации заключаются в способах и стратегиях поведения противоборствующих сторон. При совпадении поведенческих действий конфликт более интенсивен, так как участники примерно равными способами добиваются различных целей и интересов [6].

Внутренние механизмы эскалации основаны на возможностях психики и мозга человека. Особенности характера индивидов, личностные и социальные установки участников конфликтной ситуации влияют на реакцию и функционирование человека в условиях эмоциональной напряженности и. потенциальной опасности.

Спиральная модель эскалации конфликта демонстрирует, что эскалация результат действий и противодействий, образующих замкнутый круг. Наступательные тактики, используемые первой стороной, вызывают подобное же поведение другой стороны. Этот ответ, в свою очередь снова провоцирует первую сторону на новые действия, что замыкает круг и выводит конфликт на новый виток. У каждой из сторон растет список прегрешений другой стороны, и каждое новое недовольство усиливает ощущение кризиса. Каждый из нас реагирует на провокацию на ее же уровне, и спираль конфликта продолжает расти.

Сильной эскалации предшествуют два обстоятельства: высокая степень осознаваемого расхождения интересов и низкая стабильность.

Отдельные авторы (А.Г. Здравомыслов, С.В. Соколов) [8] выделяют стадию тупика: равновесие, вызванное неэффективностью предпринимаемых шагов и осознанием пирровой победы, паралич действий, поиск новых подходов и смена лидеров, переоценка собственных интересов, затухание противоборства, перемирие, начало переговоров. Мертвая точка это остановка в процессе сталкивания и противостояния сталкиванию.

Первоначально на этой стадии ничего не происходит в объективном плане, но при этом изменяется отношение одной из сторон к происходящему. Через некоторое время обе стороны приходят к досадному выводу, что преобладание невозможно, но, тем не менее, пока нет желания отдать победу, самоустранившись, или уступить. Но самым важным следствием наступления этого этапа становится понимание хотя бы одной из сторон, что противник это независимый партнер, с которым придется договариваться, а не только враг. И с этим партнером придется договариваться и взаимодействовать, что становится первым шагом к переговорному процессу, к выходу из конфликта.

Значимость конфликтов невозможно недооценить. Являясь составляющей нашей жизни, они во многом определяют развитие социума.

  1. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М, 1996. С. 96.

  2. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2000. С. 54Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1996. С. 3-300.

  3. Зеркин Д.П. Конфликтология: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998. С. 39

  4. Аг А. Конфликт // Политология вчера и сегодня. 1991. №3. С. 152Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб., 2009. С. 3-304

  5. Мажников В.И. Конфликтология: Методические рекомендации по спец- курсу. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 40 с.

  6. Шевчук Д.А. Конфликты: избегать или форсировать? – М.: РИОР, 2007. – 674 с.

  7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд. перераб. и доп. – М.:АСТ, 2008. – 42 с.

  8. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М Жукова, Л А Петровской, О В Соловьевой. — 3-е, исправленное изд. М.: Смысл, 2009. – 377 с

Просмотров работы: 1417