КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Ивлева Л.В. 1
1Череповецкий Государственный Университет, магистратура 1 курс.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основными направлениями совершенствования коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи по формированию предпосылок к изучению иностранных языков являются:

  1. Коррекционно-развивающие занятия с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации;

  2. Широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования предпосылок к изучению иностранных языков;

  3. Активное включение родителей в коррекционный процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми;

  4. Повышение квалификации педагогов в сфере построения учебного общения и продуктивного взаимодействия с детьми с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения.

Занятие 1.

Вводное занятие. «Вместе весело шагать»

Цель: сплочение коллектива

Оборудование: тихая и спокойная музыка, стулья.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.

«Знакомство-приветствие».

Педагог предлагает детям представиться: назвать свое имя и выполнить какое-нибудь танцевальное движение, группа должна хором повторить имя и движение.

  1. Разминка.

А) «Ветер дует на...»

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д

Б) «Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки, педагог в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

  • Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?

  1. Основная часть.

А) «Поварята»

Дети образуют круг – это кастрюля. Педагог объявляет: «Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат)». Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.

Б) Упражнение "Угадай, чьи эти руки"

Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза, остальные по одному подходят к нему и кладут руки на его ладони. Задача участника – угадать, чьи эти руки.

В) «Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, или похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

  1. Релаксация

(Включается спокойная музыка, детям предлагается взять подушки и лечь на спину.)

-Я знаю, детки наши сегодня устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон.

Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши ручки отдыхают.

(пауза.— поглаживание детей). Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают. Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются. Все чудесно расслабляются. Дышится легко, ровно, глубоко. Мы спокойно отдыхаем,

сном волшебным засыпаем.

  1. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

  1. Ритуал прощания.

Все встают в круг и берутся за руки, затем произносят слова хором и выполняют движения:

Давай с тобой обнимемся,

И над землей поднимемся,

Тепло сердец соединим,

И станем солнышком одним.

Занятие № 2.

Лесная школа.

Цель: активизирование у детей положительных впечатлений о школе, учебной деятельности.

Оборудование : «чудесный мешочек», в котором спрятаны различные

атрибуты школы (мел, тетрадь, букварь, пенал, карандаш, линейка, счетные палочки), большая книга сказок, мяч, колокольчик, очки в интересной оправе, энергичная и спокойная музыка.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.

«Доброе животное»

- Раз, два, три . В круг беги! ( все встают в круг и берутся за руки, педагог говорит тихо)

- Мы- одно большое доброе животное, давайте помолчим и послушаем как оно дышит. (Дети прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей).

- А теперь подышим все вместе. На вдох-шаг вперед, на выдох-шаг назад.

-Так дышит не только животное, а так же четко бьется его большое доброе сердце. Тук-шаг вперед, тук -шаг назад. Это животное подарила нам тепло своего дыхание и доброту своего сердца.

2.Разминка.

«Эстафета знаний».

Ребята, сегодня мы отправимся в сказочное школьное путешествие. Оно будет долгим. Нас ждут интересные задания, пройдя которые мы станем настоящими будущими школьниками. Хотите путешествовать все вместе? Чего нам для этого не хватает? Конечно, команды-класса.

Сейчас тот, кто назовет какое-нибудь важное качество школьника, будет принят в команду-класс! Говорит тот, у кого в руках колобок. Все слушаем внимательно и не повторяемся. ( Педагог дает образец, дети передают колобок по кругу, называя качества, которыми должен обладать школьник)

- Теперь мы команда-класс, и нам нужно договориться, как ведут себя настоящие школьники: мы должны слушать друг друга внимательно, не перебивать, быть добрыми, веселыми и послушным!

  1. Основная часть.

А) Игра « Чудесный мешочек»

(Педагог достает «чудесный мешочек» со спрятанными в нем школьными принадлежностями).

-Это волшебный мешочек! Хотите узнать, что в нем? Вам надо найти один предмет и, не доставая руки, попробовать догадаться для чего он нужен. Не называйте этот предмет, пусть остальные ребята тоже догадаются. Дам вам маленькую подсказку: все предметы связаны со школой.

(Дети по очереди ощупывают какой то предмет, а затем достают его убеждаясь в правильности отгадки).

(Педагог показывает детям колокольчик и предлагает по очереди послушать его звон).

Б) Сказка.

-Недавно я была в Лесной школе, где мне подарили сказочный колокольчик! Его надо приложить к уху и потихоньку послушать. Он наградит нас сказочной силой! Послушайте и передайте соседу, а сами сядьте поудобнее и приготовьтесь слушать сказку.

Сказка:

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе, где было много детей. Вместе с ними Ежик учился читать, писать, считать и мечтал, когда вырастет, стать учителем.

И вот Ежик стал взрослым и построил настоящую Лесную школу для зверят. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом.

Учитель-Еж принес учебники — книжки с картинками.

Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик, она будет отвечать за звонки.

  • А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! — удивился Крот.

  • Эх. ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок — значит, пора на урок. А если на уроке звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! Наступила перемена!— затрещала Сорока.

  • Так наши ребята-зверята могут и не знать все правила в школе? — заволновался Крот.

  • Вот придут в школу и узнают! — ответил Еж.

И Лесная школа стала ждать своих первоклассников

В) Игра «Очки будущего».

-Это «очки будущего», надев их, вы отправитесь в будущее. Каким ты видишь себя учеником?

(Дети рассказывают, что они делают, будучи школьниками, какие они. В случае затруднений педагог задает наводящие вопросы).

Г) Игра «Урок-переменка».

