СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Киласьева Е.А. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время возрождение патриотического воспитания не случайно. Живя в мире высоких технологий, воспитывая современных детей, иногда, наряду с ощущением гордости и радости за них появляется смешанное чувство растерянности и стыда. Скорость развития современного мира многих из нас заставила принять позицию: сначала «я», а только потом – остальные. Вероятно, именно этот аспект вызвал снижение нравственных ориентиров, разрыв теплых эмоциональных связей между поколениями.

Сегодня перед педагогами, стоит сложная задача: вырастить образованное поколение со сформированными ценностными и нравственными ориентирами, с развитым патриотическим сознанием, а также напомнить молодым родителям о важности высокой духовности, верности гражданской позиции. Работу в этом направлении необходимо осуществлять, начиная с дошкольного периода, так как самый твёрдый и прочный фундамент гуманности и патриотизма закладывается в раннем детстве, далее мы только укрепляем, сохраняем и приумножаем его.

Следует отметить, что в школах работа по патриотическому воспитанию ведётся достаточно активно. Школьники более мобильны, не ограничены режимом дня, не нуждаются в сопровождении родителей – это помогает без затруднения реализовывать цели и задачи нравственного воспитания. В дошкольных учреждениях работа по патриотическому воспитанию ограничивается лишь чтением художественной литературы и проведением тематических праздников. По мнению учителей, социальных партнеров детского сада наиболее активными участниками школьных мероприятий становятся те дети, которые имеют определённые знания о героизме представителей старшего поколения. Для планирования работы по патриотическому воспитанию и её осуществления был изучен ряд нормативно-правовых документов, в которых подчёркивается необходимость воспитания порядочного и патриотичного человека (Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Проект «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и др.).

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание. В технологии С.А. Козловой раскрывается содержание процесса приобщения к социальной действительности, в программе О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой отражены технические особенности социального окружения, а «Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Л.В. Пименовой построена в соответствии с сущностными характеристиками патриотизма как личностного образования.

Однако, знания патриотического характера у детей поверхностны, педагоги не в полной мере владеют средствами, методами и приемами воспитания у дошкольников патриотических чувств. В связи с актуальностью поставленного вопроса, нами разработана программа, задачи которой:

1. Расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны, раскрывая представления дошкольников о героических подвигах ветеранов.

2. Развить у детей уважительное, заботливое отношение к пожилым людям.

3. Привлечь родителей и педагогов к тесному взаимодействию по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников путем прикосновения к истории своей семьи.

4. Способствовать зарождению тесных взаимоотношений и новых традиций с городской общественной организацией ветеранов войны, труда.

Считаем, что в дошкольную жизнь необходимо активнее вовлекать родителей, ветеранов, пенсионеров, использовать их профессиональный и жизненный опыт. Пожилые люди снова вспомнят свое детство, почувствуют внимание и заботу, забудут об одиночестве, молодые родители пересмотрят свое отношение к окружающему миру, изменят личностный подход в воспитании своего ребёнка, а дети получат опыт доброжелательного взаимодействия с окружающими. Совместно проведенное время обеспечит более тесное взаимопонимание, взаимоуважение, психологический комфорт трех поколений, пробудет желание знать и гордиться историей своей семьи. Ведь старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Для выполнения поставленных задач в МБДОУ № 39 «Белоснежка» г. Сургута была построена система патриотического воспитания дошкольников. Нами был составлен перспективный план работы для детей среднего и старшего дошкольного возраста по тематическим блокам: «Семья» → «Город, в котором я живу» → «Страна». Подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей наглядный материал (картины В. Васнецова «Богатыри», иллюстрации с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков и т.д.); художественная литература, (С. Михалков «Дядя Степа – ветеран», З. Александрова «Дозор», А. Нехода «Летчики», Л. Кассиль «Твои защитники» и др.); музыкальные произведения (В. Агапкин «Прощание славянки», Д. Кабалевский «Марш», Г. Свиридов «Военный марш» и др.); фильмы о родах войск, защитниках Родины в разные исторические эпохи; о городе, в котором живём; о стране («Парад военной техники», «Моя Армия», «Будущий солдат», «Города-герои» и др.). Разработаны подвижные и дидактические игры, спортивные досуги для детей среднего возраста «Звезда победы», «Богатыри», старшего возраста «Рыцарский турнир»; занятия «Наша Родина – Россия» (средний возраст), «7+я = семья», «Юные герои войны» (старший возраст); циклы бесед («Я и моя семья», «Они защищали Родину», «Города-герои», «Мои родные, любимые люди»); праздничные концерты «День единения», «День Победы», «Поклонимся великим тем годам».

