БУДУЩЕЕ СТАНДАРТА ISO 9001 - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

БУДУЩЕЕ СТАНДАРТА ISO 9001

Турсунбекова Б.Н. 1
1Томский политехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стандарт ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования». Устанавливает требования к системе менеджмента качества, когда организации необходимо на постоянной основе продемонстрировать свою компетентность, в соответствии с ожиданиями клиентов и нормативными требованиями, применяя процессы постоянного улучшения и обеспечения соответствия нормативным требованиям, стандарт направлен на повышение удовлетворенности клиентов пользуется широкой популярностью во всем мире. Его используют любые организации не зависимо от их размера и направлений деятельности.

В настоящее время Международной организацией по стандартизации (ISO), а именно рабочей группой ISO/TC 176 «Управление качеством и обеспечение качества» проводится переработка существующей редакции стандарта ISO 9001:2008. Уже известно, какое у него будет обозначение - ISO 9001:2015.

Первая редакция была опубликована в 1987 году. Прошло 25 лет, и стала очевидной необходимость изменения ISO 9001, поскольку за это время произошли существенные изменения. В 80-е годы конкурентоспособность отождествлялась с качеством. Ситуация с тех пор изменилась. Сегодня качество не является единственным фактором конкурентоспособности. Конкурентоспособность – это достаточно емкое понятие, в нем можно выделять приоритеты, но качество занимает уже не главенствующее место. Очень серьезную позицию в конкурентоспособности занимает цена, и ее соотношение с качеством.

Последний существенный пересмотр стандарта был в 2000 году. За период с 2000 г.по 2013 г. произошли принципиальные изменения в подходах и методах ведения бизнеса, в развитии новых технологий, во взаимоотношениях между бизнесом, обществом и государствами. В 2008 году была небольшая доработка стандарта ISO 9001, и, начиная с этого года, началась подготовка новой версии, которая должна появиться к 2015 году. Все эти изменения, несомненно, повлияют на изменения ISO 9001.

Целью пересмотра является поддержание стандарта ISO 9001 на актуальном уровне, отражение в нем изменений среды и гарантия того, что он продолжит обеспечивать «уверенность в том, что организации могут систематически производить продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителей и отвечающую законодательным и регулирующим нормам».

Требования ISO 9001планируют сделать более конкретными и понятными, сделать его применение более упрощенным для организаций, занятых оказанием услуг. Так как, в действующей редакции документа основной понятийный акцент сделан для организаций, занимающихся производством продукции. Таким образом, стандарт должен стать более доступным для всех организаций, не зависимо от видов их деятельности.

Будущий стандарт, будет многосторонним и построен на структуре, которая сегодня директивно определена ISO для всех стандартов систем менеджмента (отраслевые, менеджмент охраны окружающей среды, безопасности труда и т.д.).

Будут унифицированы структуры стандарта менеджмента. Отныне все новые стандарты будут разрабатываться по универсальной структуре, а действующие стандарты должны быть пересмотрены в её рамках.

Структура стандарта ISO 9001:2015 выглядит она следующим образом.

  1. Область применения.

  2. Нормативные ссылки.

  3. Термины и определения.

  4. Контекст деятельности организации.

  5. Лидерство.

  6. Планирование.

  7. Обеспечение ресурсами и другая поддержка.

  8. Операционные процессы.

  9. Оценка показателей деятельности.

  10. Улучшение.

В основу будущей модели ISO могут лечь следующие ключевые темы:

  • интеграция «мышления на основе рисков»;

  • большой акцент на принципах менеджмента качества;

  • лучшее выстраивание процессов управления предприятием;

  • «конечные результаты» (соответствие продукции и результативность процессов);

  • менеджмент знаний;

  • менеджмент жизненного цикла (Life cycle management, ISO 14040:2006);

  • улучшение и инновации;

  • время/скорость/ловкость;

  • технологии и изменения в инновационных технологиях (ИТ);

  • инструменты качества, как 6 сигм, QFD, benchmarking и т.д.

Можно заметить, что в основе этой структуры лежит цикл Деминга для непрерывного совершенствования деятельности (PDCA). В тоже время в новой структуре стандартов имеются целевые установки, а также методы, средства, правила и процедуры, которые используются для того чтобы достигать эти целевые установки. При этом разработчики планируют унификацию этих компонентов с таким расчетом, что примерно 30% каждого стандарта будет иметь идентичный текст.

В нашем современном мире развитие науки и техники, совершенствование промышленного производства происходит довольно быстро и, следовательно, влечет за собой замену устаревших изделий более совершенными, приводит к появлению новых веществ и материалов. По этой причине многие показатели, нормы и требования, ранее установленные в стандартах, устаревают и теряют свою актуальность. Для обеспечения прогрессивной роли стандартизации в развитии промышленного производства и улучшения качества продукции необходимо, чтобы показатели, нормы и требования, заложенные в стандарты, постоянно соответствовали передовому уровню достижений науки и техники.

Такое соответствие показателей, норм и требований может быть обеспечено разработкой новых стандартов. Разработка и принятие такого стандарта — дело крайне сложное и кропотливое, но, разумеется, необходимое и как никогда актуальное, ведь прошлая революция в стандарте ISO принесла процессный подход, на котором появляется слишком много «заплат». Новый стандарт позволит применившим его предприятиям ещё более упрочить конкурентные позиции на рынке и, как следствие, развиваться и расти.

Информационные источники.

  1. Иван Чайка Будущее стандартов ISO 9000 [Электронный ресурс]// Электронный журнал: Управляем предприятием, № 11 (22), ноябрь 2012. – Режим доступа: http://consulting.1c.ru/ejournalPdfs/chaika-11.pdf

  2. ISO 9001:2015 – перспективы развития стандартов управления качеством на следующие 25 лет [Электронный ресурс]: Сайт Международной организации по стандартизации (ISO). - Режим доступа: http://www.iso.org/iso/ru/home/news_index/news_archive/news.htm?refid=Ref1633

  3. Стандарты ИСО: взгляд, устремленный в будущее [Электронный ресурс]: Сайт Ростест-Москва. - Режим доступа: http://xn----7sbapw0alnehdf.xn--p1ai/

  4. Сертификат ИСО 9001 – актуальность [Электронный ресурс]: Сайт Учебно-информационный центр. - Режим доступа: http://uicural.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=486:sjertifikat&catid=44:2010-02-10-06-48-38&Itemid=93

  5. Порядок и сроки проверки, пересмотра и изменения стандартов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://metrologe.ru/metrologiya-standartizatsiya-i-sertifikatsiya-izmeritelnykh-i-informatsionnykh-tekhnologij/140-poryadok-i-sroki-proverki-peresmotra-i-izmeneniya.html

  1. ISO 9001. Ведется работа по обновлению стандарта [Электронный ресурс]: Сайт Систус Консалт. – Режим доступа: http://www.sistus-iso.ru/novosti/news_44.html

Просмотров работы: 1231