ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Кириченко Ю.В. 1
1ФГАОУ ВПО "Южный Федеральный Университет" филиал в г.Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема социального образования взрослых становится все более актуальной в современном информационном обществе, т.к. взрослое население является некомпетентным во многих жизненно важных вопросах.

Социальное образование это сложный процесс адаптации взрослого человека в социуме, который невозможен без постоянно обновляющихся знаний, умений и навыков, необходимых для решения поставленных перед человеком задач. Отсюда и возникает потребность непрерывного процесса обучения и самосовершенствования личности на протяжении всей жизни.

Возрастающая значимость образования взрослых – общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим развитием. В социальных прогнозах на следующее столетие ему отводится исключительно важная роль. Характерная тенденция исторических изменений в образовании взрослых – его усиливающееся содержательное и организационное обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых им программ.1

Основные отечественные разработки в сфере образования взрослых принадлежат преимущественно Санкт-Петербургскому Институту образования взрослых Российской Академии образования, основанному в 1946 году. Проводимые в Институте фундаментальные и прикладные исследования, нацелены на формирование системной методологической основы государственной политики, стратегии и идеологии непрерывного образования взрослых как важнейшего условия устойчивого инновационного социально-экономического и технологического развития, повышения конкурентоспособности России, а также обеспечения духовно-нравственного, культурного уровня нации через образование и просвещение всех слоев взрослого населения.

Приоритетными в современных условиях становятся исследования: теории, методологии и практики инновационного проектирования и развития непрерывного образования взрослых; организационно-правовых, социально-экономических, социально-культурных, психолого-педагогических проблем образования взрослых; проблем оптимизации процесса управления образовательными системами; механизмов применения международных стандартов при создании систем управления качеством в сфере общего и профессионального образования взрослых; в сфере социальной психологии и семьеведения, медицинского просвещения, нравственного воспитания.

Это единственный в нашей стране академический институт, который занимается проблемами образования, просвещения и обучения взрослых в современном развивающемся обществе.2

В современном информационном обществе взрослый человек может обучаться всему чему угодно, начиная от трудовой переквалификации и заканчивая обучением, в различного рода клубах (кружках) по интересам или спортивных и иных секциях и т.д.

Очень популярными во всем мире являются кружки рисования для взрослых. Так с 2004 года в Эстонии в городе Таллинн существует Школа рисования для взрослых «АРТМИР», где учат людей разных профессий рисовать и писать настоящие картины.

В школу рисования для взрослых приходят рисовать люди, которые никогда раньше не рисовали, или рисовали когда-то в школе. Приходят абитуриенты подготовиться к экзаменам. Приходят студенты художественных ВУЗов заниматься дополнительно, потому, что уровень обучения в ВУЗе их не удовлетворяет.

Приходят пенсионеры, потому, что рисовать это круто! Приходят web-дизайнеры, которым не хватает умения рисовать «от руки», приходят медики, потому, что на самом деле всегда хотели быть художниками, приходят бухгалтера, потому, что слишком много цифр. И так можно перечислять еще долго. Такой опыт образования и обучения взрослых очень интересен и полезен.

В фильме «Знакомство с Факерами 2»3 американского режиссера Пола Вайца, прослеживается опыт образования взрослых, так называемых лиц третьего возраста, в сфере интима. В повседневной жизни такой опыт образования взрослых встречается нередко, существует различные кружки и даже школы в этой сфере. Так, например, в городе Владивостоке существует школа интимного образования для взрослых «Искушение»4, где на протяжении 8 занятий они приобретают новый опыт в этой сфере, что является немало важным для жизни человека, не зависимо от его возраста.

Так же во всем мире очень популярными становятся танцевальные клубы и школы для взрослых, где обучают различным направлениям и техникам танца, начиная от обучения вальсу и заканчивая современными танцами, такими как клубные. Эта тенденция прослеживается так же во многих отечественных и зарубежных фильма. В нашей стране, в каждом регионе, такие формы образования взрослых также имеются. Так, например, в городе Москва существует танцевальная клуб «Смайл»5 - это многопрофильная школа танцев для взрослых, одна из крупнейших в Москве, где обучают танцу живота, аргентинскому танго, сальсе и др. вне зависимости от пола, возраста и начальной подготовки.

В городе Новошахтинске с 2010 года существует неформальный клуб автолюбителей «Novoshakhtinsk ClubCar - 161». В его состав входят не только юноши, но и девушки, имеющие автомобиль или просто страстные любители авто, в возрасте от 18 лет и старше. «Novoshakhtinsk ClubCar - 161» активно участвует в волонтерской деятельности, в ходе которой взаимодействует с различными группами и возрастными категориями граждан.

