К РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ: ОПЫТ НАУЧНО–ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

К РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ: ОПЫТ НАУЧНО–ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Арсланбаев И.Г. 1, Салаватова С.С. 1
1Стерлитамакский филиал БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Современное состояние нашего общества можно охарактеризовать двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, глобализацией всей жизни, а с другой, этнизацией. Переход в вузах на бакалавриат, введение магистратуры, рейтингово–балльная система оценивания студентов – все это не типичные для российской системы явления, являются, на наш взгляд, проявлениями глобализации в системе высшего образования. На сегодняшний день с позиции студентов трудно оценить степень прогрессивности таких явлений. Однако, мы можем с уверенностью утверждать, что сохранение этнически самобытного для любого человека должно выступать особой ценностью. Богатство национальных культур и цивилизаций, разнообразие языков – выразителей этих культур – это самое большое достояние и ценность, которое имеет человечество, и потому, нам – будущим учителя – необходимо суметь сохранить, приумножить это богатство для нынешнего и будущего поколения. В условиях полиэтнического государства, каким является Россия, необходимо, кроме того, воспитывать молодежь не только в духе сохранения своей культуры, но и уважения к культуре других народов, в духе толерантности.

Таким образом, можно говорить об актуальности этнокультурного наполнения содержания образования и воспитания, в том числе математического образования школьников.

Свое исследование мы ведем в рамках научно–методической деятельности учебно–образовательной лаборатории методических исследований физико–математического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. Названная лаборатория ведет многолетние лонгитюдные исследования по многим направления. Одним из главных направлений исследований с широким привлечением студентов является тема «Этнокультурная составляющая в обучении школьной математике и профессионально–методическая подготовка учителей и студентов к ее реализации». Поскольку лабораторией накоплен довольно большой опыт по проведению таких исследований, то важно этот опыт изучить и представить для использования как в системе научной деятельности учителей общеобразовательных школ и преподавателей вузов, так и в системе учебной профессионально–методической подготовки будущих учителей.

Цель исследования – изучение, обобщение и представление опыта деятельности учебно–образовательной лаборатории методики исследования, в виде презентаций и раскладных витрин для учебных занятий по теории и методике обучения математике и спецкурсам «Преподавание математики в национальной школе», «Исследовательская деятельность учителя математики».

В качестве методов исследования использовались:

  • теоретический анализ научно–методической и учебно–методической литературы, изданной членами лаборатории по проблеме реализации национально–регионального и этнокультурного компонента;

  • анализ отчетной документации лаборатории;

  • включенное наблюдение за деятельностью лаборатории в качестве члена лаборатории;

  • участие в работе двух Всероссийских семинаров по реализации этнокультурной составляющей (2012,2013 гг) , проведенных на базе научно–образовательной лаборатории методических исследований;

  • посещение спекурсов «Преподавание математики в национальной школе», «Исследовательская деятельность учителя математики».

Необходимость изучения педагогического опыта как отмечают исследователи Ю.З.Кушнер [2, с.56] заключается в том, что, во–первых, он основан на изучении и теоретическом осмыслении ведущих идей передовой практики, успешно осуществляющих обучение, воспитание, развитие и образование; во–вторых, он позволяет выявить наиболее актуальные научные проблемы; в–третьих, он создает теоретико–методологическую базу не только для установления внешних закономерностей педагогического процесса, но и получения возможности приблизиться к пониманию скрытых (внутренних) педагогических закономерностей; в–четвертых, он представляет возможность изучить педагогическое новаторство, т.е. опыт, содержащий собственные, оригинальные педагогические находки.

Существуют разные подходы к понятию передовой опыт. Не ставя в рамках настоящей статьи целью анализ различных подходов к определению понятия передовой педагогического опыта, нами в качестве рабочего выбрано определение Ю. З. Кушнера «Под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога, т.е. такую практику, которая дает высокий устойчивый педагогический результат» [2, с. 55].

Причисление опыта научно–образовательной лаборатории к передовому обосновано нами из следующих обстоятельств:

1) В 2011–2012 гг проект «Этнокультурный компонент обучения математике в национальной школе и интенсификация профессионально–методической подготовки учителей к его реализации: разработка и внедрение», составленный научно–образовательной лаборатории методических исследований под научным руководством профессора Салаватовой Самиры Салиховной выиграл грант РГНФ регионального конкурса «Урал: история, экономика, культура»

  1. Лабораторией создана авторская система методической подготовки студентов к реализации национально–регионального(включая этнокультурный) компонента. Эта система охватывает

Аудиторную, внеаудиторную подготовку студентов, педпрактику, и НИРС и УИРС.

