ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

Гайлис А.Я. 1, Валитова С.Л. 1
1Стерлитамакский филиал БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Учителю необходимы дидактические материалы, в которых занимательные задачи будут предлагаться в определенной системе с учетом специфики изучаемого содержания и уровня развития учащихся. В статье приведены примеры из подобранного комплекса занимательных заданий по алгебре для учащихся 7-го класса

Teacher are necessary didactic materials, in which working-enforcement tasks will be offered in a certain system of taking into account the special studied the contents and the level of development of the students. The article provides examples of the selected complex of entertaining missions in algebra for the 7th form students.

В системе образования занимательность всегда являлась общеобразовательным средством повышения активизации мыслительной деятельности учащихся. Поэтому использование занимательных задач при обучении математике уже давно не является редкостью. Многие учителя считают, что занимательные задачи должны быть обязательным элементом на уроках математики, которые органично вписываются в структуру урока. Но часто учителя не в состоянии самостоятельно подобрать занимательные задачи для изучения конкретных тем программы. На сегодняшний день существующие методические указания слабо ориентируют учителей на использование занимательных задач. Учителю необходимы дидактические материалы, в которых занимательные задачи будут предлагаться в определенной системе с учетом специфики содержания и уровня развития учащихся.

Проблема исследования – выявление возможностей комплекса занимательных задач с алгебраическим содержанием, ориентированного на формирование познавательного интереса учащихся 7-х классов.

Одной из важнейших проблем современной школы является формирование познавательной активности и самостоятельности школьников.

Вызвать интерес к учению у ребенка можно лишь в рамках такого процесса обучения, который, стремится развивать познавательный интерес и положительно располагает ученика к обучению.

Проблема интереса как важнейшего стимула развития личности теперь все больше привлекает к себе внимание педагогов и психологов.

Интерес, по мнению психологов, характеризуется активностью, изменчивостью, а также разнообразием степеней развития. Большинство психологов относят интерес к категории направленностей, то есть к стремлениям личности к объекту или деятельности. Придавая особое значение познавательному интересу, психологи указывают на то, что под этим «интересом понимаются как интерес к содержанию, так и к процессу овладения знаниями».

Родоначальником научного подхода к проблеме познавательного интереса следует считать Я.А. Коменского, который писал в «Великой дидактике» [Коменский, 1940], что «… нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность».

С точки зрения С.Л. Рубинштейна [Рубинштейн, 2000] психологические процессы, включенные в познавательный интерес, – это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения. Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

Познавательный интерес играет в педагогическом процессе важную роль. И.В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: [Метельский, 1982] «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности».

Для того, чтобы теоретически обосновать рассматриваемую проблему обратим внимание на труды Г.И. Щукиной [Щукина, 1962], в которых подчеркнута значимость развития познавательного интереса. Рассматривая познавательный интерес как мотив учения, Г.И. Щукина отмечает [Щукина, 1962], что «...он становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, в том случае, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свое учение. При этом познавательный интерес как мотив деятельности должен опираться на потребности самой личности, на то, что представляет для нее необходимость и ценность».

Развитие интереса опирается на свойства явлений и процессов действительности, которые способны привлечь внимание и интерес учащихся.Следовательно, нужно так строить учебный процесс, чтобы он позволял развивать и совершенствовать познавательные интересы учащихся.

Таким образом, формируя познавательный интерес, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу обучения, движения своих учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставятся обучением.

Занимательность играет одну из важнейших ролей в решении проблемы формирования познавательного интереса.

Заслуженный учитель России, М.Ю. Шуба [Шуба, 1994, с .2], под занимательностью на уроке понимает те компоненты урока (способы подачи учебного материала, специфические свойства информации и заданий, связанные с учебным материалом, а иногда и с организацией обучения), которые содержат в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения.

Методика использования ния обычных заданий сходна с методикой учебных занимательных заданий, и, хотя четкой границы между ними провести невозможно, использование занимательности обладает некоторыми особенностями. По мнению И.В. Егорченко использование занимательных заданий целесообразно [Егорченко, 1999] в том случае:

– когда есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания;

– при прохождении сложных тем или просто при постановке трудных дидактических задач урока;

– при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений;

– при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.

В рамках данного исследования проведен анализ литературы по данной проблеме и подобран комплекс занимательных заданий по алгебре для учащихся 7 класса, занимающихся по учебнику Мордковича А.Г. и др. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Мнемозина», 2009.

Фрагмент урока с использованием занимательных задач.

Тема урока: «Сложение и вычитание многочленов»

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цели:

1) образовательные: продолжить формирование навыков работы над степенью с натуральным показателем, действиями с одночленами, с понятием многочлена, приведением подобных членов в многочлене, сложением и вычитанием многочленов

2) воспитательные: формирование у учащихся коммуникативной культуры, воспитание самоуважения, взаимопомощи, культуры поведения; умения работать сообща для достижения общей цели;

3) развивающие: развитие креативного, логического, критического мышления учащихся; формирование математической речи.

Задача: обеспечить прочное владение учащимися навыками сложения и вычитания многочленов.

...

Учитель: А теперь я предлагаю вам творческое задание.

На доске нарисован квадрат. В пустые клетки таблицы запишите такие выражения, чтобы сумма всех трех выражений по любой горизонтали, вертикали и диагонали была равна 0.

     
     
     

Ученики выполняют задание на скорость. Учитель контролирует ход решения. После этого варианты демонстрируют на доске.

Также занимательные задачи для 7-го класса подобраны по следующим темам:

  1. «Степень с натуральным показателем и ее свойства»;

  2. «Одночлены»;

  3. «Многочлены»;

  4. «Координатная плоскость»

  5. «Формулы сокращенного умножения».

Таким образом, в заключение хочется отметить, что при помощи данных занимательных заданий, ученики заметно активизировались на уроках алгебры, демонстрировали неподдельный интерес к заданиям, придумывали новые и делились со своими одноклассниками.

Литература

  1. . Егорченко И.В. Теория и методика использования реальности в обучении математике. – Саранск, 1999. – 199 с.

  2. Коменский Я.А. Дидактические принципы. – М: Издательский Дом Ш. Амонашвили, 2002. – 638 с.

  3. Метельский Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы – Минск: Издательство БГУ, 1995. – 308с.

  4. Шуба М.Ю. «Занимательные задания в обучении математике». – М.: Просвещение, 1995 г. – 215 с.

  5. Щукина Г.И. Формирование познавательного интереса учащихся. – М.: Учпедгиз, 1962. – 213 с.

Просмотров работы: 2517