СИНТЕЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ И ДЕТСКОЙ ЛИРИКИ В СТИХОТВОРЕНИИ АГНИИ БАРТО «ПЕРЕД СНОМ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СИНТЕЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ И ДЕТСКОЙ ЛИРИКИ В СТИХОТВОРЕНИИ АГНИИ БАРТО «ПЕРЕД СНОМ»

Романова Е.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» Магнитогорск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Агния Львовна Барто (4(17) февраля 1906 – 1 апреля 1981)(см. Приложение 1) – советский детский поэт. С именем Агнии Барто связано рождение и становление советской детской поэзии в 20 – 30-е годы. С ее именем сопряжены и поэтические открытия 40 – 70 годов. Агния Барто – детский поэт не потому, что писала для детей, а потому, что лучшее ее стихи стали детским фольклором. Они словно бы утратили авторство и превратились из поэзии для детей в поэзию самих детей, став адекватным выражением своих мировосприятия, чувств, стремлении.[1 с.1].

Стихи Барто в основном написаны для детей, они читаются весело, легко и интересно. В них нет навязчивой дидактичности, голых поучении, они будят в читателе самые добрые чувства: честность, взаимную поддержку, стремление к подлинной красоте, отвращение ко всякому рода фальши, внешней и внутренней. Вот почему стихотворения отдельных циклов, взятые вместе, воспринимаются в целом как прямой, дружеский разговор о душевном мире нового человека. [2 с.78]

Стихотворение «Перед сном» (см. Приложение 2) изучается в 3 классе по программе «Школа 2100» (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве. Книга для чтения. Часть 2 [1, с.129]). Стихотворение дано в сокращенной форме.

Тридцать пять стихотворений входят в цикл Агнии Барто «Думай, думай…». В стихах «Я часто краснею», «Перед сном », «В саду», «Думай, думай…», «Именинница», «Полный кворум», «Одиночество», «Совесть», «Фантазия», «Думаю ли звери?» выражено разнообразие чувств и настроения.[2]. И неудивительно, ведь в данном разделе А. Барто передает читателям детскую лирику, которую можно даже назвать философской.[2 с.79]

Проанализируем название стихотворения А. Барто «Перед сном».

В словаре С. И. Ожегова «перед» - за некоторое время до чего-нибудь (3,с.502). «Сон» - наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения (3 ,с. 747). Теперь мы можем предположить, что действие будет, происходит поздно вечером, а с кем, нам пока неизвестно.

Название стихотворения «Перед сном» вызывает у опрошенных (15 чел.) следующие ассоциации: сказки, постель, колыбелька, сумрак, сон, болтовня, мечты, бабушка. Словоформа «Перед сном» является стилистически нейтральным и вызывает положительные эмоций: спокойствие, отдых, мечтательность.

Стихотворение начинается со строк «Зажигают фонари/ За окном./ Сядь со мной,/ Поговори/ Перед сном, » из которых мы понимаем, что кто-то, ложась спать, просит с ним поговорить, но зная творчество Агнии Барто, мы можем предположить, что одним из персонажей может быть ребенок, однако в первой строчки еще не понятно, от чего лица идет речь от взрослого или ребенка, или от лица двух детей. Лирический герой обращается «Сядь со мной,/ Поговори/ Перед сном, » из этих строк мы рисуем портрет, либо дети между собой могут говорить, либо младший брат просит поговорить с ним старшего брата, либо ребенок просит поговорить маму или бабушку, то есть здесь мы видим ситуацию, где более слабый просит поговорить более сильного, чтобы ощутить чувство заботы.

«Целый вечер/ Ты со мной не была./У тебя все дела/ Да дела»мы наблюдаем, что речь идет к лицу женского пола и тогда круг предположении сужается, это может быть бабушка, мама, сестра, подружка то есть самые близкие люди. По фразе У тебя все дела/ да дела мы понимаем, что тот, к кому обращаются старше, чем тот кто говорит, то есть у старшего есть дела, а у лирического героя, от имени которого идет речь, нет дел и мы понимаем, что чаще всего дела есть у наших родителей, бабушек, дедушек.

Но скорее всего обращение лирического героя идет к матери, потому что перед сном мы всегда хотим поговорить с мамой. Мама дарит нам заботу, любовь, нежность, ласку и ей можно доверить все свои секреты.