(Обсуждаются правила, согласно которым, пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по комнате, как только слышен звонок на фоне музыки, детям нужно сесть за парту в позе примерного ученика.)

-Сейчас мы потренируемся быть внимательными школьниками. Я включу музыку, вы можете играть, отдыхать как школьники на перемене. Как только услышите звонок, нужно прибежать и сесть за парту, как прилежные школьники.

  1. Релаксация.

Включается спокойная музыка, детям предлагается взять подушки и лечь на спину.

Вы устали после уроков в школе и прилегли на полянку отдохнуть. Закройте глаза. Представьте, что вы очутились в сказочном лесу. Вы лежите на мягкой зеленой траве, над вами ясное голубое небо, воздух чистый и свежий. Дышится легко, ровно глубоко. Сквозь ветки деревьев выглядывает теплое ласковое солнышко. Вы чувствуете, как приятное тепло окутывает вас, разливается по всему телу. Вам хорошо и спокойно, вы улыбаетесь. Дует легкий ветерок, над головой слышится пение лесных птиц. Шея не напряжена, руки и ноги расслаблены, вы отдыхаете. Все зверята тоже отдыхают после уроков в Лесной школе. Они спрятались в свои домики: бельчонок спит в дупле, мышонок в норке, ежик лег отдохнуть под куст.

Но вот где-то вдалеке послышался звон сказочного колокольчика. Это в Лесной школе снова начинаются уроки, а нам пора возвращаться. Медленно открываем глазки, встаем. Сказка закончилась, мы снова оказались в детском саду.

  1. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

  1. Ритуал прощания.

Все встают в круг и берутся за руки, затем произносят слова хором и выполняют движения:

Давай с тобой обнимемся,

И над землей поднимемся,

Тепло сердец соединим,

И станем солнышком одним.

Занятие № 3.

«Дружба начинается с улыбки»

Цель: формирование понятий «Друг », «Дружба», развитие словарного запаса и побуждение к общению

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.

«Доброе животное».

- Раз, два, три . В круг беги! ( все встают в круг и берутся за руки, педагог говорит тихо)

- Мы- одно большое доброе животное, давайте помолчим и послушаем как оно дышит. (Дети прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей).

- А теперь подышим все вместе. На вдох-шаг вперед, на выдох-шаг назад.

-Так дышит не только животное, а так же четко бьется его большое доброе сердце. Тук-шаг вперед, тук -шаг назад. Это животное подарила нам тепло своего дыхание и доброту своего сердца

2.Разминка.

Сегодня мы с вами поговорим об очень, очень важном. А о чем именно сейчас вы узнаете, послушав песню. (Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг ».) О чем пелось в этой песне? Вы согласны с этим? Почему? Кто же из вас догадался, о чем мы сегодня будем говорить ?

3.Основная часть.

А) Сказка

Психолог рассказывает сказку, затем задает вопросы.

Сказка:

Жила-была на земле девочка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

-Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет.

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять красивых девочек, одна другой краше.

-Вот выбирай, - сказал волшебник.

-Одну зовут Радость, другую - Доброта, третью - Красота, четвертую -Печаль, а пятую -Дружба.

-Они все прекрасны, - сказала Любовь. Не знаю, кого и выбрать.

-Твоя, правда,- ответил волшебник,- но выбери только одну из них. Она будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девочкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. Она подошла к девочке по имени Дружба и протянула ей руку.

  • Ребята ,а кого выбрали бы вы? Почему? (Дети объясняют свое мнение).

  • Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).

  • Какое чудесное слово « Дружба ». Давайте произнесем это слово вместе!

Б) «Угадай-ка»

Попробуйте угадать, кто с кем дружит.

1.Зеленый крокодил Гена и его друг… (Чебурашка )

2.Мальчик по имени Малыш и его друг …(Карлсон)

3.Смешной мишка Вини - Пух и его друг… (Пятачок)

В) «Дерево вопросов».

Перед вами, ребята, стоит необычное дерево, так как у него необыкновенные цветочки. На цветочках этого дерева написаны вопросы. Давайте попробуем на них ответить.

  • Олегу нужно обратиться к воспитательнице, а она в это время разговаривает. Что нужно сделать?

  • Игорь столкнулся с Верой в дверях. Что он должен сделать?

  • Маша принесла в группу новую куклу, а Оле хочется поиграть с Машиной куклой. Что должна сделать Оля?

  • Мальчики из кубиков построили дом, Максим играл рядом и задел, дом сломался. Что должен сделать Максим?

  • Ты пришел в детский сад и принес конфеты. Что с ними сделаешь?

  • Можно ли назвать вежливым того, кто обижает маленьких?

  • Девочки играют в интересную игру, к ним подошла Света. Что скажут ей девочки?

Г) «Дружба начинается с улыбки»

Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами проведем упражнение «Дружба начинается с улыбки », от которого вам станет весело и приятно. (Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем и с улыбкой. Например , Здравствуй , Машенька.)

Вот и пришло время разгадать нам секрет дружбы. (Да.) А секрет этот спрятан в одной песне. Давайте послушаем. (Звучит аудиозапись песни «Улыбка ».)

И с чего же начинается дружба ? (с улыбки ) Молодцы, вы очень быстро разгадали секрет дружбы.

Сегодня мы с вами говорим о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку. (Дети хором рассказывают заранее выученное стихотворение.)

Все мы дружные ребята.

Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо.

Будет радостно, светло.

Д) «Закончи пословицу».

О друзьях , о дружбе всегда приятно говорить. А знаете ли вы пословицы о дружбе? Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи пословицу».

  1. Один за всех и все за одного.

  2. Нет друга - ищи, а нашел – береги.