Эффективность сконструированной модели методической системы проверена с помощью созданной профессиональной карты учителя, в которой выделены девять профессиональных функций учителя математики, в соответствии с областями его профессиональной деятельности: информационная, ориентационно–воспитательная, развивающая, мобилизационная, проектировочно–конструктивная, коммуникативная, организационная, гностическая, предметная. По каждой функции курсивом выделены те умения учителя математики, которые связаны с реализацией национально–регионального компонента школьного математического образования.

В контексте нашего исследования следует раскрыть понятия «национально – региональный» и «этнокультурный» компоненты содержания образования. Под национально–региональным компонентом в педагогической науке понимается «часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации [3, с. 76]. Некоторые ученые понимают НРК как «часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т.п.)». При этом отмечается, что ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально–региональными компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, трудовая подготовка и др.) [4, с. 11]

Такой компонент содержания, который раскрывает природные, экономические, экологические, историко–культурные, социально–политические, духовные особенности конкретного региона и формирующей в соответствии с ними качества определенные личности школьника, Национально–региональный компонент образовательного стандарта передает тот комплекс сведений о природе, обществе, человеке, который способен сформировать из ученика гражданина своего края, являясь мощным фактором обучения и воспитания. Этнокультурный компонент является составной частью национально–регионального компонента.

Этнокультурный компонент обеспечивает включение личности в диалог с полиэтническим окружением, позволяет выявить в народных культурах не только национально особенное и уникальное, но и общее, универсальное. Иными слова ми, этнокультурный компонент обуславливает знание других национальных культур. И, как указывает В. Д. Шадринов, «жить и знать – вот в чем глубинные различия в организации педагогического процесса по отношению к родным культурам».

3) На базе лаборатории проведен ряд международных и всероссийских и региональных семинаров и конференций среди них в рамках темы нашего исследования выделяется первый и второй всероссийские семинары по проблеме этнокультурной составляющей образовательного процесса. Первый научно–методический семинар «Реализация этнокультурного компонента в обучении естественно–математическим дисциплинам: теория и технология, передовой опыт», был проведен с 28 февраля по 2 марта 2012 года на базе Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой. В работе семинара принимали участие 65 преподавателей.

Актуальность данной темы, интерес к нему как со стороны научных работников, так и учителей–практиков различных школьных предметов послужили основой продолжения работы семинара. В работе Второго Всероссийский научно–методический семинар (1–3 ноября 2013 г.) принимало участие также большое кол–во преподавателей, учителей.

4) Лаборатория активно работает с национальными школами республики Башкортостан, использующих в обучении математике и другим дисциплинам родной (нерусский)язык обучения, оказывая им помощь в разработке билингвальной методики обучения математике [1]

В заключение хотелось бы отметить, что, обращаясь к проблеме подготовки будущих учителей математике к работе в условиях национального региона, деятельность лаборатория не исходит от политики создания национально–ориентированной, превращающейся в дискриминационную по отношению другим народам системы образования», не от идеи консервации для потомков своеобразных культур тех или иных народов как самоцели, а от идеи превращения образования в механизм развития культуры, формирование образа мира и человека в ней. В рамках такого подхода представляется вполне разрешимая дилемма универсального, общецивилизационного и самобытного этнокультурного и их сочетание как в деятельности школы вообще, так и в обучении математики в частности.

Как показывают наши исследования по изучению опыта лаборатории: такая работа является полезной и эффективной как для студентов, так и для учителей системы повышения квалификации.

Литература

  1. Салаватова С.С. Методические особенности обучения математике в национальной школе // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15. – № 3. – С. 835–839.

  2. Кушнер Ю. З. Методология и методы педагогического исследования : учеб.–метод. пособие. – Могилёв: Могилёв. гос. ун–т им. А. А. Кулешова. 2001. – 109 с.

  3. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.

  4. Учебные стандарты школ России: Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 1 / под ред.В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. – М.: Сфера: Прометей, 1998. – 336 с.

Просмотров работы: 2000