ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Князева И.А. 1, Седашкина Т.И. 1
1ФГБУ ВПО "Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пункт первый статьи седьмой Конституции РФ гласит, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [2].

Говоря о понятии «достойная жизнь», мы обычно подразумеваем под этим некие условия и характеристики жизни, которые основаны на нашей собственной степени удовлетворенности этими условиями и характеристиками. Именно степень удовлетворенности человека условиями жизни в совокупности с объективными и субъективными факторами, как состояние здоровья, продолжительность жизни, питание, бытовой и психологический комфорт, условия окружающей среды и др., обеспечивают «достойную жизнь и свободное развитие человека» и именуются не иначе, как качество жизни населения.

Термин «качество жизни» получил в середине XX века широкое распространение в странах с рыночной экономикой и в конце этого же столетия стал доминантой перестроечных процессов в России. Возросший интерес к данному термину за рубежом был обусловлен углублением социальных и экономических проблем, неравномерностью условий жизнедеятельности различных социальных групп, что порождало перекосы и дискомфорт в развитии общества [4]. В России причины концентрации внимания на термине «качество жизни» были связаны не только со сложной ситуацией в социальной сфере, но так же в связи с объективной необходимостью отказа от сложившихся в прошлом традиций и стереотипов в решении социальных проблем. По мере перехода к рыночным отношениям постепенно пришло осознание того, что дальнейшее поступательное социально-экономическое развитие страны будет определяться качеством жизни различных слоев общества.

Грамотное управление социальными процессами, невозможно без знания ситуации в области уровня и качества жизни в регионах и стране в целом. Однако при всей популярности категории «качество жизни» в настоящее время не существует не только единого взгляда на ее оценку, но даже общепризнанных подходов к ее определению.

Согласно предложенной стратегии развития страны до 2020 года, доля среднего класса в России должна вырасти до 60 процентов. Но что такое российский средний класс? Каковы критерии отбора и стандарты качества жизни у людей, причисляющих себя к этому классу? Существуют ли в стране параметры, которыми измеряется качество жизни россиянина? Ответы на данные вопросы должны быть представлены в Федеральном законе «О качестве жизни населения Российской Федерации», но его в РФ пока нет, следовательно, ответов мы найти не можем.

Качество жизни – это чрезвычайно широкое, многогранное, многоаспектное понятие, которое характеризует степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Основными показателями качества жизни населения являются:

– доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, показатели дифференциации доходов, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);

– комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);

– качество питания (калорийность, состав продуктов);

– качество и модность одежды;

– качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);

– качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);

– качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);

– качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);

– качество окружающей среды, структура досуга;

– качество сферы обслуживания;

– безопасность (число зарегистрированных преступлений);

–демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости).

Как видим, показатели качества жизни очень разнородны по содержанию, трудно сопоставимы и их сложно использовать для проведения сравнительного анализа регионов. Для решения этой проблемы вычисляют разнообразные частные индексы качества жизни с включением в вычисления разных показателей.

При расчете индексов качества жизни используются самые разные показатели, например: отношение среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму, ожидаемая продолжительность жизни, доля населения с доходами выше прожиточного минимума, младенческая смертность, уровень занятости населения, обеспеченность жильём и прочие показатели. К неоспоримым преимуществам индексов качества жизни следует отнести возможность использовать их для оценки уровня развития стран и регионов, формирования обобщённой оценки этого развития и проведения сравнительного анализа этих оценок для разных стран и регионов.

В мире давно разработаны и широко используются индексы качества жизни, которые удобны для макроэкономических оценок и сравнения стран, различных по общественному строю. Наиболее широко используется Индекс развития человеческого потенциала.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории [1]. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в отчётах о развитии человеческого потенциала.

Официальная публикация последнего доклада состоялась 14 марта 2013 года в Мехико. Отчёт был составлен на основании статистических данных от 15 ноября 2012 года. Россия заняла 55 место среди 187 стран и территорий вместо прежнего 66-го, поднявшись на одиннадцать позиций. Таким образом, оставшись в группе стран с высоким уровнем ИРЧП.

Поскольку национальные и международные статистические учреждения постоянно совершенствуют свою статистику, то данные – включая значения и рейтинги ИРЧП, которые были представлены в докладе, не являются сопоставимыми с теми, что были опубликованы в предыдущих выпусках. Индекс России поднялся за прошедший год с 0,784 до 0,788.