  3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  4. Новых друзей наживаю, а старых не забываю.

  5. Старый друг лучше новых двух.

Так о чем же говорилось в этих пословицах? (Ответы детей).

  1. Релаксация

Включается спокойная музыка, детям предлагается взять подушки и лечь на спину.

«Лягте в удобное положение. Закройте, глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты, в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

5. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «О чем мы с вами сегодня говорили?», «Что такое дружба?», «Вам понравилось занятие?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

(Стук в дверь. Заходит сказочный персонаж - кот Леопольд.) Ребята, кто к нам в гости пришел?

Леопольд: Я пришел не с пустыми руками , а с волшебным клубочком. Поиграем ? (Дети сидят на ковре по кругу. Леопольд передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит вежливое слово. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.) Ребята, вам понравилась игра ? (Ответы детей.)

  1. Ритуал прощания.

Теперь мы с вами связаны одним клубочком, клубочком дружбы. А помните, что говорил кот Леопольд в мультфильме? Давайте мы все с вами встанем, возьмемся за руки, улыбнёмся, друг другу и еще раз скажем слова добрейшего кота Леопольда:

-Ребята, давайте жить дружно.

Занятие №4.

« Речевые и неречевые звуки».

Цель: формирование фонематического воприятия.

Оборудование: игрушки, предметные и сюжетная картинки, «Говорящая книга» «Чьи домишки? Чьи детишки?», загадка, цветы, дидактические игры: «Доскажи словечко», «Правильно ли это?», , игрушки (кошка, бычок).

Ход занятия

  •  
    1.  
      1.  
        1. Ритуал приветствия.

«Подари тепло»

Здравствуйте, ребята. Сейчас мы по очереди будем класть ладошки на стол, и называть свое имя. Первой кладу я, затем вы свои ручки на мои.

А теперь по очереди убираем ручки и снова называем своё имя.

2.Разминка.

«Правильно ли это?»

- Дети, я каждому из вас буду произносить предложение. А вы должны подумать, и сказать, правильно ли это.

- Зимой бывает очень холодно. Косточка любит собаку. Бантик завязывает девочку. Мышка ловит кошку. Деревья растут в лесу. Ручка пишет мальчиком.

  1. Основная часть.

А) «Снег».

На магнитной доске выкладываются картинки, которые дети вслух называют. Психолог спрашивает детей: «Дети, а как вы узнали, что это? (Увидели), Чем вы увидели? Значит, для чего нужны глаза?»

Задается загадка про снег.

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

- Дети, а почему снег (снежинка) тает? А как вы узнали, что снег холодный?

- Значит, что нам помогает узнавать, что холодное, что горячее?

Б) «Кто это или что это?»

- Хорошо, вы картинки разглядывали. Значит, вам помогли глазки. А теперь закрыли глазки. В это время детям близко подносятся цветы. Психолог задает вопросы: « Как вы думаете, что это? А как вы поняли, что это цветы?»

Раздается мяуканье кошки (дети ее не видят). «Дети, кто это?»

Раздается мычание быка (дети его не видят). «Дети, а как вы узнали, что это кошка и бык? Ведь вам носик, глазки и руки не помогали. А что вам помогли? Значит, для чего нам нужны ушки?»

Работа с «Говорящей книгой » «Чьи домишки? Чьи Детишки?». Дифференциации звуков на картинках.

В) «Дружат в нашей группе» .

Психолог показывает движение и рассказывает стих, дети повторяют за ним и учатся соотносить движения пальцев рук и речь:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Вместе мы подружимся

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать!

Г) Игра «Доскажи словечко».

Психолог читает предложение, а дети должны дополнять.

В чаще голову задрав, воет с голоду… (жираф).

Клубком свернулся - ну-ка тронь! Со всех сторон колючий… (слон).

Под луною песню петь. Сел на веточку… (медведь).

Длиннее шеи не найдешь. Сорвёт любую ветку… (ёж).

Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… (волк).

Быстрее всех от страха. Несется… (черепаха).

По горной круче проходил обросший шерстью...(крокодил).

В теплой лужице своей громко квакал...(воробей).

На заборе по утру, кукарекал…(кенгуру).

Над лесом солнца луч потух, крадется царь зверей…(петух).

Все преграды одолев, бьет копытом верный…(лев).

Сено хоботом берет толстокожий…(бегемот).

  1. Релаксация

Включается спокойная музыка, детям предлагается взять подушки и лечь на спину.

«Лягте в удобное положение. Закройте, глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты, в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

  1. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

  1. Ритуал прощания.

«Подари тепло»

Психолог первый кладет ладошки на стол и называет свое имя. Затем поочередно дети кладут ладошки и называют свои имена. После руки убираются также с называнием имен.

Занятие №5.

«Гуси-Лебеди».

Цель: развитие внимания, самоконтроля и произвольности

Оборудование: яблоня, с вырезанными фрагментами; обои с наклеенными на них геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат) 3-х цветов (желтый, красный, синий); изображение печки; поле, расчерченное 9х9 клеток; картинка «противень»; 4 избушки на курьих ножках, отличающиеся незначительными деталями и тень одной из них, бланк «перепутанные линии»; 3 круга (красный, синий, желтый)

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.

«Подари тепло»

Здравствуйте, ребята. Сейчас мы по очереди будем класть ладошки на стол, и называть свое имя. Первой кладу я, затем вы свои ручки на мои. А теперь по очереди убираем ручки и снова называем своё имя.

  1. Разминка.

