В настоящее время одним из важных моментов функционирования любой организации является планирование своей деятельности. А любое планирование невозможно без факторного анализа результатов деятельности. Поэтому факторный анализ финансовых результатов организации приобретает все большую значимость и актуальность в современной экономике. Поскольку грамотный и своевременный анализ финансовых результатов позволяет повысить обоснованность планирования, а также дать оценку достоверности учета и оперативности контроля, и как следствие обеспечит эффективность и бесперебойность работы организации.
С помощью экономического анализа результатов хозяйственной деятельности предприятие разрабатывает конкретную стратегию и тактику развития производства, выявляет и оценивает резервы роста прибыли и рентабельности, а также находит способы их мобилизации.
Финансовый результат – комплексный показатель анализа и оценки эффективной или неэффективной деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования. [3]
В широком смысле финансовый результат рассматривается как превышение (снижение) стоимости произведенной продукции над затратами на ее производство; превышение стоимости реализованной продукции над полными ее затратами, превышений чистой (нераспределенной) прибыли над понесенными убытками.
Положительный финансовый результат свидетельствует об эффективном и целесообразном использовании средств организации (т.е. основного и оборотного капитала).
Экономический анализ неразрывно связан с бухгалтерским учетом, так как именно на основе учетных данных и проводят факторный анализ. Все операции отраженные в синтетических и аналитических регистрах бухгалтерского учета формируют конечный результат – а именно прибыль. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия показывает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Таким образом, прибыль предприятия является важнейшим показателем его деятельности. В процессе анализа финансовых результатов деятельности организации используются различные показатели прибыли. Классификация этих показателей представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – классификация прибыли организации
Основной целью анализа финансовых результатов деятельности организации является:
Определение отклонений каждого показателя за текущий анализируемый период;
Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений;
Проведение факторного анализа прибыли и рентабельности.
Оценка работы предприятия по результатам факторного анализа;
Современные авторы рекомендуют проводить анализ прибыли и рентабельности, методику которого мы рассмотрим на конкретном примере. Анализ будем осуществлять на основе данных отчета о финансовых результатах и бухгалтерского баланса. Первоначально для анализа необходимо определить значение определенных показателей, формулы и значения которых представлены в таблице 1
Таблица 1. Значения показателей для анализа деятельности организации
Наименование показателя |
Формула расчета |
Значение |
Абсолютное отклонение прибыли (ΔП) |
∆П=П1-П0 |
П1,П0 – значение прибыли в отчетном и базисном периоде; |
Темп роста снижение (Т) |
Т=П1П0*100% |
|
Уровень каждого показателя (Уi), к выручке (В) от продажи товаров. |
Уi=ПiВi*100% |
i=0-базисный период i=1-отчетный период |
Изменение структуры (ΔУ) |
∆У=У1-У0 |
У1, У0- уровень отчетного и базисного периодов |
Расчет показателей представим в таблице 2.
Таблица 2. Характеристика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «А» за 2011-2012 г.г.
