ИНФОРМАЦИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИНФОРМАЦИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА

Исаков М.А. 1
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенным исследованиям, а также на основе общедоказанных фактов, средства распространения информации были катализатором глобализации мирового экономического пространства и теперь информация является один из самых быстро распространяемых ресурсов.

При этом очевидно, что информация - это экономическое благо, но вот точно её место в системе классификации благ пока еще не определено. На наш взгляд, это во многом это связано с тем, что информация представляет собой особое, специфическое благо, которое отличается от общеизвестных рядом характеристик.

Вначале стоит отметить, что поскольку реализация информации происходит преимущественно через сетевые структуры, то ей должны быть присущи все свойства сетевых благ. Но особое внимание стоит уделить тому, что информация обладает многими характеристиками общественных благ: она неисключаема из потребления и область ее потребления неконкурентна.

Если обратиться к мнениям аналитиков по данному вопросу, то, в первую очередь, необходимо выделить В. Мартина, который отмечал схожесть информации с другими общественными благами прежде всего по качественным признакам. Он писал в своей книге “Глобальное информационное общество”: «Информация – это общественное благо в том смысле, что многие могут обладать одной и той же информацией одновременно, и при этом факт наличия информации у одного индивида не уменьшает степень обладания информацией для других» [1, с. 89]. Его точку зрения поддерживают американские экономисты М. Хэллгрен и А. Макадамс.

Поскольку информацию в той или иной степени можно считать общественным благом, или, по крайней мере, благом, с явно выраженными чертами общественного, то, значит, в отношении этого блага возникают те же самые проблемы, которые обычно присущи именно общественным благам. К ним относятся: сложность выявления реального спроса на эти блага, возможность занижения индивидуальных истинных предпочтений их производства и тесно связанная с ними проблема «безбилетника». Рассмотрим особые характеристики такого блага, как информация, потому как именно из-за их наличия возникают дискуссии о том, относится ли информация к общественным благам.

Во-первых, информация существует независимо от пространства и субъекта, использующего ее; использование может быть одновременным и в разных частях света. Во-вторых, некоторая часть информации изначально может быть частично ограничена, но при этом не действуют правила, которые характерны для обычных рыночных благ: продажа информации происходит односторонне - информацию назад забрать нельзя. Но при этом информация может быть продана неоднократно. Более того, после продажи информация тем не менее остается и в собственности продавца. Совершенно очевидно, что продажа информации – это не совсем обычный акт купли-продажи, поскольку не происходит привычного отчуждения блага, таким образом, информация не приватизируется так же легко, как рыночное благо. В то же время информация резко обесценивается во времени, при этом информационный продукт, в отличие от материального продукта, подвержен только одному виду износа – моральному износу. Ценность информации зачастую бывает сложно определить, пока информация не будет применена на практике, отсюда вытекает сложность ее стоимостного измерения.

Учитывая все вышеперечисленное, сложно прийти к однозначному мнению о том, к какому же виду благ отнести информацию. Но, все же, представляется возможным рассматривать информацию как “специфическое общественное благо”, потому что именно с общественными благами, а не рыночными, информация имеет большее сходство и поэтому нельзя не учитывать ее специфичности. Возможно, в ближайшем будущем мы столкнемся с тем, что подобных “специфических” благ будет появляться все больше, и тогда настанет момент, когда придется пересмотреть предшествующие теории и методологические подходы, раскрывающие их экономическую сущность, идентификацию и структуру.

Литература

1. Martin W.J. The Global Information Society / W.J. Martin. – Aldershot: Aslieb Gower; Brookfield, Vt., USA: Gower, 2009. – P. 89.

2. Hallgren M.M. / The Economic Efficiency of Internet Public Goods / M.M. Hallgren, A.K. McAdams // Internet Economics; L.W. McKnight, J.P. Bailey, eds. – Cambridge, Massachusetts; London, England: The MIT Press, 2010. – P. 455-478.

3. Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем: Опыт исследования децентрализованной экономики / Ж. Сапир; Под ред. Н.А.Макашевой. – М.: ГУ ВШЭ, 2011. – С.150-151.

4. Трансакционные издержки / Э. Вальцескини, Р.А. Кокорев, К. Менар, О.А. Пороховская. Под ред. А.Е. Шаститко. – М.:ТЕИС, 2011. – С.37.

Просмотров работы: 1678