ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К МАТЕМАТИКЕ

Тагирова Е.Ф. 1, Салаватова С.С. 1
1Стерлитамакский филиал БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Как определяет Д. Б. Эльконин, слова «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово «игра» употребляется как в значении развлечения, также и в переносном значении, например, «игра с огнем», и в значении чего-то случайного – «игра судьбы» или необычного – «игра природы» [6, с. 13].

Советский педагог С. Т. Шацкий определял игру как «жизненную лабораторию детства», дающую «аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества», в игре, «этой социальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» (цит. по [1, с. 136]).

Как показывает анализ литературы и педагогического опыта, в учебном процессе, особенно в младших классах, игра применяется довольно широко. Однако следует учесть, что существует и противоположное мнение, которое сводится к мысли о том, что игра является главным врагом процесса обучения. Так, к примеру, В. М. Кроль в своем пособии «Психология и педагогика» отмечает, что с введением А. П. Усовой обязательного обучения в детских садах игра стала рассматриваться как главный враг процесса обучения. От педагогов и родителей слышались фразы: «Ты уже большой, хватит играть, пора заняться более серьезными делами и начать учиться». Следствием такого подхода стало «изгнание» игры не только из школы, не говоря уже о вузах, но и из детских садов. Это привело к тому, что и дети, и взрослые в значительной степени разучились играть [4, с. 212].

Таким образом, можно утверждать, что существует противоречивое отношение к использованию игры в учебном процессе: одни ученые говорят о необходимости использования игр на уроках для повышения их эффективности, другие считают, что игра является главным врагом процесса обучения. Данная проблема обусловила актуальность темы нашего исследования «Дидактические игры как средство повышения интереса учащихся к математике».

Цель исследования – конструирование дидактических игр и обоснование их эффективности в обучении математике в средней школе.

На первом этапе исследования проведен теоретический анализ литературы по выявлению сути игры и методическим особенностям использования игр при обучении математике.

По определению Ф. Н. Блехер, дидактическая игра – это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Ф. Н. Блехер считает, что главным отличием игры от другой деятельности является то, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная, которая переплетается с игровой деятельностью и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности [1, с. 325].

Как указывает в своей статье Р. И. Жуковская, сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные и практическо-действенные задачи, представленные им в занимательной игровой форме, сами находят пути решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу как практическую, игровую; это повышает его умственную активность. [2, с. 125]

Е. В. Карпова определила, что в основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие требования:

- актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.). Помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении правильного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

- коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую команду, в единый организм, способный решать задачи более сложные, значительно более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку.

- соревновательность создает у учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее соперника, что позволяет сократить время на выполнение задания и добиться более приемлемого результата. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически все командные игры: "Что? Где? Когда?" (одна половина задает вопросы – другая на них отвечает). Важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше [3, с.189].

Для изучения роли дидактической игры как средства повышения интереса к математике, нами был проведен эксперимент.

В рамках исследования был разработан комплекс дидактических игр для использования на уроках математики в 5-6 классах, и выявлена эффективность использования этого комплекса.

В формирующем эксперименте приняли участие ученики МОУ СОШ села Турсугали Аургазинского района республики Башкортостан в количестве 20 человек экспериментального 6-го «а» класса и 21 человек контрольного 6-го «б» класса. Формирующий эсперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий. На этом этапе проведена первичная диагностика уровня сформированности интереса к математике школьников в экспериментальной и контрольной классах.

2 этап – основной. На этом этапе был проведен цикл уроков с использованием дидактических игр в экспериментальном классе. Ученики, составлявшие контрольную группу, обучались по традиционной системе без использования дидактических игр.

3 этап – контрольный. На этом этапе осуществлялась повторная диагностика уровня сформированности интереса к математике учеников в экспериментальной и контрольной классах, проведен анализ полученных результатов.

Для выявления уровня сформированности интереса к математике школьников использовались методики: “Выбери любимый предмет” из представленного списка, “Составь расписание уроков” (с учетом твоих предпочтений), “Расположи предметы в порядке убывания твоих симпатий к ним”, а также наблюдение, беседы и др.

На основе аналитической обработки анкетных данных был сделан вывод о том, что математикой интересуется только 15% учеников экспериментального класса, что составило 3 человека, и 19% учеников контрольного класса, что составило 4 человека. Остальные школьники не отдают предпочтений данному предмету, либо по некоторым другим причинам считают математику не интересной.