Показатели |
Ед.изм. |
2011 год |
2012 год |
Абсолютное отклонение (+/-) |
Темп роста (%) |
Уровень к выручке в базисном периоде,% |
Уровень к выручке в отчетном период,%е |
Отклонение уровня (+/-) |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Выручка (2110) |
Тыс. Руб. |
2381817 |
2556840 |
175023 |
107,35 |
100 |
100 |
- |
Себестоимость продаж (2120) |
тыс. Руб. |
1565225 |
1699782 |
134557 |
108,6 |
65,72 |
66,48 |
0,76 |
Валовая прибыль (2100) |
Тыс. Руб. |
816592 |
857058 |
40466 |
104,96 |
34,28 |
33,52 |
-0,76 |
Коммерческие расходы (2210) |
Тыс. Руб. |
76982 |
82183 |
5201 |
106,76 |
3,23 |
3,21 |
-0,02 |
Управленческие расходы (2220) |
Тыс. Руб. |
351235 |
419928 |
68693 |
119,56 |
14,75 |
16,42 |
1,67 |
Прибыль (убыток) от продаж (2200) |
Тыс. Руб. |
388375 |
354947 |
-33428 |
91,39 |
16,31 |
13,88 |
-2,43 |
Доходы от участия в других организациях(2310) |
Тыс. Руб. |
455 |
- |
-455 |
- |
- |
- |
- |
Проценты к получению (2320) |
Тыс. Руб. |
25945 |
681 |
-25264 |
2,6 |
- |
- |
- |
Проценты к уплате(2330) |
Тыс. Руб. |
33158 |
66243 |
33085 |
199,78 |
- |
- |
- |
Прочие доходы(2340) |
Тыс. Руб. |
596243 |
543356 |
-52887 |
91,13 |
25,03 |
21,25 |
-3,78 |
Прочие расходы(2350) |
Тыс. Руб. |
651083 |
601423 |
-49660 |
92,37 |
27,34 |
23,52 |
-3,82 |
Прибыль (убыток) до налогообложения (2300) |
Тыс. Руб. |
326777 |
231318 |
-95459 |
70,79 |
13,72 |
9,05 |
-4,67 |
Текущий налог на прибыль(2410) |
Тыс. Руб. |
77251 |
52817 |
-24434 |
68,37 |
3,03 |
2,07 |
-0,96 |
Отложенные налоговые обязательства (2421) |
Тыс. Руб. |
13497 |
6591 |
-6906 |
48,83 |
0,57 |
0,26 |
-0,31 |
Отложенные налоговые активы(2430) |
Тыс. Руб. |
3563 |
1309 |
-2254 |
36,74 |
0,15 |
0,05 |
-0,1 |
Изменение налоговых активов (2450) |
Тыс. Руб |
1962 |
1347 |
-615 |
68,65 |
0,08 |
0,05 |
-0,03 |
Чистая прибыль (убыток) |
Тыс. Руб. |
247925 |
178463 |
-69462 |
71,98 |
10,41 |
6,98 |
-3,43 |
Проанализировав таблицу 2 можно сделать следующие выводы:
В отчетном периоде наблюдается увеличение такого показателя как выручка на 175023 тыс.руб. Это свидетельствует о том, что больший доход организация получает от основной деятельности;
Увеличение себестоимости продукции является отрицательным моментом, так как это свидетельствует об увеличении затрат на производство реализованной продукции;
Уменьшение такого показателя как прибыль (убыток) от продаж неблагоприятен для организации, так как он свидетельствует об уменьшении рентабельности продаж и относительном увеличении издержек производства и обращения;
Уменьшение чистой прибыли и прибыли до налогообложения также является отрицательным моментом для организации;
Текущий налог на прибыль характеризует долю прибыли, перечисляемой в бюджет в виде налога на прибыль. В отчетном периоде наблюдается уменьшение данного показателя это вызвано, прежде всего, за счет уменьшения самой прибыли.
Методика комплексного и системного изучения и измерения влияния факторов на величину результативного показателя заключается в анализе влияния факторов, т.е. факторном анализе.
Выделяют следующие типы факторного анализа:
Детерминированный (функциональный) – результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов;
Стохастический (корреляционный) - связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной;
Прямой (дедуктивный) – от общего к частному;
Обратный (индуктивный) – от частного к общему;
Одноступенчатый и многоступенчатый;
Статический и динамический;
Ретроспективный и перспективный;.[2]
Факторный анализ состоит из определенных этапов, которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 –Этапы факторного анализа
Как известно, изменение прибыли от реализации продукции зависит от изменения следующих факторов:
Объема реализации;
Структуры реализации;
Отпускных цен на реализованную продукцию;
Цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
Уровня затрат материальных и трудовых ресурсов [4].
Исходные данные для факторного анализа финансовых результатов организации представим в таблице 3.
Таблица 3. Данные для факторного анализа финансовых результатов.
