КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ АНТИЦИПИРУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ АНТИЦИПИРУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Викторова Е.С. 1
1Череповецкий государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  1. Пояснительная записка.

Данная программа направлена на формирование социального прогнозирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачами программы являются: подбор и систематизация диагностического инструментария, выделение значимых критериев для анализа исследования, осуществление самого исследования, анализ результатов, выявление особенностей социального прогнозирования у дошкольников с ОНР, формирование навыков социального прогнозирования (знакомство с эмоциями, распознание эмоционального состояния у других людей, формирование умения устанавливать контакты, развитие социальной перцепции у дошкольников с ОНР, формирование дружеских отношений и социально-коммуникативных навыков).

Понятие антиципации, является наиболее общим, которое используется в тех случаях, когда речь идет о проявлении способности психики к опережающему отражению. Классическим для отечественной психологии определением антиципации стало следующее: "Антиципация – это способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий". При исследовании эффектов антиципации в коммуникативной и личностной сфере чаще всего опираются на понятие "ожидание". Наличие конвенциональных ожиданий относительно поведения партнера делает ситуацию общения прогнозируемой и "безопасной". Большое значение имеет тот факт, что партнеры по общению могут осознавать ожидания партнера и строить свое поведение в соответствии с этими ожиданиями. При этом продуктивность общения отчасти определяется тем, какие ожидания предъявляют друг другу партнеры и насколько адекватно они осознают ожидания друг друга.

У детей дошкольного возраста с ОНР, в отличие от детей с нормой речевого развития процессы антиципации формируются более медленными темпами, с большим количеством «ошибок отвлечения», с использованием нерациональных стратегий. Они не могут прогнозировать события, поведенческие реакции окружающих, собственные поступки, не способны структурировать время.

Благодаря данной программе у дошкольников с ОНР начинает складываться и активно функционировать способность к предвосхищению результатов познавательной деятельности в эмоционально значимой ситуации. Так же у них появляется ожидание тех или иных эмоций, что оказывает влияние на мотивацию их поведения и деятельности, внося коррективы в их планы.

  1. Программа включает 4 блока.

Диагностический блок.

Цель – изучить особенности социальных антиципирующих моделей у дошкольников с ОНР.

Задачи:

1). Осуществить подбор и систематизацию диагностического инструментария, направленного на исследование

2). Выделить значимые для анализов исследования критерии и параметры, оценки его результата

3). Осуществить экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей социальных антиципирующих моделей у дошкольников с ОНР

4). Осуществить анализ результатов констатирующего эксперимента.

5). Выявить специфику особенностей социальных антиципирующих моделей у дошкольников с ОНР.

Установочный блок.

Цель – создать установку на коррекционную работу у педагогов, родителей.

Работа с родителями и педагогами проводиться в виде бесед, родительских собраний, консультаций, лекций).

Задачи:

  1. Познакомить родителей и педагогов с понятием «социальная антиципация».

  2. Рассказать об особенностях социальной антиципации у дошкольников с ОНР.

  3. Объяснить значимость и необходимость развития данного процесса у детей.

  4. Дать рекомендации по развитию социальной антиципации у дошкольников с ОНР.

Коррекционный блок.

Цель – сформировать социальное прогнозирование у дошкольников с ОНР

Задачи:

  1. познакомить детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.

  2. научить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, интонации и пр.)

  3. Сформировать умение устанавливать контакты.

  4. развить социальную перцепцию у дошкольников с ОНР.

  5. сформировать дружеские отношения и социально-коммуникативные навыки.

Оценочный блок.

Цель – оценить эффективность коррекционной программы.

Задачи:

  1. Провести повторное диагностическое обследование.

  2. Проследить изменение социальной антиципации у дошкольников с ОНР.

  3. Подвести итоги эффективности коррекционной программы, какие задачи удалось решить.

  1. Рабочий план внедрения программы.

№ пункта

Описание этапов работы

Содержание деятельности на каждом этапе

Сроки

1

Изучение особенностей социальных антиципирующих моделей у дошкольников с ОНР

Подбор и систематизация диагностического инструментария, направленного на исследование

выделить значимых для анализов исследования критериев и параметров, оценки их результатов

Осуществление экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей социальных антиципирующих моделей у дошкольников с ОНР

осуществление анализа результатов констатирующего эксперимента.

выявление специфики особенностей социальных антиципирующих моделей у дошкольников с ОНР.

1 нед.

2

Создание установки на коррекционную работу у педагогов, родителей.

Знакомство родителей и педагогов с понятием «социальная антиципация», ее особенностями у дошкольников с ОНР, объяснение значимость и необходимость развития данного процесса у детей, рекомендации по развитию социальной антиципации у дошкольников с ОНР.

2-3 дня

3

Формирование социальных антиципирующих моделей у дошкольников с ОНР

Проведение занятий.

5 нед.

4

Оценить эффективность коррекционной программы.

Проведение повторное диагностическое обследование, выявление изменений социальной антиципации у дошкольников с ОНР, подведение итогов эффективности коррекционной программы, какие задачи удалось решить.

  1. нед.

  1. Описание диагностических методов и методик.

