ОСОБЕННОСТИ РАЗНОМОДАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ОСОБЕННОСТИ РАЗНОМОДАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

По мнению отечественных и зарубежных авторов в области психологии, дошкольный возраст - период чувственного познания окружающего (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина). На этом этапе у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Л.И. Переслени). В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не подметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

Изучением восприятия занимались многие современные физиологи и психологи Л.А. Венгер, Р.А. Гранит, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Т.С. Комарова, Е.Е. Кравцова, Т.В. Лаврентьева, Е. Н. Соколов, К.В. Тарасова, В.В. Юртайкин и другие. Они полагали, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет основу общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Развитие восприятие у детей с ОНР играет особую роль. В своих исследованиях Е.М. Мастюкова, Л.И. Переслени отмечают у них нарушение фонематического восприятия, недостаточная сформированность целостности образа предмета. С точки зрения О.В. Трошина в реализации задачи по перцептивному действию (примеривание к эталону) дети с ОНР чаще пользуются элементарными формами ориентировки, т.е. примериванием к эталону, в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение. Дети с ОНР нередко при примеривании фигур ориентируются не на их форму, а на цвет.

Изучением восприятия у детей с нарушениями речи занимались такие ученые, как Г.В. Бабина, Т.В. Волосовец, Л. И. Белякова, Г.А. Волкова, Ж.М. Грозман, Ю. Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, О.Н. Усанова, Л. С. Цветкова и другие.

Актуальность настоящего исследования несомненна. На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника в связи с тем, что, в последние годы, как указывает Т.В. Волосовец, подавляющее число детей с речевыми нарушениями обучаются в общеобразовательной школе и с каждым годом количество таких детей растет. Дети с речевой патологией, в том числе с общим недоразвитием речи, как правило, имеют трудности в обучении, так как на основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память.

Таким образом, проблема сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи приобретает все большее значение.

Цель исследования — изучение особенностей разномодального восприятия детей дошкольного возраста с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Объект исследования — сенсорно-перцептивная сфера детей с ОНР.

Предмет исследования — особенности разномодального восприятия детей с ОНР.

В основу работы предложена гипотеза о том, что в сравнении с нормально развивающимися сверстниками у детей с ОНР отмечаются отличительные особенности восприятия: недоразвитие фонематического слуха, недостаточная сформированность целостности образа предмета, нарушение тактильно-двигательной чувствительности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Определить состояние, степень изученности вопроса о разномодальном восприятии детей дошкольного возраста.

  2. Подобрать диагностический инструментарий.

  3. Осуществить экспериментальное исследование.

  4. Осуществить интерпретацию и систематизировать полученные результаты.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов исследования:

анализ литературы по проблеме исследования,

экспериментальный (обследование детей),

количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №102» г. Череповца. В эксперименте принимали участие 5 детей шести лет с нормальным речевым развитием и 5 детей с речевыми нарушениями(ОНР, ФФН).

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 32 источников и 4 приложений. Основное содержание изложено на 22 страницах.

Глава I Состояние, степень изученности проблемы разномодального восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  1.  
    1. Сущность и содержание понятия восприятия

Восприятие - очень сложный, системный, многоуровневый процесс, выполняющий отражательную, регулятивную функции в поведении ребенка. Восприятие рассматривается и как процесс формирования субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств, и как сам этот образ, и как система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на анализаторы человека (А.Г. Рузская, 2001)[25]. С точки зрения А.Г Маклакова, восприятие – это психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя[12]. В словаре под редакцией А.В. Петровского звучит иное определение: восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств[21]. Х.Р. Шиффмана говорит о том, что восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире[32].

В рамках современного подхода к пониманию восприятия как особой деятельности экспериментальные исследования Б.Г. Ананьева[1], З.М. Богуславской[2], Л.А. Венгера[2], А.В. Запорожца[8], А.Р. Лурия[3], Я.З. Неверович[9], А.Г. Рузской[25] и др. выявили закономерности развития восприятия в онтогенезе.

А.В. Запорожцем было установлено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий - структурных единиц процесса восприятия у человека. Перцептивное действие обеспечивает сознательное выделение каких-либо свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию образа, адекватного предметному миру и соответствующего задачам деятельности[8].

