ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ КОСАРЕВА Ю. С. , ГРАДУСОВА Л. В. , МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МАГНИТОГОРСК, РОССИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ КОСАРЕВА Ю. С. , ГРАДУСОВА Л. В. , МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МАГНИТОГОРСК, РОССИЯ

Косарева Ю.С. 1, Градусова Л.В. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основные свойства личности. При полноценном общении в семье у ребенка развиваются активность, открытость по отношению к другим людям. Общение дошкольника с близкими стимулирует его интерес к самопознанию, развивает представления о себе, своих возможностях. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношений «родители – ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей.

На отношения ребенка с родителями обращали внимание в своих исследованиях Г. Хоментаускас, А.А Реан, М.Ю. Санников, Э. Берн, К. Юнг. В большинстве из них делается акцент на особенности восприятия мира ребенком и развитие его личности в зависимости от родительского отношения.

По мнению Т.А. Марковой, в семье существуют возможности для включения ребёнка в бытовую, хозяйственную, досуговую, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к труду родителей.

А. А. Бодалев, Л. И. Божович, А. И. Венгер, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, В. Н. Мясищев, Д. Б. Эльконин отмечают, что для полноценного развития ребенка, становления его адекватной самооценки рядом с ребенком должен находиться значимый для него и принимающий его взрослый.

Ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях, появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Согласно ФГОС одной из важных задач дошкольного учреждения является обеспечение взаимодействия детского сада с семьей в решении задач формирования личности ребенка.

Цель нашего исследования: выявление особенностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста и взрослых в в семье.

Исследование проводилось в МДОУ «ЦРР – д/с №175» г. Магнитогорска.

Для выяснения особенностей взаимоотношений взрослых и детей в семье с детьми проводилась беседа «моя семья» (автор О.Ю.Пичуева). Беседа включала вопросы, позволяющие установить характер и содержание общения и взаимодействия взрослых и детей в семье.

Большинство опрошенных дошкольников проживают в полных семьях с папой и мамой, у 40% есть братья, и 60 % сестры.

Анализ ответов показал, в большинстве семей родители проявляют интерес к делам ребенка и активно их обсуждают. На вопрос «Как часто родители разговаривают с тобой о твоих делах?» 80% дошкольников дали положительный ответ, 20% детей ответили (не всегда). На вопрос о том строго или ласково разговаривают с ними родители, 100% детей ответили, что родители чаще говорят с ними ласково, чем строго.

В 50% семей родители играют с детьми дома, в 30% не играют и в 20% играют «не всегда». Большинство детей на вопрос « Кто из членов семьи чаще играет» ответили: мама(60%), 20% папа играет, 20% - сестра играет. Таким образом, в половине семей родители не находят времени для совместных игр с детьми или считают такое времяпрепровождение не важным.

Книги, игрушки и гостинцы детям чаще всего покупают мамы(40%) и бабушки(40%), и только 20% детей назвали папу. Более половины детей, принявших участие в исследовании, отметили, что чаще всего, если их обижают, они жалуются маме( 60%), 30% жалуются папе, 10% - никому не жалуются.

Ответы на вопросы « Помогаешь ли ты дома маме, папе?» Чем и как помогаешь?» показали, что 60% девочек помогают маме «мыть посуду, убираться по дому, смотреть за братиком, мыть полы, готовить». 40% мальчиков ответили, что помогают папе «ремонт делать, уносить, когда что-нибудь тяжелое». Дети четко разграничивают обязанности мамы и папы в семье.

Ответы на вопросы «Если у вас дома какие-нибудь животные? Кто за ними ухаживает?» показали, что у 20% детей есть домашние питомцы (хомячок), дети сами ухаживают за своим животным, у 30% опрошенных детей дома нет животных, у 50% дома есть животные, но ухаживают за ними родители.

Многие дошкольники отмечают, что в семье больше всех слушают маму(60%), а чаще капризничают с папой(40%).

Больше всего дети рассказывают о своих делах маме(70%), и только 30% рассказывают о своих делах папе.

Особый интерес вызывают рассуждения современных дошкольников о том, что больше всего они любят делать в выходные дни. Большинство детей любят играть в игрушки (60%), 20% - рисовать с мамой, папой, 20% детей отдыхать с родителями, «ездим в аквапарк, на «Банное» с папой, мамой, братом».

Анализ результатов проведенного исследования позволяет говорить о достаточном эмоциональном благополучии во взаимоотношениях детей и взрослых в семье, положительной направленности во взаимоотношениях с родителями, разнообразном семейном досуге. Вместе с тем следует отметить недостаточное внимание со стороны родителей к совместным играм с детьми, а также большую значимость и более активное общение детей с мамами, чем с папами.

Таким образом, родителям необходимо как можно больше временипроводить вместе с ребёнком, занимаясь какими-то домашними делами, в процессе выполнения общего дела родители также имеют возможность не только научить ребёнка конкретным действиям (предлагая ему делать то, что доступно), но и наладить с ним хороший эмоциональный контакт. Постоянное эмоциональное состояние, внутреннего мира ребенка, в происходящие в нем изменения – создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями.

Просмотров работы: 3372