В процессе проведения эксперимента используются следующие методики, которые представлены в таблице:

Исследуемые показатели, критерии

Методики

Ход работы

материал

Способность к абстрагированию

«Клипец» С.Л. Рубинштейна

Без каких-либо предисловий или разъяснений цели и задачи опыта ребенку показывают одну из тех карточек, в центре которых изображен черный квадрат, а затем говорят: «Эта карточка называется «Клипец». Это просто название ее, само слово ничего не означает». Затем показывают вторую карточку (с иным узором) и говорят: «А это не Клипец». Вторая карточка кладется рядом с первой. Дальше опыт идет так: ребенку показывают (по одной) заранее перенумерованные карточки и каждый раз спрашивают: «А это Клипец или нет?» Если ребенок называет Клипцем не Клипец, ему говорят: «Нет, это не Клипец», если он дает правильный ответ, экспериментатор говорит: «Правильно, это не Клипец».

После предъявления всех 26 карточек ребенка спрашивают:

«Так какие карточки называются Клипец?» Если он отвечает правильно, т. е. говорит, что карточки с черным квадратом в середине, опыт считается законченным.

В некоторых случаях, если по называнию карточек, очевидно, что ребенок уже выделил Клипец из остальных фигурок, но затрудняется сформулировать, какие фигурки называются «Клипец», ему можно (для контроля) предложить выбрать из всех карточек все Клипцы. Если же после просмотра всех 26 карточек вопрос остается неясным, просмотр повторяется второй, третий, а иногда и пятый раз, т. е. до тех пор, пока ребенок твердо не установит, какие именно карточки носят название «Клипец».

Критерии оценки:

Высокий уровень – 0 ошибок, задание выполнено с первого предъявления картинок

Средний уровень – 1-3 ошибки, задание выполнено с первого предъявления картинок

Низкий уровень – 4-7 ошибок, задание выполнено со второго и более предъявлений картинок

Секундомер, 26 карточек, на которых в цвете изображены различные по сочетанию форм и красок орнаменты. Среди них 6 карточек, в центре которых изображен черный квадрат на различном фоне.

Умение составлять связный сюжетный рассказ

Серия сюжетных картинок (В.П. Глухова)

Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.

Критерии оценок:

Высокий уровень – социальный контекст выражен полностью: описаны диалоги, эмоции, отношения героев.

Средний уровень – социальный контекст выражен не полностью: затронуты эмоции, отношения героев

Низкий уровень – социальный контекст не выражен, идет только описание происходящих событий.

Сюжетные картинки «Мальчик и ежик»

Способность прогнозировать ситуацию.

«Закончи историю» (И.Б. Дерманова)

Ребенку дается инструкция: « сейчас я тебе буду рассказывать историю, а ты ее закончи» после истории ребенку задается ряд вопросов.

Критерии оценки:

Высокий уровень – ребенок заканчивает историю, отвечает на все вопросы.

Средний уровень – ребенок кратко заканчивает историю, отвечает на вопросы

Низкий уровень – ребенок не может продолжить историю, ответить на вопросы.

История: «Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твои карандашом?» Саша ответил…»

Вопросы: Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему? Как ты думаешь что было до этого? Что было после этого?

  1. Организация и конспекты занятий.

Занятие проводиться с группой, состоящей из 6-10 человек, 2 раза в неделю. Длительность одного занятия – 25-30 минут. Всего 10 занятий.

Занятие 1.

Тема ''Давайте познакомимся!''

Программное содержание:

- Cоздать эмоционально приятную атмосферу в группе.

- Развивать навыки позитивного социального поведения.

- Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развить способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.

- Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.

Материал: магнитофон с записью спокойной музыки. Клубок ниток.

Ход занятия:

1. Педагог-психолог сообщает, что рад видеть всех детей, говорит о том, что они будут заниматься для того, чтобы стать умными, смелыми, добрыми.

2. Приветствие «Волшебный клубочек».

Дети сидят по кругу. Педагог-психолог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до взрослого.

3. Упражнение «Друг к дружке» (Фопель К. Как научить детей сотрудничать)

Психолог: Любое общение, любой контакт начинается с приветствия.

Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберете себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга в парах самыми разными частями тела: ладонями - внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами, бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т.п.

Психолог стимулирует творчество учащихся в придумывании необычных приветствий.

4. Игра ''Давайте познакомимся!''

Цель: сближение детей и взрослых, четкое произношение своего имени и фамилии. Мяч передается по кругу, дети называют свое имя.

5. Игра «Весёлые человечки»

Цель: развитие произвольных движений и самоконтроля.

Человечки в доме жили,

Меж собой они дружили.

Звали их совсем чудно –

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо.

(Хлопают в ладоши.)

Удивлялись человечки:

- Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо!

(Пожимают плечами.)

Им собака шла навстречу

И дышала глубоко.

Засмеялись человечки:

- Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

(Исполняют «пружинку».)

Ты похожа на овечку. Прочитать тебе стихи?

Разобиделась собака и ушами затрясла.

Потряхивают головой.

Человечки же хохочут:

- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

(Потопывают ногами).

6. Игра «Замри!»

Процедура игры. Играет весёлая и подвижная музыка. Дети прыгают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Затем, через 1- 1,5 мин. музыка вновь возникает, и дети продолжают движение и т.п.

7. Рефлексия. Какие чувства испытывал ты? С кем тебе было приятно общаться?

8. Ритуал прощания «Эстафета дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, к Ане и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет.

До свидания!

Занятие №2.

Тема: «Радость».

Цель:

- Первичное знакомство с чувством радости.

- Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

- Развитие эмпатии, мимики, выразительных движений.

