ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ MS POWER POINT - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ MS POWER POINT

Малышева И.Ю. 1, Скибина Н.Г. 1
1Стерлитамакский филиал "Башкирского государственного университета"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) [1] изменил подходы к оценке и качеству подготовки выпускника общеобразовательной школы. Важной задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов образовательной школы, а также совокупность методик и технологий позволяют заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и расширить набор ценностных ориентиров.

Приоритеты математического содержания в формировании одного из основных видов УУД регулятивных – являются целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.

В ФГОС общего образования, приводятся следующее определение:

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Они обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

К содержанию регулятивных УУД в ФГОС относятся: 1) целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно); 2) планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) составление плана и последовательности действий); 4) прогнозирование (предвосхищение результата уровня усвоения, его временных характеристик); 5) контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); 6) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); 7) оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); 8) волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Основные виды заданий для формирования регулятивных УУД являются: 1) преднамеренные ошибки; 2) поиск информации в предложенных источниках; 3) взаимоконтроль; 4) «ищу ошибки».

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность: 1) выбирать средства для организации своего поведения; 2) запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; 3) планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; 4) предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; 5) начинать и заканчивать действие в нужный момент; 6) тормозить ненужные реакции.

Для основной школы определены лишь возможные пути формирования и развития УУД, представлены образцы заданий, но не обозначены с помощью каких средств осуществлять способность обучающегося строить самому учебно-познавательную деятельность, мотивацию к обучению (см. [2]).

В статье представлены результаты теоретического исследования по формированию регулятивных УУД у учащихся, средствами MS PowerPoint на уроках математики.

Анализ педагогической литературы показал, что одним из успешных путей формирования самостоятельного построения учебно-познавательной деятельности, являются игровые элементы. Элементы творчества на уроках математики помогут учащимся самим усвоить программный материал, научат адекватно, оценивать выполненную им работу.

Использование игровых моментов на уроках - один из вариантов повышения мотивационной составляющей. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вносится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Учебной целью игр на уроке является проверка знаний учащихся, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Мы считаем, что нужно использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. Но дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности.

Примеры заданий

Математика 6 класс

Содержание учебной деятельности

Регулятивные УУД

1

Рассудительная Яна играет в математическое лото. Она умножает дробные числа, затем сопоставляет их с правильным ответом на карточке, нажимают на нее, она переворачивается и появляется фрагмент рисунка.

Найди значения выражения и восстанови рисунок, который получился у Яны.

Рис.1. Слайд игры «Математическое лото».

Составление плана и последовательности действий; способность к волевому усилию в преодолении препятствий.

2

Ученик искал лишнее слово? Найди «лишнее» слово и объясни свой выбор.

Ответ: «Лишнее» слово – уменьшаемое.

Рис.2. Слайд найди «лишнее» слово.

Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий)

3

Ученикам предстоит узнать, произведения какого литературного жанра они будут использовать в заданиях. Числами зашифрован этот жанр. Используя таблицу умножения, найдите эти буквы и прочитайте полученные слова.

Ответ: Сказки Пушкина

Рис.3. Слайд «Таблица умножения».

Обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы.

4

Чтобы узнать название следующей сказки, ученики открыли три сейфа, решив три уравнения без ошибок. Открыв все сейфы, вы прочтете название сказки.

Ответ: Сказка о царе Салтане.

Рис.4. Слайд «Решение уравнений».

Контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.

5

Правильно прочти высказывание, записанное без пробелов:

Определить цель учебной деятельности, составить план решения проблемы творческого характера. Редактирование текста.

В своей работе мы большое внимание уделяем игре. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены. Мы использовали следующие виды игр: игры-состязания, интеллектуальные и др. Чаще всего в форме игры мы проводили повторительно-обобщающие уроки: это соревнования, игра-путешествие. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам товарищей. Нестандартный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, это возможность каждому проявить себя в новом качестве, это возможность каждому развить свои творческие способности. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности в работе на уроке.

Нами было проведено экспериментальное исследование по формированию универсальных УУД у учащихся на уроках математики. В рамках программного материала для учащихся были проведены уроки математики, на которых мы использовали игровые моменты, познавательные задачи, направленные на развитие внимания, восприятия, познавательных способностей, воображения, логического мышления, памяти.

Таким образом, учащиеся планировали решение учебной задачи, корректировали свою деятельность (вносили изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечали способы их устранения), анализировали собственную работу, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечали на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Список использованной литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – 2011. – URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

Просмотров работы: 17359