ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ СТЕП-АЭРОБИКОЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ СТЕП-АЭРОБИКОЙ

Ильина Г.В. 1, Набойченко А.Г. 2
1Магнитогорский государственный университет, факультет дошкольного образования
2ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет" факультет дошкольного образования Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время, в ФГОС дошкольного образования выделены ведущие направления, которые обеспечивают социальную успешность детей: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья. «Физическое развитие» представлено как одно из направлений формирования у дошкольников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничного развития физических качеств детей (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость); накопления и обогащения двигательного опыта (овладение основными движениями); потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Данное направление реализуется в двигательной и игровой деятельности дошкольников.

Однако анализ двигательной активности старших дошкольников показал снижение количества локомоций, наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей. Контингент детей поступающих в школу с первой группой здоровья составляет 10% [3].

В связи с этим, возрастает потребность реализации педагогами ДОУ технологий, направленных на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольников, активизацию двигательной деятельности, что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения.

Одно из современных направлений физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста - занятия аэробикой, направленные на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольников, активизацию их двигательной деятельности.

Аэробика - это система общеразвивающих и танцевальных упражнений выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывный комплекс, которая улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Выделим степ-аэробику - как один из самых доступных и эффективных направлений аэробики, направленный на гармоничное физическое развитие, обогащение двигательного опыта дошкольников, формирование ценностного отношения к занятиям физической культурой.

В переводе с английского языка «степ» означает «шаг». Базовые шаги выполняются на индивидуальных снарядах - степах. Степ - это ступенька высотой не более 8 см, шириной - 25 см, длиной - 40 см, легкий и обтянутый мягким дерматином. Ритмичные движения осуществляются вверх и вниз по степ-платформе (высота меняется в зависимости от уровня сложности упражнений).

В контексте нашего исследования, необходимо уточнить подходы к определению понятия «физические качества», с учётом использования в литературе терминов «двигательные способности», «физические способности».

«Физические качества» - врождённые морфофункциональные качества [анатомо-физиологические], которые развиваются в процессе физического воспитания, посредством физических упражнений. Благодаря физическим качествам возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности [2, с.9-10].

«Физические качества» - сложный комплекс биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения человека [5, с.70].

 «Физические способности» - индивидуальные качества, определяющие уровень двигательных возможностей человека, которые связаны с успешностью осуществления какой-либо деятельности. Рассматривает целостную взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности [1, с.52]. В.К. Бальсевич, Е.Н. Вавилова, Л.Д. Гужаловский, В.М. Зациорский, В.И. Лях, Л.П. Матвеев определяют «двигательные способности» как относительно устойчивые, врождённые и приобретённые функциональные особенности структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность двигательного действия.

Обобщив подходы к определению понятия «физические качества, мы определяем их как врождённые морфофункциональные особенности организма человека, которые наиболее эффективно развиваются в процессе физического воспитания, посредствам физических упражнений. Данные качества являются основой двигательных способностей.

Определяющую картину развития физических качеств у старших дошкольников необходимо рассматривать на уровне возрастного периода, по половым признакам, психофизиологическим особенностям, с учётом средств, методов, форм.

Остановимся на структурном содержании и особенностях организации занятий степ-аэробикой на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Данные занятия проводятся в различных вариантах: в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 мин.; как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.); в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект; в показательных выступлениях детей на праздниках; как степ-развлечение.

Один комплекс степ-аэробики, выполняется детьми в течение одного-двух месяцев, упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться. При распределении упражнений на степ-платформах необходимо правильно дозировать физическую нагрузку,. частота сердечных сокращений не должна превышать 150-160 ударов в минуту. 

Занятия степ-аэробикой с дошкольниками состоят из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части занятия дети выполняют ходьбу и бег (используя скамейки). Используются общеразвивающие упражнения, которые выполняются в разных исходных положениях на степе (стоя, сидя, лёжа), развивают равновесие, координацию и ориентировку в пространстве. В основной части используются разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости, в том числе с различными атрибутами. Все упражнения выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Упражнения подбираются преимущественно циклического характера (ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям). В заключительной части проводятся упражнения на дыхание и расслабление, выполняемые в медленном темпе. Важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений.

Во время занятий степ-аэробикой необходимо учитывать ряд моментов.

Для сохранения правильного положения тела во время степ - аэробики необходимо:

- держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными; избегать перенапряжения в коленных суставах; излишнего прогиба спины; наклонятся всем телом; при подъёме или опускании со степ - платформы всегда использовать безопасный метод подъёма; стоя лицом к платформе, подниматься, работая ногами, не спиной; держать тело близко к степ-платформе.

Основные правила техники выполнения степ - тренировки:

- выполнять шаги в центр степ - платформы; ставить на платформу всю подошву ступни при подъёме, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг; опускаясь со степ - платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней; не отступать больше, чем на длину ступни от степ - платформы; не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног; не подниматься и не опускаться со степ - платформы, стоя к ней спиной; делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ - платформе ногами.

Большое значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость движений. Подходит музыка, включающая три мелодичные фазы из 32 тактов. Количество тактов в минуту синхронизировано с ударами сердца. Подготовительные и восстановительные упражнения в начале и в конце занятия должны выполняться под музыку, количество тактов в минуту в которой не превышает 140. Во время самой тренировки должна звучать не быстрая музыка, чтобы у вас было время подняться и спуститься с платформы.

Важно использовать словесные команды, которые должны быть краткими и чёткими.

Выступления со степ - аэробикой на праздниках демонстрируют родителям достижения детей и неизменно получают высокую оценку, повышают интерес у детей к физическим упражнениям и вызывают положительный эмоциональный отклик.

В заключение, мы уточнили определение понятия «физические качества» - это врождённые морфофункциональные особенности организма человека, которые наиболее эффективно развиваются в процессе физического воспитания, посредствам физических упражнений.

Представили степ-аэробику как современную оздоровительную технологию,  включающую систему общеразвивающих и танцевальных упражнений выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывный комплекс, направленную на сохранение здоровья и развитие физических качеств у старших дошкольников, активизацию двигательной деятельности.

 

Список литературы:

1.      Большой психологический словарь / ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: «Олма Пресс», 2004. - С.135-139.

2.      Захаров, Е. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств / Е. Захаров, А. Карасёв, А. Сафронов.- М.: Лептос, 1994. - 368 с.

3.      Здоровьесберегающие образовательные технологии: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции. Москва, 25 октября 2007 Г./Отв. ред. Е.В.Усова. М.: Издат-во СГУ, 2007. 255 с.

4.      Ильина, Г.В. Развитие физических качеств дошкольников в непрерывном образовании: учебно-методическое пособие / Г.В. Ильина, М.В. Овчинникова. - Магнитогорск: МаГУ, 2011. - 80 с.

5.      Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для пед. вузов / Н.Н. Кожухова. - М.: Академия, 2002. - 316 с

 

Просмотров работы: 4213