РОЛЬ «ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА» В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

РОЛЬ «ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА» В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Королева Ю.Г. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» Саранск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В конце ХХ века в Российской Федерации начался процесс трансформации межсекторного взаимодействия, вызванный социальными, экономическими и политическими изменениями в стране. Эти изменения затронули три сектора общества: коммерческий, некоммерческий и властный. При данных масштабных изменениях в стране, государство сохранило свои доминирующие позиции в социально-политическом пространстве, но общественность также получила возможность воздействовать на процесс принятия решений.

Взаимодействие социальных субъектов может считаться партнерским в том случае, если интерес одного из участников не может быть, достигнут без удовлетворения интереса других (рисунок 1). Поэтому при формировании системы межсекторного партнерства необходимо учитывать все те ожидания, т.е. желательные действия со стороны каждого сектора по отношению к другим секторам. В систему субъектов социального партнерства входят социальные, социально-профессиональные, группы, слои, общности. Субъекты социального партнёрства – социальные группы, социальные общности, являющиеся сторонами социальных отношений общества, выступающие носителями этих отношений в реальной действительности, социальной, экономической и политической жизни общества.

Представленная на рисунке 1 трехсекторная модель социального партнерства является наиболее распространенной в среде исследователей МСП, что обосновывается тем, что именно выделяемые в соответствии с ней три сектора человеческой деятельности (публично-властный, коммерческий и некоммерческий) составляют главным образом публичную активность человека. Еще одним аргументом в пользу трехсекторной модели применительно к социальному партнерству является тот факт, что на региональном уровне ее уже активно используют представители всех трех секторов.

Рисунок 1 – Трехсекторная модель социального партнерства

Основной инструментарий МСП, его функциональный компонент составляют формы, механизмы и технологии взаимодействия органов государственной власти, организаций некоммерческого и коммерческого секторов, их представителей и граждан по различным вопросам на разных этапах управленческого цикла.

Форма взаимодействия – это конкретный способ совместных действий органов государственной власти и негосударственных НКО, основанный на принципах взаимодействия и направленный на достижение определенных целей взаимодействия.

Механизм взаимодействия – это разработанная сообща и воспроизводимая без участия создателей совокупность правил, способов и технологий организации, обеспечения ресурсами и осуществления совместных работ (проектов, акций) НКО и власти (госсектора), которая встроена в схему функционирования социальной сферы на данной территории и направлена на решение социально-значимой проблемы с учетом действующих нормативных и правовых актов и воспроизводима в будущем без участия создателей.

Необходимо отметить в межсекторном взаимодействии значимость так называемого «третьего сектора». К данному сектору относятся общественные организации, основанные на добровольческом характере. Люди, которые не соприкасаются с деятельностью общественных организаций, как правило, плохо осведомлены о том, чем эти организации занимаются. Это потому, что общественники не ставят целью самопиар, в отличие от многих политиков. Данный сектор начал формироваться в России относительно недавно. Становление независимого, т. е. не находящегося в единой связке с государством, третьего сектора началось в конце 1980 х годов. Однако потребовалось время, чтобы люди не только научились самостоятельно объединяться, но и своими усилиями обеспечивать жизнеспособность организаций и их успешное развитие, а также сотрудничество с другими организациями третьего сектора. Впрочем, и само государство отнюдь не в одночасье оценило по достоинству третий сектор, воспринимая поначалу некоммерческие организации как просителей помещений, льгот и т. д.

Законодательством РФ предусмотрены следующие формы НКО:

Частные учреждения – создаются гражданином или юридическим лицом для социально-культурных, управленческих и других некоммерческих функций.

Фонды – создаются гражданином или юридическим лицом, не имеют членства. Цели – культурные, социальные, благотворительные.

Некоммерческие партнерства создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, культурных, научных целей, а также развития физкультуры и спорта, охраны здоровья граждан, их прав и т.д.

Общественные и религиозные организации (объединения): удовлетворение духовных и своих нематериальных потребностей, на основе общественных интересов.

Автономная некоммерческая организация: создается с целью предоставления услуг в области здравоохранения, культуры, образования, права, науки и т. д.

Объединение юридических лиц (ассоциации, союзы): создаются в целях обеспечения координации предпринимательской деятельности, защиты и предоставления общих имущественных интересов [5].

На территории страны осуществляют деятельность различные благотворительные организации, центры, фонды. Среди них: Союз благотворительных организаций России (СБОР) разрабатывает и реализует множество благотворительных программ и акций так, например, в рамках первой Национальной благотворительной программы «Миллиард мелочью» и Национальной благотворительной программы «Я – участвую!» Союз благотворительных организаций России совместно с газетой «Известия» при поддержке журнала «Эксперт» и ряда других средств массовой информации проводит акцию, цель которой – сбор средств на лечение и медикаменты тяжелобольным детям. Благотворительный фонд «РОССПАС» начинал свою деятельность как фонд «Спасатель», оказывавший помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф и прочих чрезвычайных ситуаций. На данный момент Всероссийский благотворительный фонд «РОССПАС» оказывает поддержку детским домам, больницам, инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам труда и разрабатывает новые программы помощи детям [6].

