Значение и роль гостиничного сервиса для развития как экономики, так и культуры нашей страны и всего международного сообщества переоценить невозможно. Его индустрия занимает важное место в политике большинства стран [1].
Организация же гостиничного сервиса доставляет работникам множество проблем, а именно: проблем недостаточно профессионального отношения к гостиничному бизнесу отечественных предпринимателей; проблема неоднозначного понимания основного термина этого сервиса – «гостеприимство»; проблема укрупнения или минимизации гостиничного предприятия в зависимости от постановки перед трудовым коллективом количественных или качественных целей.
Современное предприятие гостиничного сервиса представляет собой не только организацию по предоставлению гостям услуг проживания и питания, но и широкий спектр других услуг (транспорта, связи, развлечений, спортивных занятий, салонных процедур и проч.). Фактически предприятие гостиничного сервиса выполняет такую систему функций, которая должна восприниматься как комплексный гостиничный (сервисный) продукт [3].
Формировать сервисный гостиничный продукт – значит уметь:
а) предложить гостям «теплый» прием;
б) создать для гостей дружелюбную и безопасную атмосферу.
Это значит обеспечить гостям сытость и комфорт, уют и внимание.
В «правильно» организованных гостиницах гости получают максимум удовлетворения своих потребностей. Эти гостиницы эстетично оформлены, отличаются оригинальным убранством помещений. Уровень дизайна интерьеров высок. Номера соответствуют уровню «люкс». В таких гостиницах не возникает вопросов о нарушениях санитарных норм или ситуаций психологического давления на гостей. В них, напротив, имеет место служебный этикет, соблюдается строгий регламентированный церемониал, в общении с клиентом поддерживается здоровый морально-психологический климат [2].
В целом, культуру гостиничного сервиса составляют:
- организационная культура;
- психологическая культура;
- этическая и эстетическая культура;
- корпоративная культура;
- культура деловых взаимоотношений;
- имиджевая культура;
- культура рекламной деятельности;
- культура производственного менеджмента;
- экономическая культура.
Как таковую эстетическую же культуру гостиничного сервиса (гостинично-туристского комплекса) составляют:
- техническая эстетика и дизайн;
- эстетика оформления внешнего вида, интерьера и мест обслуживающего персонала;
- эстетика внешнего вида работника.
Союзники («мелочи») эстетической культуры гостиничного сервиса:
- цвет, звук, свет;
- красота и целесообразность распределения рабочих зон;
- правильность выбора форм и деталей интерьера.
Они используются с применением знаний по эргономике, инженерной психологии, технологии производства, экономике, социологии, искусствознанию и др.
Техническая эстетика гостиничного сервиса (производственной среды предприятия) создана:
а) по законам красоты и дизайна;
б) по законам рационального использования территории;
в) по законам эффективного воздействия на гостя.
Основные объекты дизайна в гостиничном сервисе – форма прейскуранта, форма мебели, производственная техника, документация, одежда персонала.
Эстетика рекламы (печатной, кино, радио и др., а именно: листовок, буклетов, справочников, объявлений, лаконичных текстов на витринах, стендах и т.п.) подчинена правилам:
- выразительности;
- броскости;
- оригинальности;
- динамичности;
- насыщенности;
- свежести.
Главные средства эстетичной рекламы – шрифт, изображение, цвет. Эта эстетика создается с большой выдумкой и фантазией. При хорошей разработке такая реклама обязательно вызывает у гостя желание воспользоваться предложенными услугами, впечатление необходимого атрибута гостиничных услуг. Гость в таком предприятии при минимуме слов получает максимум информации.
Составляющие эстетики внешнего вида работника предприятия гостиничного сервиса: одежда, обувь, прическа, косметика, осанка, мимика, жесты, манеры и т.д. По внешнему виду конкретного работника составляется целостное впечатление о предприятии гостиничного хозяйства. Иными словами, внешний вид работника – визитная карточка предприятия. Неряшливость вызывает у гостя чувство досады и раздражения. Красота же и опрятность – удовольствие от потребления услуг.
Итак, гостеприимство – одно из ярких понятий человеческой культуры, образец национальных представлений о гостях, заботе о них. Каждое гостиничное предприятие должно обладать культурой обслуживания, иметь эстетический внешний и внутренний вид.
Литература
Волков Ю.Ф. Законодательные основы гостиничного сервиса / Ю.Ф. Волков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 237 с.
Федцов В.Г. Культура гостинично-туристского сервиса : учебное пособие / В.Г. Федцов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 503 с.
Шматько Л.П. и др. Туризм и гостиничное хозяйство / Л.П. Шматько. – М.: ИКЦ «Март», 2003. – 146 с.