Ход занятия:

1. Ритуал начала занятия

Цель: создание положительного эмоционального фона

Давайте поздороваемся, друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

2. Знакомство с эмоцией радости.

- А теперь посмотрите на лицо этого человека.

- Как вы думаете, этот человек грустный?

- А может быть, он сердитый? Или весёлый, радостный?

- Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своём лице.

- Что для этого нужно сделать? (глаза прищурены, улыбка).

3. Этюд «встреча с другом»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений.

У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! (Выразительные движения - плечи опущены выражение печали на лице грусть, объятия, смех, радость).

- Попробуем разыграть эту сценку.

- У вас отлично получилось!

- А сейчас посмотрим на эти фотографии. Какое чувство испытывают эти люди?

- Как вы догадались? (глаза прищурены, улыбка)

- Если вы хотите, можете принести на следующее занятие свои радостные

фотографии.

- Что такое радость для вас?

Закончить предложение: «Я радуюсь, когда …»

4. Рисование картины «Радость» (под музыку)

Цель: рефлексия чувств.

- А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо рисовать картину на тему: «радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется.

Затем садимся в круг и рассказываем о том, что нарисовали.

5. Мимическая гимнастика

Цель: изучение мимики, выражения в мимике эмоциональных состояний.

Сядем поудобнее: ноги твёрдо стоят на полу, спинка прямая. Начинаем гимнастику, но она не простая, а мимическая. Мы с вами будем выполнять упражнения для лица.

Вдох-выдох, вдох-выдох, ещё раз вдох-выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук «у». Растянули губы в стороны. Произнесли звук «ы». Замечательно! Вдох-выдох. Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады видеть друг друга!

6. Упражнение «Через стекло»

Дети передают ситуации с помощью мимики и жестов:

Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно

Принеси мне стакан воды, я хочу пить.

Ты не хочешь со мной порисовать?

У меня болит горло.

7. Игра с платком

Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.

Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актёры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актёром, а кто зрителем, проведём небольшую артистическую разминку.

У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики изобразить: Бабочку, Принцессу, Волшебника, Бабушку, Фокусника, Морскую волну, Лису, Человека, у которого болит спина.

- Кто может показать (бабочку иначе)?

- Кто ещё хочет попробовать?

- У вас прекрасно получилось!

- Кому понравилось смотреть?

- Может быть, кто-то надумал сейчас изобразить ещё что-нибудь?

8. Релаксация «Полёт высоко в небе» (под музыку)

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее тёплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орёл с гладкими и блестящими крыльями.

Птица свободно парит в небе, крылья её распростёрты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывёте в воздухе, и ваши крылья распростёрты в стороны.

Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полёта, которое сохранится на весь день.

9. Рефлексия.

10. Ритуал окончания занятия «Свеча»

Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать. А сейчас я зажгу свечку, и все мы будем передавать её друг другу и говорить спасибо за совместную работу.

Очень хорошо! До свидания!

Занятие №3.

Тема: «Грусть».

Цель:

- Познакомить с чувством обиды и действиями, связанными с ним.

- Формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды.

- Познакомить со способами управления негативными эмоциями; выражать негативные чувства в безопасной форме

1. Ритуал начала занятия

Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу.

Пусть каждый из вас назовёт себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия.

Например: Я назову имя и прохлопаю его в ладоши, можно топать ногами или делать что-то ещё, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить ваши действия.

2. Проблемная ситуация

У Незнайки испорчено настроение – его обидел Знайка. Взрослый предлагает детям выяснить причину на примере стихотворения В.Орлова:

- Кто кого обидел первый?

- Он меня.

- Нет, он меня.

- Кто кого ударил первый?

- Он меня.

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили…

- Я дружил.

- И я дружил.

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл.

Вопросы:

Из-за чего поссорились Незнайка и Знайка?

Почему обиделись друг на друга?

Почему друзья забыли причину своей ссоры?

3. Доверительная беседа на тему « Что такое обида»

Что такое обида? (чувство, которое возникает, если тебя оскорбили или не дали осуществить задуманное, или не заметили твоей помощи, участия. Чем ближе тебе человек (родители, друг), с которыми, связано это чувство, тем сильнее обида.

Из-за чего люди обижаются друг на друга?

Приходилось ли вам обижаться?

Что хочется в момент обиды сделать с обидчиком?

4. Знакомство с эмоцией обиды

Показ пиктограммы, рассматривание (брови опущены, рот опущен).

5. Тренинговое упражнение

Дети распределяются парами и с помощью мимики и пантомимики они должны изобразить роль обидчика и обиженного. Во время тренинга дети меняются местами.

Вопросы:

Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного?

Что вам хотелось сделать?

Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика?

Что вам хотелось сделать?

Какая роль понравилась больше?

Вывод:

Добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему душевную боль, унижение.

Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздражённым.

Обида опасна, потому что может вызвать такие чувства, как гнев, ненависть, и разрушить доброжелательные отношения.

Человек, который попадает под власть негативных чувств, может причинить боль другим случайно. В этом случае нужно извиниться и помириться (попросить прощения).

6. Рисование «обиды» (под музыку)

Детям предлагается с помощью цветных клякс нарисовать свою обиду.

По окончании занятия спросить, помогала ли музыка и рисование почувствовать себя лучше?

