АНАЛИЗ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ РСО-АЛАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

АНАЛИЗ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ РСО-АЛАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ

Кайтукова Д.Б. 1, Цахилова И.Н. 2
1Северо-Осетинская Государсвенная Медицинская Академия
2Северо Осетинская государственная медицинская академия. Фармацевтический факультет. Владикавказ, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Лекарственное обеспечение населения и учреждений здравоохранения Российской Федерации остается одной из самых острых социальных проблем, влияющих на состояние здоровья нации, возможность активного участия людей в трудовой деятельности, увеличение продолжительности их жизни. Уровень затрат на приобретение медикаментов в Российской Федерации в расчете на одного жителя значительно ниже соответствующих уровней в развитых странах. Остается острым вопрос соотношения стоимости медикаментов, платежеспособности населения и размеров бюджетов системы здравоохранения. В условиях, когда в стоимостном выражении около 60% лекарственных средств, приобретаемых в Российской Федерации, являются медикаментами импортного производства, а 75% отечественных лекарственных средств производятся из импортных субстанций, возникает значительная зависимость стоимости медикаментов от соотношения курса рубля к иностранной валюте.

В настоящее время в России, как и во всех странах мира, при определении потребности в лекарственном обеспечении населения сталкиваются с проблемой дефицита финансовых средств на покрытие затрат на лечение. Социальная политика развитых государств преследует одновременно две цели: обеспечение пациентов качественной лекарственной помощью и экономное расходование дефицитных средств. С учетом неравномерности затрат на медикаменты и других факторов в субъектах РФ реальное положение с лекарственным обеспечением в различных регионах не однозначно и требует принятия новых подходов. Программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) в России работает уже более 5 лет. В РСО-Алания в ее реализации задействованы 80 лечебных учреждений, льготные лекарства отпускается в 37 аптеках.

Цель исследования данной работы: провести анализ лекарственного обеспечения больных РСО-Алания по программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами за период с 2010 по 2012гг включительно. Для решения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1.Изучить нормативную документацию, регламентирующую лекарственное обеспечение льготной категории граждан.

2.Исследовать реализацию программы ОНЛС в РСО-Алания за 2010, 2011 и 2012гг.

3.Выявить основные факторы, отрицательно влияющие на лекарственное обеспечение населения республики РСО-Алания

Объекты исследования: нормативно-правовая база по реализации программы ОНЛС, статистическая и отчетная документация МЗ РСО-Алания и фармацевтической организации ОАО «Фармация».

Методы исследования: статистические, аналитческие, графические, математические, системный и сравнительный анализ.

Место проведения исследования: ОАО «Фармация».

ГЛАВА 1 ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ ПО ПРОГРАММЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ (ОНЛС) В РФ

( ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР)

  1.  
    1. Нормативно –правовое регулирование по программе ОНЛС

Система дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) граждан была введена на территории Российской Федерации с 1 января 2005 г. Основной целью этой программы является полное, качественное и своевременное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами; обеспечение контроля за выпиской, выдачей и оплатой выделенных на нужды льготников лекарственных средств; разграничение и структурирование функций федеральных и региональных органов власти в области льготного обеспечения в рамках единой стратегии[5].

В 2008 г. с момента вступления в силу Федерального закона от 18.10.2007 №230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» система льготного лекарственного обеспечения претерпела значительные изменения. В частности, льготники наиболее затратных для бюджета 7 нозологий (миелолейкоз, гемофилия, рассеянный склероз, болезнь Гоше, гипофизарный нанизм, муко-висцидоз, а также пациенты после трансплантации органов и тканей) были выведены в подпрограмму «высокозатратные нозологии». Финансирование закупок лекарственных средств для этих категорий льготников производится полностью из федерального бюджета. Полномочия по организации лекарственного обеспечения других категорий льготников были делегированы субъектам Российской Федерации. Эта подпрограмма получила название ОНЛС — «обеспечение необходимыми лекарственными средствами».

Нормативно-правовые документы программы ОНЛС:

  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"(с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.). Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации[6].

  • Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-фЗ “О государственной социальной помощи”[7]

  • Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

  • Федеральный закон от 12.01.95 № 5-ФЗ (ред. от 16.10.2012 с изменениями, вступившими в силу 27.10.2012) "О ветеранах".

