ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ»

Есмагулова А.Б. 1
1Карагандинский государственный университет им.Е.А.Букетова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наши дни система образования претерпела серьёзные изменения, так как именно школа и вуз готовят человека к активной деятельности в экономической, культурной и политической жизни государства. Способность образовательного учреждения гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет большое значение. Современные теории обучения направлены не столько на передачу знания, сколько на поддержку его формирования. Существенно преобразуется роль преподавателя, который перестает быть основным источником учебной информации и превращается в наставника, призванного ориентировать студента в информационном потоке.

Образовательный процесс предполагает большую самостоятельность обучаемого, переход от упражнений репродуктивного типа к индивидуализированному учебному процессу, характеризующемуся высоким уровнем мотивации. В таких условиях значительно повышается ответственность самих учащихся за успех своего обучения. Использование технологии «языкового портфеля» отражает общую тенденцию переноса акцента в языковом образовании с понятия «обучение языку» на понятие «овладение языком и культурой», т.е. на непосредственно самостоятельную учебную деятельность учащегося [1].

Языковой портфель понимается как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком, дающий учащемуся и преподавателю возможность самостоятельно или совместно проанализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося в области изучения языка и культуры, динамику овладения изучаемым языком в различных аспектах [2].

Он позволяет учащемуся и преподавателю проследить динамику владения языком в течение определенного времени и тем самым отразить своеобразную биографию своего языкового развития.

Языковой портфель выполняет следующие функции:

  • Образовательную. Языковой портфель помогает учащемуся организовать самостоятельную работу по изучению иностранного языка, определить наиболее эффективные способы совершенствования своих знаний.

  • Педагогическую. Языковой портфель способствует развитию у учащихся мыслительных и аналитических способностей, а также навыков самооценки.

  • Социальную. Портфель может служить в качестве приложения к аттестату или диплому, предоставляя дополнительную информацию о достижениях студента в области иностранных языков. Языковой портфель является приложением к резюме при прохождении собеседования [3].

Первым опытом в этой сфере стал «Европейский языковой портфель», разработанный в рамках проекта Совета Европы. Его широкое внедрение в систему языкового образования началось в 2001 году. Впоследствии на основе «Европейского языкового портфеля» были разработаны национальные варианты, учитывающие особенности и традиции изучения языков в конкретной стране [4].

В современной практике преподавания иностранных языков эффективно используются различные типы языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:

1) Языковой портфель как инструмент самооценки достижений учащегося в процессе овладения иностранным языком и уровня владения изучаемым языком (Self-Assessment Language Portfolio);

2) Языковой портфель как инструмент автономного изучения иностранного языка (Language Learning Portfolio) — данный вид языкового портфеля может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: языковой портфель по чтению (Reading Portfolio), языковой портфель по аудированию (Listening Portfolio), языковой портфель по говорению (Speaking Portfolio), языковой портфель по письму (Writing Portfolio), языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio);

3) Языковой портфель как инструмент демонстрации учебного продукта — результата овладения ИЯ (Administrative Language Portfolio) , образцы лучших самостоятельных работ учащегося, выполненных в течение определенного периода. С помощью такого портфеля учащийся может показать свои достижения в использовании изучаемого языка в ходе интервью при приеме на работу, в учебное заведение или в других целях.

4) Языковой портфель типа Feedback включает в себя материалы выполненных учебных заданий, которые фиксируют степень сформированности различных компетенций иноязычного речевого общения. Этот тип языкового портфеля служит для того, чтобы по результатам выполнения определенных учебных заданий осуществлять обратную связь и на основании оценки результата проводить необходимую коррекцию самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком.

5) Функция языкового портфеля типа Show Case – в первую очередь репрезентативная: накапливать и представлять образцы речевых произведений, опыта иноязычного речевого общения, использования изучаемого языка в различных ситуациях, а также самостоятельные, в том числе и творческие работы учащегося. Учащийся отбирает свои работы в этот языковой портфель на основании собственной оценки успешности и качества своего речевого творчества, что является проявлением и одновременно условием развития его способности к рефлексивной самооценке и продуктивной учебной деятельности по овладению иностранным языком и культурой [5].

По своей сути языковой портфель является гибким учебным средством, и может быть адаптирован практически к любой учебной ситуации. Вариации могут быть по цели обучения, возрасту учащихся, этапу или уровню овладения иностранным языком, условиям обучения, индивидуальным особенностям учащегося и индивидуальному стилю учебной деятельности, а также используемым методам и средствам обучения.

Через создание языкового портфеля учащийся:

• включается в определение целей овладения изучаемым языком, отвечает для себя на вопрос, в каких целях, ситуациях ему необходим изучаемый язык;

• включается в проектирование конечного результата овладения иностранным языком, отвечая для себя на вопрос “ Что необходимо конкретно уметь для достижения той или иной цели овладения языком?”;

• совместно с учителем, родителями, своими товарищами отбирает наиболее приемлемые и эффективные формы и приемы обучения, соответствующие его интересам и индивидуальному стилю учебной деятельности;

• отслеживает процесс и успешность своего продвижения в овладении языком (Что и как получается – не получается);

• оценивает свои реальные достижения (Что я уже конкретно умею – мои сочинения, исследования, творческие работы, опыт общения, справочные материалы и т.п.);

• оценивает себя, определяет “Я-позицию” [6].

Ученик сам выбирает задания для выполнения. Ученик сам включает в языковой портфель любые из своих работ, которые считает подтверждением своих успехов в изучении иностранного языка, что, несомненно, способствует развитию навыков самоанализа и самооценки учащихся, рефлексии способов деятельности в процессе овладения иностранным языком.

Работа с языковым портфелем вносит в учебный процесс специфическую систему взаимодействия между преподавателем и учащимся. Это взаимодействие носит характер переговоров, консультаций, определенных учебных ситуаций, в которых оба субъекта разделяют ответственность за решение задач учебной деятельности практически поровну. При этом учащийся проявляет себя как субъект учебной деятельности, в полной мере ответственный за результат овладения изучаемым языком. Кроме того, использование языкового портфеля в самостоятельной работе учащегося позволяет обеспечить личностно-ориентированный характер обучения иностранному языку, при котором для учащегося складываются условия осознания и реализации реальных, личностно-значимых потребностей в изучении языка и культуры.

Таким образом, ценность языкового портфеля заключается в том, что он дает возможность формирования у школьников способности к объективной самооценке и умения делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования, учит учащегося организовать свою самостоятельную работу и определять рациональные способы совершенствования своих умений.

Литература

1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва: Академия, 2002г.

2. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранные языки. – Москва: АРКТИ, 2002.

3. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки, учащихся в области изучения иностранных языков, Иностранные языки в школе, №5-2000г.

4. Щукин А.Н. Языковой портфель как средство самооценки учащимися достигнутого уровня владения языком. Содержание и формы самостоятельной работы при обучении русскому языку как иностранному. Сб. науч. тр. – Москва, 2008.

5. Иванова Н.В. Языковой портфолио как инструмент самооценки и саморазвития ученика www.pedsovet.org

6. Алемайкина Я.Н., Петрова Е.А. Языковой портфель по иностранному языку для младших школьников. www.festival.1september.ru

Просмотров работы: 3462