7. Знакомство с советами Незнайки

Совет №1: Если ты очень рассержен на того, кто тебя обидел, напиши ему гневное письмо, а потом это письмо порви.

Совет №2: Когда на душе плохо, и ты чем-то раздражён, лучше уединиться в комнате и постараться поднять себе настроение, вспомнив о чём-то приятном.

Совет №3: Выразить все свои чувства, о которых ты не можешь сказать ни папе, ни маме, можно своему надёжному другу-животному: собаке или коту. Прижми его к себе, погладь, поговори с ним и станет легче.

Совет №4: Если же тебе обидно, что твоё желание не выполнено, ты можешь о нём помечтать, пофантазировать и даже, что ещё лучше, нарисовать своё желание, и поверьте, станет легче.

8. Упражнения

Обида - сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становится неприятно, тяжело. Улучшить своё настроение помогут следующие упражнения:

Упражнение «Воздушный шарик»

Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия, научить «вдыхать» и «выдыхать».

Представьте, что в вашей груди находиться воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните лёгкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из лёгких.

Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

Сделайте паузу и сосчитайте до 5.

Снова вдохните и наполните лёгкие воздухом. Задержите его, считая до 3, представьте, что каждое лёгкое – надутый шарик.

Выдохните. Почувствуйте, как тёплый воздух проходит через лёгкие, горло, рот.

Повторите 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представьте, что каждое лёгкое – надутый шарик, из которого выходит воздух, когда вы выдыхаете.

Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а всё напряжение пропало.

Это упражнение успокаивает нервную систему, гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им.

Упражнение «Небо»

Цель: обучение расслаблению, переживанию ощущения покоя, приобретение способности управлять своими мыслями.

Сядьте в кресло прямо, опираясь на спинку (но, не напрягаясь), ноги должны касаться пола. (Можно сесть на пол, скрестив ноги). Закройте глаза.

Представьте голубое небо, по которому двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Если вы о чём-то думаете, пусть ваши мысли улетят вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе.

Вы ощущаете покой, тишину и радость.

Откройте глаза, некоторое время посидите спокойно, затем медленно встаньте.

9. Рефлексия.

10. Ритуал окончания занятия.

«Подарки».

В конце занятия мы с вами поиграем в игру, которая называется «Подарки». Все мы любим получать подарки, да и дарить их тоже приятно. Представим, что мы всё можем. Внимательно посмотрите на своих соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки. Кто получает подарок не забывает говорить «спасибо».

На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

Занятие №4.

Тема: «Страх».

Цель:

- Знакомство с чувством страха.

- Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.

- Развитие эмпатии, умения сопереживать.

1. Ритуал начала занятия

Я рада приветствовать вас! Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на неё. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: Миша, я рада тебя видеть!

2. Знакомство с пиктограммой «страх»

- Давайте вспомним, о каких чувствах мы с вами говорили на прошлых занятиях?

- Что нам помогало определить это чувство? (выражение лица, интонация голоса).

- А теперь посмотрите на эту пиктограмму. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот человек? Смотрите внимательно… У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит, брови приподняты.

- Какое же это может быть чувство?

- Да, это чувство страха.

Попытаемся изобразить его на своём лице, но для начала расслабим мышцы лица и поиграем в «Солнечного зайчика».

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями па лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладь его. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вдохнём и улыбнёмся друг другу. Теперь, когда наши мышцы расслаблены, посмотрите на картинку и попробуйте изобразить страх на своём лице. Молодцы! У вас хорошо получается.

3. Проигрывание ситуации

Цель: научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации.

Сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы её внимательно слушайте, а потом мы попробуем разыграть сценку.

Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади неё кто-то зашипел: «Ш-ш-ш»! Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «Я испугалась гуся!

Он громко шипел и хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Галю.

- Давайте подумаем, сколько человек нам нужно, чтобы разыграть эту сценку?

- Нам нужна девочка Галя. Кто может её изобразить?

Итак, Галя гуляла у реки, рвала цветы. Вдруг она услышала, как позади неё кто-то зашипел … Она обернулась, увидела гуся, испугалась и побежала домой…

В этой сценке есть гусь. Кто хочет изобразить гуся? Он появляется позади Гали, начинает шипеть. Шея у него вытянута, крылья сложены за спиной, или он широко ими размахивает.

И ещё нам нужна бабушка, которая успокоила Галю. Как она могла это сделать?

Проиграв роли отдельно, дети соединяют их в одно большое действие.

У вас отлично получилось!

4. «Гимнастика дружных»

Дети встают в пары.

«Посмотрите на руки». Встать парой спиной друг к другу, взяться за руки. Поднимать и опускать руки.

«Пружинки». Повернуться друг к другу лицом, соединить ладони. Попеременно сгибать и разгибать руки.

«Качели». Расставить ноги на ширину плеч, держать руки в стороны (лодочкой). Наклоны вправо-влево.

«Прыжок-хлопок». Первый партнёр прыгает, второй хлопает в ладоши. Затем упражнение выполняет наоборот.

«Краны». Лёжа на спине, голова к голове, держась за руки. Поднять вверх прямые ноги и постараться коснуться носками ног носков товарища.

5. Игра «Гуси-лебеди»

Дети гуляют по группе, представляя, что они находятся на цветочной поляне (рассматривают цветы, нюхают, показывают друг другу). В середине поляны стоят стульчики по кругу. По сигналу ведущего «Гуси-лебеди летят» дети прячутся за спинки стульчиков. (3-4 раза).