В научных трудах А.Н. Леонтьева прослеживается, что перцептивное действие тесно связано с практическим. Эта связь проявляется в их развернутом внешне двигательном характере — в движениях руки, ощупывающей предмет, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, в движениях глаз, прослеживающих видимый контур. В ходе выполнения этих действий осуществляется «уподобление» движений органов чувств особенностям воспринимаемого предмета (Это приводит к снятию «слепка», «копии» этого объекта, созданию своеобразной модели через непрерывное сравнение восприятия с оригиналом, проверку и коррекцию образа (Ю.Б. Гиппенрейтер)[11].

Традиционно выделяют следующие виды восприятия:

- зрительные;

- слуховые;

- осязательные;

- вкусовые;

- обонятельные;

- кинестетические (двигательные).

В основе этой классификации лежит различие в анализаторах, играющих в восприятии преобладающую роль[27].

Зрительное восприятие - совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. Оно представляет собой сложную деятельность зрительной анализаторной системы, включающую обработку визуальной информации (обнаружение объекта, различение и выделение его информативных признаков и воссоединение их в целостный зрительный образ), ее оценку (соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами), интерпретацию и категоризацию (принятие решения о классе, к которому относится объект)[12].

Восприятие осязательное - это восприятие на основе кожных и двигательных ощущений. В процессе осязательного восприятия предмета постепенно (сукцессивно) поступающая информация от отдельных признаков предмета превращается в его целостный (симультанный) образ. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилась в движении, то есть пассивное осязательное восприятие заменялось активным ощупыванием предмета. В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения[4].

Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.

В отличие от животных, у человека в слуховом восприятии решающую роль играют две объективные системы, которые имеют не биологическое, а социальное происхождение:

- фонематическая (или система звуковых кодов языка);

- ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов)[28].

Восприятие обонятельное - это восприятие на основе обонятельной чувствительности.

Восприятие вкусовое - это восприятие на основе вкусовой чувствительности[6].

К свойствам восприятия относят:

1. Константность – постоянство воспринимаемых объектов по форме, размеру и цвету. Это свойство помогает воспринимать предметы и явления как нечто неизменное.

2. Предметность – приобретенное свойство, которое формируется в процессе активного и длительного взаимодействия человека с миром. Предметность восприятия подразумевает возможность выделения отдельных предметов и внешних фрагментов реальности.

3. Целостность – свойство, при котором предметы и явления воспринимаются как нечто целое. Отсутствие какой-либо детали не мешает целостному восприятию.

4. Избирательность – одно из свойств восприятия, которое состоит в выделении из общего пространства каких-либо объектов или их признаков. Избирательность осуществляется посредством внимания.

5. Осмысленность – восприятие всегда осмысленно. Все воспринимаемые предметы имеют определенное значение, которое связано с его употреблением.

6. Апперцептивность – восприятие окружающего мира на основе предыдущего опыта. Чем больше опыт, тем адекватнее будет процесс восприятия[15].

Таким образом, восприятие - это сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

  1.  
    1. Особенности разномодального восприятия у детей дошкольного возраста

Большинство отечественных ученых считают, что дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас и он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире.Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения[7].

Вопросами изучения особенностей восприятия детей дошкольного возраста занимались З. М. Богуславская[2], Л. А. Венгер[2], А.В. Запорожец[9], В. П. Зинченко[10], А. Н. Леонтьев[11], С. Л. Рубинштейн[24], А. Г. Рузская[25] и другие.

Эти ученые подчеркивали в своих работах множество особенностей развития восприятия ребенка в дошкольном возрасте.

Г.А. Урунтаева отмечает, что в раннем возрасте зрительное восприятие еще очень несовершенно. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он «выхватывает» при восприятии какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Ответ на вопрос, какой признак в первую очередь выделяет в предмете ребенок, неоднозначен. Предпочтения малыша зависят от его подготовленности к различению признаков. На первых парах ребенок не владеет способами зрительного соотнесения предметов и выполняет соотносящие действия на основе внешних ориентировочных действий, т.е. примеривания, которым ребенок овладевает постепенно. Он по очереди пытается поместить вкладыши в отверстия, пока не найдет деталь нужной формы, или при собирании пирамидки примеривает друг к другу все кольца в поисках самого большого, и так до тех пор, пока не останется ни одного кольца[29].