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 ноября 2011 г. N 1340н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи"[3]

  • Приказ Минздрава и соцразвития РФ № 816 от 29.12.2007

«Об утверждении форм и порядка предоставления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, ИМН, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов»[11].

  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665"Об утверждении Перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 257"О внесении дополнений в приказ Минздрава России от 23 августа 1999 года N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке отпуска аптечными учреждениями (организациями)".В целях гарантированного лекарственного обеспечения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг[4]

  • Приказ От 22 ноября 2004 г. N 255«О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг». Настоящий Порядок регулирует предоставление первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (далее - граждане), в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь[8].

  • Приказ от 12 февраля 2007 г. N 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»[10].

  • Приказ № 367н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно‐профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

  • Постановление от 25 сентября 2001 г. N 690 о Федеральной целевой программе "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы)

  • Постановление от 21 апреля 2006 г. N 99 «О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий населения Республики Северная Осетия-Алания по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Настоящее Положение определяет порядок социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Северная Осетия-Алания, имеющих право на обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой (далее - лекарственное обеспечение) в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Северная Осетия-Алания и настоящим Положением[9].

1.2 Категории граждан, имеющие право на меры социальной поддержки

по программе ОНЛС

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами;

3 ) приравненные к инвалидам войны:

4) военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"

5) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) (п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 6) участники Великой Отечественной войны [8]

7) приравненные к участникам Великой Отечественной войны бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (п. 8 ст. 154 Закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ);

8) ветераны боевых действий:

9) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

10) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвующие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

  1. военнослужащие автомобильных батальонов, направляющиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

12) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

13) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период[6]

14) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

15) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств[6]

  1. члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

  2. члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

  3. приравненные к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (п. 3 ст. 21 Закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ):

  4. члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

  5. члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей;

  6. инвалиды в зависимости от группы инвалидности (ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

  7. инвалиды I группы;

  8. инвалиды II группы;

  9. инвалиды III группы;

  10. дети-инвалиды;

  11. лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

  1.  
    1. Перечень ЛП по программе ОНЛС

Список из более чем 300 МНН утвержденных Минздравом РФ. Бюджет формируется из субсидий федерального в региональные бюджеты. Закупка производится с помощью аукционов, которые проводя региональные власти в каждом регионе. 29 апреля 2010 года Минздравсоцразвития России признало утратившим силу приказ от 18.09.2006 № 665 «Об утверждении Перечня лекарственных средств,отпускаемых по рецепту врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощиотдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи».Вместо этого Перечня приказом от 29.04.2011 №367нМинистерство утвердило Перечень лекарственных препаратов, в том числе, перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В новом Перечне отсутствуют указания на конкретные лекарственные формы лекарственных препаратов,

что позволит государственным и муниципальным заказчикам осуществлять закупку лекарственных препаратов в любых зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных формах в соответствии с Государственным реестром лекарственных средств для медицинского применения[3].

Фармакологические группы лекарственных препаратов входящих в программу ОНЛС

  • пищеварительный тракт и обмен веществ;

  • препараты для лечения сахарного диабета;

  • витамины;

  • антитромботические препараты;

  • препараты для лечения заболевания сердца;

  • диуретики;

  • дерматологические препараты;

  • сердечно- сосудистые заболевания ;

  • мочеполовая система и половые гормоны;

  • глюкокортикоиды;

  • препараты для лечения заболеваний щитовидной железы;

  • антибактериальные препараты;

  • противоопухолевые препараты;

  • нестероидные противовоспалительные и противоревматические; препараты;

  • миорелаксанты;

  • нервная система;

  • анестетики;

  • препараты для лечения заболеваний костей;

  • анальгетики;

  • противоэпилептические препараты;

  • снотворные и седативные средства;

  • антидепрессанты;

  • противопаразитарные препараты,инсектициды и репелленты;

  • противопротозойные препараты;

  • дыхательная система;

  • офтальмологические препараты;

