ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ЮЖНОГО УРАЛА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА ЮЖНОГО УРАЛА

Гусева О.Н. 1, Аракчеева З.В. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Уральский регион по праву можно считать конгломератом русской этничности, олицетворением самого русского духа. Регион, в силу своего приграничного положения, на протяжении более чем двухсот лет выступало своего рода медиатором для распространения по территории, культурных инноваций, зародившихся на Урале. Достаточно сказать, что многие народные сказки родом именно с Уральской земли. Бажо́вский фестиваль народного творчества («Бажо́вка») — ежегодный двухдневный фестиваль, праздник народных культуры, искусства и творчества проводимый при участии главного управления культуры и искусства Челябинской области в выходные конца июня на территории Челябинской области России. До 2011 года фестиваль обычно проходил на берегу озера Сунукуль Чебаркульского района Челябинской области, в 2007 году он проводился в городе Челябинске, начиная с 2011 года принято решение о его проведении на территории санатория Дальняя дача в городе Кыштыме. На время фестиваля на выделенной территории ставится палатки общепита и сцены для выступлений, палаточный городок, торговые ряды и экспозиции своего творчества, многие участники приезжают семьями [3].

Этнокультурный туризм – совокупность различных форм туристской активности, обусловленных стремлением путешествовать и приобщению к культуре других народов. Данный вид туризма предоставляет широкие возможности для активного развития туризма, на региональном и местном уровне, дает возможность прикоснуться к этнической культуре, и традициям давно ушедших в историю этнических групп. Этно-познавательный туризм можно рассматривать как путешествия с целью комплексного изучения этнических культур в исторической ретроспективе. Мотивацией к совершению поездок этно-познавательного содержания выступают любовь к истории, археологии, этнографическому наследию, образу жизни населения соответствующих территорий. Особо подчеркнем определяющую роль в формировании туристских предпочтений господствующих в науке, или популярных среди читающей публики версий исторического прошлого. В отличие от экскурсионно-познавательного туризма, чаще нацеленного на приобщение к образцам высокой и нередко интернациональной культуры, этнокультурный туризм призван ориентировать клиента на познание всех прочих проявлений культуры.

Учитывая многонациональность Российской Федерации её историю, можно предположить, что народы уже давно используют культуру, обычаи и традиции других народов даже не подозревая этого, как в быту, так и культуре. Сплетение культур происходит не по желанию, а по исторической многоликости и многогранности географических и исторических событий тех народов, которые населяют эти территории. Если история освещает цепь событий, происходящих в обществе, через факты, то восприятие народом этих событий воссоздается в фольклоре в их художественном отражении. Таким образом, народы сохраняли в памяти все, что отвечает их жизненным потребностям и настроениям. Духовная и материальная культура народов, неразрывно связанная с природой, и богатая на события история отражены в народном творчестве, в том числе песенном искусстве. Говоря о многонациональности Челябинской области можно предполагать, что в регионе есть ресурсы для развития этнокультурного туризма. Ярким примером могут служить многочисленные праздники, проходящие в области это масленица, сабантуй в г. Магнитогорске, различные ярмарки и фестивали в г. Челябинске, фестиваль казачьей песни в Брединском районе. Создаются центры народного творчества заповедник «Аркаим»,народного фольклора, примером может служить Дворец Дружбы Народов в Магнитогорске. Во многих городах организуются ярмарки ремесел, но они к сожалению имеют характер сезонности и выставки поделок народных умельцев. Южный Урал исторически связывал Запад и Восток торговыми путями, но также был территорией, через которую проходили крупные миграции народов [1].

Туристические фирмы не предлагают услуги этнокультурного туризма, так как нет централизованной базы мероприятий на уровне области, где и когда какие мероприятия будут. Это требует работу на опережение заказ гостиниц, транспорт, подготовленных экскурсоводов со знанием двух или трех иностранных языков, выход на рынок иностранного туризма на уровень международного и это уже путешествия с этнокультурной мотивацией стоит рассматривать как более сложный феномен. Итак, этнокультурный туризм не исчерпывается, более или менее известными, отечественному потребителю туристских услуг этнографическим и этническим туризмом. Как уже упоминалось, к настоящему времени российский рынок различных видов этнокультурного туризма находится, без преувеличения, в зачаточном состоянии. Одно из доказательств тому – отсутствие фирм, специализирующихся непосредственно на ностальгическом, этно-познавательном, эколого-этнографическом и прочих видах этнокультурного туризма. На нынешнем этапе этого и не требуется, поскольку для успешной работы в рамках того или иного вида этнокультурного туризма вполне достаточно иметь общую ресурсную, договорную, информационную базу. Широкий кругозор и, в первую очередь, приемлемый уровень знаний в этнокультурной сфере у сотрудников соответствующих туристских фирм, прежде всего, менеджеров, позволит им вполне успешно выполнять свои обязанности организаторов в рамках каждого из заявленных форм этнокультурного туризма.