Далее, совместно с преподавателем по математике мы проводили уроки математики в экспериментальном классе с использованием дидактических игр. При этом использовались как сюжетные игры (в основном, с учетом специфики национальной школы использовались сюжеты национальных башкирских игр, таких как «Сабантуй», «Каргатуй» [6]), так и бессюжетные игры-соревнования: «Кто быстрее?» «Кто правильнее?», «Супервычислитель» и др.

Ниже представим в качестве примера описание игры «Супервычислитель» и «Смекалистый». Сценарий этих игр составлен нами на основе игр, представленных в работе В. Г. Коваленко «Дидактические игры на уроках математики».

Дидактическая игра «Супервычислитель» по темам («Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение и деление десятичных дробей»).

Цель игры: повышение интереса учащихся к математике; повторение и закрепление знаний, полученных на прошлых уроках.

Задачи игры: расширение кругозора и математической культуры учащихся; создание деятельной, творческой обстановки в процессе игры, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся; совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.

Ход игры. Учитель объявляет, что на следующем занятии будет проходить игра под названием «Супервычислитель». Дома каждый ученик должен подобрать по данной теме три-четыре примера для устного счета. Класс делится на три команды. В каждой команде выбирается «вычислитель», который будет защищать честь своего коллектива. Примеры для устного счета предлагают «вычислителю» члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет другой ученик из той же команды, и игра продолжается. Число «вычислителей» для одного тура определяется по договоренности. Побеждает команда, в которой было наименьшее число «вычислителей», решивших наибольшее количество примеров. Среди «вычислителей» устанавливается также личное первенство. Такая игра проводилась обычно в начале урока и служила своеобразной разминкой для дальнейшей работы.

Дидактическая игра «Смекалистый».

Цель игры: повышение интереса учащихся к математике, повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.

Задачи игры: расширение кругозора и математической культуры учащихся; создание деятельной, творческой обстановки в процессе игры; использование дифференцированных заданий, позволяющих даже “слабым” учащимся проявить свои способности и активно участвовать в мероприятии.

Ход игры. 1) Употребляя цифру 7 по 4 раза, знаки действий и скобки, представьте все числа от 1 до 10 включительно. (Задание дается обеим командам). За каждый правильный ответ по 1 баллу.)

Решение.

7 – 7 + 7 : 7 = 1

7 : 7 + 7 : 7 = 2

(7 + 7 + 7) : 7 = 3

77 : 7 – 7 = 4

7 - (7 + 7) : 7 = 5

(7 . 7 - 7) : 7 = 6

(7 - 7) .7 + 7 = 7

(7 . 7 + 7) : 7 = 8

(7 + 7) : 7 + 7 = 9

(77 - 7) : 7 = 10

Знаки действий и скобки в заданиях не проставлены.

2) Слово «Стерлитамак» разделено знаками арифметических действий и равенства следующим образом:

С – Т = Е – Р = Л – И = Т : А = М + А = К.

Замените буквы цифрами так, чтобы получились верные числовые равенства. Причем разным буквам должны соответствовать разные цифры (пример взят из [5]).

Ответ. 9 – 6 = 8 – 5 = 7 – 4 = 6 : 2 = 1 + 2 = 3.

Подведение итогов последних геймов и всей игры. Награждение победителей. Утешительные призы проигравшей команде.

После эксперимента, было проведено повторное анкетирование, которое выявило следующие результаты:

- в экспериментальном классе у 25% учеников, что составляет 5 человек, математика стала любимым предметом; у 20% учеников (4 чел.) повысился интерес к математике. По данным анкетирования выявлено значительное повышение интереса учеников к математике.

- в контрольном классе результаты остались без изменений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение дидактических игр на уроках математики является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся, развивающим интерес к предмету. Игра не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает у них лучшие человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки.

Литература

  1. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры / Ф.Н. Блехер. – М.: Просвещение, 1964. – 325 с.

  2. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. ─ М.: Педагогика, 2006. ─ 110 с.

  3. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль, 1997. – 476 с.

  4. Кроль, В. М. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль, О. Н. Кроль. ─ М.: Высшая школа, 2004. ─ 412 с.

  5. Салаватова, С.С. Система методической подготовки будущих учителей математики в условиях национального региона: Монография / С.С.Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2008. – 152 с. (С грифом МО РБ).

  6. Салаватова, С.С. Методические особенности обучения математике в национальной школе / С. С. Салаватова // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15. – № 3.

  7. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

Просмотров работы: 4371