Проблеме воспитания научного мировоззрения посвятили свои труды такие ученые как, Е.Г. Глаголева, И.Ф. Тесленко, Г.И. Глейзер, В.Н. Максимова, И.Д. Зверев и другие.
Однако в настоящее время практически нет методических пособий, с помощью которых учитель математики смог бы воспитать научное мировоззрение школьников. В связи с чем, цель исследования заключалась в подборе методического материала по формированию научного мировоззрения на уроках алгебры.
Под формированием современного научного мировоззрения у обучающихся, как отмечает Б.А. Мукушев [3], понимается совокупность убеждений и система взглядов человека на окружающий его мир, в которой выражается его отношение к действительности, к социальной среде, явлениям природы, а также к новому пониманию социоприродной системы и к самому себе.
Под научным мировоззрением в своей работе вслед за В.Н. Мощанским [2], будем понимать теоретическую систему обобщенных знаний о мире и месте в нем человека., то есть мировоззрение, базирующееся на научной основе и являющееся высшей формой мировоззрения.
В процессе преподавания математики в средней школе открываются широкие возможности для формирования основ научного мировоззрения учащихся. Знания, составляющее содержание математики, являются плодом мысли многих поколений людей. Первые ее понятия появились в глубокой древности под влиянием практики. Практика ставила перед людьми такие проблемы, решение которых завершилось введением понятий натурального числа, фигуры, длины, площади, объема.
Знакомство учеников с развитием математики означает продуманное, планомерное ознакомление на уроках с наиболее важными событиями из истории науки в органической связи с систематическим изучением программного материала. Лишь такое тесное сплетение истории и теории обеспечит воспитание научного мировоззрения. Координируя изучение математики с другими предметами, в частности с историей общества, подчеркивая роль и влияние практики на развитие математики, указывая условия, а иногда и причины зарождения и развития тех или иных идей и методов, мы тем самым способствуем развитию у школьников диалектического мышления и формированию научного мировоззрения, содействуем процессу их умственного созревания и сознательному усвоению ими учебного материала. Достигнутое таким образом более глубокое понимание школьного курса математики безусловно вызовет у школьников повышение интереса к предмету.
Важно также в процессе изучения курса правильно раскрыть основные факты, подводящие к их научному пониманию и обобщению, наметить и реализовать определенные этапы формирования представлений и понятий, усвоения законов диалектического мышления.
Выработке научно-материалистических взглядов на природу и общество содействует, как отмечает В.Н. Максимова [1], установление в процессе обучения взаимных связей между учебными предметами. Значение межпредметных связей для формирования научного мировоззрения учащихся заключается в следующем. Каждый учебный предмет изучает закономерности определенной области объективного мира. Но поскольку явления объективного мира существуют не изолированно, а находятся в единстве и во взаимной связи, то и в содержании учебных предметов и соответственно с этим во всей работе по выработке взглядов и убеждений учащихся должны быть обеспечены тесные межпредметные связи. Необходимая основа для этого дается в содержании учебных программ и учебников. Но важно обеспечить межпредметные связи в самом процессе обучения.
Смежные учебные предметы изучают некоторые смежные одноименные понятия, например, «вектор», «график», «функция», «симметрия» и т.д. В преподавании математики должна обеспечиваться согласованность в формировании понятий, расширяя их объем и углубляя содержание.
Учителя смежных учебных предметов (физики и математики, физики и химии, химии и биологии, истории и литературы и т. д.) на своих предметнометодических объединениях могут определить направление и характер совместной работы по формированию тех или иных мировоззренческих понятий, по организации комплексных экскурсий, практических работ, связанного с обучением.
Анализ психолого-педагогической, методической и математической литературы показал, что одна из наиболее эффективных форм установления взаимосвязи между учебными предметами является решение учебных задач, выполнение практических работ межпредметного содержания.
Задания, упражнения и вопросы, предлагаемые учащимся в процессе изучения любой дисциплины, представляют собой часто небольшие проблемные ситуации, решение которых требует от обучаемых определенных логических умозаключений, базирующихся на учебном материале. Как правило, они способствуют усвоению изученных понятий, углублению и расширению знаний, развитию навыков самостоятельной работы, повторению пройденного материала и т. д.
Межпредметные задачи вносят в содержание учебной деятельности учащихся новый компонент – усвоение связей между элементами знаний из разных учебных дисциплин. Так, формирование понятия о линейной функции полезно начать с конкретных задач (зависимость длины пружины от груза, перемещения от времени и др.). В каждом случае уравнение связывает различные величины: различны допустимые значения аргумента, различны и коэффициенты. Вместе с тем уравнения имеют существенные сходства, которые дают возможность объединить их в один класс, для чего надо отвлечься от несущественного (видов величин, значений параметров, допустимых значений аргументов) и в результате перейти к уравнению у = кх + b, где х—любое рациональное число, к ≠ 0. Такой же подход можно применить к введению других функций, например, у = кх; у = к/х; у = ах2; у = ах2 +bх+с.
Абстрагирующий и обобщающий характер формирования алгебраических понятий вызывает потребность в соответствующих знаниях. При умелом обучении абстрагирование способствует более мощной связи с жизнью. Отрыв от жизни получается тогда, когда не вскрываются приложения изучаемого, когда школьники не обучаются применению правил и не могут использовать их в конкретных случаях.
Итак, формирование мировоззрения возможно за счет:
1) содержания учебных предметов (предметы, связанные с развитием природы, предметы, связанные с закономерностями развития общества);
2) под воздействием методов работы учителя (включение в урок алгебры историю математики и задач межпредметного характера).
Во время педагогической практики нами была проведена исследовательская работа в форме сравнительного эксперимента. Была обеспечена максимальная эквивалентность условий работы с обучаемыми в обоих классах. По общей успеваемости ученики в обоих классах примерно равные. В экспериментальном классе 15 девочек и 10 мальчиков, в контрольном – 14 девочек и 9 мальчиков. В первом классе работа проводилась с применением нового метода, а во втором – работа велась как обычно.
В исследовательской работе в экспериментальном классе были проведены уроки с использованием истории математики, исторических задач, задач межпредметного характера.
Результаты проделанной работы показали, что у учащихся в экспериментальном классе, которые занимались по разработанной методике, заметно повышается мыслительная способность и интерес к предмету, создается благоприятная атмосфера для целостного восприятия окружающего мира, самостоятельность в преодолении негативных последствий. В экспериментальном классе, в отличие от контрольного, повысилась успеваемость по алгебре.
Собранные данные и наблюдения за учащимися дают возможность утверждать, что у 60 % учащихся в экспериментальном классе повышается интерес к самостоятельному познанию предмета, и в этом классе создаются условия для формирования научного мировоззрения.
Вывод: систематическое использование подобранного методического материала при обучении алгебре способствует более эффективному формированию у учащихся научного мировоззрения.
Список литературы
Максимова, В.Н. Межпредметные связи в школе. / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова. – М.: Педагогика, 1981. – 160 с.
Мощанский, В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. / Б.А. Мощанский – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
Мукушев, Б.А. Проблема формирования мировоззрения личности / Б.А. Мукушев // Вестник высшей школы. – 2010. – № 5. – С. 21-29.