  • лечебное питание

1.4 Порядок выписки и отпуска лекарственных средств по программе ОНЛС

В целях оптимизации работы по выписке и учету льготных рецептов организуется централизованный пункт выписки рецептов в ЛПУ. Главный врач ЛПУ обеспечивает врачей (фельдшеров) соответствующей учетной, медицинской документацией, нормативно-правовыми актами по выполнению программы ОНЛС. Заведующие поликлиническими отделениями учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, еженедельно контролируют обоснованность выписки рецептов. Рецепты на получение ЛС бесплатно имеют право выписывать только врачи (фельдшеры), включенные приказом МЗ в территориальный Регистр врачей (фельдшеров), имеющих право выписки льготных рецептов. Врач (фельдшер) имеет право выписывать рецепты для бесплатного получения необходимых ЛС в рамках Разнарядки ЛПУ на ЛС отдельным категориям граждан, которые включены в Регистр, прикрепленным к данному ЛПУ. Главный врач совместно с аптекой постоянно контролирует реализацию медикаментов, в том числе препаратов замедленной реализации, не допуская появление лекарственных средств с ограниченным и истекающим сроком годности. В случае появления невостребованных остатков лекарственных средств главный врач ЛПУ предпринимает все возможные меры к их своевременной реализации и недопущению появления лекарственных препаратов с истекшим сроком годности[3].

Выписка лекарственных средств осуществляется в соответствии с утвержденной полугодовой заявкой на лекарственные средства. В случае изменения схемы лечения и появления необходимости в лекарственном средстве, не включенном в утвержденную заявку, ЛПУ направляет запрос в Росздравнадзор и предпринимает все меры по обеспечению гражданина за счет средств муниципального бюджета или стационарозамещающих видов помощи. Выписка лекарственных средств осуществляется в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи, в случае отсутствия амбулаторно-поликлинического стандарта – в соответствии с утвержденным перечнем. Выписка рецептов может производиться только в одном лечебном учреждении (на выбор пациента) с обязательным диспансерным наблюдением и ведением медицинской документации, утвержденной Приказом МЗ и СР РФ от 22.11.2004 № 255. В рецептах указывается адрес постоянного места регистрации.

Рецепт на рецептурном бланке формы N 148-1/у-06 (л) (см.прил.2) выписывается врачом в 3-х экземплярах, с двумя экземплярами которого больной обращается в аптечное учреждение (организацию). Последний экземпляр рецепта подклеивается в амбулаторную карту больного. Допускается компьютерное оформление рецептурного бланка и выписка рецепта. Рецептурный бланк заполняется врачом разборчиво, четко, чернилами или шариковой ручкой. При оформлении рецепта заполняются все поля и реквизиты. Название лекарственного средства выписывается только на латинском языке по международному непатентованному наименованию, либо по торговому наименованию. В целях незамедлительного обеспечения пациентов лекарственными препаратами в рамках синонимической замены выписывать рецепты предпочтительно по МНН. В рецепте указывается дозировка, способ применения и время применения ЛС. Разрешается применять сокращения обозначений только принятые правилами выписывания рецептов. На одном рецептурном бланке выписывается только один препарат на латинском языке с указанием дозировки и количества. На рецептурном бланке указывается полностью фамилия, имя, отчество врача. Рецепт подписывается врачом и заверяется его личной печатью. Исправления в рецептурном бланке - не допускаются. После оформления рецепта средним медицинским работником централизованного пункта выписки рецептов в медицинской карте амбулаторного больного указывается серия и номер рецепта рядом с врачебной записью международного непатентованного или торгового названия ЛС. Врач проверяет правильность оформления выписанного рецепта, подписывает и заверяет его личной печатью[10].

