ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ MS POWER POINT - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ MS POWER POINT

Большакова Е.И. 1, Викторова Ю.В. 2, Cтолповская Т.А. 2
1Стерлитамакский филиал "Башкирского государственного университета"
2Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирского государственного университета», Республика Башкортостан
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) одним из ключевых моментов является установка на формирование универсальных учебных действий (УУД) у учащихся на уроках математики.

Являясь по своей сути надпредметными (умственные действия учащихся направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), УУД, а также личностные результаты, в значительной степени формируются в рамках освоения учебного материала. Качество усвоения знаний определяется разнообразием видов УУД. Процессы развития общества неразрывно связаны с активизацией человеческого фактора, развитием творческой активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Поэтому развитие общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы») [1].

По словам А.Г. Асмолова процесс изучения математики в средней школе представляет широкие возможности для развития УУД у учащихся. Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными? У определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, негативное отношение к знаниям.

Для основной школы определены лишь возможные пути формирования и развития УУД, представлены образцы заданий, но не обозначены подходы к диагностике УУД (см. [2]). Таким образом, возникает проблема, связанная с отсутствием диагностического аппарата, позволяющего определить у учащегося основной школы уровень сформированности УУД.

В статье представлены результаты теоретического исследования по формированию личностных УУД, средствами MS PowerPoint на уроках математики.

В современных российских нормативно-правовых документах в области образования, например ФГОС общего образования [1], приводятся следующее определение:

Личностные УУД - система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник», «пешеход» и др.).

В ФГОС к содержанию личностных УУД относят:

1) самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности); 2) смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него); 3) нравственно-эстетическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Основные виды заданий для формирования личностных УУД являются:

- участие в проектах;

- подведение итогов урока;

- творческие задания;

- мысленное воспроизведение картины, ситуации;

- самооценка события;

- дневники достижений.

В своей работе для проверки знаний при обучении математике мы используемтестовые задания с использованием персональных ЭВМ. Они позволяет провести более широкий тематический контроль материала на ту или иную тему, а может быть, и на ряд тем. Тестовые задания позволяют сэкономить время на уроке. Интенсивная работа при тестировании в 5-6 классах повышает заинтересованность учащихся в хорошем результате. Кроме того, тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления.

Для создания таких тестовых заданий используются специально разработанные программные продукты. Программа Microsoft Power Point (MS PowerPoint)– наиболее распространенное средство создания электронных презентаций. Электронная презентация состоит из нескольких слайдов. В них последовательно, иногда с помощью графиков, схем и таблиц, объясняется определенная тема. Кроме того, презентацию можно повторять по несколько раз, что увеличивает вероятность того, что материал будет хорошо усвоен.

В презентации может быть использовано несколько вариантов тестирования:

- с множественным выбором;

- с единственным выбором;

- с вводом конкретного ответа;

- с вводом ответов в «виде кроссворда»

Приведем примеры тестовых заданий с выбором конкретного ответа. Данный вариант тестирования разработан с помощью гиперссылок.

Задание №1.

На первом слайде (см. рис.1, рис.2) дано условие задачи. Для перехода к вариантам ответа ученику необходимо нажать на специальную кнопку «Далее», которая изображена в виде зеленой стрелки. После нажатия кнопки происходит переход к следующему слайду, где ученик выбирает свой вариант ответа, нажимая на соответствующую кнопку. Далее есть два варианта развития:

1)если ученик выбрал верный ответ, осуществляется переход к слайду с надписью «Правильный ответ!»

2)если же ученик ответил не правильно, на экране появляется слайд с надписью «Ответ неверный!». При этом ученику дается возможность вернуться к условию задачи и выбрать правильный вариант. Переход к условию также происходит с помощью кнопки «Вернуться к задаче».

Задание №2.

Выбор правильного варианта осуществляется по тому же принципу, с помощью гиперссылок. Только в качестве вариантов ответа представлены картинки.

По условию задачи (см. рис.3, рис. 4) необходимо выбрать растение, которое живет дольше. Ученик решает задачу и нажимает на картинку, соответствующую, по его мнению, правильному ответу. Затем происходит переход на слайд с надписью «Правильный ответ!», если ученик ответил верно, и «Ответ неверный!», если ученик не справился с заданием. В случае неверного ответа, ученику дается возможность вернуться к условию задачи с помощью специальной кнопки.

Задание №3.

При выполнении этого задания ученики должны выполнить действия, затем сравнить полученные ответы с выбором цвета и получить раскрашенный предмет (см. рис.5, рис. 6).

Примеры заданий.

Математика 6 класс

Содержание учебной деятельности

Личностные УУД

1

   

Рис.1. Слайд теста вопрос № 1.

Рис. 2. Слайд варианты ответов

Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной края, а также уважения к ценностям культур других народов.

2

   

Рис.3. Слайд теста вопрос № 2.

Рис. 4. Слайд правильный ответ.

Знание растительного мира родного края, дикоросов Республики Башкортостан и формирование навыков здорового питания.

3

   

Рис.5. Слайд теста вопрос № 3.

Рис. 6. Слайд ответы

Формирование вычислительных навыков; мотивация учения - развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания, принцип удивления, формирование личностных качеств: аккуратность при выполнении работы, бережливость.

Нами было проведено экспериментальное исследование по формированию личностных УУД у учащихся на уроках математики. В рамках программного материала для учащихся были проведены уроки математики, на которых при проверке знаний мы использовали тестовые задания на формирования личностных УУД.

Таким образом, использование тестовых заданий описанного выше типа позволяет формированию личностных УУД у учащихся на уроке математики. Полученные результаты после проведения тестовых заданий выявили у учащихся повышенное внимание, удивление, желание больше узнать. Учащиеся проявили внимание и уважение к ценностям культур других народов. Они оценивали собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач), проявляли в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие внимательность. Ученики стремились ответить на тестовые задания самостоятельно, они с нетерпением стали ждать занятий.

Список использованной литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – 2011. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

Просмотров работы: 9247