«У тебя я/ Не стою/ Над душой. / Я все жду, / Все молчу,/ Как большой…»

Из этих строк понятно, что ребенку грустно, что на него не обращают внимание. Это желание быть любимым, желание общения с матерью, нежность матери являются теми проблемами, которые свойственны для маленьких детей. Агния Барто показывает эти эмоции, чувства ребенка, как серьезную проблему в жизни человека. У каждого возраста есть свои проблемы, и они будут серьезными.

Не стою/ Над душой. Здесь нужно пояснить значение фразеологизма «Стою на душой».

Стоять над душой чьей-л., у кого-л., над кем-л. — надоедать неотступным контролем, опекой, присутствием; навязчиво приставать с чем-либо.[4]

Отсюда следует, что лирический герой не хочет надоедать маме, этому сигнализирует отрицательная частица НЕ. Он как бы боится нарушить ту атмосферу деловитости, в которую поглощена мать, боится напомнить о себе, поэтому все ждет, все молчит. Фраза как большой говорит о том, что ребенок хоть и молчит как большой, но ребенок есть ребенок и он нуждается в любви и ласке, заботе и в простом человеческом внимании со стороны родного существа. Отсюда типичная ситуация, что такое свойственно для многих детей, то есть это образец детского лирического произведения.

«Сядь со мной,/ Поговори/ Перед сном,/ Поглядим/ На фонари/ За окном.»

Из этих строк понятно, что ребенок просит маму отвлечься от своих дел и поговорить с ним. Причем в стихотворении нигде не обозначено о чем просит поговорить лирический герой. Отсюда следует, что лирический герой просит поговорить, не для того чтобы обсудить какую-нибудь проблему, а сам факт побыть рядом с мамой и ощутить заботу, любовь и нежность матери. И фонари За окном они заиграют по-новому. Если в начале стихотворения они символизировали наступление вечера и наводили грусть, тоску и одиночество лирического героя, то в конце стихотворения они символизируют радость и тепло, потому что лирический герой проведет вечер с мамой, побудет с ней рядом и посмотрит на фонари за окном.

Таким образом, из анализа стихотворения «Перед сном» мы видим схожесть с колыбельной песней. По толковому словарю С. И. Ожегова, колыбельная песня – небольшое музыкальное вокальное лирическое произведение.[3с.285].Колыбельную песню поют перед сном, когда укладывают спать ребенка. (См. Приложение 4) В древней Руси колыбельную пели не просто, для того чтобы усыпить ребенка, а защитить его от злых духов, дать силы для сна и роста, чтобы он был богатым и здоровым в будущем. Другими словами колыбельная была своего рода оберегом для ребенка. Из этого можно сделать небольшой вывод, что когда мать поет колыбельную своему ребенку, она дарит ему свою любовь, свою душевную теплоту, ласку и нежность, дает понять ребенку, что он желанен, и любим, а это всегда присутствует в колыбельных песнях [5].

Так же как и колыбельная песня, стихотворение «Перед сном» пронизано баюкающим «колыбельным ритмом». Оно напевно. Его действия развертываются, как и действие колыбельной песни перед отходом ко сну. Только разница с колыбельной песней здесь в том, что не мать обращается к сыну, а сын обращается к матери. Мы видим, что все произведение пронизано отношением между двумя близкими людьми, ребенком и мамой. Стихотворение учит нас и любить маму, и заботиться о ней, и в то же время ощущать сердечную любовь и нежность матери к ребенку. Ведь детишкам этого очень не хватает.

Список литературы

  1. Бунеев, Р. Н. В одном счастливом детстве. Ч.2 : книга для чтения в 3-м классе / Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – 3-е изд., перераб. – М. : Баласс,2001. – 224 с.

  2. Каштымов, Б. Жизнь и творчество Агнии Барто: сборник /Оформ. / Б. Каштымов. – М.: Дет. лит., 1989. – 336 с.

  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

  4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.frazeologiya.ru.

  5. Электронный ресурс. Режим доступа: http://сибирскаярусь.рф.

Приложение 1

Приложение 2.

Перед сном

Зажигают фонари

За окном.

Сядь со мной,

Поговори

Перед сном,

Целый вечер

Ты со мной

Не была.

У тебя все дела

Да дела.

У тебя я

Не стою

Над душой,

Я все жду,

Все молчу,

Как большой...

Сядь со мной,

Поговорим

Перед сном,

Поглядим

На фонари

За окном.

Приложение 4

Просмотров работы: 4756