Отпуск ЛС по программе ОНЛС осуществляют аптечные организации (АО), перечень которых утверждается Росздравнадзором и заключившие договор с уполномоченным фармацевтическим складом. АО при отпуске ЛС по льготным рецептам руководствуется действующими нормативно-правовыми актами. В случае отсутствия гражданина в Регистре в аптечном учреждении осуществляется отпуск лекарственных средств при наличии рецепта, справки со сроком действия инвалидности, расписки-уведомления о принятых документах, выданной УПФР с подписью начальника и печатью (набор документов является основанием для однократного отпуска лекарственных препаратов). Расписка-уведомление изымается и прикладывается к рецепту, копия расписки-уведомления передается на руки гражданину. Отпуск лекарственных препаратов по рецепту осуществляется при наличии «Карты учета льготного отпуска лекарственных средств» с заполнением АО граф с 7 по 10. АО не реже 1 раза в неделю направляют в ЛПУ информацию с данными о наличии, отсутствии, стойкой дефектуре лекарственных средств в соответствии с утвержденной заявкой ЛПУ, о лекарственных препаратах замедленной реализации и с ограниченными сроками годности. С целью рационального управления товарными запасами аптечные организации при получении разнарядки на лекарственные средства на текущий период в обязательном порядке формируют месячную заявку с учетом остатков лекарственных препаратов и передают их на уполномоченный склад. Еженедельно информируют УФС о наличии ЛС и по мере необходимости направляют в их адрес текущие и срочные заявки на ЛС (для оперативности – в электронном виде или по факсу) в пределах разнарядки на лекарственные средства ЛПУ, прикрепленных к данному аптечному учреждению[10]

ВЫВОДЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ОБЗОРУ

Была проанализирована научная литература, касающаяся системы дополнительного лекарственного обеспечения. В частности программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами(ОНЛС). Основной целью этой программы является полное, качественное и своевременное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами; обеспечение контроля за выпиской, выдачей и оплатой выделенных на нужды льготников лекарственных средств; разграничение и структурирование функций федеральных и региональных органов власти в области льготного обеспечения в рамках единой стратегии. В ходе изучения нормативной документации регламентирующей действие программы ОНЛС и категория граждан, имеющие право на меры социальной поддержки по программе ОНЛС, а также порядок выписки и отпуска ЛС по программе ОНЛС установлено что нормативная документация регламентирующая реализацию программы ОНЛС состоит из четырех Федеральных законов( № 178-ФЗ, №181,№122-ФЗ, №5-ФЗ). Семи Приказов Минздрава РФ( №134н, №816, № 655, №257, № 255, №110, №367н). И двух Постановлений Правительства РФ( №690, № 99).Также установлено что существует 26 категорий граждан имеющих право на меры социальной поддержки по программе ОНЛС. Порядок выписки и отпуска лекарственных средств по программе ОНЛС производиться в соответствие с нормативной документацией (Приказ от 12 февраля 2007 г. N 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»).

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ РСО-АЛАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ОНЛС

(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ)

2.1 Организация лекарственного обеспечения больных РСО-Алания по программе ОНЛС

На территории Республики РСО- Алания сформировалась трехуровневая логистическая система поставок ЛС по ОНЛС:

  • 1 уровень – это уполномоченная фармацевтическая организация ОАО « Фармимэкс», которая осуществляет закупки лекарственных средств, поставку их в регион и получение отчетов от аптек за отпущенные медикаменты, предоставление их в ТФОМС на оплату;

  • 2 уровень - региональная фармацевтическая организация, получающая товар, осуществляющая его хранение и доставку в аптеки, получение заявок от ЛПУ и передачу их в УФО.

  • 3 уровень – аптеки или аптечный пункт, их задача обеспечить медикаментами пациента, направить информацию о дефектуре.

Управлением Росздравнадзора по Республике РСО-Алания регулярно проводится мониторинг ситуации по предоставлению гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Еженедельно в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития направляется отчет, где отражается ситуация по поставкам лекарственных средств и изделий медицинского назначения, закупленных в рамках ОНЛС и ВЗН, выписке рецептов, отпуску лекарственных средств, полноте обеспечения, наличию отсроченных рецептов и принятых мерах по их обеспечению, а также информация об имеющейся дефектуре.