Деятельность НКО осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне. В Республике Мордовия, как и в ряде других регионах Российской Федерации, система межсекторного взаимодействия начала свое формирование в середине 1990-х гг. Некоммерческий сектор Республики Мордовия с начала перестройки успел пройти достаточно длинный путь от индивидуальных добровольных гражданских инициатив до сравнительно консолидированного общественного движения. Значительную роль в формировании некоммерческих организаций имеет гражданская активность населения. Исходя из особенностей направления деятельности и целевой аудитории некоммерческие организации Республики Мордовия можно разделить на следующие типы (группы):

– К первому типу относятся так называемые организации «социальной направленности», цель которых – решение проблем определенной категории населения (престарелых, многодетных, безработных). Наиболее яркие примеры в Мордовии: Союз многодетных семей «Семья»; Комитет солдатских матерей РМ; Организация помощи онкобольным; Агентство волонтерской службы «Пиэтас»; Саранская городская молодежная общественная организация «Ассоциация «Милосердие»; республиканские и городские инвалидные объединения.

– Ко второму – организации клубного типа. В республике активную деятельность ведут: Клуб интеллектуального творчества Саранска; Клуб веселых и находчивых Республики Мордовия; Союз женщин Мордовии; Союзы художников, писателей, журналистов; городские футбольные и шахматные клубы; Спортивно-патриотический клуб и др.

– К третьему – организации экологической направленности защищают право граждан на здоровую окружающую среду, осуществляя очистку территории, охраняя границы заповедников и национальных парков, сохраняя исчезающие виды, проводя общественную экологическую экспертизу, организую акции протеста против строительства и эксплуатации угрожающих здоровью людей объектов, ведя разъяснительную воспитательную работу среди населения по предупреждению экологической опасности. Активной работой в Мордовии себя зарекомендовал Центр экологического образования Республики Мордовия «Зеленый мир». Его основные цели – развитие экологического воспитания и образования, организация и поддержка экологических программ и инициатив, направленных на пропаганду охраны окружающей среды.

– К четвертому типу принадлежат правозащитные организации.Они занимаются правовым консультированием и помощью наиболее социально уязвимым категориям населения (заключенным, инвалидам, ветеранам, беженцам, престарелым, многодетным, больным наркоманией, алкоголизмом, носителям ВИЧ-инфекции, бездомным, призывникам и также людям, столкнувшимся со всевозможными нарушениями прав), защищают их в суде (в качестве общественных защитников), распределяют гуманитарную помощь, организуют просветительские общественные компании, содействуют реформе уголовного правосудия, разработке и установлению механизмов гражданского контроля. Например, студенческая юридическая клиника при Мордовском государственном университете создала сеть общественных приемных. Активной работой зарекомендовали себя Мордовский республиканский правозащитный центр, Саранское общество по защите прав потребителей.

В особый тип следует выделить так называемые «инфраструктурные НКО», чья миссия – содействовать развитию гражданских инициатив, деятельности других НКО и полноценному участию граждан в принятии решений и управлении. В Республике это: Центр поддержки НКО; Республиканское молодежное общественное движение «Созидание»; Детско-юношеское движение «Истоки»; Ассоциация учащейся молодежи Мордовии; Федерация профсоюзов Мордовии и др.

Заметную роль в процессе формирования некоммерческого общества в регионе играют молодежные общественные объединения и организации. В последние годы в Мордовии созданы и успешно функционируют педагогические отряды, Ассоциация «Милосердие», Клуб интеллектуального творчества и многие другие, возрождается молодежное стройотрядовское движение.

С активизацией совместной работы органов государственной власти, бизнеса и общественных объединений, направленной на решение общественно значимых проблем жизнедеятельности региона через внедрение инновационных технологий социального партнерства, был создан благоприятный климат для развития институтов гражданского общества на территории республики.

По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ–ВШЭ, уровень занятости и добровольчества в российских негосударственных некоммерческих организациях сопоставим с аналогичным показателем в странах Восточной Европы, но значительно ниже, чем в странах Западной Европы. Однако множество организаций существует лишь на бумаге, таких больше половины. Они искажают наши представления о потенциале российского некоммерческого сектора, его ресурсах и способности решать социально значимые задачи [2], несмотря на это, финансирование некоммерческих организаций за этот год было увеличено более чем в три раза, а именно на начало 2013 г. финансовая поддержка НКО составила – 250 миллионов рублей. Сумма большая, но во всероссийских масштабах невелика. В соответствии с распоряжением Президента РФ, в 2013 г. на поддержку НКО, участвующих в развитии институтов гражданского общества, были выделены 2,32 миллиарда рублей [3]. Общественные организации, которые могут участвовать в конкурсах, представлены в таблице 1 [4].