Однако эти критерии говорят лишь о потенциальных возможностях и не годятся для принятия управленческих решений.

На сегодняшний день это единственный интегральный показатель, по которому сравнивается уровень жизни населения во всех странах мира. ИРЧП имеет следующие недостатки:

  • недостаточная информативность, ограниченное число компонентных показателей (например, в этот индекс не включен уровень безработицы и многие другие показатели, реально и полно характеризующие качество жизни населения);

  • сложно просчитать ожидаемую продолжительность жизни в условиях, когда значительная часть населения гибнет от факторов, не связанных с состоянием здоровья (война, преступность, катастрофы);

  • показатель ВВП на душу населения имеет «виртуальный» характер в условиях, когда значительная часть ВВП (например, в России) не доходит до большинства граждан, сохраняясь в зарубежных банках, безвозвратно инвестируясь в экономику других стран;

  • уровень образования является недостаточным показателем при отсутствии его качественной оценки;

  • не учитываются субъективные факторы, формирующие качество жизни населения.

В связи со сказанным международные и российские исследовательские институты активно используют ИРЧП только как дополнение к собственным методикам оценки качества жизни.

Говоря о проблемах государственного регулирования качества жизни населения, важно выделить две основные проблемы: первая – это неясность в понимании самого предмета управления, а вторая – это отсутствие единой методики оценки качества жизни населения. Следует отметить, что существует еще одна – третья проблема – это недостаточная разработка законодательной и нормативно-правовой базы качества жизни населения России, субъектов РФ и муниципальных образований. В настоящий момент отсутствует Федеральный закон «О качестве жизни населения Российской Федерации», Социальный Кодекс Российской Федерации, не решены проблемы разработки минимальных государственных социальных стандартов, поскольку до сих пор отсутствует закон о социальных стандартах, хотя его разработка началась в 2003 году.

Однако отельные субъекты РФ самостоятельно ведут разработки по данным направлениям. Убедительным примером того, как работает закон о качестве жизни на практике, стали Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Благодаря выработанным социальным стандартам качества, на этих территориях не просто возрос социальный уровень жизни граждан, но повысилась шкала демографической политики». Индикативное планирование качества жизни населения нашло широкое применение в Республике Татарстан и Белгородской области.

В Республике Мордовия на сегодняшний день нет правового инструмента, определяющего качество жизни населения, его динамику. Закон о качестве жизни населения необходим для определения эффективности государственной политики органов власти республики в социальной сфере. Он может установить на законодательном уровне объективные социальные показатели, в совокупности отображающие качество жизни, населения и субъективные – удовлетворенность населения их качеством жизни по составляющим.

Опираясь на знания и опыт зарубежных стран, следует отметить, что государственная работа по определению и реализации заданного качества жизни ведется через законодательное введение стандартов (индексов) качества жизни, которые обычно включают три блока комплексных индикаторов.

Первый блок индикаторов качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства [3].

Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилища, питание, работа и др.), а также социальная удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие). Для их оценки используются социологические опросы представительных выборок из населения. Объективным индикатором крайней неудовлетворенности служит уровень самоубийств [3].

Третий блок индикаторов оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по характеру, спектру и числу творческих инициатив, инновационных проектов, а также по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей: «не убий», «не укради», «почитай отца и мать своих», «не сотвори себе кумира» и др. В качестве единиц измерения используются данные официальной статистики о социальных аномалиях, которые считаются «грехом» – нарушением соответствующих заповедей: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы. Там, где такие проступки встречаются чаще, уровень нравственного состояния хуже [3].

Включаемые в блоки индикаторы должны отвечать следующим требованиям [3]:

  • отражать наиболее важные социальные параметры, имеющие интегральное значение для общества и отражающие его собственное ощущение себя благополучным или неблагополучным;

  • однозначно восприниматься любым гражданином на всей территории России, объединяя всех единым пониманием;

  • обладать достаточной чувствительностью и способностью быстрого реагирования на факторы, изменяющие условия жизнедеятельности;

  • иметь доступные для стандартного измерения количественные характеристики, обеспечивающие возможность сравнительной оценки и слежения за динамикой.

В качестве примера, проведем анализ показателей первого блока, о котором было сказано выше. Таким образом, оценим демографическую составляющую показателя «качество жизни».