Организованы и проведены встречи с уважаемыми членами нашего города, представителями старшего поколения, ветеранами труда и Великой Отечественной войны. Первая встреча с ветеранами была приурочена ко Дню народного единства. К мероприятию готовились все: дети разучивали стихи, песни, танцы, изготавливали для каждого приглашённого сказочные домики, как символ мира и благополучия. Инициативная группа родителей принимала участие в организационно-подготовительных моментах. На праздничном мероприятии мы познакомились с удивительными людьми: Геннадием Федотовичем Пономарёвым, Беллой Петровной Соловьёвой, Павлом Фомичём Свербягиным, Василием Ивановичем Шквырей. Каждый из них – человек-легенда, человек с открытым сердцем, те, про кого говорят: «Добрейшей души человек».

Основными методами и приёмамиреализации программы явились рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, мультимедийных презентаций, видеороликов, посещение музеев; чтение детской художественной литературы по теме, беседы, слушание музыкальных произведений, песен; фотовыставки, выставки рисунков, аппликации (приглашение ветерану Великой Отечественной войны), составление генеалогического древа своей семьи, создание фотоальбомов, подарочных альбомов ветеранам Великой Отечественной войны, летописи «Истории, которые нельзя забыть», совместный выпуск газет о проведённых мероприятиях, встречи с интересными людьми, концертные мероприятия, как внутри МДОУ, так и за его пределами с ветеранами Великой отечественной войны и труда.

В своей работе с детьми мы придерживались следующих принципов: доступности, развития, наглядности, сознательности и активности, системности и последовательности, смыслового отношения к миру, прочности знаний, индивидуализации.

Продолжая работу по реализации программы, уже совместно с родителями оформили стенды («65–летию Победы посвящается», «Герои нашей семьи, герои нашего города»), альбомы «Истории, которые нельзя забыть» (о героях ВОВ, живущих рядом с нами, в наших семьях), «Незабываемые встречи» (фотоматериалы проводимых встреч с ветеранами); фотовыставки («Они защищали Родину», армейских фотоальбомов пап). Организовали художественные конкурсы, участниками которых стали все желающие дети детского сада («Моя семья», «Мы не хотим, чтоб пушки грохотали», «Дружат дети всей земли и в Сургуте – посмотри!», «Портфолио семьи»).

Следует отметить, что родители воодушевились идеей патриотического воспитания детей, полностью поддержали в реализации всех мероприятий программы. Наша тесная взаимосвязь продолжилась и при составлении летописи своей семьи. Процесс изучения родословной стал вспомогательным звеном, помощью в осмыслении детьми важного момента проявления «гражданского лица» своей семьи – «не просто бабушка и дедушка, а герой». В итоге, 80% детей и родителей группы приняли участие в летописи «Истории, которые нельзя забыть», прикоснувшись к истории своего рода, почувствовали гордость за родных людей. На итоговых занятиях «Первые ступеньки нравственности. Символы России», «Дети войны», «Истории, которые нельзя забыть», «Майский праздник – День Победы отмечает вся страна» с приглашёнными родителями, дедушками и бабушками, ветеранами города, дети рассказывали о героизме близких людей. Такое сотрудничество помогло взрослым провести параллель сравнения между поколениями, и пересмотреть отношение к окружающему миру, изменить личностный подход в воспитании своего ребёнка.

Список литературы:

  1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005.

  2. Зацепина, М.Б. «Дни воинской славы» Патриотическое воспитание / М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  3. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003.

Просмотров работы: 3613