Постепенно сопоставление свойств предметов начинает протекать на основе зрения без практических действий. На 3-м году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов, например, треугольные объекты с крышей дома, красные – с помидором. Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребенку выполнять задания по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание является более сложным для ребенка, чем простое узнавание, потому что он уже понимает, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства. Выбор по образцу затрудняется, если предложить малышу много разнородных и разнообразно раскрашенных предметов или имеющих сложную форму, много частей. Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. Освоение новых более сложных ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребенком с точки зрения разных присущих ему свойств [25].

Слова, обозначающие признаки предметов, дети раннего возраста усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности. Очень важно, как установили Л.А.Венгер, Э.И.Пилюгина, чтобы ребенок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определенный признак, и мог учитывать их свойства в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребенка сформировались некоторые представления о свойствах предметов[2],[19].

По словам, Тихомировой Л. Ф., в дошкольном возрасте зрительное восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющие свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет ребенок. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов[27].

В научных трудах А. А. Реана мы прослеживаем, что у дошкольника меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт разнообразных ориентировочных действий, зрительное восприятие становится ведущим. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания, в то время как дети раннего возраста очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними. Но младший дошкольник еще не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету[23]. Как отмечал, Н.Н. Поддьков, восприятием детей 3-4 лет управляет и руководит взрослый в ходе выполнения разных видов деятельности. Основной метод обследования предметов определяет последовательность перцептивных действий ребенка. Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга. В дальнейшем в процессе вычленения более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к основным частям предмета. Завершается обследование повторным целостным восприятием предмета. Сначала только взрослый ставит цель наблюдения и контролирует весь его ход[22].

В ходе обследовательской деятельности происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык, каковым являются системы сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например, спектр цветов, система геометрических форм и пр. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии - слове.

Таким образом, сенсорное развитие в дошкольном возрасте имеет следующие особенности:- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;- осваиваются сенсорные эталоны;- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

  1.  
    1. Особенностей разномодального восприятия детей с ОНР

При нарушениях развития, в том числе у детей с общим недоразвитием речи, наблюдается значительное своеобразие высших психических функций, в частности, восприятия. Это связано со сниженной способностью к знаковому преобразованию действительности.

У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Е.М. Мастюкова, при исследовании зрительного восприятия детей с ОНР делает выводы о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета[13]. Опираясь на книгу О.В. Трошина, Е.В. Жулиной можно констатировать, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, дети с общим недоразвитием речи воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов[7].

А.П. Воронова при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом[5].

Л.С. Цветкова делает вывод о том, что при общем недоразвитии речи более элементарные, рано формирующиеся в онтогенезе уровни зрительного восприятия, например, опознание конкретных предметов, не страдают. Особенно нарушенными оказываются более высокие уровни зрительного восприятия. Это проявляется в трудностях классификации по форме, цвету, величине. При восприятии отмечаются нарушения в выделении существенных признаков и соскальзывание на случайные, незначимые[29].

Исследования слухового восприятия Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой, выявили трудности раздражений неречевого характера, заключающиеся в отсутствии слуховых предметных образов, нарушении слухового внимания, дифференцированного восприятия бытовых шумов, звуков речи, правильного анализа ритмических структур. Выполнение заданий на восприятие и воспроизведение ритма детьми с общим недоразвитием речи свидетельствуют о трудностях слухового анализа ритмических структур[20].

У детей с ОНР наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференцированных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи. Они могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых вне речи в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно сформированных строении и функции артикуляционного аппарата указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.

Иногда у таких детей наблюдается различение на слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Тем не менее здесь существует определенная пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее различаются фонемы на слух. И чем меньше имеется «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов. Развитие же самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка[13].

При изучении тактильного восприятия О.В.Трошин, делает следующие выводы: в реализации задачи по перцептивному действию (приравнивание к эталону) дети данной категории чаще пользуются элементарными формами ориентировки, т.е. примериванием к эталону, в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение. Дети с недоразвитием речи нередко при приравнивании фигур ориентируются не на их форму, а на цвет. Причем у мальчиков часто оказываются более низкие результаты, чем у девочек[7].

