ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ферзалиева А.Т. 1, Зырянова С.М. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из важнейших задач современного российского образования является ранняя диагностика, выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. Актуальность данной темы определена социальным заказом общества на своевременное выявление, поддержку и развитие одаренных детей, начиная с дошкольного возраста. Это связано, прежде всего, с тем, что именно поддержка и развитие одаренных детей является важным условием для развития интеллектуального, экономического и творческого потенциала города, области и государства в целом. Именно одаренные дети смогут в будущем компенсировать потребность государства в интеллектуальных человеческих ресурсах, что будет способствовать развитию науки, культуры и всех областей социальной жизни общества. Но, несмотря на существующий социальный заказ, проблема недостаточно разработана в дошкольной педагогике.

До недавнего времени важным критерием развития ребенка считалось соответствие его некой средней норме. Такая система оценивания развития, позволяла выделить некоторые средние значения, соответствующие каждой возрастной группе детей, но без учета индивидуальных особенностей. В последнее время в системе образования происходят существенные изменения. На первый план выходят проблемы гуманизации всей педагогической системы. Это дало возможность по-новому рассматривать проблему детской одаренности, а также создать условия для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В связи с этим, изучению природы детской одаренности и таланта, а также разработке методик по их выявлению и сопровождению занимаются многие современные исследователи теоретики и практики. Несмотря на это, проблема выявления и развития одаренности детей дошкольного возраста недостаточно изучена.

Существуют разные подходы к определению понятия «одаренность». Например, Л. В. Рубинштейн отождествлял одаренность с понятием общие способности; по определению Н.Д. Левитова, одаренность – это совокупность задатков, природные предпосылки способностей; в работах Н.С. Лейтеса и В.Н. Дружинина, одаренность рассматривается как высокий уровень развития способностей; Б.Г. Ананьев, М.А. Холодная определяют одаренность как совокупность внутренних условий для достижения выдающихся результатов в деятельности; в исследованиях Б.М. Теплова, одаренность определяется как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успех деятельности.

Существование такого количества подходов к определению понятия «одаренность» затрудняет возможность ее изучения. Но, несмотря на множество теорий, все они являются взаимодополняющими. Объединив существующие понятия определения «одаренности», группой отечественных ученых (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков и др.) была разработана рабочая концепция одаренности, в которой одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Многие исследователи отмечают, что одаренность – явление нестабильное и неустойчивое, поэтому нуждается в компетентном психолого-педагогическом сопровождении и поддержке. Исходя из этого предположения академик Н.С. Лейтес в своих трудах говорит о детях лишь с признаками одаренности, так как не всякое проявление одаренности в детстве может развиваться по мере взросления. [1]

Музыкальная одаренность неразрывно связана с общей одаренностью и не может рассматриваться без изучения общих познавательных и психомоторных способностей, а также изучение условий, при которых эти способности проявляются и развиваются.

К проблеме музыкальной одаренности обращены труды многих отечественных и зарубежных исследователей. Структура музыкальной одаренности раскрывается в трудах Ю.А. Цагарелли, Т.Ф. Цыгульской, К.В. Тарасовой, Д.К. Кирнарской и др.

Существуют различные определения понятия музыкальной одаренности. Согласно одному из них, музыкальная одаренность – это божественный дар, то есть нечто, не имеющее отношение к выдающимся музыкальным способностям.

Согласно другому определению, музыкальная одаренность – это высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей: то есть сочетание блестящего музыкального слуха, феноменальной памяти, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный аппарат с невероятной обучаемостью и работоспособностью. Проявление всех этих качеств являются показателем музыкальной одаренности [2].

До сих пор остается спорным вопрос отождествления понятий одаренность и способности. Раскрывая понятие «музыкальная одаренность» в дошкольном возрасте, чаще всего подразумевается проявление музыкальных способностей, а, в частности, проявление музыкальности.

Концепция разделений понятий «музыкальная одаренность» и «музыкальность» представлена в работе выдающегося отечественного исследователя проблемы детской одаренности Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». Музыкальную одаренность он определил как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного осуществления музыкальной деятельности, а музыкальность как способность переживания музыки, как выражения некоторого содержания, центром которой является способность эмоциональной отзывчивости на музыку. Наличие музыкальности является отличительной особенностью музыкальной одаренности от одаренности к другим видам искусства. Показателем музыкальности автор считал эмоциональную отзывчивость на музыку, способность ее переживания.

Согласно концепции Б.М. Теплова, в центре музыкальности стоят три основных компонента, без которых невозможна музыкальная деятельность:

- ладовое чувство (способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии);

- способность к слуховому представлению (способность по слуху воспроизводить мелодию голосом );

- музыкально-ритмическое чувство (способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его).

Согласно Б.М. Теплову, отличительной особенностью музыкальной одаренности, являются музыкальные способности, которые и составляют (в качественном своеобразном сочетании) музыкальность [5]

Проблема развития музыкальных способностей раскрывается в работе К.В. Тарасовой «Онтогенез музыкальных способностей» [3]. На основании результатов исследования автором были сделаны следующие выводы:

- развитие музыкальности является не только результатом как собственно музыкального, но и общего развития ребенка;

- познавательные способности являются неотъемлемым компонентом структуры музыкальности, а несомненным компонентом структуры музыкальности являются познавательные музыкальные способности. Исходя из этих результатов, К.В. Тарасова выделяет структуру общих музыкальных способностей:

1. эмоциональная отзывчивость на музыку;

2. познавательные музыкальные способности: сенсорные, интеллектуальные, музыкальная память.

Согласно исследованиям К.В. Тарасовой, развитие музыкальных способностей в онтогенезе, комплекс музыкальности развивается как система, во взаимодействии входящих в нее общих и частных музыкальных способностей, этот процесс имеет определенные возрастные закономерности, но детерминируется, главным образом, социальными, обучающими воздействиями в их широком значении. [3].

Опираясь на результаты исследований проблемы развития музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста, можно сделать выводы, что признаки одаренности проявляются в дошкольном возрасте как ярко выраженные музыкальные способности, но без создания соответствующих условий для их развития, могут так и остаться неразвитыми и нереализованными. Исследователь А.Л. Готсдинер отмечал в своих трудах, что врожденные предпосылки развиваются только в процессе обучения, открывая путь для дальнейшей профессиональной музыкальной деятельности.

Список литературы

  1. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416с.

  2. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.И. Савенков - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232с.

  3. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова: НИИ дошк. воспитания АПН СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 173с.

  4. Таллибулина, М.Т. Психологические основы музыкальной одаренности / М.Т. Таллибулина // Музыкальная психология и психотерапия – 2009 – №4.

  5. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. : М, Просвещение. – 1947 – 305 с.

Просмотров работы: 3701