6. Обсуждение поговорки «У страха глаза велики».

Отметить:

Прямой смысл: когда боишься, глаза сильно открываются.

Скрытый: страх кажется страшнее, чем на самом деле.

Как вы понимаете смысл пословицы?

Пугались ли вы когда-нибудь так, что страх вам казался значительно страшнее, чем на самом деле?

7. Рефлексия.

8. Ритуал окончания занятия

Давайте теперь возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

На этом наше занятие заканчивается.

До свидания!

Занятие №5.

Тема: «Удивление».

Цель:

- Знакомство с чувством удивления.

- Закрепление мимических навыков.

- Развитие памяти, внимания, воображения.

1. Ритуал начала занятия.

Давайте все вместе возьмёмся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро».

2. Знакомство с новым чувством

Давайте вспомним, о каких чувствах, мы с вами уже говорили? (радость, грусть, страх)

- Сегодня мы познакомимся с удивлением (См. рис. 7, 8). Что нам помогало, глядя на человека, сказать, радуется он или боится? (Мы смотрели на выражение его лица и старались определить, что происходит с человеком в данный момент).

- Изобразим чувство радости. Что происходит в это время с нашими лицами?

- Какие у нас глаза в этот момент?

- Что происходит с губами?

- Теперь изобразим чувство страха. Мы можем помогать себе жестами. Какие у нас у нас будут движения? Может быть, отталкивающие, или наоборот, зовущие? Что в это время происходит с нашими лицами? С глазами? Ртом?

- Далее изобразим чувство грусти.

Отлично! Попробуйте изобразить на своём лице чувство удивления. Как вы думаете, оно будет долго длиться, или оно мгновенно возникает и быстро пропадает?

- Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает. (Показ пиктограммы)

- Давайте рассмотрим пиктограмму. Что же происходит с нашими лицами? С бровями? (поднятые вверх). С глазами? (широко открыты). С губами? (они растянуты и похожи на букву «о»).

Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением. Давайте передадим прикосновение по кругу. Молодцы!

3. Рисование «Удивления»

- Давайте попробуем перед зеркалом изобразить удивление на лице, постарайтесь запомнить.

Садимся за столы. Перед вами лежат листы, на которых нарисованы кружочки. Вам надо оживить эти кружочки - нарисовать глаза, брови, нос, губы, но так, чтобы каждый человечек удивлялся. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человечки, и чему они удивляются.

Затем садимся в круг и рассказываем о своих человечках.

- А вы когда-нибудь удивлялись? И чему?

4. Этюды на выражение удивления

1. Этюд «Удивление»

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: Рот открыт, брови и верхние веки приподняты.

2. Этюд «Круглые глаза»

Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: « Я шёл из школы. Я зашёл в подъезд и увидел что, бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котёнок».

Покажите какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.

5. Игра «Фантазии»

Давайте продолжим начало удивительных приключений:

к нам пришёл слон…

над городом поплыли облака, а с них спускаются верёвки…

волшебник поменял все вывески над магазинами…

утром из крана потёк апельсиновый сок (дети придумывают удивительные истории).

6. Чтение истории «Живая шляпа»

Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовёт его, стоя у открытого окна:

- Дима, пора домой, обед уже на столе. Дима попрощался с приятелями и пошёл домой. На пороге он увидел шляпу и решил её поднять, но шляпа, как будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.

- Попробуем разыграть эту историю. Кто хочет быть Димой? Шляпой?

- Как вы думаете, кто мог находиться под шляпой?

- Замечательно!

7. Рефлексия.

8. Ритуал окончания занятия

«Солнечные лучики»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

До свидания!

Занятие №6.

Тема: «Гнев».

Цель:

- Знакомство с чувством злости.

- Тренировка умения различать эмоции.

- Учить детей управлять своим гневом.

1. Ритуал начала занятия

Игра «Снежный ком»

Первый ребёнок называет своё имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и своё, затем мяч получает третий участник.

Игра проводится по кругу со всеми участниками.

2. Проблемная ситуация

Незнайка поссорился с Винтиком. Они никак не могли решить, кто же первый начнёт игру. Они так рассердились друг на друга, что затеяли драку. У Незнайки насуплены брови, сморщен нос, он крепко сжал кулаки. Винтик машет руками, лоб нахмурен, брови сдвинуты. Мальчики набрасываются друг на друга.

- Ребята, представьте себя на месте мальчиков и выберете, с помощью чего они решили бы этот спор: кулаков, спокойного тона, крика, насмешки, топанья ног.

Людей, привыкших решать спор с помощью силы, часто сравнивают с драчливыми петухами. Послушайте стихотворение, где поэт высмеивает таких людей:

Петушки распетушились,

Но подраться не решились,

Если очень петушиться -

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться -

Нечем будет петушиться!

Сегодня мы продолжаем знакомиться с чувствами, которые могут появиться у нас с вами, у наших мам, пап, бабушек, дедушек.

Посмотрите на лицо, изображённое на карточке

- Какое чувство испытывает человек? Посмотрите на лицо, изображённое на карточке. Какое чувство испытывает человек? Посмотрите на выражение его лица. Что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз?

- Что же это за чувство? (Злость)

3. Доверительная беседа на тему «Почему человек злится»

В каких случаях может злиться человек?