Дети, а вы любите сказки? Послушайте внимательно, из какой сказки этот фрагмент:

«Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.» (Гуси-лебеди)

Что же случилось у нас в сказке? (гуси-лебеди похитили Иванушку)

Молодцы! Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по сказке «Гуси-Лебеди», в которой мы поможем Аленушке спасти братца. Нам предстоит много испытаний. Мы с вами сейчас перенесемся в сказку.

  1. Основная часть.

Вот мы и попали в сказку. Кого же первого встретила Аленушка на своем пути? (печку) И чтобы печка пропустила нас дальше, нужно разложить пирожки в определенные места.

А) Упражнение «Будь внимателен».

Перед вами противни, расчерченные на клеточки. Кто знает, что такое противень? Я вам буду диктовать, куда и на сколько клеток вам нужно провести линию от точки-пирожка в центре и нарисовать свой. Карандаш отрывать бумаги нельзя пока мы не нарисуем пирожок:

  • 1 клетка влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 2 вправо – рисуем пирожок;

  • 1 клетка вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 влево – рисуем пирожок;

  • 2 клетка вниз, 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо – рисуем пирожок;

  • 1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 1 вниз, 1 вверх – рисуем пирожок;

Молодцы! Все выполнили задание. А теперь давайте положим наши пирожки печь. Кого же дальше встретила Аленушка на своем пути? (яблоньку) Внимательно посмотрите на нашу яблоньку. Кто-то ее сломал. Давайте соберем яблоньку?

Б) Упражнение «Собери картинку.

Дети смотрят на изображение яблони. Внимательно посмотрите, какой кусочек откуда? Соедините фрагмент и соответствующее ему пустое место на картинке. Молодцы! Посмотрите, какая красивая яблонька получилась.

Кто же дальше помог Аленушке? (речка) Нам нужно перебраться на другой берег.

В) Упражнение «Дорожка».

Перед детьми ложится «дорожка» и с наклеенными на нее геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат) 3-х цветов (желтый, красный, синий).

Педагог-психолог: Мостик у нас не простой. Идти по нему нужно очень внимательно. Можно наступать на геометрические фигуры, но не на треугольники, и не на желтые фигуры.

Г) Упражнение «Чья тень?»

Педагог-психолог: Вот мы и перебрались на другой берег. А вот и избушка на курьих ножках. Да не одна, а целых 4 и только одна из них настоящая, та которая отбрасывает тень. Посмотрите внимательно и определите, какой избушке принадлежит тень.

Молодцы, вы правильно нашли настоящую избушку и чтобы забрать Иванушку теперь нужно открыть замочек, а замочек этот с секретом.

Д) Упражнение «Перепутанные линии»

Педагог-психолог: Посмотрите внимательно, на замке с левой стороны нарисованы ключики. Для каждого ключа нужно нарисовать пару. А чтобы найти место, в котором нужно нарисовать ключ, нужно внимательно проследить по линиям, которые идут от каждого ключа и в пустом кружке нарисовать такой же. Я вам покажу, как это делать и подберу пару для первого ключика. Вот мы и спасли Иванушку. А теперь нам нужно быстро возвращаться, чтобы гуси-лебеди нас не поймали и снова не забрали Иванушку.

  1. Релаксация.

Включается спокойная музыка, детям предлагается взять подушки и лечь на спину.

«Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко.

Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий — желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

  1. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

  1. Ритуал прощания.

Все встают в круг и берутся за руки, затем произносят слова хором и выполняют движения:

Давай с тобой обнимемся,

И над землей поднимемся,

Тепло сердец соединим,

И станем солнышком одним.

Занятие 6.

Цель- формирование лексико - грамматических категорий и развитие связной речи.

Оборудование: Письмо-сюрприз, панно «Ковроград», дидактическая игра «Чудо – дерево», карточки с изображениями диких животных, карточки с наложенными изображениями животных, карандаши, опорные картинки для составления рассказа, схемы предлогов –под, за, между, фишки – полоски, обозначающие слова в предложениях, фишки для слогового анализа слов.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. 2. Разминка.

Педагог говорит, что сейчас увидела, как к окну подлетела сорока. Интересно, что она хотела сообщить? Достает письмо. На конверте адрес наш. А обратный чей? Лесной.Читает письмо:Здравствуйте дорогие ребята! В лесу скучно. Тихо. Не поют птицы. Деревья голые. Стало холодно. Выпал снег. Приходите в лес, Будем с вами мы дружить,Поиграем и поскачем, Веселей мы будем жить!Ждем вас в гости!

3. Основная часть.

А)Загадки.

Чтобы отгадать кто написал письмо педагог задает загадки:1).Хитрая плутовка,Рыжая головка.Хвост пушистый – краса.Кто же это? - А как вы догадались, что это лиса? А что вы еще можете сказать о лисе. Какая она? (Рыжая, хитрая, хищная, злая, голодная)- А что значит хитрая? (Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои желания.)2) Комочек пуха,Длинное ухо,Прыгает ловко,Любит морковку.- А что еще можно сказать о зайце? (Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.)3) Кто зимой холоднойВ лесу ходит серый,Злой, голодный. Хвост пушистою дугой,Вам знаком зверек такой?4)Острозубый, темноглазый,По деревьям любит лазать. А как вы догадались? (Она быстрая, легко прыгает. Белка питается орехами)-Педагог спрашивает от кого письмо (Пишут лисы, белки, зайцы, волки.) Как сказать, одним словом? (Дикие животные.) Почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу.) Б)Физкультминутка- Мы принимаем приглашение? Ребята, пойдем в гости к лесным жителям? - Удобно ли идти в лес пешком по снегу? Почему? ( Там много снега сугробы высокие, глубокие. Можно в снег провалиться.)- Что можно придумать? (Одеть лыжи.)Под музыку имитация движений ходьбы на лыжах.Мы оказались в лесу. Посмотрите, как вокруг красиво!- Как выглядят деревья?- Какой снег в лесу? (ответы детей)– Посмотрите, какие кучи снега навалило, как они называются, помните? (Сугробы) - Как сказать по-другому, когда на землю падает снег? (Снегопад) - И так, мы в лесу. Сейчас в лесу тихо-тихо, только снег под ногами скрипит.- Что же нас никто не встречает? А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы?Ой, разве можно громко кричать и шуметь в лесу?- Как вы думаете, ребята?- А почему? (Звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу.)- Давайте тихонько погуляем по лесу, вдруг кого-нибудь увидим.