На сайте федеральной Общественной палаты был создан специальный раздел, на котором была собрана информация по всем НКО-операторам и поступающим заявкам. Всего на конкурс поступили более 5,8 тысячи заявок, при этом часть из них была отклонена, поскольку не соответствовала формальным требованиям. В 2013 г. НКО-грантораспределители столкнулись с уже знакомой им проблемой: многие организации, подающие заявки на конкурс, так и не научились представлять свои проекты.

Помощь некоммерческим организациям предоставляется на разных уровнях, главное – правильно и грамотно представить проект. Например, Администрация Орла выделила субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, действующим в городе. Общая сумма выделенных общественникам субсидий составила без малого миллион рублей.

Таблица 1 – Число общественных объединений и организаций,

зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 января 2012 г.

Показатель

Всего

зарегистрировано

из них зарегистрировано

в 2011 г.

Общественные объединения - всего

108736

6326

в том числе:

общественные организации

53246

4754

из них благотворительные

1619

86

общественные движения

1739

123

из них благотворительные

6

1

общественные фонды

5737

205

из них благотворительные

2197

67

общественные учреждения

763

240

из них благотворительные

4

2

органы общественной

самодеятельности

172

9

иные виды общественных объединений

47079

995

профессиональные союзы

35792

352

национально-культурные автономии

932

144

Политические партии

7

-

Некоммерческие организации - всего

85185

8915

в том числе

благотворительные фонды

5704

883

Филиалы и представительства международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций

240

1

Но не только недофинансирование данного сектора тормозит его развитие, а часто сами организации «прячутся» или ведут малоактивную деятельность. Например, некоммерческий сектор Республики Мордовия в официальной государственной статистике представлен неполно и противоречиво для формирования полноценной картины развития гражданского общества в регионе. Часто это обусловлено нежеланием отдельных некоммерческих организаций регистрировать собственное учреждение или декларировать результаты финансовой деятельности. В связи с этим необходимо «отлаживать» межведомственное взаимодействие в направлении сбора и обработки информации о деятельности третьего сектора республики. По мнению экспертов, выражающих взгляды представителей гражданского общества, государственных структур и научного сообщества республики, наибольшей активностью в Мордовии отличаются ветеранские и патриотические, а также молодежные общественные организации.

Источниками дохода некоммерческих организаций в Республике Мордовия и во многих других регионах являются бюджетные средства, поступления от учредителей, добровольные взносы и пожертвования, целевые поступления, взносы участников организации и др.

Однако межсекторное партнерство в Республике Мордовия, как и большинстве субъектов Российской Федерации, находится еще на стадии становления. Основными проблемами, которые тормозят развитие межсекторного партнерства в республике, являются:

– непродуманность законодательства, которое не поощряет развитие гражданского общества и его альянса с бизнесом;

– отсутствие поддержки некоммерческого сектора со стороны власти и недовольство им со стороны бизнеса;

– слабое развитие инфраструктуры гражданского общества, его разобщенность, преобладание узконаправленных целей в деятельности некоммерческих организаций;

– информационная непрозрачность.

В заключении хотелось бы отметить, что развитие третьего сектора – это необходимая реальность, так как удовлетворение потребностей граждан во многих сферах(социальных, культурных, образовательных, научных и др.) невозможно без данного элемента: он ближе к народу. Вместе с тем стоит отметить, что эффективное партнерство секторов в России требует практических действий со стороны, как государства, так и других субъектов:

– преодоления недостаточности институциональной среды; модернизации законодательства, стимулирующего активность бизнеса и НКО;

– обеспечения прозрачности деятельности субъектов и развитие конкуренции; сокращения уровня коррупции; создания дополнительных источников ресурсного обеспечения;

– единой информационной базы, позволяющей выявить возможности развития межсекторного партнерства; создания системы государственного управления, обеспечивающей сочетание интересов всех слоев общества с учетом долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны.

Список использованных источников:

1 Никовская Л. И. Гражданские инициативы и модернизация России: [сборник статей] / Л. И. Никовская, В. Н. Якимец, М. А. Молокова. – Москва: Ключ-С, 2011. – 336 с.

2 Экспертный портал Высшей школы экономики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.opec.ru.

3. Российская газета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/08/23/granti-anons

4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl

5. О некоммерческих организациях. [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 7-ФЗО − Доступ из справ.- правовой системы «ГАРАНТ».

6. Благотворительный Фонд "РОССПАС". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vseblagotvoriteli.ru

 

Просмотров работы: 2523