КАСЛИНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ КАК ОБЪЕКТ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КАСЛИНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ КАК ОБЪЕКТ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ

Гаврилова Е.В. 1, Халитова Н.Р. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Среди людей, путешествующих по Южному Уралу и побывавших в небольшом уральском городе Касли, вряд ли найдется хоть один, кто откажет себе в приобретении в качестве туристического сувенира изящной статуэтки каслинского художественного литья. Произведения Каслинского художественного литья пользуются необычайной популярностью среди туристов.

Недалеко от города Снежинска расположен один из старейших городов Южного Урала - Касли. Этот небольшой городок знаменит во всем мире благодаря своим изделиям, созданным по технологии чугунного литья.

В 1747 году тульский купец Я. Коробков поставил на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. В 1752 году Каслинский завод перекупил Н. Демидов - владелец многих заводов на Урале и в Сибири. К тому времени завод выплавлял чугун, который переделывался в сошниковое, полосовое и кусковое железо. На Каслинском заводе изготовляли и отправляли в Центр России пушки и ядра. Демидовское железо имело свою марку - двух соболей, стоящих на задних лапках. Оно было самого высокого качества в мире!

В 1809 году завод был продан вольскому купцу Л. Расторгуеву. Предприятие, наряду со своей основной продукцией, начало осваивать выпуск посуды и бытового литья из чугуна. Это было обусловлено запросами все увеличивающегося населения городов.

После смерти Расторгуева в 1822 году попечитель наследников Г.Ф. Зотов начал внедрять на заводе технологию изготовления художественного литья. Он привез из бронзолитейной мастерской Верх-Исетского завода основные модели для отливок.

С 1823 года под руководством мастера Н. Теплякова началось изготовление архитектурного литья. Это были всевозможные ограды, надгробия, парковое литье. В первой трети XIX века на многих металлургических заводах России осваивали художественное литье из чугуна. Но к середине века, в связи с новыми производственными и экономическими отношениями, а также отсутствием заказов на архитектурное литье (что явилось следствием упадка классицизма), предприятия прекращают специальный выпуск художественных изделий из чугуна. Однако Каслинский завод не только не прекратил, но и увеличил выпуск продукции, расширяя при этом производство. Предприятие переориентировалось на изготовление так называемого «кабинетного» или камерного литья.

Важным составляющим успеха каслинских мастеров явилось качество местных материалов - прекрасный чугун, который делали по старинке на древесном угле, и хорошие формовочные пески, которым не было равных по своим параметрам (величине зерна, огнеупорности, малой теплопроводности, процентному содержанию глины и т. п.).

В 1860-1890 годах чугунное художественное литье достигает своего наивысшего расцвета. В это время Каслинский чугунолитейный завод получает дипломы и медали выставок в Санкт-Петербурге, Париже, Вене, Филадельфии, Стокгольме... Большую известность и славу каслинскому литью принесла Всемирная выставка в Париже в 1900 году, где была представлена интереснейшая работа - чугунный павильон (в наши дни чугунный павильон выставлен в Екатеринбургском художественном музее). А с 1908 г. в Каслях выпускали только художественное литье, прекратив промышленное производство чугуна и стали.

Развитие Каслинского завода невозможно рассматривать в отрыве от развития всего промышленного Урала. Хорошие экономические и политические предпосылки позволили Уралу в конце XVIII века стать центром российской тяжелой промышленности. С самого начала своего существования уральская промышленность была тесно связана с наукой и искусством столицы.

В начале XX века усилились творческие контакты уральских мастеров и столичных архитекторов. На заводах размещают свои заказы такие известные архитекторы, как А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, К.И. Росси и другие. А.С. Строганов, ставший президентом Академии Художеств и владевший многими уральскими заводами, сыграл большую роль в развитии культурных связей промышленного Урала со столичным искусством. Первые художественные школы и учебные заведения, появившиеся при заводах, находились под патронажем Академии Художеств. Подавляющее большинство скульпторов, работавших на Каслинском заводе, были выпускниками Академии.

