ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИИ СТРАН ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИИ СТРАН ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Курамшина Д.Ф. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) представляет собой региональную, действующую на постоянной основе международную организацию, основанную в июне 2001 г. главами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В предыдущий период эти страны, за исключением Узбекистана, являлись представителями «шанхайской пятерки», политического объединения, базирующегося на двух соглашениях – «Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы»[7, с. 365] (Шанхай, 1996) и «Соглашении о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы» [8, с. 21] (Москва, 1997). Данные документы заложили основу взаимного доверия в военной сфере в отношении приграничных районов этих стран, что способствовало установлению партнерских отношений. Позже, в 2001 г., к организации присоединился Узбекистан, и «пятерка» стала «шестеркой» с последующим переименованием ее в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). На сегодняшний день пять стран – Индия, Иран, Афганистан, Монголия и Пакистан – обладают в организации статусом наблюдателя, а три – Белоруссия, Турция и Шри-Ланка – являются партнерами по диалогу.

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка. В отношениях внутри организации, исходя из "Шанхайского духа", государства-члены ШОС придерживаются принципов взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, а во внешних сношениях придерживается принципа несоюзничества, не направленности против кого-либо и открытости. Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации. Совет глав правительств государств-членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации. Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК). Организация имеет два постоянно действующих органа - Секретариат в Пекине, Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. Генеральный секретарь и Директор Исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года. [9]

Инициатива институционализации «Шанхайского процесса» исходила от Китая. Участники ШОС по-разному видели приоритетные направления сотрудничества. Китай был заинтересован не только в интенсификации взаимодействия в сфере безопасности, прежде всего использовании многостороннего сотрудничества для пресечения угроз стабильности в Синьцзяне, но и в расширении экономического присутствия в регионе. Для России наибольшую важность представляло именно сотрудничество в сфере безопасности и по общеполитическим вопросам. Для центральноазиатских стран большое значение имела как внешняя поддержка правящих режимов, так и реализация конкретных, прежде всего инфраструктурных, экономических проектов. ШОС фактически еще не действовала, когда США развернули подготовку к операции в Афганистане и вступили со странами Центральной Азии в переговоры о создании баз. Организация не успела выработать единой позиции по этим проблемам. Однако развитие ШОС не приостановилось. В январе 2002 г. состоялась внеочередная встреча министров иностранных дел стран ШОС, на которой было принято совместное заявление, содержавшее завуалированную критику одностороннего подхода Вашингтона к международной борьбе с терроризмом и афганскому урегулированию. В июле 2002 г. на саммите ШОС в Санкт-Петербурге были подписаны Устав Организации и Соглашение о региональной антитеррористической структуре. Американское вторжение в Ирак продемонстрировало отсутствие у членов ШОС согласованной позиции. Если Россия и Китай отмежевались от американской акции, то Узбекистан ее поддержал, а Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан заняли осторожно - уклончивую позицию. Однако перенос центра внешнеполитической активности США на Ближний Восток создал благоприятные условия для углубления сотрудничества в рамках ШОС. В августе 2003 г. в Казахстане и Китае прошли первые антитеррористические учения стран ШОС, впоследствии ставшие регулярными. На встрече глав правительств стран ШОС осенью 2003 г. была принята программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, которая предусматривает на завершающем этапе создание «благоприятных условий» для свободного движения товаров, капиталов, технологий и услуг [6]. В январе 2004 г. в Пекине был открыт Секретариат ШОС. В июне 2004 г. в Ташкенте состоялся очередной саммит ШОС, на котором в качестве гостя присутствовал президент Афганистана Х. Карзай. Во время саммита состоялась церемония открытия РАТС (Региональная Антитеррористическая Структура), размещенной в итоге в столице Узбекистана. Тогда же Монголия стала первой страной, получившей в ШОС статус наблюдателя.