В) Игра «Чей хвост?»

За чудом – деревом спрятались животные. Посмотрите внимательно, кто прячется за деревом. Расскажите, кого вы видите. Составьте предложения со словом значит. ( Я вижу беличий хвост, значит, за деревом прячется белка.)Картинки зверей, спрятавшихся за деревом выставляются поочередно на ковроград

Г) Упражнение «Раздели слово на слоги» А теперь определите, сколько слогов в названии животного, которого вы узнали (Дети отхлопывают и называют сколько слогов.) Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Д) Игра-задание «Зачем им это нужно?»

Собрались звери, стали друг друга рассматривать и спрашивать. Зачем зайке длинные уши? (Чтобы хорошо слышать и вовремя убежать от врагов.)Если у него длинные уши, значит он? (Длинноухий) Зачем лисичке длинный хвост? (Чтобы заметать следы.)Если у нее длинный хвост, значит она? (Длиннохвостая)Зачем белке цепкие лапки? (Чтобы удержаться на дереве.)Зачем волку острые зубы? (Чтобы охотиться.)Если у него острые зубы, значит он? (Острозубый) Е) Проблемная ситуация.-Как вы думаете, что может произойти, если встретятся лиса и заяц? -Давайте поможем спрятаться зайке от лисы при помощи наших маленьких помощников – (предлоги и картинки) ПОД, У, ЗА, МЕЖДУСоставление предложений, например: «Заяц может спрятаться от лисы под деревом, за деревом, между деревьями» Составление схем предложений, разбор: сколько слов в предложении? Назови первое (второе, третье) слово в предложении, назови «маленькое слово».ж) Обводка, и раскрашивание зверей Педагог приглашает детей за столы, на которых лежат картинки с наложенными контурами животных. А чтобы эта зимняя прогулка осталась надолго в нашей памяти, давайте рассмотрим изображения животных. Кого вы видите? Обведите по контуру, а потом раскрасьте жителей зимнего леса в группе. 4. Релаксация.

Включается спокойная музыка, детям предлагается взять подушки и лечь на спину.

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом, вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

  1. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

  1. Ритуал прощания.

Все встают в круг и берутся за руки, затем произносят слова хором и выполняют движения:

Давай с тобой обнимемся,

И над землей поднимемся,

Тепло сердец соединим,

И станем солнышком одним.

Занятие 7.

«Сказка».

Цель: развитие познавательных способностей

Оборудование: игрушка-белочка, игрушка-Баба Яга, корзинка для грибов, иллюстрации диких и домашних животных для фланелеграфа, плакат с нарисованным домом Бабы Яги, листы с заданием «Соберём грибочки»; листы с заданиями для упражнения «Найди пару»; таблица-план дома Бабы Яги; грибы, вырезанные из картона, точечный рисунок белочки.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.

- Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга, как обычно. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения)

- Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладошки и сердца!

Пусть тепло на свете будет!

Улыбаются пусть люди!

Мир пусть будет без конца!

- Вот, мы с вами и поприветствовали друг друга. Настроение наше улучшилось, добрые наши сердечки стали ещё добрее. И на занятии сегодня мы будем как всегда добры и внимательны друг к другу, помнить о том, что перебивать друзей нельзя, говорить нужно по очереди.

- К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, какие вы умные и замечательные дети. Поздороваемся с ними.

- А теперь глазки смотрят на меня, ушки слушают меня!

2. Разминка.

Упражнение «Собираем грибы»

- Отгадайте загадку, кто к нам сегодня пришёл в гости:

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Вопросы психолога: «Как вы догадались, что это белочка? Как вы думаете, много надо белочке грибов запасти на зиму? Поможем ей? Сейчас мы отправимся в лес за грибами. Посмотрите на картинку. Что вы видите? Чтобы нас не намочил дождик, зачеркните карандашом все тучки так, как показано на образце в рамочке, и «соберите» все грибы — подчеркните их. Будьте внимательны! Не пропустите ни один гриб, ни одну тучку. Молодцы ребята! Но всё равно этих грибов не хватит белочке на всю зиму. Давайте ещё поможем ей. За активную работу и правильные ответы я буду давать вам вот такие грибочки, и в конце занятия мы подарим их нашей гостье, согласны?»

3. Основная часть.

А) «Поможем животным найти свой дом»

- Но, что это с нашей белочкой? Она, кажется, плачет. Идите все скорее сюда, узнаем, что случилось. (Подходят к фланелеграфу, жалеют белочку, спрашивают, что случилось, делают предположения.)

- Я плачу (от лица белочки, потому что злая баба Яга заколдовала мой дом родной. Вы ведь знаете, где я живу.

- Теперь лес не просто лес, а заколдованный лес. Помогите нам, зверям, ребята! Посмотрите, как нас тут много.

- Давайте поможем этим несчастным животным справиться с чарами Бабы Яги. Все ли эти животные должны находиться здесь в лесу .

