ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ФОРМЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Скнарин А.Г. 1
1филиал Южного Федерального Университета в г.Новошахтинск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальное предпринимательство набирает все большую популярность во всем мире. Актуальность выбранной темы состоит в том, что, несмотря на свой молодой возраст (не более 3-десятилетий), социальное предпринимательство охватило весь земной шар и заняло место в одном ряду с такими общепризнанными явлениями, как некоммерческие инициативы, благотворительность, филантропия и корпоративная социальная ответственность.

В России за последнее десятилетие уже накоплен богатый опыт социальных инициатив. Некоммерческий сектор, получив признание и общественную поддержку, по праву считается отдельным сектором экономики. Благотворительность становится явлением, в котором заметное место приобретает каждая личность. Бизнес по всей стране реализует сотни социально значимых программ, взяв на себя ответственность за благополучие общества. Общество, в свою очередь, все больше и больше нуждается в данном виде предпринимательской деятельности.

Социальное предпринимательство как форма социальной работы не имеет достаточно разработанной методологии, прежде всего, по причине недостаточной изученности этого феномена. Еще нет единого подхода к пониманию и отражению сущности этого процесса. Анализ теоретических разработок, научной литературы, периодических изданий и других источников свидетельствует о достаточно глубокой и многообразной проработке вопросов деятельности малого предпринимательства, вопросы социального предпринимательства еще не раскрыты. Приоритет экономической мысли по проблемам предпринимательства в силу объективных причин принадлежат зарубежным ученым-экономистам, внесшим свой вклад в разработку теории и концепции предпринимательства.

Качественно новую страницу в исследование сущности предпринимательства внесли Б. Драйтон, основатель компании «Ашока», и исследователи из Университета Наварры в Барселоне Дж. Мэйр и И. Марти, которые одними из первых стали изучать теоретические основы социального предпринимательства.

На современном этапе над этой темой работают и отечественные ученые и практики, в том числе исследовательская группа «Циркон», под руководством И.В.Задорина1, Фонд «Наше будущее» (директор Н.Зверева), аналитики Ф.С.Сайдуллаев, А.М.Шестоперов2, специалист по развитию малого бизнеса В.Глушков, эксперт И.Б.Рутковская.

Если говорить о предпринимательстве в целом, то все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно- экономическим формам, степени использования наемного труда и др. Рассмотрим некоторые из них.

По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

По формам собственности имущество предприятия можно разделить на:

-частные,

-государственные,

-муниципальные,

-а также находящиеся в собственности общественных объединений (организаций). 3

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Под коллективной собственностью понимают собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам предпринимательства с определением долей каждого из них - долевая собственность или без определения долей - совместная собственность.

Формы предпринимательства в свою очередь можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические. В числе организационно-правовых форм — товарищества, общества, кооперативы.4

Товарищество - объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два или более партнера. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Недостатками данной формы предпринимательской деятельности является то, что каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада5.

Участники товарищества подразделяются на две группы: полные товарищи - товарищество с неограниченной ответственностью и коммандитные товарищи - товарищество с ограниченной ответственностью.

Общества создаются по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

Наиболее распространенными являются акционерные общества, их отличие состоит в том, что им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг—акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Предприятие, созданное группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным. Обязательным в кооперативе является личное трудовое и иное участие его членов в деятельности кооператива, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.

К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

Под концерном понимается многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними.6

Следующей формой является ассоциация — это более мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. 7Основной целью создания ассоциаций являются совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

Далее, под консорциумом понимается объединение предпринимателей, создающих общее дело, с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников.8

Синдикатом является объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

Картель, в свою очередь, это соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и др.9

Все эти формы и методы могут использоваться и используются для реализации бизнес идей. Современное общество все острее нуждается в социально ответственном бизнесе. Предприниматели, не только те, которые занимаются развитием социального бизнеса, но и предприниматели, в классическом понимании этого слова, в свою очередь, уже подошли к той точке, когда они готовы работать не только в пользу себя, но и в пользу общества. Это тенденция хорошо видна в зарубежных странах, где большинство бизнесменов занимаются либо волонтерством, либо различными видами благотворительности. Так же велик и процент людей, занимающихся социально-ориентированным бизнесом, например таким как, клининговые компании, анимационные агентства и т.д. Не стоит забывать и о частных учреждения, предоставляющих различные социальные услуги, существующих и успешно функционирующих на Западе, в частности, в США. В России данный вид предпринимательства еще недостаточно развит, однако существует уже немалое количество социально-ориентированных предприятий, функционирующих на территории РФ и радостно, что их число постоянно увеличивается.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что бизнес начинает осознавать свою ответственность перед обществом и становится социально ответственным. Социальное предпринимательство, как современный социально-экономический феномен может принимать различные формы и использовать разнообразные методы реализации предпринимательской деятельности, которые очень плотно переплетены с предпринимательством, в классической форме его проявления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Задорин И.В. Общественная поддержка и доверие населения как фактор развития социального предпринимательства [Электронный ресурс] / И.В.Задорин // Режим доступа: http://www.zircon.ru/russian/ publication /4/081216.htm.

  2. Зарубежный опыт социального предпринимательства [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал «Наше будущее». // Режим доступа: http://www.nb-forum.ru/sociallinks

  3. Курс предпринимательства. Формы и виды предпринимательства. [Электронный ресурс] / - URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-39/4.htm

  4. Zammi.ru. Виды и формы предпринимательской деятельности. [Электронный ресурс] / - URL: http://zammi.ru/vidy-i-formy-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html

1 Задорин И.В. Общественная поддержка и доверие населения как фактор развития социального предпринимательства [Электронный ресурс] / И.В.Задорин. – URL: http://www.zircon.ru/russian/ publication /4/081216.htm.

2 Зарубежный опыт социального предпринимательства [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический портал «Наше будущее». – URL: http://www.nb-forum.ru/sociallinks.

3 Курс предпринимательства. Формы и виды предпринимательства. [Электронный ресурс] / - URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-39/4.htm

4 Zammi.ru. Виды и формы предпринимательской деятельности. [Электронный ресурс] / - URL: http://zammi.ru/vidy-i-formy-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html

5Курс предпринимательства. Формы и виды предпринимательства. [Электронный ресурс] / - URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-39/4.htm

6 Курс предпринимательства. Формы и виды предпринимательства. [Электронный ресурс] / - URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-39/4.htm

7 Курс предпринимательства. Формы и виды предпринимательства. [Электронный ресурс] / - URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-39/4.htm

8 Курс предпринимательства. Формы и виды предпринимательства. [Электронный ресурс] / - URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-39/4.htm

9 Zammi.ru. Виды и формы предпринимательской деятельности. [Электронный ресурс] / - URL: http://zammi.ru/vidy-i-formy-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html

Просмотров работы: 8831