ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Подкина Д.А. 1, Малозёмова И.И. 1
1Уральский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И, более того, имеет тенденцию к нарастанию.

К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция снижения качества здоровья (увеличилось количество врожденных аномалий, растёт число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы, заболеваний верхних дыхательных путей и т. д.). Это приводит к тому, что в условиях систематических школьных нагрузок большинство выпускников детских садов, с традиционно организованной системой воспитания, оказывается в числе неуспевающих учеников, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья.

У детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии «взрослой жизни». Новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.

Нарастающий информационный поток и, как следствие, интенсификация образования и обучения детей еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления. Согласно исследованиям (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.) ведущими среди причин, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья детей, являются: неправильный образ жизни, выражающийся в гиподинамии, чрезмерной учебной нагрузке, неправильном питании, а также отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у учащихся, педагогов и родителей, отсутствие системности в процессе формировании культуры здоровья. Все это и обусловило актуальность темы исследования.

В процессе исследования проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у детей дошкольного возраста было выявлено противоречие между потребностью современного общества в личности, способной к осознанию ценности своего здоровья, обладающей здоровыми жизненными навыками и стихийным, бессистемным их формированием в условиях ДОУ.

Процесс формирования культуры здоровья у дошкольников будет осуществляться более успешно, если будут реализованы следующие психолого-педагогические условия:

  • использование активных методов обучения;

  • включение детей в специальные занятия по овладению знаниями

о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;

  • широкое применение методов эмоционального воздействия, направленных на формирование ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровью.

Одним из психолого-педагогических условий формирования культуры здоровья является использование активных методов обучения. Большая педагогическая энциклопедия трактует активные методы обучения как методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. К активным методам обучения относятся проблемный рассказ, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, проблемные наглядные пособия, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод аналогий, метод анализа на занятиях жизненных ситуаций, метод мозгового штурма, элементы дискуссии, проблемные ситуации и др. [5, с.167]

Преимущества использования активных методов обучения состоят в следующем. Во-первых, основу содержания обучения составляют базовые знания. Во-вторых, в обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы (способы) работы с этими базовыми знаниями. Усвоение того и другого открывает перед ребенком огромные возможности для самостоятельного движения в данной области. В-третьих, процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение. На всех этапах процесса усвоения вводятся задачи. Решая эти задачи, ребенок одновременно усваивает и знания, и умения. В результате обучение идет без заучивания, но в то же время обеспечивает прочное запоминание. В-четвертых, важное значение имеют коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества и с воспитателем и со сверстниками [4, с. 19].

Основными путями такого обучения являются диалогический тип общения взрослых и детей; рефлексивное взаимодействие, при которых дети ведут самостоятельный поиск, творчески применяют и добывают знания [2, с. 40-43].

Метод "мозгового штурма". Основная особенность данного метода состоит в том, что он позволяет детям в поисках решения научиться проявлять творческий потенциал в большей степени, чем обычно. Его несомненное достоинство в том, что самооценка творческого участия ребенка высока, независимо от реального вклада в общее решение [6].

Метод активизирует мышление благодаря введению четырех правил: можно высказывать любую мысль, никто не назовет ее плохой; можно комбинировать, модифицировать, улучшать высказывание других идей; чем больше идей, тем лучше [1, с.8].

Примерные темы мозгового штурма для детей.

  • Придумайте больницу будущего. (Сформулируйте функции больницы, улучшите их, сформулируйте потребности человека).

  • Как можно поприветствовать человека?

  • Как украсить группу ко дню здоровья?

  • Какие вы знаете полезные продукты питания?

  • Что нужно делать, чтобы зубы были здоровы? И др.

Ролевая игра - способ расширения опыта детей посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выбрать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению [1, с.8, 30].

При работе с детьми используются такие сюжетно-ролевые игры, как: «Игрушки у врача», «Аптека», «Семья покупает полезные продукты» и др.

Беседа - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определённую тему. Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Е.И. Радина, Э.П. Короткова и др. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить, помогает постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. Беседа будет педагогически ценной, если она пробудит активную работу мысли и поможет выработать у ребёнка определённое отношение к обсуждаемым явлениям [1, с.5].

Проводится беседа с детьми о болезнях грязных рук и болезнях кожи, мерах профилактики. Цель: Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья. Беседа с детьми «Что такое здоровье и как его сохранять и преумножать?» Цели:закрепить знания детей о том, как надо сохранять здоровье, укреплять его, какие правила безопасности соблюдать, чтобы не повредить здоровью; развить любознательность, внимание к собственному организму, ощущениям; развить диалогическую речь.

Для понимания специфики предлагаемых занятий существенное значение имеет обращение к рассмотрению методов эмоционального воздействия.

Метод эмоционально-сенсорного воздействия строится на механизме кратковременных эмоциональных реакций. Метод контрастного сопоставления заключается в постижении содержания образования посредством сопоставления противоположных образов, способов действий, пробуждения к ним адекватных эмоций и на этой основе формирования эмоционально-ценностного отношения к познаваемым объектам, явлениям и процессам.

Метод эмоционально-образного воздействия направлен на побуждение детей к передаче эмоциональных переживаний в образном воплощении посредством отожествления себя с природным объектом, сказочным персонажем и прочим. Метод успешно реализуется через "погружение" детей в воображаемую ситуацию, обеспечение актуализации эмоциональных переживаний в образном воплощении. Эмоциональные проявления детей связаны с продуктивным воображением, которое выступает "механизмом появления эмоций", "клеточкой, из которой развивается всё богатство субъективного мира ребёнка" [3, с.124].

С детьми проводится игра-драматизация по сказке «Айболит», беседа с элементами игры «Настроение и здоровье», день здоровья (психогимнастика «Поделись улыбкою своей», беседа о пользе для здоровья фруктов и овощей и др.)

Предполагаемые результаты:

  • поиск детьми нового знания, новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности;

  • изменение позиции дошкольников в процессе обучения (становятся более инициативными и самостоятельными);

  • главный результат - овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому, социальному здоровью (повышение жизнестойкости, дружелюбность по отношению к взрослым и детям, коммуникабельность, готовность помочь, дисциплинированность), то есть ребёнок, способный к осознанию ценности своего здоровья; обладающий здоровыми жизненными навыками; способный к рефлексии, умеющий владеть своими чувствами, выбирать поведение, управлять собой; способный к пониманию, сочувствию, состраданию другому.

Таким образом, активное использование педагогами разнообразных, прежде всего, нетрадиционных форм работы позволяет успешно решать задачи формирования культуры здоровья дошкольников.

Литература

  1. Антропова, М.В. Гигиена детей и подростков.6-е изд., перераб., и доп. [Текст] / Н. Амосов. - М.: Медицина, 1982. - 176с.

  2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.5. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 382с.

  3. Дошкольное образование. Словарь терминов / сост. Виноградова Н.А. и др. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 400 с.

  4. Если хочешь быть здоров: сборник/составитель Исаев А.А. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 352с.

  5. Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения [Текст] /В.В. Колбанов. - СПб.: ДЕАМ, 1998. - 232с.

  6. Кулановский, О.А. Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни [Текст] / О.А. Кулановский // Образование в высшей школе. - №5. - 2005 - С.37 - 41.

Просмотров работы: 4282