На что похоже зло в человеке? (На вулкан, молнии, дикое животное)

А вам приходилось когда-нибудь злиться?

Что вы чувствовали в этот момент?

Что хотелось сделать?

Человек испытывает чувство злости, когда он бессилен удовлетворить своё желание.

Гнев - естественная эмоциональная реакция человека, сигнализирующая о том, что возникло препятствие. Это чувство побуждает человека к преодолению препятствия, изменению ситуации, помогает заглушить или разрядить душевную боль или неприятные ощущения. Гнев выражается в стремлении применить насильственные действия, в угрозах, оскорблениях. Не всегда мы умеем правильно выразить свои чувства, не причинив вреда окружающим людям.

4. Этюд «Гневная гиена»

Давайте почувствуем это ощущение с помощью небольшого этюда.

Гиена стоит у одинокой пальмы (стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она её съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

Я страшная гиена, (Дети мимикой и движением изображают гиену и обезьянку)

Я гневная гиена,

От гнева на моих губах,

Всегда вскипает пена.

Вопросы:

Что вы чувствовали, побывав в роли гиены?

Хотелось бы вам в реальной жизни испытывать также такие же переживания? Почему?

Чем можно заменить гнев? (лаской, добрыми отношениями)

5. Рисование «Гнев в цвете»

Цель: упражнение детей в выражении эмоции гнева с помощью цвета, цветовой гаммы.

Детям раздаются листы бумаги и краски без ограничения цвета. Педагог предлагает изобразить гнев в цветовой гамме. Даёт возможность детям подумать.

Позже, рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, схожесть и различие в изображении гнева детьми.

6. Упражнение «зеркало»

Цель: закрепление всех известных детям эмоций в мимике и пластике.

Дети встают парами и договариваются, кто из них зеркало. Один из детей встаёт перед зеркалом и изображает известную ему эмоцию. Зеркало как можно точнее её повторяет. Потом ребята меняются ролями.

7. Как вы понимаете смысл пословиц:

Злой не верит, что есть добрые люди…

Без добрых дел нет доброго имени…

8. Рефлексия.

9. Ритуал окончания занятия

Советы по управлению гневом:

Поиграть с мячом, скакалкой или с боксёрской грушей.

Побегать или попрыгать.

Покричать.

Трудотерапия.

Принять душ.

На этом наше занятие заканчивается! До свидания!

Занятие №7.

Тема: «Стыд, вина»

Цель:

- Знакомство с чувством вины.

- Развивать волевую регуляцию поведения.

- Знакомить со способами релаксации для снятия напряжения

1. Ритуал начала занятия

Игра «Перекличка-путаница».

Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом фамилию или имя. Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы имя, фамилия.

2. Знакомство с новым чувством

Сегодня мы с вами поговорим ещё об одном чувстве. Посмотрите на картинку, как вы думаете, какое чувство испытывает мальчик? Что с ним могло произойти?

Послушайте историю А.Н. Толстого «Косточка».

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они ещё лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив, и всё нюхал их. И очень они ему нравились.

Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, что одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А, что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь»

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Вот такая история.

- Как вы думаете, почему Ваня заплакал?

- Какое он испытывал чувство? (стыда)

- Как вы думаете, что при этом происходит с его лицом. (Глаза приоткрытые, на лице румянец).

- С его телом? (Голова опущена, плечи сжаты).

3. Этюды на выражение вины

1) «Стыдно»

Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно.

Выразительные движения: голова наклонена вперёд, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.

2) «Чуня просит прошения»

От хвастунишки-поросёнка Чуни ушли его друзья - ёжик и белочка, а волк тут как тут. Чуня зовёт друзей:

- Где вы, верные друзья?

Чуне помогите!

За нахальство и за смех

Вы меня простите.

Выразительные движения: Повороты головы в разные стороны, брови приподняты, руки в стороны; Опущена голова, брови приподняты, губы вытянуты. Руки висят вдоль тела.

4. Рисование на тему: «Мой стыд»

С помощью красок нарисовать свой стыд. Беседа по содержанию:

- Какие краски вы используете для изображения стыда?

5. Беседа на тему « Когда нам бывает стыдно?»

Как вы думаете: «А что такое стыд?» (Стыд - это чувство, возникающее при оценке своих поступков, которые противоречат принятым нормам порядочности, самоуважения, достоинства.)

Отчего вам бывает стыдно?

На что похож стыд?

Какого он цвета?

Что вы ощущаете, когда испытываете чувство стыда? (смущение, чувство позора)

Для чего человеку нужен стыд?

6. «Советы от Незнайки»:

Когда человеку плохо на душе, то он может помочь себе сам.

Если ты совершил проступок, из-за которого самому стало стыдно, то самый верный способ вернуть расположение к себе близких и друзей - признать свою вину и попросить прощения.

Чтобы самому успокоиться, нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и медленно, спокойно и глубоко подышать: во время вдоха считать до пяти, во время выдоха-до семи. Представь, что ты в лесу или на берегу моря, где воздух свежий и где тебе свободно и приятно дышать, и ты сразу успокоишься.

Запомните эти советы и ощущения, когда ты представлял себя в лесу или на море, и вместе с детьми под спокойную музыку выполняют релаксационные упражнения.

7. Релаксация

Лягте на коврик, на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые не скрещены. Устраивайтесь поудобней и закрывайте глаза. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё моё тело и распространяется по нему. Я спокойно отдыхаю. Я отдыхаю

Отдыхают мои руки, ноги, нервная система. Приятная истома охватывает моё тело, мне лень шевелиться.