2.2 Анализ лекарственного обеспечения больных РСО-Алания по программе ОНЛС

Количество федеральных льготников в Республике Северная Осетия-Алания составляет 94241 человек, в том числе инвалиды и участники ВОВ - 1888 человек. Количество оставшихся в программе на 31.12.2011 составляет 22047 человек (23%), в том числе инвалидов и участников ВОВ-1275человек (67,5%). В лечебно - профилактические учреждения республики за оказанием льготной лекарственной помощи на 31.12.2011года обратилось 22047 человек. Выписано рецептов всего 164729 шт., в том числе для инвалидов и участников ВОВ - 6547 рецептов. Из 164729 выписанных с начала года рецептов, в аптеки предъявлено 164623 (99,9%), инвалидами и участниками ВОВ - 6547 (100%). Из них обслужено 164607 (99,9 %), в том числе рецептов, предъявленных инвалидами и участниками ВОВ - 6547 (100%).Итого, по состоянию на 31.12.2011 года, не предъявленными в аптечные учреждения остаётся 106 рецептов, что составляет 0,06% от общего числа выписанных. На второе полугодие 2011 года заявлено 168 757,71 тыс. руб. По состоянию на 31.12.2011 по программе ОНЛС получено лекарственных средств на сумму 186300,250 тыс.руб.(110%), что связано с дополнительными закупками лекарственных средств. В соответствии с поручением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 02.03.2010 №04и-158/10 "О контроле за предоставлением государственной социальной помощи инвалидам и участникам ВОВ"контроль за полнотой и качеством предоставления медицинской и лекарственной помощи указанной категории граждан, продолжается.

Данные о реализации программы обеспечения необходимыми

ЛС по состоянию от 2010 по 2012 г.

Рисунок 1- Количество выписанных рецептов

Количество выписанных рецептов с 2010г.на 2011 увеличилось на 1,06%, а с 2011 на 2012 г на 1,34%.

Динамика роста федеральных льготников за период 2010-2012гг

Рисунок 2- Динамика роста федеральных льготников

Количество льготников с 2010г. на 2011 увеличилось на 1,01%. С 2011г. по 2012г. увеличилось 1,01%.

Количество федеральных льготников в Республике Северная Осетия-Алания составляет 95 578 человек, в том числе инвалиды и участники ВОВ 1 831 человек. Количество оставшихся в программе на текущую дату составляет 21 003 человека (22%), в том числе инвалидов и участников ВОВ - 1223человек (67%). В лечебно - профилактические учреждения республики за оказанием льготной лекарственной помощи за истекший период 2012 года обратилось 20 474 человек. Выписано рецептов всего ? 220 162 шт., в том числе для инвалидов и участников ВОВ 4 442 рецепт. Из 220 162 выписанных с начала года рецептов, в аптеки предъявлено 219 802 (99,8%), инвалидами и участниками ВОВ 4 442 (100%). Из них обслужено 219 734 (99,9 %), в том числе рецептов, предъявленных инвалидами и участниками ВОВ 4 442 (100%). Итого, по состоянию на 31.12.2012 года, не предъявленными в аптечные учреждения остаются 360 рецептов, что составляет 0,16% от общего числа выписанных. На первое полугодие 2012 года заявлено103 176,922, на второе полугодие 128 217,176 тыс. руб. По состоянию на 31.12.2012 по программе ОНЛС получено лекарственных средств на сумму 230 986,423 тыс.руб.(99,8%) В соответствии с поручением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 02.03.2010 №04и-158/10 "О контроле за предоставлением государственной социальной помощи инвалидам и участникам ВОВ" контроль за полнотой и качеством предоставления медицинской и лекарственной помощи указанной категории граждан, продолжается.

Обслуженные рецепты

Рисунок 3- Количество обслуженных рецептов

Количество обслуженных рецептов с 2010г. на 2011г увеличилось на 1,06, а с 2011 г. по 2012 г на 1,33%.

Количество точек отпуска

Рисунок 4- Точки отпуска

Количество точек отпуска на период с 2010 г. по 2012 г. не изменилось.

Количество врачей, осуществляющих выписку ЛП

Рисунок 5 - Количество врачей, осуществляющих выписку ЛП

Количество врачей, осуществляющих выписку ЛП с 2010г. на 2011 г. увеличилось на 1,04%, а с 2011г. по 2012г.на 0,9%.

Объем финансовых средств на реализацию льготного лекарственного обеспечения

Рисунок 6- Объем финансовых средств на реализацию льготного лекарственного обеспечения

Объем финансовых средств на реализацию льготного лекарственного обеспечения с 2010г. по 2011г. увеличилось на 1,34 , а 2011г по 2012г на 0,41%.

По состоянию на 31.12.2011г всего в республике РСО-Алания на отсроченном обеспечении зарегистрировано 68 рецептов, что составляет 0,04% от общего числа предъявленных рецептов (все на отсроченном обеспечении до 10 дней). ОАО «Фармация» систематически проводит анализ товарных остатков и оперативно осуществляет перераспределение лекарственных средств между аптечными учреждениями. На 2012 год заявлено на сумму 108 880тыс.руб. Невостребованных остатков лекарственных препаратов данной группы не выявлено, рецепты на отсроченном обеспечении не зафиксированы.