Другая серьезная концептуальная проблема отечественного этнокультурного туризма – продвижение этнокультурных элементов в рамках комбинированных туров силами фирм. Без длительной подготовки отечественного потребителя к инновационному продукту – этнокультурным турам – их продвижение вряд ли может быть успешным. Не стоит забывать о тенденции последних лет к снижению интереса со стороны стихийных туристов к этнографическому туризму.

Одним из важнейших направление государственной политики в Республике Башкортостан является сохранение культурного наследия и развитие творческого потенциала народов, сохранение народных и этнических культур, развитие самодеятельного художественного творчества, художественных промыслов и народных ремесел, развитие и модернизация сети культурно-досуговых учреждений. Реализацию данных направлений в Башкортостане осуществляет Министерство культуры Республики Башкортостан.

Важнейшее значение для укрепления межнационального согласия имеет приобщение к культуре и традициям другого этноса. Этой задаче отвечает проведение республиканских Дней национальных культур, фестивалей, праздников национальных культур, конкурсов по развитию народного творчества. К наиболее значимым из них нужно отнести: XI Межрегиональный праздник русской песни и частушки, XVII открытый фестиваль популярной и молодежной музыки «Крещенские морозы», III Республиканский фестиваль «Бирское яблоко», Межрегиональный фестиваль народов Икского региона «Земля предков», Республиканский фестиваль удмуртских фольклорных коллективов «Драгоценные россыпи», Республиканский праздник «Салават йыйыны», Республиканский праздник гармони и др.

В ряде российских регионов, этнокультурный туризм получил свое начальное развитие благодаря национальному аспекту, создаются национальные деревни. Которые уже стали визитной карточкой туристской индустрии и даже больше – позволили несколько улучшить деловую репутацию территории. Несмотря на очевидные преимущества перед подавляющим большинством российских регионов, республика Башкортостан сталкивается с серьезными проблемами с развитием туризма ив различных подвидов этнокультурного туризма. Необходимы новые идеи, подходы к развитию туристской сферы [2].

Даже на фоне таких высоко урбанизированных еще с дореволюционного периода территорий, как Челябинская область и Республика Башкортостан, степень сохранности этнографических ресурсов Челябинской области заметно ниже. Нередко сложно более или менее целостно представить в рамках музея истинно этнографическую культуру, а не то, что стало модным за нее выдавать в последние десятилетия.

Башкортостану, как и многим другим регионам страны, для стимуляции развития этнокультурного туризма не хватает, регионального так и федерального финансирования, хотя именно обычаи и традиции башкирского народа сейчас востребованы на рынке туристских услуг. Это заставляет по-новому подойти к решению проблемы инвентаризации ресурсов этнокультурного туризма. Региону явно недостает этнографических деревень и этнографических парков, современных тематических комплексов. Этнический туризм, с учетом разнообразия туристских ресурсов, диапазона туристских потребностей клиентуры и во многом обусловленной этими факторами вариативностью туров и программ, выделяется среди прочих подвидов отечественного этнокультурного туризма едва ли не самым большим потенциалом к развитию.

Этнографическое наследие включает системы природопользования, жизненные уклады, обычаи, язык, кухню, планировку и вид поселений и строений, формы народного творчества, религиозные и прочие явления духовной культуры. Принципиальное отличие этно-познавательного от экскурсионного туризма, как, впрочем, и от других подвидов этнокультурных путешествий, заключается в отношении к роли культурных ландшафтов. Участников этно-познавательного туризма необходимо ориентировать на восприятие культурных ландшафтов как органического единства во всем его разнообразии и историческом развитии. При этом основное внимание в ходе экскурсионных маршрутов должно быть уделено чертам культурных ландшафтов, наиболее полно отражающим этнокультурную специфику, характеризующих системы природопользования в разные исторические эпохи.

Известный российско-израильский методолог. В. Рац считает, «что в ситуации множественности культур толерантность условие мирного сосуществования, диалог условие и требование развития». В России разработана президентская программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности», направленная на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма. Выделим два важнейших фактора формирования толерантности населения. Первый–воспитание в духе терпимости через образование, в частности, – знание истории народов России. Второй–формирование толерантного общества в результате деятельности национально-культурных организаций. Воспитание, повышение уровня культуры, развитие и укрепление культурных связей в многонациональном обществе – это наиболее естественный, эффективный путь создания цивилизованного, толерантного общества. Все выше сказанное актуально и для России, где, согласно переписи 2002., проживают более 200 национальностей и этнических групп.

1. Дегтярев, А.Н. Золотое кольцо Башкортостана: историко-познавательный туризм в Республике Башкортостан. Книга первая [Текст] / Дегтярев А.Н./ – Уфа, 2003–125 с.

2. Котляров, Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов [Текст] /Е.А. Котляров / – М.: Мысль, 1978. – 238 с.

3. Лязин, А.В. Башкортостан туристский [Текст] / Лязин А.В./ – Уфа: Эксперт, 2006 – 138 с.

Просмотров работы: 3228