Моё дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко и свободно. Мои руки расслаблены и теплеют. Я дышу легко и непринужденно. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление. Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри.

Я отдыхаю. Моё тело полностью расслаблено. Приятная лень разливается по всему телу. Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе.

Я становлюсь спокойным, жизнерадостным. У меня хорошее настроение.

5, 4, 3, 2, 1. Откройте глаза. Сядьте. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день.

8. Рефлексия

9. Ритуал окончания занятия.

Упражнение «Спасибо, до свидания!»

Дети стоят в кругу. Мяч передаётся по кругу друг другу «Спасибо, до свидания!

Занятие №8.

Тема: «Формирование внимания и умения распознавать эмоциональное состояние партнера».

1. Ритуал начала занятия.

Здравствуйте, дети! Я рада вас всех видеть, давайте друг друга поприветствуем. Пусть каждый из вас назовёт себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия.

Например: Я назову имя и прохлопаю его в ладоши, можно топать ногами или делать что-то ещё, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить ваши действия.

2. «Подбери картинку»

Подобрать картинки с изображением эмоций к словам, которые требуется запомнить

Подобрать картинки с изображением эмоций к тексту для пересказа «Медвежонок» (Маленький медвежонок лежит в берлоге. Подул холодный ветер «с-с-с-с» и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал «р-р-р-р»).

3. Игры на развитие эмоционального состояния.

Перед детьми кладут картинку, на которой нарисованы мяч, подушка, магнитофон, книга. Детям предлагается отметить «спокойные» вещи и подобрать к каждому предмету тот звук, который он ему напоминает.

Детям предлагают послушать гласные звуки (а, у, и, о. э, ы) и сказать, что каждый из этих звуков ему напоминает (подобрать картинку по вкусовой, обонятельной, тактильной и другим ассоциациям).

4. «Через стекло»

Детям предлагают представить, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не приникают звуки.

Один ребенок беззвучно артикулирует губами гласный звук. Другой пытается узнать его. Затем дети меняются ролями. После игры выясняется, насколько точно и правильно дети поняли друг друга. Обсудить, что они чувствовали при передачи определенного звука, легко ли им было.

Игра направлена на развитие элементов эмоционального общения с помощью мимики и выразительных движений.

  1. Рефлексия.

  2. Ритуал окончания занятия.

Дети вам понравилось наше занятие? А теперь пожелаем друг другу всего хорошего и попрощаемся. Например, Маша, желаю тебе успехов, и всего самого наилучшего. До свидания!

На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

Занятие №9.

Тема: «Пространство движений»

Цель:

- развивать умение детей воспринимать и понимать сверстника про помощи вербальных средств общения;

- развивать умение устанавливать контакт невербально, двигаться с закрытыми глазами навстречу партнеру, ощущая его на расстоянии.

1. Ритуал начала занятия.

Здравствуйте, дети! Я очень рада вас всех видеть. Давайте поприветствуем друг друга, но не словами, а жестами. Например, я повернусь к Оле и мотну ей головой, при этом я ничего не говорю.

2. Упражнение для тренировки ориентировки в пространстве.

Педагог сообщает детям, что сегодня они отправятся в страну, в которой люди умеют общаться только при помощи жестов, мимики, движений.

Чтобы отправиться в эту страну, педагог предлагает детям потренироваться в ориентировке в пространстве и развить свою наблюдательность.

На полу выкладываются из веревки зеркально-симметрические фигуры (круг, квадрат, восьмерка). Дети идут под медленную музыку друг за другом по обозначенным траекториям. Затем повторяют траектории движения, но с закрытыми глазами, ощупывая фигуры ступнями.

3. Игра «Фигуры»

Каждый ребенок выбирает одну из фигур и удобное для себя место в помещении. По сигналу педагога дети начинают двигаться под музыку по выбранной траектории. Когда музыка смолкает, они останавливаются. После 2-3–х раз задание усложняется. Дети, двигаясь, должны заметить, кто из детей двигается по такой же траектории. По окончании музыки педагог предлагает встать вместе «квадратам», «кругам», «восьмеркам». Одновременно выполняют движение 6 человек, остальные в роли наблюдателей. Они должны заметить, кто из детей по какой траектории движется, и оценить, правильно ли они объединились в группы.

4. Игра «окажи, что умеешь». Двое играющих встают перед остальными детьми (наблюдателями) спиной друг к другу на расстоянии 20-40 см. Один из них – лицом к наблюдателям. Дети говорят: «Раз, два, три, что умеешь – покажи». Ребенок показывает какое-либо движение, затем встает в шеренгу наблюдателей.

Дети обращаются ко второму водящему:

«Раз, два, три – повтори». Он повторяет движение. Дети говорят «верно» или «неверно». Отгадчик выбирает одного из детей, который становиться отгадывающим, а сам она показывает, что умеет. Дети могут поднимать одну или обе руки вверх или в стороны, приседать, подпрыгивать на одной ноге или на двух ногах, хлопать в ладоши, топать ногами, ударять себя по бедрам, покачиваться из стороны в сторону и т.д.

5. Упражнение «Смена мест»

Дети делятся на две подгруппы и встают на расстоянии напротив друг друга.

