Рассмотрим расходы на НИОКР И НИР в Китае и США
Система финансирования НИОКР и НИР за рубежом (в первую очередь, в США, Японии, Китая, и других странах Западной Европы) характеризуется наличием множественности источников поступления средств:
Рисунок 1.Источники поступления финансовых средств на НИОКР и НИР
Приведенная классификация объектов финансирования НИОКР применяется в развитых капиталистических странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Удельный вес тех или иных источников в различных странах неодинаков, однако преобладающими являются два первых.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — это совокупность деятельностей, направленных на получение новых знаний и их практическое применение для решения конкретных задач. В английском языке используется термин Research & Development (R&D). НИОКР включает в себя три основные группы деятельностей: фундаментальные исследования; прикладные исследования; опытно-конструкторские и технологические разработки. Национальные расходы на НИОКР считаются одним из ключевых показателей научно-технического развития страны.
Участие государства в финансировании НИОКР и ИД в большинстве развитых капиталистических стран является достаточно активным и не сводится только к выполнению функций государственными организациями.
Рисунок 2. Затраты некоторых стран на НИОКР в 2013г.
Рассмотрим расходы на НИОКР И НИР в США
Одним из лидеров в этой области уже много лет подряд остаются США: их затраты на науку и НИОКР составят в следующем году треть от мирового объема затрат - $405,3 млрд, или около 2,7% от объема американского ВВП.
Вместе с тем, темпы роста расходов в Америке замедляются: в 2010 году затраты на НИОКР составили 3,2% от объема ВВП США, в 2011 году они увеличатся в номинальном выражении на 2,4%. Учитывая, что инфляция в США в 2011 году ожидается на уровне 1,5%, реальные расходы увеличатся на 0,86%, или на $3,4 млрд.
Расходы США на НИОКР распределяются примерно поровну между государственным и частным секторами. Научно-исследовательские работы, финансируемые государством, носят в основном оборонный характер, но часть государственных средств направляется и на финансирование других НИОКР, в особенности, фундаментальных исследований.
В США финансирование осуществляется примерно в следующих пропорциях:
35% – из федерального бюджета (около 200 млрд. дол. США);
60% – за счет собственных средств производственных компаний;
5% – из средств правительств штатов, органов местного самоуправления.
Университеты, колледжи и частные неправительственные организации участвуют в финансировании НИОКР на уровне 5-6 %.
Среди характерных особенностей развития американской инновационной сферы следует выделить фактически независимое от федеральных государственных органов появление основных институтов инновационной сферы (технопарков и венчурных фондов). Второй особенностью инновационной сферы США является исключительно высокая активность малых инновационных компаний. Это в немалой степени связано с существованием специальных государственных программ поддержки таких фирм, а также с развитостью и доступностью венчурного капитала – основного источника средств.
Другими особенностями американской инновационной системы являются значительная доля образованных иммигрантов и высокий уровень конкуренции среди всех участников инновационной сферы. В качестве слабой стороны инновационной системы в США отмечается необходимость формирования законодательной базы для регулирования финансирования малых предприятий.
Рассмотрим расходы на НИОКР И НИР в Китае.
Делая упор на экспорт товаров, Китай стремился направить валютную выручку на покупку технологий. Параллельно он создавал научно-техническую базу мирового уровня.
По данным Министерства науки и техники КНР, НИОКР в Китае развивается в соответствии с государственным средне-долгосрочном планом по развитию науки и техники на период с 2006 по 2020 год. В прошлом году вложения в НИОКР составили 861 миллиард юаней (1,83% от ВВП). Это около 135 миллиардов долларов, что примерно соответствует 2,5 валового объема всей белорусского экономики, рассчитанной по номиналу.
Китай в 10-й пятилетке, уделяя особое внимание инновационному развитию, выдвинулся на третье место в мире по расходам на НИОКР, которые в 2003 г. составили 153 млрд юаней (15 млрд евро), что вдвое превышает соответствующие расходы Франции.
Китай на деле реализует принцип, что наука и техника являются первой производительной силой. По данным ОЭСР по расходам на научные исследования в 2006 г. Китай вышел на второе место в мире после США (330 млрд долл.), достигнув 136 млрд долл., обогнав Японию с ее 130 млрд долл. Число ученых в КНР достигло 926 тыс. человек (в США - 1,3 млн, в России - 500 тыс.). Китай имеет более 23 млн студентов. Считается, что 30 % экономического роста страны в последние годы достигается за счет реализации передовых технологий
По мнению экспертов BCG в Бразилии, Индии и Китае (БИК) процесс НИОКР включает меньше стадий, лучше контролируем и гораздо ближе к коммерческому применению. В отличие от стран БИК Россия тратит на НИОКР на четверть меньше, чем Китай, и на 60% меньше, чем США.
В 2011 году Китай потратит на исследования и разработки $153,7 млрд (1,4% ВВП) по сравнению со $141,4 млрд в этом году и выйдет на второе место в мире, потеснив Японию. Расходы на НИОКР в Японии вырастут со $142 млрд до $144,1 млрд (3,3% ВВП).
По последним данным Государственного управления интеллектуальной собственности КНР, в 2012 году в Китае было выдано 217 тыс 105 патентов в области изобретений, что на 26,1 процента больше, чем в 2011 году.
На основании изложенного материала, можно сделать вывод о том, что расходы на НИР и НИОКР в США значительно превышают расходы на эти направления в Китае.
Европейские страны активно стимулируют инновационное предпринимательство. В системе государственного финансирования НИОКР сочетаются как прямые формы так и косвенные формы (налоговые льготы, льготный правительственный кредит, амортизационные списания).