ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПО ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПО ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Орлова А.О. 1, Валитова С.Л. 1
1Стерлиамакский филиал БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Переходкстандартамвторогопоколения предполагает необходимость разработки комплексов учебно-методической литературы.Целью данных пособий является организация деятельности педагогов для работы в условиях ФГОС нового поколения, ознакомление их с требованиями, которые выдвигают ФГОС в целях реализации успешного образования. В статье описываются результаты студенческого исследования по проблеме подготовки материалов к педагогической практике по осуществлению обучения учащихся 7-го класса геометрии по стандартам второго поколения.

The transition to the standards of the second generation implies the need to develop complexes of educational-methodical literature. The purpose of these benefits is the organization of teachers for work in the conditions of the GEF for the new generation, to familiarize them with the requirements which are put forward by GEF in order to implement a successful education. The article describes the results of student research on the problem of training materials on teaching practice for the implementation of the training of the 7th form students of the geometry of standards of the second generation.

В рамках образовательных стандартов второго поколения учебному процессу предъявляют новые требования, обязательные при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Для решения данной задачи применяются следующие технологии: информационно-коммуникационные технологии, проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность. В связи с этим появляется необходимость использовать новые учебно-методические комплексы (УМК).

Стандарт включает требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

  • к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

В основе ФГОС второго поколения заложен системно-деятельностный подход, основанный на разработках российских психологов и педагогов Л.В. Занкова, П.Я. Гальперина А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Данный подход способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся.

Универсальные учебные действия являются основой воспитательного и образовательного процесса, овладение которыми дают возможность самостоятельно усваивать новые знания и умения. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Математика – наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, дающая важнейший аппарат и источник принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс человечества напрямую связан с развитием математики. Поэтому, с одной стороны, без знания математики невозможно выработать адекватное представление о мире. С другой стороны, математически образованному человеку легче войти в любую новую для него объективную проблематику.

Математика позволяет успешно решать практические задачи: оптимизировать семейный бюджет и правильно распределять время, критически ориентироваться в статистической, экономической и логической информации, правильно оценивать рентабельность возможных деловых партнеров и предложений, проводить несложные инженерные и технические расчеты для практических задач.

Изучение предметной области «Математика» должно обеспечить:

  • осознание значения математики в повседневной жизни человека;

  • формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

Математика – это системообразующий предмет, который формирует общеучебные умения в других предметах школьной программы химии, физике, биологии. Поэтому, проблема выбора новых учебно-методических комплексов (УМК) стоит перед каждым учителем с каждым новым учебным годом всё острее.

Предметная линия учебно-методических комплексов по геометрии А.Д. Александрова и др. для 7-9 классов состоит из трёх учебников: «Геометрия. 7 класс», «Геометрия. 8 класс», «Геометрия. 9 класс» и сопровождающих дидактических материалов и методических рекомендаций. Учебники полностью соответствуют требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования и включены в Федеральный перечень учебников на 2013 – 2014 год.

В данном курсе выделяются три важнейших линии:

  • линия построения геометрических фигур – ведущая линия в учебнике 7-го класса;

  • линия вычислений геометрических величин – ведущая линия в учебнике 8-го класса;

  • линия идей и методов современной геометрии – ведущая линия в учебнике 9 класса.

В учебники включён стереометрический материал, и таким образом осуществляется преемственность с курсом «Наглядная геометрия» для 5 – 6-х классов.

Таким образом, переход на ФГОС второго поколения требует значительных изменений во всей системе образования. Новые требования подразумевают, что школьники в процессе обучения должны овладеть УУД, которые формируют у учащихся способность самостоятельно усваивать новые умения и знания. Другими словами, образование по новым стандартам должно развивать самостоятельность у учащихся, формировать способность к самообучению не только по математике, но и по другим школьным предметам.

Переход к стандартам второго поколения явился необходимостью разработки комплексов учебно-методической литературы. Целью данных пособий является организация деятельности педагогов для работы в условиях ФГОС нового поколения, ознакомление их с требованиями, которые выдвигают ФГОС в целях реализации успешного образования.

В рамках нашего исследования для апробации во время педагогической практики осуществлен подбор комплекса уроков для 7-го класса по теме «Треугольники», включающий в себя:

  • урок-исследование;

  • дифференцированный урок;

  • урок-проект;

  • урок, с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Ниже приведен пример урока-проекта.

Тема урока «Осевая симметрия»

Цель:

1) Проверить уровень овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных предметов;

2) Формировать критичность мышления; интуицию, логическое мышление;

3) Формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники;

4) Воспитывать отношение к математике как к части общечеловеческой культуры.

Продолжительность: 1 урок.

Вопрос проекта: Как в окружающем мире проявляется осевая симметрия?

Цель: Проверить усвоение на следующих уровнях:

а) ученик должен знать: определение осевой симметрии;

б) понимать: важность умения строить объекты, симметричные относительно оси;

в) уметь: строить точки, отрезки, прямые, фигуры, симметричные данным; использовать приобретенные знания и умения для решения простейших практических задач.

Этапы работы над проектом:

1 этап. Постановка проблемы: (5 минут). Сегодня мы проводим исследование о роли осевой симметрии в окружающем мире, в решении задач оптимизации.

Результатом работы является чертеж на альбомном листе, который один из участников от каждой группы предъявляет экспертному совету, доказывая важность (либо, наоборот), в данном случае применения осевой симметрии.

Предлагается проводить работу в группе (по 7 человек).

Каждой группе дается предметная область, в которой учащиеся должны провести исследование: физика, химия, биология, география.

Каждая группа должна отразить в отчете следующие вопросы:

  •  
    1. Где в данной предметной области есть сведения об осевой симметрии?

    2. Сколько осей симметрии имеет изучаемый объект в данной предметной области?

    3. Какие свойства осевой симметрии наблюдаются в данной предметной области?

Ребятам сообщаются критерии оценки:

а) глубина исследования (связь с другими учебными предметами);

б) оригинальность выбора объекта исследования;

в) качество выполнения продукта;

г) краткость презентации (2 мин.);

д) убедительность презентации;

е) умение отвечать на вопросы оппонентов, экспертов;

ж) активность членов группы.

2 этап. Планирование. Поиск информации (в литературе, в сети Интернет) (10 мин.)

3 этап осуществляется в группе. Обсуждается проблема, задачи. В конце этапа участник от каждой группы докладывает о том, насколько успешно продвинулась группа в работе.

4 этап. Испытание продукта на соответствие (2 мин.)

5 этап. Презентация продукта (2 мин.)

Представляется продукт так, чтобы все участники группы приняли в презентации активное участие.

6 этап. Портфолио (представляются наброски идей, эскизов) (1мин.).

7 этап. Оценка деятельности (тайным голосованием класс решает, какой проект является лучшим.

8 этап. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение материалов. Отчет о проделанной работе в форме оформления альбома «Осевая симметрия» (3 мин.).

Литература:

  1. Вернер А. Л. Геометрия. Методические рекомендации для учителя. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. Л. Вернер, В. И. Рыжик, Т. Г. Ходот. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Линия учебно-методических комплексов по геометрии А. Д. Александрова и др. 7-9 классы// Официальный сайт издательства «Просвещение» URL: http://www.prosv.ru/umk/5-9/info.aspx?ob_no=36884

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт// Официальный сайт. – 2010. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 9.12.2013).

  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 79 с.

Просмотров работы: 8221