- Почему?

-Сейчас, каждый из вас, по очереди, будет брать по одной картинке, и объяснять домашнее это животное или нет. Если животное домашнее прикрепляем картинку к домику, а если дикое оставляем в лесу.

(Берут по одной картинке, объясняют свой выбор и выполняют классификацию. Лошадь отправлю домой, потому что это домашнее животное. Человек заботится о ней, кормит, строит жилище – конюшню и т. д.)

Б) Физкультминутка.

У медведя дом большой, (Руки поднять вверх, подъем на носочки.)

А у зайца - маленький. (Приседание на корточки, руки вытянуты перед собой.)

Наш медведь пошёл домой, (Переступание с ноги на ногу.)

А за ним и заинька. (Прыжки.)

Мы зверяток провожаем (Прощальные движения рукой.)

И занятие продолжаем. (Дети садятся за столы.)

В) Упражнение «Найди пару»

- Помогли мы зверям найти свои дома. А наше путешествие по заколдованному лесу продолжается. Стоп! А где же Белочка? Наша Белочка пропала. А это кто (Баба Яга)

- Да, это я! (от лица Бабы Яги)

- Я похитила вашу Белочку, и заодно прихватила её дружка Ёжиньку. Спрятала их в своей избушке. А чтобы добраться до неё, мои сладенькие, каждый из вас должен выполнить по одному заданию, да и воспитательница ваша тоже. Готовы?

- Тогда слушайте внимательно. На ваших карточках две картинки связаны между собой по смыслу, то есть образуют пару. Если вы такие умненькие, установите эту связь и подберите пару к третьей картинке.

Г) Упражнение «Запомни где»

- Вот мы и подошли к домику Бабы Яги. Какой он большой! Посчитайте сколько в нём этажей (В доме 3 этажа.) А сколько комнат на каждом этаже (На каждом этаже 3 комнаты) Где же она прячет наших друзей: Белочку и Ёжиньку?

- У вас будет 30 секунд, чтобы запомнить это (показ на магнитной доске)

- Перед вами лежат листочки с планом дома Бабы Яги. Нарисуйте в нужных квадратиках, где находится Белочка, а где Ёжинька.

Д) Упражнение «Обведи по контуру и заштрихуй»

- Ура мы нашли нашу Белочку и её друга Ёжиньку. Лес расколдован. И в благодарность за помощь Белочка дарит каждому из вас свою фотографию. Нужно будет только обвести её по контуру и заштриховать слева направо.

4. Релаксация.

Включается спокойная музыка, детям предлагается взять подушки и лечь на спину.

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом, вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

  1. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

  1. Ритуал прощания.

Все встают в круг и берутся за руки, затем произносят слова хором и выполняют движения:

Давай с тобой обнимемся,

И над землей поднимемся,

Тепло сердец соединим,

И станем солнышком одним.

- Давайте и мы с вами подарим Белочке свои подарки. Соберём в корзиночку заработанные грибочки. Белочка благодарит вас!

Занятие 8.

«Путешествие-фантазия».

Цель: проявление способности передавать свое восприятие, ощущение и переживания эмоциональных состояний

Оборудование: Гуашь, кисти, сигналы (красный, синий, зеленый) для каждого ребенка, тонированный под море лист ватмана (разрезанный на части, центральная часть для педагога, а остальные для детей), магнитофон, музыкальный диск «Садко». Игрушки: самолет, дельфин, кукла Незнайка.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.

– Давайте представим, что вы не можете говорить, но нам надо познакомиться и поприветствовать друг друга.– Кто из вас Рома? Таня? (Когда дети слышат свое имя, они жестами показывают на себя и приветствуют друг друга: поклоном, машут рукой, имитируют снятие головного убора и т.д.)

  1. Разминка.

«Путешествие»

Психолог задает вопросы: «Дети, а вы любите путешествовать? На чем можно путешествовать?» (Выслушиваю ответы детей)– Вот сейчас мы с вами отправимся путешествовать на разных видах транспорта, а каких, догадайтесь сами.

Один из детей делает упражнение самолет (предварительная работа).

« Внимательно наблюдайте за Никитой. Как вы думаете, что он изображает? Что делает самолет? Где? Вот самолет (игрушечный самолет) плавно взлетает, быстро летит, на пути встречаются воздушные ямы (резко самолет). Куда попал самолет? (Опросить 2-4 детей и повторить хором).Самолет завершает полет плавной посадкой. Перед нами аэродром, а на нем много самолетов (предложить детям лечь на ковер). Что делают самолеты?» (ответы детейи предложить детям имитировать полет).

  1. Основная часть.

А) игра «Море-океан»

– Под нами море-океан (взять в руки игрушку дельфина). Какая в море вода? (отдать ребенку дельфина, дети, передавая друг другу игрушку, называют слова-признаки).– А по воде бегут волны и шепчут: «В тихую погоду нас нет нигде,А ветер подует – бежим по волне»

Предложить повторить стишок три раза: шепотом, вполголоса и громко.

– А что там плывет по морю?

Двое детей, изображают пароход: садятся на ковер, соединяя ноги и руки (предварительная работа).Предложить совершить посадку на этом корабле-авианосце (имитируем посадку) и поплывем на нем.

– Подойдите к борту (имитирую качку на корабле), да будьте осторожны, не упадите.

Б) Игра: «Морское дно»

Вопросы психолога: «Что вы видите на дне моря? (Выслушать детей).– Я что-то не вижу кораллов. Украсим дно кораллами?» Подозвать детей к столам, предложить каждому капнуть краску на свой лист бумаги (части от ватмана-моря, которые с начала занятия находятся у детей на столах).Психолог предлагает раздуть краску на бумаге. Предложить произнести с восклицательной и вопросительной интонацией хором фразу: «Какое красивое море».