Поставлено ЛП на сумму (тыс. руб.)

Рисунок 7 –Сумма поставленных ЛП

Сумма поставленных ЛП с 2010г. по 2011г. увеличилось на 1% , а с 2011 на 2012 г. на 1,23%.

2.2 Организация отпуска лекарственных средств по программе ОНЛС в республике РСО –Алания

Отпуск медикаментов льготной категории граждан республики РСО-Алания осуществляют аптечные учреждения ОАО «Фармация»

Всего АО осуществляющих льготное обеспечение 18. Из них городских 8 а районных 10.

Адрес аптечного предприятия

Аптечное учреждение

Контактные телефоны

г. Владикавказ,.ул. Владикавказская 21

ОАО «Фармация»

Аптека №5

77-33-67,77-69-92

г. Владикавказ ,. ул.Московская 45/1

Аптека №70

51-80-59

г. Владикавказ .,ул. Тельмана 12

Аптека №69

74-05-87, 74-81-12

г. Владикавказ., ул.Пожарского 4

Аптека № 49

51-94-73, 74-48-57

г . Владикавказ ул.Куйбышева, 56

Аптека №17

53-40-14, 5311-51

г . Владикавказ., ул. Пр. Коста 276

Аптека №36

74-49-79, 74-03-41

г . Владикавказ пр. Доватора, 21.

Аптека №82

52-46-73

п. Заводской

Аптека №6

73-08-77

г. Беслан, ул. Коминтера ,12

Аптека №9

(86732)3-03-73

г . Ардон ,ул. Пролетарская, 75

ЦРА №8

(86731)-3-23-97

г . Алагир , ул. К. Маркса,42

ЦРА №7

(86731)3-23-97

с . Эльхотово, ул. Мира,132

ЦРА№ 10

(86735)5-11-13

г . Дигора , ул. К.Маркса,166

ЦРА№ 11

(86733)-91-6-79

с . Чикола , ул. Жданова, 32

ЦРА№14

(86734)3-11-41

с . Октябрьское, ул. Шоссейная,50

ЦРА№20

(86738)-2-26-51

г . Моздок, ул. Соколовского,25

ЦРА№45

(86736)-3-2906

с т. Архонская, ул. Мира,40

Аптека №16

(86739)-3-11-72

с . Гизель, ул. Ленина,90

Аптека №19

(86738)3-53-20

2.3 Разработка путей оптимизации функционирования системы льготного лекарственного обеспечения.

Порядок предоставления социальных услуг

Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в ред. федерального закона от 22.08.2004 № 122-фЗ) охватывает достаточно большую группу социально незащищенных граждан, нуждающихся в поддержке государства. Право граждан отказаться от набора социальных услуг ведет к нарушению принципа солидарной социальной поддержки и уменьшению финансирования.

Возможные пути оптимизации:

– законодательное закрепление части средств, которая “не монетизируется” в случае отказа льготника от набора социальных услуг;

– возможность в исключительных случаях (например, в случаях вновь диагностированных заболеваний) отозвать заявление об отказе от получения льготных лекарств не реже двух раз в год (по ходатайству лечащего врача). Перечень лекарственных средств

К несомненно негативным сторонам программы ОНЛС относится ежегодный многократный пересмотр международных непатентованных и торговых наименований лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных средств. Это ведет к возникновению сложностей для лечащих врачей при необходимости скорректировать дозу назначаемых лекарственных средств (несовпадение биоэквивалентности различных торговых наименований в рамках одного мНН). Включение в Перечень лекарственных средств, имеющих мощную рекламную поддержку в средствах массовой информации (например, таких препаратов, как фастум-гель, мезим-форте, мазь Хондроксид), по сути дела, поддерживает рекламный бизнес, а не интересы населения.

