Для успешного решения задач модернизации образования необходимы новые подходы к конструированию содержания школьных предметов, совершенствование технологий и методик обучения.
Одним из вариантов комплексного решения задач современного школьного образования являются учебные проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности -способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
В работах Т.В. Громовой [1], Л.В. Ивановой [2], Н.Ю. Пахомовой [3], E.С. Полат [4], И.Д. Чечел[5], С. Шишова [6]раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников. Е.А. Гилевой и Ю.С. Егоровым [7], ЕЛВ. Клоковым [8], Н. Мансуровым [9] охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них.
Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся, в том числе при изучении математики, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов.
В связи с чем, цель нашего исследования: выявить методику организации проектной деятельности школьников в процессе обучения и разработать уроки математики с применением метода проектов.
На сегодняшний день существует две точки зрения на связь проектной деятельности и метода проектов, так Г.В.Терехова отмечает в своем докладе, что метод проектов и проектная деятельность – это два понятия, которые нельзя смешивать, они существуют независимо друг от друга. Большинство же авторов придерживаются мнения, что метод проектов и проектная деятельность существуют в тесной связи друг с другом.
Мы будем рассматривать в неразрывной связи проектную деятельность учащимся и метод проектов, как форму организации проектной деятельности учащимся.
Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса. Таким образом, сегодня, как замечает Е.В. Клоков [9], метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся («метод обучения»), но и как целостная «педагогическая технология», которая:
а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;
б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности;
в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.
В настоящее время авторы дают различные определения проекту. В своем исследование, в качестве рабочего, возьмем определение, данное Л. Ивановой: «Проект - это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя» [2, с. 11].
Во время проведения исследования нами были подобраны и разработаны планы-конспекты уроков алгебра и геометрии для учащихся 10-11-х классов с применением на них метода проектов. Для примера приведем учебный проект по теме: «Тригонометрические уравнения с конечным числом решений».
В школьном курсе «Тригонометрии» мы рассматриваем различные способы решения тригонометрических уравнений. В результате решения получается ответ, записанный по формуле корней тригонометрического уравнения. Число решений бесконечно. Большинство школьников записывают ответ автоматически, не задумываясь над целочисленным параметром, входящим в эти формулы. Смысл его позволяют осознать уравнения, имеющие конечное число корней, но таких уравнений в школьном курсе содержится недостаточно. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо научиться рассуждать, приобрести некоторый опыт решения. Решение этих уравнений вызывают затруднения у школьников, а между тем они всё чаще встречаются на ЕГЭ и на вступительных экзаменах в ВУЗы, поэтому эта проблема актуальна для учащихся. Для её решения мы воспользовались методом учебного проекта.
Цель проекта: устранить некоторое противоречие между уровнем подготовки выпускника средней школы в соответствии с программой по математике и требованиями, предъявляемыми к абитуриенту при поступлении в ВУЗы по теме «Решение тригонометрических уравнений».
Задачи:
Расширение кругозора учащихся.
Уметь находить и анализировать информацию.
Уметь выбирать необходимое, делать вывод и использовать полученныесведения и умения.
Подготовительный этап:
Учащимся было предложено решить уравнение
При решении уравнения возникает вопрос: «Всегда ли количество корней тригонометрического уравнения бесконечно?». Вместе с учителем выясняется, что количество корней ограничено областью допустимых значений второго множителя. Поскольку решение данного уравнения заинтересовало учащихся, а в учебнике их нет, надо предложить им обратиться к другим источникам и найти уравнения такого типа. Обсудить время работы, к примеру, в течение недели во внеурочное время.
Все учащиеся распределяются на группы, каждая из которых изучает определённые источники:
Экзаменационные материалы за курс средней школы, материалы ЕГЭ.
По материалам вступительных экзаменов в ВУЗы.
Другие источники.
Практический этап:
Некоторые уравнения, найденные учащимися, были решены на уроке, остальные предложены для самостоятельного решения, которые составили дидактический материал.
Защита проекта проходит в форме смотра знаний.
Данное исследование не является завершенным. В качестве продолжения работы предлагаем рассмотреть возможность установления межпредметных связей учебных предметов в процессе организации проектной деятельности или методику организации проектной деятельности с применением электронных ресурсов.
Список использованной литературы
Громова, Т.В. Положение о проектной деятельности учащихся / Т.В. Громова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2005.- № 10.- С.46.
Иванова, Л. Проектирование в обучении : дидактические принципы / Л. Иванова // Учитель. – 2004. – №6. –С.11-15.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособия для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова.– М.: АРКТИ, 2005.-112 с.
Полат, Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е.С. Полат.-Режим доступа: URL:http://www/ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm
Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы.-1998.-№3.-С.23-24.
Клоков, Е.В. Технологии проектного обучения / Е.В. Клоков, А.В. Денисов // Профильная школа.-2006.-№2.-С.29-30.
Мансуров, Н. Не толкователь, а соучастник: Из опыта организации проектной деятельности в школе / Н. Мансуров // Управление школой: приложение к газете «Первое сентября».-2005.- №6.-С.12.