ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Мамбетшин В.М. 1, Салаватова С.С. 1
1Стерлитамакский филиал БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из важных средств воспитания школьников в процессе обучения математике является использование элементов краеведения.

Краеведение обычно связывают с такими школьными предметами, как ботаника, география, история и культура родного края (в частности, история и культура Башкортостана). Однако краеведческий материал может использовать с успехом и учитель математики.

Наше исследование посвящено использованию краеведческих задач как одному из важных средств воспитания школьников

Опишем вначале основные понятия.

Анализ педагогической литературы показывает, что в связи с темой краеведения достаточно широко используется следующий круг понятий: «школьное краеведение», «учебное краеведение», «научное краеведение», «краеведческий подход в обучении», «краеведческий принцип обучения» и др.

Сопоставим прежде всего понятия. Некоторые авторы [1, с. 31] используют эти два понятия как синонимы, суть которых состоит в следующем: учебное (школьное) краеведение представляет собой совокупность связанных меж собой процессов: первый из них – это собственно краеведческая работа, то есть изучение края и накопление краеведческих материалов, другой – дидактически преобразованное использование этих материалов в преподавании той или иной дисциплины.

Другие авторы различают понятия «учебное краеведение» и «школьное краеведение». Так, к примеру, работе Р. Мунирова «Учебное краеведение в школе» [2, c. 10] отмечается, что среди литературы о школьном краеведении к настоящему времени нет исследований, специально посвященных проблемам учебного краеведения. Вопросы учебного краеведения рассматриваются как правило среди других вопросов школьного краеведения. Таким образом, по мнению названного автора, понятие «школьное краеведение» является более широким по сравнению с понятием «учебное краеведение», то есть, выражаясь языком теории понятий, объем первого понятия включает в себя объем второго. Однако, далее в упомянутой работе автор не различает эти понятия меж собой: ставя вопрос: «Можно ли говорить о каких-то общих чертах научного и учебного краеведения? – отвечает «Школьное и научное краеведения взаимосвязаны … » [там же, c. 13-14].

Под учебным краеведением понимается «конкретизация, подтверждение научных понятий фактами и явлениями окружающей действительности, установление связей между изучаемым курсом и знаниями, полученными учащимися в результате исследования своего края» [там же, с. 12].

Обратимся к понятию « научное краеведение». Научное краеведение отличают от учебного краеведения [1, c. 3-4]. Учебное краеведение находится в тесной взаимосвязи с научным и, вместе с тем, отличается от научного тем, что центром его внимания являются, прежде всего, учебно-воспитательные цели. Научное краеведение предполагает всестороннее изучение определенной части страны (края, области, района, города, села), включающее три основных направления: а) изучение природы и природных богатств; б) изучение истории и культуры; в) изучение хозяйственной жизни края, а также методов воздействия человека на природу и ее преобразование. В центре научного исследования лежит объект изучения

На основе вышеприведенных пониманий научного краеведения, понятия «краеведческий материал» и «местный материал» в своем исследовании мы считаем синонимичными.

Анализ литературы по проблеме учебного (школьного) краеведения показывает также, что, при определении сущности учебного краеведения, разные авторы относят его к различным дидактическим категориям. Одни считают учебное краеведение принципом обучения, другие – краеведческим подходом.

Мы принимаем мнение Л. С. Шубкиной, которая считает, что в основе обучения таким дисциплинам, как ботаника, география, история и культура родного края лежит краеведческий принцип. При этом краеведческий принцип обучения названный автор понимает как «подбор и использование в учебном процессе местного природного материала и краеведческих сведений о нем в соответствии со школьной программой» [3, с. 5].

Таким образом, этот принцип выступает не как общедидактический, а как «конкретно-предметный» [4, с. 42], «локальный», понимаемый как установление связи изучаемого курса с теми знаниями и навыками, которые приобретены учащимися в результате исследования родного края.

Действительно, по нашему мнению, краеведение нельзя причислить к числу общедидактических принципов. К примеру, при обучении математике мы не можем при изучении каждой темы использовать краеведческий материал. Видимо, здесь удобнее использовать термин «краеведческий подход», понимая под ним конкретные случаи использования учебного краеведения при обучении школьным дисциплинам.