Таким образом, нарушенная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей дошкольного возраста всех видов восприятия.

Выводы по I главе

Особенности разномодального восприятия детей с нормальным уровнем речевого развития:

  1. К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребёнок 5 – 7 лет знает не только основные цвета, но и их оттенки.

  2. Есть свои особенности в слуховой чувствительности. Острота тонального слуха ниже по сравнению с взрослыми людьми. При восприятии музыкальных произведений дошкольники улавливают преимущественно их динамическую сторону: ритм и темп.

  3. В этот период существенно усовершенствуется кинестетическая тактильная чувствительность. Показателем их развития может служить различия тяжести предметов. В возрасте 4 – 7 лет эта способность возрастает в 2 раза. Огромное значение в развитии кинестетических ощущений имеют подвижные игры, гимнастика, упражнения (катание на велосипеде, коньках, лыжах, занятия теннисом).

  4. Развивается обонятельная чувствительность. Дети 5 – 7 лет уже делают значительно меньше ошибок в различении запахов, по сравнению с младшими дошкольниками.

Особенности восприятия у детей с нарушениями речи:

  1. Зрительное восприятие в течение длительного времени остается на более низком уровне, чем уихнормально развивающихся сверстников.

  2. При исследовании слухового восприятия отмечаются трудности раздражений неречевого характера, заключающиеся в отсутствии слуховых предметных образов, нарушении слухового внимания, дифференцированного восприятия бытовых шумов, звуков речи, правильного анализа ритмических структур.

  3. В реализации задачи по перцептивному действию (примеривание к эталону) дети с ОНР чаще пользуются элементарными формами ориентировки, т.е. примериванием к эталону, в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение.

Таким образом, значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.

Глава II Экспериментальное исследование особенностей разномодального восприятия детей с ОНР дошкольного возраста. 2.1. Цель и задачи, организация экспериментального исследования

Целью нашего исследования является изучение особенностей разномодального восприятия детей с общим недоразвитием речи.

Задачи экспериментального исследования:

1. подобрать диагностические методики, направленные на изучение особенностей разномодального восприятия у детей с общим недоразвитием речи;

2. провести экспериментальное исследование особенностей разномодального восприятия у детей с ОНР;

3. провести качественный и количественный анализ полученных данных.

Экспериментальное исследование проводилось на МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №102» г. Череповца. В эксперименте принимали участие 5 детей с нормальным развитием речи и 5 детей с нарушением речи. На начало поступления в логопедическую группу у 3 детей по заключению ПМПК общее недоразвитие речи III уровня и у 2 человек ФФН, на момент обследования (апрель, 2013 год) у детей поставлена норма речевого развития.

Список детей представлен в приложении 1.

Экспериментальное исследование проводилось в апреле 2013 года. Исследование проходило в подготовительной логопедической группе № 9 и подготовительной группе № 10.

Для изучения морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста мы подобрали следующие методики:

  1. Методика на исследование зрительного восприятия ребенка «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (модифицированный материал методики Р.С. Немова)[16];

  2. Методика на исследование слухового восприятия «Узнавание неречевых звуков» (модифицированный вариант методики развития фонематического восприятия Т. А. Ткаченко)[28];

  3. Методика на исследования тактильного восприятия «Чудесный мешочек» (модифицированный вариант методики Марии Монтессори)[14].

  1. Методика на исследование зрительного восприятия «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Цель: выявление уровня развития восприятия детей с 4 лет.

Стимульный материал: 3 рисунка с изображением наложенных друг на друга контуров реальных объектов.

Проведение обследования: ребёнку последовательно представляется 3 картинки (Рис. 1, Приложение 2).

Инструкция: «На рисунке спрятались предметы. Найди как можно больше предметов и назови их».

Время обследования – 1 минута.

Инструкция обработки:

высокий уровень развития – названы 14 предметов, время выполнения 20-30 секунд.

средний уровень развития – решение задачи со временем – 40 – 60 секунд.

низкий – за время большее 60 секунд ребёнок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов.

  1. Методика на исследование слухового восприятия «Узнавание неречевых звуков»

Цель: выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.