В) Дидактическая игра «Волна»

Психолог предлагает лечь на ковер по кругу, взявшись за руки.

– А в это время спит в глубинах морская волна. – Вот вздымается волна бурливо (подняться сначала на колени, потом встают. Жестом предложить детям повторять за психологом). Бежит по гребню морская волна (делают волну руками), волна перекатывается и бежит к берегу (расходимся, продолжая держатся за руки), вновь откатывается в море (сходимся медленно к центру круга), волнуется и с новой силой накатывается на берег, рассыпается на мелкие брызги (дети «рассыпаются» по ковру).

Начиная шепотом и заканчивая полным голосом, психолог говорит:

«В тихую погоду нас нет нигде, а ветер подует, бежим по волне»

  1. Релаксация.

Остались на песке лишь капельки воды (дети ложатся на ковер). Вот ушли, растаяли ножки, вот руки просочились сквозь песок. Нет рук, нет ног, живот и спинка исчезли, и головка уходит в песок. Нет ни одной водяной капли на песке. Тихо, тихо. Прибежали ребятишки, легли на берегу, нежатся на солнышке, отдыхают и вдруг: «Что я вижу на берегу? Давайте превратимся в автобус. На четыре ноги мы наденем сапоги, перед тем как надевать, будем обувь надувать (дуют).

  1. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

  1. Ритуал прощания.

«Подари тепло»

Психолог первый кладет ладошки на стол и называет свое имя. Затем поочередно дети кладут ладошки и называют свои имена. После руки убираются также с называнием имен.

Занятие 9.

«Барсик»

Цель: развитие способности к эмоционально-волевой регуляции

Задачи:

  • развивать способность видеть положительное в себе и других;

  • снизить проявление симптомов агрессивности, гиперактивности;

  • развивать способность к эмоционально-волевой регуляции;

  • развивать воображение;

  • снять мышечные зажимы, психоэмоциональное напряжение;

  • активизировать эмоциональное и моторное самовыражение.

Оборудование: мягкая игрушка, мяч, краски, листы бумаги (по два на каждого ребенка), шапочки-снежинки, магнитофон, аудиозапись.

Ход занятия

  1. Ритуал приветствия.

В кабинете детей встречает психолог с котом Барсиком (мягкая игрушка). Педагог предлагает детям погладить кота и назвать его ласковым словом.

Проводится игра «Щекотушки». Психолог хвостом игрушки щекочет детей. Игрушку кладет на стол. Дети встают в круг.

2. Разминка.

Игра «Добрые слова»

Психолог предлагает детям говорить друг другу добрые слова. Педагог говорит: «Ребята, как вы думаете, вам говорили правду, когда передавали добрые слова? Я уверена, что все это действительно про вас. И всем нам было приятно это услышать, поэтому давайте чаще говорить друг другу комплименты.»

3. Основная часть.

А) игра «Ласковые лапки»

Педагог демонстрирует детям разные предметы: кусочек меха, кисточка, ватка, флакон, бусы, шарик. Затем проводит по руке разными предметами и с закрытыми глазами детям нужно угадать какой «зверек» прикасался к руке, отгадать и назвать предмет.

Б) Упражнение «Непослушные краски»

Психолог хвалит детей и говорит, что Барсик приготовил им сюрприз -разноцветные краски и приглашает детей за столы.

Педагог говорит, что в коробочке что-то скребется, смотрит в нее и быстро закрывает. Дает инструкцию: Ребята, там непослушные краски, они выскакивают из баночек, я даже боюсь открывать коробку. Если они вдруг выпрыгнут к вам на листочек, то вы быстро ловите их, прикрыв вторым листком (показ), хорошо. (Психолог капает кляксы на листочки детей, дети прикрывают вторым листком, получается отпечаток кляксы. Затем каждый ребенок говорит на что похожа его клякса, и благодарят Барсика за подарок.

В) Игра «Снежные узоры».

Педагог включает музыку вальс к/ф «Мой ласковый, нежный зверь» и надевает шапочки на детей. И предлагает детям делать то, что говорит.

Представьте, что вы – летящие с неба снежинки. Раскиньте руки и свободно передвигайтесь и кружитесь по комнате. Снежинки летают и сплетаются вместе - по две снежинки в одном комочке, кружатся, взявшись за руки. Подул ветерок и снежинки разлетелись по одной кто куда. А теперь снежинки опять встретились друг с другом и сплелись по три снежинки, и опять кружатся вместе. Вновь подул легкий ветерок, снежинки летают медленно, плавно кружась. А теперь началась буря – снежинки летают стремительно, быстро, но стараются не сталкиваться друг с другом, чтобы не сломать свои лучики. Буря утихла, но собрала все снежинки в один большой сугроб, собираемся вместе, тесно прижимаясь друг к другу. Столько снега нападало пора опять в детишек превращаться: «Кружись, кружись, кружись и в ребенка превратись»

  1. Релаксация

Звучит расслабляющая музыка и дети повторяют упражнения за психологом. Психолог: «Выпал снег, вышли ребята лепить снеговиков – легкими хлопками «лепим» на себе толстые ноги, руки, бока, шею. Голову, глаза, нос морковкой и улыбку. Вот он какой получился (ставят ноги на ширину плеч, руки немного разводят в стороны, пальцы растопыривают и улыбаются). Солнышко пригрело, и снег начал таять – повисают руки, голова, спина, одновременно с ними медленно сгибаются колени. Растаял снеговик, осталась одна лужа – лежать на полу, все мышцы расслаблены(предлагается лечь)».