У каждой подгруппы – своя эмблема (например, медальоны разного цвета или воротнички и т.п.). Дети одной из подгрупп разыгрывают очередность своего участия. Первый участник ищет партнера в противоположном ряду, устанавливает с ним контакт глазами. Затем они молча с закрытыми глазами должны идти навстречу друг другу. Когда они встретятся они должны обняться и открыть глаза. Каждый из них после этого занимает место своего партнера. Упражнение повторяется до тех пор, пока подгруппы не поменяются местами. Меняться местом можно только с игроком другой команды.

6. Рефлексия.

7. Ритуал окончания занятия.

А теперь, мы с вами попробуем попрощаться с помощью жестов, мимики. Например, я повернусь к Оле, и помашу ей рукой.

Молодцы на этом наше занятие подходит к концу, оцените свои достижения и возможности. До свидания!

Занятие №10.

Тема: «Путешествие».

Цель:

- формировать социально – коммуникативные умения: следовать правилам игры, выполнять роль лидера и ведомого, участвовать в том, что предлагают другие.

- развивать умение воспринимать и понимать партнера, согласовать свои движения с его вербальными указаниями.

1. Ритуал начала занятия.

Здравствуйте дети! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, а для этого вспомним какие виды транспорта вам знакомы.

2. Беседа о том, как важно отдавать приказы.

Рассматривание с детьми разных видов транспорта (корабль, самолет, машина). Беседа об управлении каждым из них, о ролевых функциях и действиях людей, отвечающих за их успешное передвижение.

Перед занятием педагог должен научить детей двигаться согласно передаваемым командам с открытыми глазами. Сначала он сам выступает в роли ведущего, а потом предлагает детям разделиться на пары: один – робот, другой – инструктор. Затем дети меняются ролями.

Можно предложить детям аналогичное задание: один – в лабиринте, с закрытыми глазами, другой командует, куда он должен идти, чтобы выйти из него. Можно также провести куклу по лабиринту или найти выход из нарисованного лабиринта.

3. Беседа о том, как важно отдавать приказы.

Проводиться беседа о том, как важно уметь отдавать приказы, что умение командовать может пригодиться в жизни и даже может спасти жизни многих людей.

Дети вспоминают из рассказов, фильмов случаи, когда быстрая и четкая команда, распоряжение помогают добиться цели. В беседе можно актуализировать знания детей об общении военных в армии, где распоряжения отдаются в форме приказа; о взаимодействии капитана и матросов, об известных людям шоу с играми-соревнованиями, в которых решение принимает капитан команды, и т.д.

Педагог предлагает отправиться в кругосветное путешествие, которое нужно будет совершить на трех видах транспорта ( по суше – на машине, по воде – на корабле, по – воздуху – на самолете). Для введения детей в игровую ситуацию можно предложить детям рассмотреть карту путешествия, на которой изображены автострада, море, горы и аэродром; обсудить план путешествия.

4. Обыгрывание ситуаций.

Для обыгрывания ситуаций дети делятся на 2 подгруппы. Один ребенок в подгруппе получает роль ведущего.

Первый этап путешествия будет проходить по суше на машине.

Ситуация 1. Один из детей – водитель, другой машина. Ребенок, играющий машину, надевает повязку на глаза. Водитель встает сзади и берет его за плечи. Задача водителя – провести машину через препятствия с максимальной осторожностью, не задев их и другие машины.

Педагог сообщает о том, что второй этап путешествия будет проходить по морю.

Ситуация 2. Капитан корабля должен, отдавая словесные команды, провести корабль между скал в штормящем море в тихую гавань у берега.

Один из детей становиться кораблем, другой капитаном. Остальные дети, встав в круг, образуют берег, несколько детей – скалы в море – садятся на стулья внутри круга. «Корабль» выбирает себе место внутри круга, с которого он начинает плавание. Капитан выбирает место гавани (одного из детей в кругу). Капитан подает команды куда плыть, а ребенок – «корабль» с закрытыми глазами двигается согласно командам (например, три шага вперед, стоп, поворот направо, стоп … и т.д.).

В конце упражнения все дети делятся своими впечатлениями, говорят о том, как они себя чувствовали в этой роли.

Ситуация 3. Педагог сообщает детям, что им предстоит авиаперелет через горы. Дети рассаживаются на стулья, закрывают глаза и под аудиозапись «движение самолета» представляют полет. В процессе визуализации дети делятся впечатлениями о полете, о том, что они увидели. Неожиданно детям сообщается, что возникла аварийная ситуация – неполадка в самолете и гроза за бортом самолета.

Авиадиспетчер должен посадить неисправный самолет при непогоде на посадочную полосу.

Дети встают в две шеренги напротив друг друга, образуя взлетно -посадочную полосу с поворотами. В начале взлетно-посадочной полосы находиться диспетчер и летчик самолета, которому завязывают глаза. Диспетчер отдает распоряжения, а летчик движется в соответствии с ними.

После игровой ситуации педагог обсуждает впечатления детей об игре и путешествии в целом. Отмечает самых успешных водителей, капитанов и диспетчеров заранее заготовленными жетонами, подводит итоги путешествия, сравнивая составленный в начале занятия по карте план его осуществления и то, что удалось сделать.

5. Ритуал прощания.

В конце занятия педагог может спросить детей, что им легче, что труднее: запоминать и наблюдать картины или звуки? Какое из заданий понравилось больше других?

На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

Просмотров работы: 2656