Оборудование: диктофон, с записанными на нем 5 неречевыми звуками (колокольчик, гудок автомашины, переливание воды, шум поезда, скрип двери).

Проведение обследования: ребенку последовательно предлагается прослушать все звуки. После каждого прослушанного звука ребенок называет свой вариант того что он слышит.

Инструкция: «Слушай внимательно и скажи что звучит».

Инструкция обработки:

высокий уровень – ребенок назвал все услышанные звуки;

средний уровень – задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок составило до 3;

низкий уровень – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.

  1. Методика на исследования тактильного восприятия «Чудесный мешочек».

Цель: выявить у детей умение узнавать на ощупь предметы различные по форме, величине, текстуре.

Оборудование: мешочек из непрозрачного материала, в котором лежат кубик, ключ, карандаш, шарик, кусочек меха.

Проведение обследования: опустив руку в мешочек, ребенку необходимо на ощупь определить предметы, которые находятся внутри него.

Инструкция обработки:

высокий уровень – ребенок определил на ощупь все предметы и назвал их;

средний уровень – задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок составило до 2;

низкий уровень – ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.

2.2. Анализ результатов исследования.

Анализ выполненного исследования позволил получить представления об особенностях разномодального восприятия детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Результаты обследования детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи представлены в таблицах 1, 2, 3 (Приложение 3), а детей с нормальным речевым развитием в таблицах 4, 5, 6 (Приложение 4).

1) Проанализируем результаты исследования методики на исследование зрительного восприятия и представим количественный и качественный анализ результатов (см. Таблица 7).

Таблица 7

Исследование зрительного восприятия

Группы детей

Критерий оценки

Дети с нарушением РР

Дети с нормальным РР

Высокий уровень

1

1

Средний уровень

1

4

Низкий уровень

3

0

Проанализировав результаты методики, мы получили, что дети из предлагаемых предметов узнают не все, а только знакомые, которые часто встречающиеся в быту. Только 1 ребенок из 5 с речевыми нарушениями назвал все предметы, представленные на рисунке, а также меньше всех затратил времени на выполнение задания, поэтому и получил высокий уровень развития зрительного восприятия. У остальных детей возникла проблема в определении кувшина, это позволяет говорить о малом словарном запасе детей.

2 испытуемых не назвали ножницы, один из них заменил их ножом.

Особой трудностью для детей оказалось различить кисть:

из экспериментальной группы ее назвал 1 человек, 2 вообще не назвали, в остальных случаях ее заменили на нож, иглу. В группе с нормальным уровнем речевого развития ее назвал также лишь 1 человек, 2 рассмотрели как ручку, один увидел в виде меча, 1 не назвал.

Выделяя общие признаки для данной группы предметов, дети не видят частных. Трое испытуемых стакан назвали чашкой.

При определении остальных предметов у дошкольников трудностей не возникло.

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что дети с общим недоразвитием речи воспринимали образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивалось время принятия решения, дети не были уверены в правильности своих ответов, отмечались ошибки опознания.

2) Проанализируем результаты исследования методики на слуховое восприятие и представим количественный и качественный анализ результатов (см. Таблица 8).

Таблица 8

Исследование слухового восприятия

Группа детей

Критерий оценки

Дети с нарушением РР

Дети с нормальным РР

Высокий уровень

1

1

Средний уровень

1

4

Низкий уровень

3

0

Проанализировав результаты методики, мы получили, что у троих испытуемых с речевой патологией и у двух из обычной группы возникают трудности с заданием на распознание мелодии, как мурлычет кошка ( трое из них подумали, что это рычит медведь, один услышал стрекотание кузнечика, 1 не чего не назвал).

По одному ребенку из каждой группы не удалось распознать звук переливания воды, ответов не прозвучало.

Один ребенок из экспериментальной группы не определил шум поезда.

В целом задание на распознание неречевых звуков для детей, посещающих логопедическую группу, оказалось не простым, для определения мелодий затрачивалось много времени. Можем говорить о том, что у детей с ОНР слуховые представления сформированы не полностью, отмечается нарушение слухового внимания.

3) Проанализируем результаты исследования методики на тактильное восприятие и представим количественный и качественный анализ результатов (см. Таблица 9).