Наименование показателя |
2011 год |
2012 год |
||||
Усл. обоз. |
Тыс, руб. |
Усл. обоз. |
Тыс, руб. |
В сопоставимых ценах |
||
Усл. обоз. |
Тыс, руб. |
|||||
Количество проданной продукции, шт. |
q0 |
371 |
q1 |
385 |
- |
- |
Цена продукции, тыс. руб. |
p0 |
6420 |
p1 |
6641,15 |
- |
- |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
В0 |
2381817 |
В1 |
2556840 |
Вʹ |
2471700 |
Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2), тыс. руб. |
S0 |
1993442 |
S1 |
2201893 |
Sʹ |
2068666,6 |
Себестоимость 1 ед. продукции, тыс. руб./шт. |
Sед. 0 |
5373,16 |
Sед. 1 |
5719,2 |
- |
- |
Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб. |
П0 |
388375 |
П1 |
354947 |
Пʹ |
403033,4 |
Методика расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции заключается в последовательном расчете влияния каждого фактора. Данный расчет произведем на основе таблицы 3 и результат представим в таблице 4.
Таблица 4. Расчет влияния факторов на финансовый результат.
Фактор |
Формула расчета |
Величина показателя, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Изменение отпускных цен на продукцию |
∆p1 = В1– Вʹ |
85143,85 |
4,33 |
Изменение в объеме продукции |
∆p2=П0× (Sʹ /S0) –П0 |
14655,719 |
16,93 |
Изменение в структуре продукции |
∆p3=П0× ((Вʹ / В0) – (Sʹ /S0)) |
0 |
0 |
Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции |
∆p4=Sʹ –S1 |
1866773,6 |
94,925 |
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции |
∆pP5=S0× (Вʹ / В0) –Sʹ |
-0,07269 |
0 |
Совокупное влияние факторов |
1966573,096 |
100 |
Так из таблицы видно, что наибольшее влияние на финансовый результат анализируемой организации оказывает такой фактор как снижение себестоимости продукции в размере 94,25%. Также значительное влияние оказывает объем продукции 16,93%. Из таблицы можно наблюдать, что такие факторы как изменение в структуре продукции и изменение себестоимости за счет структурных сдвигов не оказывают влияние на результат деятельности организации.
Полный факторный анализ невозможен без анализа рентабельности продаж и чистой рентабельности. Для анализа рентабельности современные авторы рекомендуют использовать следующую факторную модель (1):
R=ПВ=В-SВ (1)
Где,
П - прибыль от реализации продукции;
В - выручка от реализации продукции;
S- полная себестоимость.
Расчет и результат влияния факторов на рентабельность продаж представим в таблице 5.
Таблица 5. Расчет влияния факторов на рентабельность продаж.
Фактор |
Формула расчета |
Величина показателя, тыс.руб. |
Влияние изменения цены на продукцию |
ΔRВ= (В1–S0) / В1– (В0–S0) / В0. |
0,0572 |
Влияние изменения себестоимости |
ΔRS= (В1–S1) / В1– (В1–S0) / В1 |
-0,0815 |
Общая сумма влияния рентабельности за период |
ΔR= ΔRВ+ ΔRS |
-0,0243 |
Факторный анализ представим в таблице 6.
Таблица 6. Факторный анализ рентабельности продаж организации.
Рентабельность продукции, % |
Изменение рентабельности, % |
Изменение рентабельности за счет факторов, % |
|||
2011 |
2012 |
изменение цены |
изменение себестоимости |
||
R0 |
R1 |
∆RВ |
∆RS |
||
Выпускаемая продукция |
16,31 |
13,88 |
-2,43 |
5,72 |
8,15 |
Из таблицы 7 можно наблюдать, что в отчетном периоде рентабельность продаж в с равнении с прошлым годом сократилась на 2,43% данное снижение произошло за счет снижения цен на выпускаемую продукцию (5,72%) и увеличение себестоимости (8,15%).
На практике большинство экономистов – аналитиков рекомендуют проводить оценку рентабельности всего капитала, собственных и перманентных средств. Информация для такого анализа содержится в бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Отечественные аналитики на практике используют коэффициент рентабельности (основной) деятельности, которые представлен в формуле (2):
R=ПС+КР+УР (2) ,
Где,
П – прибыль,
С - себестоимости реализации продукции,
УК – управленческие расходы,
КР – коммерческие расходы.
Коэффициенты рентабельности их формулы и расчет представлены в таблице 7.
Таблица 7. Коэффициенты рентабельности факторного анализа.