В мире складывается целое направление образовательной политики в интересах старших возрастных групп населения, или, как сейчас все чаще говорят, - лиц третьего возраста. В мировой практике стали создаваться университеты для лиц третьего возраста, деятельность которых направлена на обеспечение умственного и физического развития лиц старшего возраста и смягчение протекания процесса старения; стимулирование социальных контактов, как со своими сверстниками, так и с другими возрастными группами, демократизацию системы образования путем вовлечения в нее тех групп, которые ранее ее игнорировались; укрепление самосознания к собственной активности пожилых людей, побуждение их к более активному участию в окружающей жизни и включению в различные виды и формы общественно полезной деятельности на добровольной основе; развитие восприимчивости к местным интересам и потребностям.

В последнее десятилетие в повседневную жизнь человека активно проникают Интернет-технологии, которые помогают решать огромное количество жизненно важных проблем взрослого населения, таких как потребность образования и обучения в различных сферах жизни человека: культурной, профессиональной, социальной, экономической, бытовой и др. В бесконечных просторах интернета имеется огромное количество интересной и социально-полезной информации. Знание основ компьютерной грамотности становится необходимым в современном информационном обществе. В связи с этим становится популярным обучение работе в сети Интернет. Существуют различные проекты в этой сфере в основном направленные на лиц третьего возраста.

Так, например, в городе Когалым Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области работает факультет «Информационные технологии» при Университете третьего возраста. Слушатели факультета получают не только интересующую информацию на заданные темы, ответы на волнующие вопросы от специалистов, осваивают тонкости работы с компьютером и Интернетом, но и могут применить свои знания в повседневной жизни. Деятельность факультета «Информационные технологии» осуществляется по программе «Возраст ни причем. RU»6[6], цель которого, повысить знания заинтересованных пожилых людей в области информационно-коммуникационных технологий.

Существует мнение, что большинство пожилых людей, т.е. лиц третьего возраста являются не компетентными в сфере информационно-коммуникационных технологий. Можно также сказать, что все взрослое население в возрасте старше 20 лет страдает от недостатка знаний, умений и навыков в этой области. Поэтому возникает необходимость разработки социально-образовательных проектов для широких слоев населения, которые включают в себя и группы социального риска, такие как: инвалиды, безработные, домохозяйки, пожилые и др., а так же для взрослых людей заинтересованных в получении такого вида образования.

Средства массовой информации прочно вошли в нашу жизнь. Это касается обеспечения приборами информации, доступа к услугам средств массовой информации и значения средств информации для общественного коммуникационного процесса. Большую часть наших знаний мы черпаем из средств массовой информации. Классические средства информации выполняют сегодня не только информационную, образовательную функции и функцию общения, но и оказывают помощь в ориентации в общественной жизни.

Оцифровывание информации и распространение образовательных услуг, интерактивное ТВ, видео по запросу, видео On-line — это лишь немногие средства, которые определили развитие образования следующих лет.

Таким образом, можно сказать, что в современном мире существует огромное количество различных кружков, клубов, школ, организаций, Вузов, программ и проектов, деятельность которых направлена на образование «взрослых» в различных сферах жизни (социальной, культурной, бытовой и др.). Современный ХХI в. – век информатизации и большой социальной динамики, который требует от общества адекватного уровня образования, поэтому возникает необходимость разработки социально-образовательных проектов различной направленности для широких слоев населения.

1 Колосова Н.А. Образование взрослых – ключ к ХXI веку / Н.А.°Колосова[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2003_1/03kolosova.htm (Дата обращения 15.12.2013)

2 Институт образования взрослых Российской Академии образования [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://iovrao.ru/?c=7(Дата обращения 16.12.2013)

3 «Знакомство с Факерами 2» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%ED%E0%EA%EE%EC%F1%F2%E2%EE_%F1_%D4%E0%EA%E5%F0%E0%EC%E8_2 (Дата обращения 17.12.2013)

4 Школа искушения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://iprim.ru/company/17145 (Дата обращения 17.12.2013)

5 Танцевальный клуб «Смайл». Обучение хастлу. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.smiledance.ru/ (Дата обращения 17.12.2013)

6 КЦСОН «Жемчужина» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://baba-deda.ru/offers/2110 (Дата обращения 17.12.2013)

Просмотров работы: 2424