Отметить, что независимо от смысла терминов, связанных с учебным краеведением, авторы единодушно говорят о большой воспитательной роли использования краеведческого материала в учебном процессе. Краеведческий материал рассматривается как материал для составления познавательных задач, обосновывается возможность формирования познавательных интересов, способностей учащихся, как база активных методов обучения. М. Н. Скаткин считает, что «краеведение является могущественным средством повышения продуктивности учебного труда детей» (цит. по [5, с.12]). Не менее важным для развития школьников является формирование интереса к предмету изучения, поскольку известно, что занятия неинтересным делом не только формирует агрессивность школьников, но и отупляет их, отвращает от творчества.

Проведенный теоретический анализ литературы, опытно-поисковая работа, проведенная в ходе педагогической практики, позволили нам выделить следующие направления работы в школе по использованию краеведческого материала при изучении математики:

  1. подбор и использование в учебно-воспитательном процессе краеведческих сведений из истории развития математики;

  2. подбор и использование статистического материала краеведческого характера в текстовых задачах, диаграммах, таблицах и других приложениях;

  3. обращение к краеведческим сведениям, позволяющим наглядно рассматривать математику как средство, помогающее решению хозяйственных, производственных задач;

  4. использование биографических сведений и достижений местных ученых.

В ходе выполнения курсового исследования нами собран банк текстовых задач с краеведческими сюжетами для использования в обучении математике.

Приведем примеры этих задач.

  1. В башкирской народной сказке «Молодой охотник» рассказывается о многоголовом чудовище, живущем в море. Как зовут это чудовище? Решив уравнения, запишите в таблицу буквы, соответствующие заданным ответам и получите нужное слово.

Д

Если x = 3,

то 2x – 1=

Х

Если x = 2, y = 1,

то 6x – 8y=

А

Если x = 2,

то 6 + 3x=

Ж

Если x = 1, y = 7

то y – x =

Таблица для заполнения:

12

6

5

12

4

12

           

Ответ. Аждаха.

  1. Эта самая большая река в Республике Башкортостан. Башкирское и татарское название этой реки – Агидель.

Задание: Дано уравнение 5x - 4y = 1 и пары чисел. Составить слово из тех пар чисел, которые являются решениями данного уравнения.

М(0; 0)

Б(1; 1)

Е(5; 6)

П(6; 5)

Л(9; 11)

И(-9; -11)

А(13; 16)

Н(1,3; 1,6)

Я(0,2; 0)

З(0; 0,25)

Ответ. Белая.

  1. Когда республика была награждена орденом Дружбы народов? Последовательно записав цифры, получите ответ: а) найдите значение выражения 2/3 – 5/9; б) Запишите дробь .

3,5 в виде неправильной обыкновенной дроби.

Ответ: 1972 год.

Как показал формирующий эксперимент, использование краеведческих задач в процессе обучения математике позволяет повысить эффективность обучения по таким параметрам, как уровень знаний и умений школьников ( по решению текстовых задач), интерес школьников к предмету, активность познавательной деятельности школьников, положительное эмоциональное состояние, формирование умений конструировать задачи

Литература

  1. Ганеев Х. Ж. Учителю математики о краеведении: Кн. для учителя. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1996. – 81 с.

  2. Муниров Р. Учебное краеведение в школе. – Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1983. – 98 с.

  3. Шубкина Л.С. Краеведческая направленность школьного курса ботаники: На примере изучения леса: Автореферат дисс. … канд. пед. наук. – М.: МОПИ, 1969. – 18 с.

  4. Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения. – Петрозаводск, 1966. – 85 с.

  5. Салаватова С.С. Избранные вопросы теории и методики обучения математике: К реализации национально-регионального компонента содержания образования: Учебное пособие для студентов 3-5-х курсов специальности «032100-Математика с дополнительной специальностью». – 4-е изд-е, перераб., дополн. – Уфа: РИО БашГУ, 2007. – 132 с.

Просмотров работы: 2033