Возможные пути оптимизации:

– возможность регулирования на уровне субъекта РФ списка торговых наименований, что позволит сделать программу ОНЛС более гибкой и оперативной;

– введение механизма софинансирования лекарств со стороны населения, т. е. возмещение гражданами разницы в стоимости рекламируемого импортного ЛС и его аналога отечественного производства (в рамках МНН);

– государственная поддержка и финансирование создания отечественного производства собственных оригинальных лекарственных средств и субстанций, государственное стимулирование исследовательских работ по созданию новых ЛС;

– упрощение схемы перерегистрации ЛС, имеющих достаточно длительную историю использования во врачебной практике в Рф (более 10 лет);

– формирование института клинического фармаколога, подмененного в настоящее время институтом медицинских представителей фирм-производителей. Введение такой должности в каждом ЛПУ позволит донести до лечащих врачей оперативную и объективную информацию о ЛС;

– формирование в средствах массовой информации позитивного отношения к отечественному производителю ЛС, подача объективной информации о качестве ЛС;

– создание государственной корпорации производителей ЛС.

Порядок выписывания лекарственных средств

Процесс выписывания лекарственных средств не отлажен: не отработан порядок оформления рецептов в поликлинических отделениях ряда ЛПУ, что приводит к обоснованным жалобам пациентов на длительность процесса, на выписывание лекарственных препаратов, отсутствующих в пункте отпуска или не совпадающих по дозировке препарата, выписанного больному в рецепте. финансовое бремя за ошибки в назначении ЛС ложится на уполномоченные фармацевтические организации, так как ответственность лечащего врача за необоснованную выписку ЛС не предусмотрена. Отсутствуют утвержденные федеральные стандарты лечения распространенных заболеваний для амбулаторнополиклинического уровня.

Возможные пути оптимизации:

– скорейшее утверждение стандартов лечения по программе ОНЛС, равнодоступного населению независимо от проживания (в городе или в сельской местности);

– разработка в каждом ЛПУ внутреннего регламента выписывания лекарственных препаратов, направленного на минимизацию временных затрат пациента, лечащего врача и административноуправленческого персонала. Особенно актуальна разработка регламента в связи с открытием офисов семейного врача, находящихся на другой территории (обособленно от лечебно-профилактического учреждения);

-проведение клиническими фармакологами регулярной информационно-методической работы;

– совершенствование информационного обеспечения медицинских и аптечных учреждений в субъектах РФ для получения информации и взаимодействия в режиме реального времени;

– активная популяризация в средствах массовой информации позитивных преобразований в работе первичного звена здравоохранения.

ВЫВОДЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЧАСТИ

Действующее законодательство РФ по льготному обеспечению граждан лекарственными средствами не предусматривает тот факт, что в случае отказа от получения соцпакета по программе ОНЛС, федеральные льготники получают медикаменты уже за счет регионального бюджета, что негативно сказывается на всей системе льготного обеспечения. Количество федеральных льготников в РСО-Алания с 2010г. по 2012г. увеличилось на 2348 чел. или 2,5% (всего-95578 чел). Количество оставшихся в программе -21003 человека (22%), большую часть которых составляют инвалиды и участники ВОВ -1223 человек (67%). С 2010г. по 2011г. объем финансирования программы увеличился на 11%, а в 2012г. уменьшился на 6,4% (185567,520 тыс. руб., 208541,6 тыс. руб., 195959,8 тыс. руб. соответственно); объем финансирования по 7-высокозатратным нозологиям в 2011г. увеличился на 21 %, а в 2012г. уменьшился на 29%., что связано с выходом многих льготников из программы. Количество врачей, осуществляющих выписку льготных рецептов с 2010 по 2012 гг. увеличилось на 11% (2012г.-1365 врачей). Количество выписанных и обеспеченных рецептов увеличилось на 29%., а средняя стоимость рецепта уменьшилась на 10,8% и составляет в 2012г. 891,8 руб. Отрицательным фактором является и наличие дефектуры, что связано с временным отсутствием поставки в полном объеме некоторых наименований лекарственных препаратов поставщиками (Инсулин-Актрапид, Инсулин-Протафан, Диабетон, Аморил), а так же с выпиской рецептов для новых больных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Была проанализирована научная литература, касающаяся системы дополнительного лекарственного обеспечения. В частности программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС). Основной целью этой программы является полное, качественное и своевременное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами; обеспечение контроля за выпиской, выдачей и оплатой выделенных на нужды льготников лекарственных средств; разграничение и структурирование функций федеральных и региональных органов власти в области льготного обеспечения в рамках единой стратегии. В ходе изучения нормативной документации регламентирующей действие программы ОНЛС и категория граждан, имеющие право на меры социальной поддержки по программе ОНЛС, а также порядок выписки и отпуска ЛС по программе ОНЛС установлено что нормативная документация регламентирующая реализацию программы ОНЛС состоит из четырех Федеральных законов( № 178-ФЗ, №181,№122-ФЗ, №5-ФЗ). Семи Приказов Минздрава РФ( №134н, №816, № 655, №257, № 255, №110, №367н). И двух Постановлений Правительства РФ( №690, № 99).Также установлено что существует 26 категорий граждан имеющих право на меры социальной поддержки по программе ОНЛС. Порядок выписки и отпуска лекарственных средств по программе ОНЛС производиться в соответствие с нормативной документацией (Приказ от 12 февраля 2007 г. N 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»).

