ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Курихина Ж.Е. 1, Алексеева О.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Самой большой трудностью, для первоклассника является адаптация к новым условиям. Ему крайне трудно сменить свою прежнюю деятельность на новую. В детском саду ведущий деятельностью была игра, а придя в школу, он должен привыкнуть к новым условиям, новой деятельности.

Адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает свою эмоционально- волевую, познавательную и мотивационную сферы.

В словаре по психофизиологии [6] школьная адаптация описывается, как процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Другими словами, школьная адаптация – это приспособления ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождение в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Ребенка нельзя заставить, принудить быть внимательным, организованным, активным. Если ребенок равнодушен на уроке, он может быстро и аккуратно выполнить все задания учителя, но также быстро и забыть все изученное. Надо сделать серьезное обучение занимательным, не наполнять детей знанием, а зажигать, не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, взаимопонимание, самоутверждение. Достичь этого помогают уроки – игры, уроки – экскурсии, уроки – театрализации, уроки – импровизации, в том числе театрализованных играх. На этих уроках изучается и закрепляется программный материал. Основные условия я направляю на организацию такой развивающей среды, которая способствовала бы сохранению здоровья ребенка и постепенному переходу от дошкольных к школьным формам деятельности детей.

Различные формы театрального действа всегда служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Они побуждают детей младшего школьного возраста действовать в вымышленных обстоятельствах по настоящему, как в жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Роль помогает раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено. В этом заключается коррекционное свойство театрализованной деятельности.

Поступление ребенка в школу коренным образом меняет его положение. Основным занятием становится учеба. Все поступки, отношения с социальным окружением выстраиваются в соответствии с новыми обязанностями.

Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни. Новый режим дня, необходимость сидеть на уроках спокойно, сохраняя правильную рабочую позу (так называемая статическая нагрузка), все это доставляет ребенку некоторый дискомфорт.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.

От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.

Для многих первоклассников трудна школьная адаптация, так как еще не сформировалась личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Если ребенок не готов к новой социальной роли - роли школьника, то ему будет трудно в школе, даже при условии сформированного необходимого запаса знаний, умений и навыков, достаточного уровня интеллектуального развития. Все это может, и чаще всего, не совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего, из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса .

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.

Адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повешение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей.

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций [1].

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Театральное искусство, по мнению Никитина С. В.[4], дает ученикам такие неоценимые приоритеты, как:

- уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение как личности;

- приобретение навыков коллективного общения, необходимого детям в последующей взрослой жизни;

- воспитание в себе чувство ответственности и самостоятельности;

-приобретение творческого самовыражения, реализацию индивидуальных способностей каждого;

- соприкосновение через игру с явлениями реальной действительности, переживаниями, которые наполняют его богатым содержанием и надолго оставляют след в его памяти;

- развитие задатков и творческих качеств детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, альтруистичность, фантазию и воображение,пластику тела, речь и многое другое со знаком «+»;

- приучение детей к дисциплине и самодисциплине;

- формирование вкуса, воспитание чувства меры, способности анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям, навыкам и своему труду;

- расширение кругозора, которое обеспечивает дополнительные знания о жизни.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребенку 6,5-7 лет преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, что в свою очередь обусловило тот факт, что она стала значительным помощником в благополучной адаптации первоклассников.

Театрализованная играодно из эффективных средств социализации дошкольника, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия.

Среди часто используемых форматов доступных без особых материальных затрат можно выделить театр на фланелеграфе, би-ба-бо, пальчиковый театр. Главное, чтобы при всех этих форматах достигались поставленные цели активации участников игры, чётко фиксировались различные ситуации и разыгрывались сценки,являющиеся паттернами при формировании поведенческих навыков [5].

Коллективная театрализованная деятельностьнаправлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; развитие всех ведущих психических процессов; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости.

Семенов Н. Б. указывает на тот факт, что использование теоретических моделей, в частности теоретической концепции фрейма, предложенного И. Гофманом при анализе театрализованной игры, позволяет учитывать различные аспекты театрализованной игры не только как терапевтического или реабилитационного инструмента, но и как матрицы воспроизводства социальных отношений [7]. В нашем случае для помощи первоклассникам в период адаптации к школе. При этом большое значение должно придаваться оформлению театрализованных игр, обсуждению вместе с участниками атрибутов игры, костюмов. Последнее важно для некоторых целевых групп социальной работы с детьми, поскольку позволяет развивать воображение, «входить в образ».Особая роль в перспективном планировании отводится играм-драматизациям, ведь именно в них особенно ярко проявляется детское творчество. В этом виде деятельности оно направлено на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями [2].

Как указывает Д.В. Менджерицкая, чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов [3].Таким образом, первоклассники, реализующие свои творческие способности, желания и потребности в ходе театрализованной деятельности, более уверенно ощущают себя в школе, умеют осуществлять учебную деятельность в парной и коллективной работе, у них адекватная самооценка и оценка окружающих. Адаптации первоклассников к школьному обучению средствами театрализованной деятельности рассчитана на развитие когнитивных способностей, благоприятных личностных особенностей и межличностного взаимодействия младших школьников, а, в конечном счете - на повышение их адаптированности к школе и коллективу сверстников.

Список литературы

Акулова О. Театрализованные игры// Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 24.
  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. –С.118

  2. Менджерицкая Д.В. Творческие игры в детском саду. – Минск, 1953.

  3. Никитин С.В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося / С.В. Никитин, Е.В. Кузнецов // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 20-22.

  4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп. – М.: Школьная Пресса, 2000. – С.56-58

  5. Психофизиология. Словарь / Безруких М. М., Фарбер Д. А.. – Издательство ПЕР СЭ, Москва, 2005.

  6. Семенов Н. Б. Театрализованная игра как инструмент социальной работы // Молодой ученый. – 2011. – №11. Т.2. – С. 104-107.

Просмотров работы: 2851