(Звучит расслабляющая музыка, звуки природы)

Психолог говорит: Скоро весна. Солнце согревает ваши руки, ваши ноги, ваше туловище. Вам стало тепло и приятно. Хорошо нам отдыхать,но пора уже вставать, потянулись, улыбнулись, и опять в дет сад вернулись.(дети встают)

  1. Подведение итогов.

Детям задаются вопросы «Что тебе больше всего запомнилось на занятии?», «Что тебе больше всего понравилось из того, чем мы занимались?». Каждый ребенок должен поучаствовать в обсуждении итогов занятия.

  1. Ритуал прощания.

-Молодцы ребята. Мне сегодня очень понравилось с вами играть, было очень интересно. Мохнушка говорит, что вы дружные, веселые дети и большие фантазеры. До свидания ребята. Я вас люблю.

Занятие №10

"Поход в лес за елкой"

Цель: Развитие познавательных способностей и мелкой моторики пальцев рук

Оборудование:

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия.

Ребята, здравствуйте, давайте с вами встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, передадим из рук в руки этот пушистый комочек и скажем друг другу – "Я так рада тебя видеть (имя того, кому говоришь)"

  1. Разминка.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес за елкой. Скажите, а какой же праздник не может обойтись без елки?

Ребята, а скажите, какие опасности нас могут подстерегать в зимнем лесу? (Называют: упадет ветка, замерзнем, встретятся лесные звери и т.д.)

А вы не боитесь опасностей? Отвечают ребята: "Нет!"

Тогда отправляемся в путь (шагаем друг за другом по залу, замерзли, поежились)

Замерзли ребята? Давайте с вами поиграем в снежки, чтоб согреться .

Замерзли ребята? Давайте с вами поиграем в снежки, чтоб согреться

Сделали один глубокий вдох, во время вдоха почерпнули в ладошку снега, задержали дыхание и в это время лепим снежок; кидаем снежок и в это время делаем выдох (3-4 раза).

Порастираем ушки до покраснения (стимуляция биологически активных точек) и отправились дальше.

  1. Основная часть

А) Развитие мышления(классификация и обобщение)

Навстречу выскакивает волчонок "Кто это пожаловал в наш лес, зачем пришли, что нужно? Дети отвечают. Волчонок:"Ребятки вы наверное все знаете, а я вот ничего не понимаю, что происходит вокруг, все белым – бело, жутко холодно, что в природе произошло?» Спрашивает что такое зима. Дети называют все понятия относящиеся к зиме.

Б) Идем дальше, а нам навстречу берлога.

Педагог спрашивает как называется жилье медведя. Дети: Берлога. Отправились дальше, а навстречу – медведь. Медведь спрашивает: Это кто тут чужой бродит в моем лесу, что вам нужно? Дети отвечают, что они идут за елкой. Медведь говорит: ребята помогите мне, пожалуйста, я вижу, что вы добрые . вот мой друг, Мишенька, так сладко спит, а мне негде впасть в зимнюю спячку, постройте мне берлогу, а я пропущу вас в свой лес за елочкой.

Дети начинают строить берлогу из из: счетных палочек, фисташковых скорлупок, виноградных и арбузных косточек, фасоли.

В) Дети идут дальше, переступают через сугробы, идут "гуськом" по узкой тропинке, а им навстречу Дед Мороз. Дед Мороз говорит: Ребятушки, здравствуйте, как хорошо, что я вас встретил, вот вы то мне и поможете. Вчера была сильная метель, все тропинки замело. Поможете мне добраться до моего домика?" Дети садятся за стол и выполняют задание-игра «Лабиринт». Дед Мороз благодарит и дает елочку.

Г)Пальчиковая гимнастика

Рядом с елкой Новый год (делаем из пальчиков елочку)

Дети водят хоровод (сомкнуты пальчики обеих рук и круговой поворот руками)

На ветвях для детворы (делаем из пальчиков елочку)

Есть гирлянды и шары (делаем из пальчиков цепочку и шарик)

Колокольчики висят (имитируем колокольчики из пальчиков)

Ярко лампочки горят (резко разжать пальчики из кулачка)

  1. Релаксация.

Звучит расслабляющая музыка и дети повторяют упражнения за психологом. Психолог: «Выпал снег, вышли ребята лепить снеговиков – легкими хлопками «лепим» на себе толстые ноги, руки, бока, шею. Голову, глаза, нос морковкой и улыбку. Вот он какой получился (ставят ноги на ширину плеч, руки немного разводят в стороны, пальцы растопыривают и улыбаются). Солнышко пригрело, и снег начал таять – повисают руки, голова, спина, одновременно с ними медленно сгибаются колени. Растаял снеговик, осталась одна лужа – лежать на полу, все мышцы расслаблены(предлагается лечь)».

(Звучит расслабляющая музыка, звуки природы)

Психолог говорит: Скоро весна. Солнце согревает ваши руки, ваши ноги, ваше туловище. Вам стало тепло и приятно. Хорошо нам отдыхать,но пора уже вставать, потянулись, улыбнулись, и опять в дет сад вернулись.(дети встают)

  1. Подведение итогов

Педагог задает вопросы: чем мы с вами помогли волку? Какую просьбу медведя выполняли? А еще кого видели? Были ли какие – нибудь задания для вас трудными? А что больше всего вам понравилось?

  1. Ритуал прощания

Дети встают в куруг педагог говорит: Ребятки давайте улыбнемся, друг другу, скажем спасибо. До встречи, ребята, на празднике у нашей елочки.

Просмотров работы: 3767