Население Республики Мордовия за минувший год уменьшилось на 6,9 тыс. человек и к началу 2013 г. составило 818,5 тыс. человек. Снижение численности населения произошло за счет естественной убыли (3,7 тыс. чел.), а также миграционного оттока (3,1 тыс. чел.).

Горожан на 1 января 2013 г. в республике насчитывалось 502,0 тыс. человек, или 61,3 процента, а сельских жителей – 316,5 тыс., или 38,7 процента.

За 2012 год снижение численности населения отмечено во всех муниципальных районах республики кроме Лямбирского.

На начало 2013 года в городском округе Саранск проживало 326,8 тыс. человек или 39,9% от общей численности населения республики. За прошедший год жителей городского округа стало больше на 685 человек или на 0,21%. Рост населения в 2012 г. сложился за счет миграционного прироста населения (880 человек), который компенсировал естественную убыль населения (195 человек).

Смертность населения от внешних причин занимает третье место среди всех причин смерти, после болезней системы кровообращения и новообразований.

За 9 месяцев 2013 г. потери населения в результате несчастных случаев, отравлений и травм составляют 819 человек, это каждый одиннадцатый умерший. Смертность от этих причин снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 3,7%.

За январь-сентябрь т. г. лидирующее место в смертности от несчастных случаев, отравлений и травм занимает смертность от самоубийств (17,7% в числе умерших от внешних причин смерти). По сравнению с тем же периодом 2012 г. смертность от этой причины возросла на 15,0%.

Представленная статистика уже может являться объективным индикатором неудовлетворенности населения качеством жизни в республике.

Помимо совокупности социально-экономических и иных показателей, характеризующих условия и уровень жизни населения, в т.ч. развитость инфраструктуры, доходы населения, жилищные условия, уровень медицинского обслуживания и здравоохранения, экологическую обстановку, уровень преступности и др., в разрабатываемом законе было бы целесообразно учесть и субъективно-социологические показатели, к примеру, такие, как удовлетворенность индивидуальными условиями жизни, положением дел в государстве, духовном состоянии общества и т.д. Более того, необходимо, на наш взгляд, включить в законопроект нормы, закрепляющие систему мер государственного регулирования, обеспечивающих рост качества жизни населения республики.

Следует отметить, что выделение проблемы повышения качества жизни населения, позволит усилить координацию деятельности органов государственной власти республики в данной области и обеспечит повышение эффективности расходования средств бюджета, направляемых на социальные цели. Важно видеть, как идет развитие территории в сравнении с другими субъектами и внутри самого субъекта. Зафиксировав количество показателей, которые отражают качество жизни населения, и, проследив изменения этих показателей от года к году, можно отследить уровень и качество жизни в разрезе территорий и знать правильно ли расходуются бюджетные средства и в том ли направлении. Наличие инструментария, позволяющего адекватно оценивать и сопоставлять качество жизни в регионах, анализировать его динамику, выявлять позитивные и негативные сдвиги в этой области, выступает одним из важнейших условий формирования эффективной социально-экономической политики.

Острота накопившихся социально-экономических проблем обусловлена слабостью разработки теоретико-методологических и прикладных подходов к управлению качеством жизни населения Российской Федерации на уровнях государственного устройства и как следствием, недостаточной разработкой законодательной базы в сфере качества жизни населения. В свою очередь разработка теоретико-методологических подходов к системному управлению воспроизводством качества жизни создает фундамент для обоснования общеметодических подходов к разработке системы стандартов качества жизни населения, конкретного обоснования входящих в нее наборов, групп и видов потребностей, нормативов, показателей, индикаторов и законодательного, нормативно-правового их закрепления.

Список источников:

  1. Индекс развития человеческого потенциала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/144266

  2. Конституция Российской Федерации: Официальное издание. – Государственное учреждение: Издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, 2011. – 140 с.

  3. Крупнов Ю. Качество жизни [Электронный ресурс] / Ю. Крупнов. – Режим доступа: http://www.idmrr.ru/kachestvo-zhizni-krupnov.html

  4. Слаповский А.И. Качество жизни / А.И. Слаповский. – М.: Вагриус, 2004. – 352 с.

  5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия: Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mrd.gks.ru/.

Просмотров работы: 3379