Русское прикладное искусство XIX века развивалось в сложной атмосфере взаимовлияний городской и сельской культур. Активное развитие городов способствовало расцвету такого проявления крестьянской культуры, как промысел. На Урале переплетение городского производства и сельского ремесла привело к созданию искусства, которое в значительной мере отличалось и от искусства усадебного плана, и от крестьянского народного искусства.

Промышленное производство ориентировалось на массового потребителя, а не на барина, как это было в усадьбе. Существенное отличие от крестьянского искусства заключалось в том, что последнее всегда оставалось традиционным, а промышленному производству приходилось подстраиваться под вкусы заказчика. Производство художественного литья в Каслях на всем протяжении XIX века представляло собой мануфактуру с частным разделением труда и капиталистическим характером сбыта продукции, мануфактурная система массового производства изделий декоративного искусства до конца XIX века была лучшей с художественной точки зрения. Объясняется это тем, что частное разделение труда стимулировало творческую инициативу мастера (в отличие от цеховых принципов работы) и, вместе с тем, позволяло мастеру в совершенстве овладевать своей специальностью (чего нет в народном промысле). Поэтому в изделиях Каслинского завода творческая роль мастера не являлась помехой в коллективном создании единого художественного образа.

Каслинское художественное литье представляет собой целый мир разнообразных тем и сюжетов: от крестьянина-пахаря до Венеры Милосской, от массивных торжественно печальных надгробий до тончайшей цепочки для карманных часов, от монументальных скульптурных фигур до миниатюрных статуэток нежных балерин, от решеток для грандиозных сооружений до изящной садовой мебели, от бытовой простой формы посуды до ажурных настенных и настольных тарелок, ваз, подсвечников, шкатулок, коробочек, пепельниц.

Погрузившись в историю каслинского литья, папа автора данной статьи Гаврилов Виктор Иванович заинтересовался чугунными скульптурами и несколько лет назад начал собирать собственную коллекцию. Началось это с одной статуэтки, которую он взял у своих родителей, это была скульптура Дон Кихот. Узнав о папином увлечении, его друг подарил ему статуэтки Христофора Колумба и собаки. Когда мы семьей ходили в гости к родственникам, папа увидел у них вышивальщицу, и они подарили ему для пополнения коллекции. На этом папа не остановился и стал сам покупать образцы каслинского художественного литья и пополнять коллекцию.

Сегодня в его коллекции несколько десятков разнообразных чугунных статуэток. Это известные сооружения, например, Царь-пушка, герои художественной литературы – Дон Кихот, Христофор Колумб (см. фото 1, 2). Животные – собаки, лошади, медведь, лось и олень (см. фото 3, 4). В собрании также имеется бюст Ленина и тонко выполненная фигурка вышивальщицы. Для папы его коллекция – это гордость, это воспоминания из прошлого, так как раньше почти у каждого в доме находились статуэтки каслинского литья.

Предметы Каслинского художественного чугунного литья поражают ощущением долголетия и прочности, если не сказать вечности, несмотря на всю хрупкость и ажурность некоторых отливок.

Каслинские мастера сумели разгадать сложный узор морщин коры старых деревьев, приветливо подставляющих свои ветви пернатым гостям, прекрасных цветов, различных плодов, радующих своей сочностью; они сумели сохранить в тяжелом чугуне мягкую грусть опавшей листвы и старой хвои.

Достигнув наивысших высот в своем деле, каслинцы прославили на весь мир искусство уральских мастеров, превративших неподатливый мрачный чугун в чудесный материал для изящной скульптуры, радующий ум и сердце человека. Каслинские произведения дают необычайно много для внимательного глаза и неторопливого размышления.

Список использованной литературы

  1. Каслинское художественное литье. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/culture/00138365_0.html (дата обращения: 10.10.2013).

Фото 1. Дон Кихот (фото из коллекции Гаврилова В.И.)

Фото 2. Барон Мюнхгаузен (фото из коллекции Гаврилова В.И.)

Фото 3. Лошади (фото из коллекции Гаврилова В.И.)

Фото 4. Лось и Олень (фото из коллекции Гаврилова В.И.)

Просмотров работы: 2009