Наименование показателя |
Способ расчета |
Периоды |
|
2011 г. |
2012 г. |
||
Рентабельность продаж (маржа прибыли) |
(стр. 2200 Ф2 × 100 %) / (стр. 2110 Ф2) |
16,31 |
13,88 |
Общая рентабельность отчетного периода |
(стр. 2300 Ф2 × 100 %) / (стр. 2110 Ф2) |
13,72 |
9,05 |
Характеристика: эти показатели указывают, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции |
|||
Рентабельность собственного капитала |
(стр. 2300 Ф2 × 100 %) / (стр. 1300 Ф1) |
37,54 |
22,18 |
Показатель характеризует эффективность использования собственного капитала |
|||
Рентабельность активов (экономическая рентабельность) |
(стр. 2300 Ф2 × 100 %) / (стр. 1600 Ф1) |
22,03 |
10,49 |
Показатель характеризует эффективность использования всего имущества организации |
|||
Фондорентабельность |
(стр. 2300 Ф2 × 100 %) / (стр. 1100 Ф1) |
50,95 |
16,88 |
Показатель характеризует эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов |
|||
Рентабельность основной деятельности |
(стр. 2200 Ф2 × 100 %) / (стр. 2120 + 2210 + 2220 Ф2) |
19,48 |
16,12 |
Показатель характеризует, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат |
|||
Рентабельность перманентного капитала |
(стр. 2300 Ф2 × 100 %) / стр. (1300 + 1400) Ф1 |
33,42 |
22,04 |
Показатель характеризует эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок |
|||
Период окупаемости собственного капитала |
(стр. 1300 Ф1) / (стр. 2300 Ф2) |
266,37 |
449,92 |
Показатель характеризует число лет, в течении которых полностью окупятся вложения в данную организацию |
Располагая своими ресурсами, организация рассчитывает на получение желаемого результата. Но на практике не всегда реальный результат оказывается желаемым. Чтобы избежать такой ситуации целесообразно проводить при планировании своей деятельности факторный анализ финансовых результатов, с помощью которого можно более точно прогнозировать свою деятельность.
Роль и значение факторного анализа, как было выяснено в данной статье, существенна и необходима. Так, с помощью анализа управление организации может принимать правильное, эффективное, а также своевременное решение.
Список литературы:
Лытнева.Н.А. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» [Текст] учеб.пособие для студентов/ Н.А.Лытнева, Н.В.Парушина.- Ростов – на – Дону Феникс 2011,604с. ISBN 978-5-222-17782-2
Романова Л.Е. Экономический анализ [Текст] – учебное пособие для вузов / А.Е.Романова – СПб.:Питер., 2011 -336с. ISBN 978-5-49807-892-2
Б.А.Шогенов, Ф.Е.Караева Анализ финансовых результатов предприятия//Экономический анализ: теория и практика – 2010 г. №6 февраль, с. 2-7.
М.В. Алтухова Жесткое планирование и управление: от чего зависит результат?//Справочник экономиста №1 январь 2013, с.40-50.
Деминова, С.В.Роль и содержание анализа рентабельности деятельности организаций в системе комплексного экономического анализа [Текст] / С. В. Деминова// Информационно-аналитические научно-образовательные технологии формирования и развития профессиональных навыков специалистов для инновационной экономики : монография / науч. ред. проф. Н.В. Парушина, к.э.н. Н.А. Сучкова. - Орёл: ООО ПФ "Картуш", 2012. - С. 128-145
Парушина,Н.В.Теория и практика оценки эффективности деятельности организаций в системе комплексного экономического анализа [Электронный ресурс] / Н. В. Парушина, С.В.Дёминова ; каф.экономического анализа и статистики// Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - №19 . - С. 52-56.-
Парушина,Н.В.Методика анализа финансового состояния организации с использованием компьютерных технологий [Электронный ресурс] / Н. В. Парушина ; каф.экономического анализа и статистики// Роль учетных практик в обеспечении устойчивого развития предприятий. Международная научно-практическая конференция, Москва, 25-26 ноября 2011 г., РУДН, экономический факультет. - М.: РУДН, 2011. - 515 с. - С. 146-154