Процессный подход – это подход, при котором компания рассматривается как совокупность бизнес-процессов, а каждый сотрудник является участником команды по управлению основным или вспомогательным процессом.
Под процессным подходом специалисты ОАО «Кузбасс-пригород» понимают применение для управления организацией системы идентифицированных и находящихся во взаимодействии процессов, направленных на получение желаемого результата.
ОАО «Кузбасс-пригород» обслуживает пригородное сообщение Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги, которое включает в себя Кемеровскую и Томскую область.
На сегодняшний день в организации для внедрения процессного подхода выявлены процессы, определены их владельцы и созданы документы на процессы (см. Табл. 1).
Таблица 1
п/п |
Процесс |
Владелец процесса |
1 |
Планирование и организация перевозок пассажиров пригородными поездами |
Первый заместитель главного директора |
2 |
Управление несоответствующей продукцией |
Первый заместитель главного директора |
4 |
Анализ СМК со стороны руководства |
Инженер по качеству |
5 |
Внутренний аудит |
Инженер по качеству |
6 |
Управление документами и записями |
Инженер по качеству |
7 |
Планирование и анализ финансово-экономической деятельности |
Заместитель генерального директора по экономике |
8 |
Планирование и организация содержания и текущих ремонтов инфраструктуры и подвижного состава |
Главный инженер |
9 |
Управление персоналом |
Начальник сектора по управлению персоналом |
10 |
Планирование, организация и проведение маркетинговых исследований |
Маркетолог |
11 |
Мониторинг и измерение качества продукции |
Первый заместитель главного директора |
12 |
Корректирующие действия |
Инженер по качеству |
13 |
Предупреждающие действия |
Инженер по качеству |
К проектированию карты бизнес-процессов организации сотрудники подошли креативно (см. Приложение 1).
Рассмотрим подробнее следующие процессы:
Планирование и организация перевозок пассажиров пригородными поездами;
Анализ СМК со стороны руководства;
Внутренний аудит.
Деятельность ОАО «Кузбасс-пригород» базируется на оказании услуг по перевозке пассажиров железнодорожном транспорте в пригородном сообщении. В соответствии с процессным подходом, определенном в МС ISO 9001 :2008, в Обществе разработаны, внедрены и поддерживаются в рабочем состоянии процессы жизненного цикла продукции. В СМК ОАО «Кузбасс-пригород» представлен процесс - Планирование и организация перевозок пассажиров, описанном в КП СТП 72-05 «Планирование и организация перевозок пассажиров пригородными поездами».
Во время планирования процессов жизненного цикла продукции учитываются:
цели в области качества;
требования к оказываемой услуге;
потребность в разработке процессов;
потребность в разработке документов;
потребность в обеспечении ресурсами (включая человеческие ресурсы, инфраструктуру и производственную среду);
необходимые проверки, утверждение, контроль;
записи, необходимые для доказательства того, что процессы по перевозке пассажиров удовлетворяют требованиям.
Планирование, контроль и отчетность в подразделениях осуществляются под управлением руководителей подразделений.
С целью обеспечения своевременного выявления и устранения несоответствующей продукции уполномоченным сотрудникам ОАО «Кузбасс-Пригород» предоставлены права и определена ответственность в отношении идентификации несоответствующей продукции и сообщений о ней на любом этапе процесса. Определены полномочия в отношении реагирования на несоответствия с целью обеспечения выполнения требований к процессам и продукции. Идентификация продукции, которая не соответствует установленным требованиям и управление.
Предусмотрен анализ (и устранение) идентифицированных несоответствий. Анализ несоответствий и выявление их причин проводится уполномоченным персоналом с целью определения тенденций или моделей возникновения отказов, которые требуют внимания. Негативные тенденции учитываются для выполнения совершенствования, а также, в качестве входных данных, для анализа со стороны руководства, при рассмотрении целей в отношении уменьшения несоответствий.
С целью обеспечения постоянной пригодности, адекватности и результативности высшее Руководство предприятия проводит анализ СМК со стороны руководства. Для этого разработана и внедрена методическая инструкция КП ИМ 5.6-15 «Анализ СМК со стороны руководства». Инструкция определяет порядок работы и ответственности при выполнении анализа и оценки СМК ОАО «Кузбасс-пригород» со стороны руководства. Анализ СМК выполняется после проведения внутренних аудитов и охватывает все процессы и элементы системы качества. Анализ СМК также предусматривает оценку возможностей улучшения и потребности в изменениях в системе менеджмента качества.
Внутренние аудиты проводятся в установленные Программой ВА СМК на год и Графиком ВА СМК интервалы времени, для выявления:
отвечает ли система менеджмента качества качеством запланированным действиям, требованиям стандарта ISO 9001:2008 и требованиям к СМК, установленным настоящим Руководством и другими документами СМК ОАО «Кузбасс-пригород».
насколько эффективно внедрена и поддерживается в рабочем состоянии СМК.
Программа аудита разрабатывается с учетом статуса и важности процессов и участков, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. Определяются критерии, сфера охвата, периодичность и методы проведения аудита. Выбор аудиторов и проведение аудитов обеспечивает объективность и непредвзятость процесса аудита. Аудиторы не выполняют аудит своей работы.
Руководство, ответственное за работу структурного подразделения‚ аудит которого проводят, обеспечивает неотложное проведение действий по устранению выявленных несоответствий и их причин. Деятельность по дальнейшему контролю содержит проверку проведенных действий и отчет об их результатах.
Информация, касающаяся удовлетворенности потребителя отслеживается, поскольку это является одним из показателей функционирования системы менеджмента качества. Это отражено в методических инструкциях КП ИМ 7.2.3-06 «Планирование, организация и проведение маркетинговых исследований» и КП ИМ 7.2.3-12.01 «Организация работы с обращениями граждан». Полученная информация накапливается и используется руководством для анализа СМК со стороны руководства.
Список информационных источников:
ISO 9001:2008. Система менеджмента качества. Требования.
УП Р 4.2.2.-02.01. Руководство по качеству ОАО «Кузбасс-пригород».