В июне 2005 г. во время саммита в Астане три страны – Индия, Пакистан и Иран – получили статус наблюдателей в ШОС. Была также создана Контактная группа ШОС – Афганистан. Таким образом, в ШОС сложилось два круга участников: «внутренний», страны-учредители, и «внешний», четыре страны-наблюдателя. По вопросу о перспективах расширения ШОС в организации, по-видимому, шли непростые, хотя и закрытые дискуссии. Очередная встреча в верхах ШОС, состоялась в августе 2007 г. в Бишкеке, был подписан многосторонний Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве [1]. В принятой по итогам встречи Декларации подчеркивалось, что «стабильность и безопасность в Центральной Азии могут быть обеспечены прежде всего силами государств этого региона на базе утвердившихся в нем региональных международных организаций» [5]. 16 июня 2009 года, по завершении саммита стран-участниц ШОС в Екатеринбурге, было принято решение предоставить не применявшийся ранее в практике организации статус «партнёра по диалогу» двум странам: Шри-Ланке и Белоруссии. Государства-члены ШОС, подтверждали свою приверженность совместному развитию на основе принципов и положений Хартии Шанхайской организации сотрудничества и Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС. Рассматривали в качестве приоритетной задачи поддержание конструктивного диалога и углубление тесного взаимодействия и партнерства, для совместного поиска эффективных путей решения глобальных и региональных проблем с использованием растущего потенциала и международного авторитета ШОС. [3]. 6 - 7 июня 2012 года в Пекине состоялось заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, лидеры подписали решение о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя при ШОС и решение о предоставлении Турции статуса партнера по диалогу. [8] Отмечено, что создание и деятельностьШОС существенно способствует углублению регионального сотрудничества, укрепляет дружбу, добрососедство и взаимное доверие, открывает реальную перспективу гармоничного сосуществования государств-членов ШОС.

Оценка деятельности Организации и подходы государств-членов к дальнейшему совершенствованию практического сотрудничества и его форм отражены в Декларации глав государств-членов ШОС о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания. В ней также зафиксированы общие взгляды государств-членов ШОС по вопросам укрепления межгосударственных отношений в условиях становления нового справедливого и демократического, многополярного мироустройства, их стремление к созданию пространства неделимой безопасности в мире, готовность продвигаться по пути инновационного и устойчивого развития, исходя из конкретных реалий своих стран, содействовать всеобщему прогрессу своим развитием, а также предпринятые для этого конкретные меры в сфере международного сотрудничества.

Утверждены новая редакция Положения о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе, и Программа сотрудничества государств-членов ШОС по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2013-2015 годы, которые расширили правовую базу сотрудничества государств-членов в сфере безопасности. Государства-члены ШОС выступают за расширение взаимодействия на международной арене, усиление сотрудничества с государствами-наблюдателями и партнерами по диалогу ШОС, а также с международными и региональными организациями – ООН и ее профильными структурами, АСЕАН, СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС.

Последняя встреча лидеров ШОС состоялась в Бишкеке 13 сентября 2013 года. Государства-члены констатируют, что международные отношения сегодня переживают период серьезной трансформации,существенного нарастания факторов неопределенности и нестабильности. Глобальные вызовы и угрозы требуют повышенного внимания со стороны мирового сообщества. Выражают готовность активизировать практическую реализацию положений Соглашения между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, Антинаркотической стратегии государств-членов ШОС на 2011-2016 гг. и Программы действий по ее выполнению.

Государства-члены, призывая мировое сообщество к созданию условий для скорейшего установления мира, поддерживают центральную координирующую роль ООН в международных усилиях по афганскому урегулированию и оказанию содействия в восстановлении Афганистана. Придают важное значение практической реализации Перечня мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках Организации на период 2012-2016 гг. и Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС. [2]

Таким образом, Совет ШОС продолжает сегодня стимулировать построение мирного, безопасного, справедливого и открытого информационного пространства, основываясь на принципах уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела других стран.

Список литературы:

  1. Бишкекская декларация. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sectsco.org/html/01875.html

  2. Бишкекская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=699

  3. Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о построении региона долгсрочного мира и совместного процветания. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=646

  4. Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.infoshos.ru/?id=22

  5. Екатеринбургская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=230

  6. Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sectsco.org/RU123/show.asp?id=93

  7. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой «Об укреплении доверия в военной области в районе границы (вместе с Основными категориями обмена информацией)» от 26 апреля 1996 г., г. Шанхай // Сборник российско–китайских договоров. 1949–1999. М.: Терра–Спорт, 1999. С. 365–370.

  8. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой «О взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (вместе с протоколами о географических пределах применения соглашения, о порядке сокращения, об обмене информацией, о контроле и проверках)» от 24 апреля 1997 г., г. Москва // Бюллетень международных договоров. 2002. № 6. С. 21–60.

  9. Шанхайская организация сотрудничества: сведения о ШОС. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sectsco.org/RU123/brief.asp

Просмотров работы: 1830