Таблица 9

Исследование тактильного восприятия

Группа детей

Критерий оценки

Дети с нарушением РР

Дети с нормальным РР

Высокий уровень

4

5

Средний уровень

1

0

Низкий уровень

0

0

При выполнении заданий по данной методики у детей обеих групп трудностей не возникало, дети давали правильные ответы при определении предметов на ощупь, времени потребовало не много. Лишь один ребенок из логопедической группы не мог назвать ключ.

Можем сделать вывод о том, что тактильная сфера дошкольников с ОНР отличается не значительно в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием.

Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи мы увидели более низкий уровень развития зрительного и слухового восприятия, так как дети допускали в этих заданиях наибольшее количество ошибок. Степень развития тактильного восприятия оказалась одинаковой при сравнении обеих групп детей.

Выводы по II главе

  1. Проанализировав полученные данные по исследованию разномодального восприятия детей, мы пришли к выводу о том, что для детей с нарушением речи характерен более низкий уровень развития зрительного и слухового восприятия, чем у детей с нормальным уровнем речевого развития.

  2. Исследование зрительного восприятия позволяет говорить о том, что дети с общим недоразвитием речи воспринимали образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивалось время принятия решения, дети не были уверены в правильности своих ответов, отмечались ошибки опознания.

  3. У детей с ОНР слуховые представления сформированы не полностью, отмечается нарушение слухового внимания. Задание на распознание неречевых звуков для детей, посещающих логопедическую группу, оказалось не простым, для определения мелодий затрачивалось много времени.

  4. Степень развития тактильного восприятия оказалась одинаковой при сравнении обеих групп детей.

Заключение

Проблема развития разномодального восприятия нашла теоретическое и экспериментальное обоснование в нашей курсовой работе. В теоретической части мы увидели, что у детей с речевыми нарушениями имеются следующие особенности восприятия: недостаточно сформирован целостный образ предмета, низкий уровень развития буквенного гнозиса, отмечается недоразвитие фонематического слуха, отсутствуют слуховые предметные образы, нарушена тактильно-двигательная чувствительность.

В ходе экспериментального исследования разномодального восприятия у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями мы обнаружили низкий уровень развития зрительного восприятия, так как дети воспринимали образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивалось время принятия решения, дети не были уверены в правильности своих ответов, отмечались ошибки опознания. У детей с ОНР слуховые представления сформированы не полностью, отмечается нарушение слухового внимания. Уровень развития тактильного восприятия оказался высоким.

По результатам проведенного исследования мы увидели, что даже после оказанной детям логопедической помощи процесс восприятия сформирован не полностью. Поэтому необходимо вести дальнейшую коррекционную работу по развитию этого психического процесса.

Цель работы достигнута. Поставленные задачи выполнены. Гипотеза нашла свое частичное подтверждение.

Дальнейшие перспективы нашего исследования предполагают разработать рекомендации для родителей по проведению с детьми дидактических игр, направленных на развитие разномодального восприятия.

Литература
  1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960

  2. Богуславская З.М. Влияние построения предметной формы на восприятие ее признаков у детей дошкольного возраста // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. A.B.Запорожца, М.И.Лисиной. М., 1966

  3. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. – М., 1973

  4. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М., 1989

  5. Воронова А.П. Нарушения зрительного гнозиса у детей с речевой патологией// Дефектология. 1993. №1

  6. Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие - М., 2007

  7. Жулина Е.В., Трошин О.В. Логопсихология. – М., 2005

  8. Запорожец А. В., Венгер Л.А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие / Под ред А В Запорожца – М., 1967

  9. Запорожец А. В., Неверович Я.З. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. - М., 1965

  10. Зинченко В., Мещеряков Б. Большой психологический словарь. - М., 2004

  11. Леонтьев А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). — М.,1950

  12. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004

  13. Мастюкова Е.М. О нарушениях гностической функции у учащихся с тяжелыми расстройствами речи// Дефектология. 1976. №1

  14. Монтессори М. Дети – другие.- М., 2004

  15. Немов С.Р. Основы общей психологии. – М., 2003

  16. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика. – М., 2001

  17. Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения. - СПб., 2001

  18. Нуркова В.В. Березанская Н.Б. Психология. – М., 2004

  19. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада - М.: просвещение, 1983 г.