Действующее законодательство РФ по льготному обеспечению граждан лекарственными средствами не предусматривает тот факт, что в случае отказа от получения соцпакета по программе ОНЛС, федеральные льготники получают медикаменты уже за счет регионального бюджета, что негативно сказывается на всей системе льготного обеспечения. Количество федеральных льготников в РСО-Алания с 2010г. по 2012г. увеличилось на 2348 чел. или 2,5% (всего-95578 чел). Количество оставшихся в программе -21003 человека (22%), большую часть которых составляют инвалиды и участники ВОВ -1223 человек (67%). С 2010г. по 2011г. объем финансирования программы увеличился на 11%, а в 2012г. уменьшился на 6,4% (185567,520 тыс. руб., 208541,6 тыс. руб., 195959,8 тыс. руб. соответственно); объем финансирования по 7-высокозатратным нозологиям в 2011г. увеличился на 21 %, а в 2012г. уменьшился на 29%., что связано с выходом многих льготников из программы. Количество врачей, осуществляющих выписку льготных рецептов с 2010 по 2012 гг. увеличилось на 11% (2012г.-1365 врачей). Количество выписанных и обеспеченных рецептов увеличилось на 29%., а средняя стоимость рецепта уменьшилась на 10,8% и составляет в 2012г. 891,8 руб. Отрицательным фактором является и наличие дефектуры, что связано с временным отсутствием поставки в полном объеме некоторых наименований лекарственных препаратов поставщиками (Инсулин-Актрапид, Инсулин-Протафан, Диабетон, Аморил), а так же с выпиской рецептов для новых больных.

Разработаны пути оптимизации функционирования системы льготного лекарственного обеспечения на территории Республики РСО- Алания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"(с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.).

2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-фЗ “О государственной социальной помощи”.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 12.01.95 № 5-ФЗ (ред. от 16.10.2012 с изменениями, вступившими в силу 27.10.2012) "О ветеранах".

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 ноября 2011 г. N 1340н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи"

6. Приказ Минздрава и соцразвития РФ № 816 от 29.12.2007

«Об утверждении форм и порядка предоставления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий РФ по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, ИМН, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов».

7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665"Об утверждении Перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».

8.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 257"О внесении дополнений в приказ Минздрава России от 23 августа 1999 года N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке отпуска аптечными учреждениями (организациями)".В целях гарантированного лекарственного обеспечения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

  1. Приказ От 22 ноября 2004 г. N 255«О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг».

  2. Приказ от 12 февраля 2007 г. N 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».

  3. Приказ № 367н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно‐профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

  4. Постановление от 25 сентября 2001 г. N 690 о Федеральной целевой программе "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы)

  5. Постановление от 21 апреля 2006 г. N 99 «О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий населения Республики Северная Осетия-Алания по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

  6. Управление и экономика фармации: В 4т.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. Е.Е. Лоскутовой.- М.: Изд-во «Академия»,2010 г.- электронный ресурс.

  7. Управление и экономика фармации : Учебник под. ред. В.Л. Багировой. – М.: Изд-во «Медицина», 2004.-720с.

  8. Дремова, Н.Б. Концепция маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств в фармацевтических организациях / Н.Б. Дремова, Е.В. Лазарева // Экон. вестн. фармации. 1998. - №12. - С. 67-74.

Просмотров работы: 17907