  20. Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития// Дефектология. 1993. №5

  21. Петровский А.В. Энциклопедический словарь в шести томах. Психологический лексикон.— М., 2000

  22. Поддьяков Н. Н., Говоркова А. Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. — М., 1985

  23. Реан А. А. Психология детства.– СПб., 2003

  24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2002

  25. Рузская А.Г. Развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста. - М., 1966

  26. Селиверстов В.И. Детская логопсихология. – М., 2008

  27. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1996

  28. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия навыков звукового анализа. – СПб., 1998

  29. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М., 1996

  30. Усанова О. Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи. – М.

  31. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение

  32. Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. – М., 2003.

Приложение

Приложение 1

I группа (логопедическая)

ФИ

Заключение

Возраст

Алина П.

ФФН

6 лет

Егор Ю.

ОНР III уровня

6 лет

Ваня К.

ОНР III уровня

6 лет

Дима Д.

ОНР III уровня

6 лет

Никита Ш.

ФФН

6 лет

II группа

ФИ

Заключение

Возраст

Егор Г.

N (норма)

6 лет

Лера К.

N (норма)

6 лет

Леон Н.

N (норма)

6 лет

Соня А.

N (норма)

6 лет

Ваня Н.

N (норма)

6 лет

Приложение 2

Рис. 1

Приложение 3

Протокол обследования восприятия детей с речевыми нарушениями

Таблица 1

Методика «Какие предметы спрятались в рисунках?» (зрительное восприятие)

ФИ Диагност. инструм.

Алина П.

Егор Ю.

Ваня К.

Дима Д.

Никита Ш.

чайник

+

+

+

+

+

бутылка

+

+

+

+

+

вилка

+

+

+

+

+

стакан

+

+

-(чашка)

-(чашка)

-(кружка)

тарелка

+

+

+

+

+

кувшин

+

-

-(ваза)

-

-

молоток

+

+

+

+

+

нож

+

+

+

+

+

утюг

+

+

+

+

+

ведро

+

+

+

+

+

топор

+

+

+

+

+

ножницы

-

+

+

- (ножик)

+

грабли

+

+

+

+

-

кисть

+

-

- (нож)

- (игла)

-

Таблица 2

Узнавание неречевых звуков (слуховое восприятие)

ФИ Диагност. инструм.

Алина П.

Егор Ю.

Ваня К.

Дима Д.

Никита Ш.

Мурлыканье кошки

- (рычание медведя)

-(кузнечик)

+

- (рычание медведя)

+

Звон колокольчика

+

+

+

+

+

Звук переливания воды

+

+

+

+

-

Шум поезда

+

+

+

+

-

Гудок машины

+

+

+

+

+

Таблица 3

Методика «Чудесный мешочек» (тактильное восприятие)

 

Диагност. инструмент.

ИФ

 

Алина П.

Егор Ю.

Ваня К.

Дима Д.

Никита Ш.

карандаш

+

+

+

+

+

шарик

+

+

+

+

+

кубик

+

+

+

+

+

ключ

-

+

+

+

+

кусочек меха

+

+

+

+

+

Приложение 4

Протокол обследования восприятия детей с нормальным речевым развитием.

Таблица 4

Методика «Какие предметы спрятались в рисунках?» (зрительное восприятие)

ФИ Диагност. инструм.

Лера К.

Егор Г.

Ваня Д.

Леон Н.

Соня А.

чайник

+

+

+

+

+

бутылка

+

-

+

+

+

вилка

+

+

+

+

+

стакан

- (чашка)

+

+

+

+

тарелка

+

+

+

+

+

кувшин

+

+

-(ваза)

+

+

молоток

+

+

+

+

+

нож

+

+

+

+

+

утюг

+

+

+

+

+

ведро

+

+

+

+

+

топор

+

+

+

+

+

ножницы

+

+

+

- (ножик)

+

грабли

+

+

+

+

-

кисть

- (ручка)

- (меч)

- (ручка)

-

+

Таблица 5

Узнавание неречевых звуков (слуховое восприятие)

ФИ Диагност. инструм.

Лера К.

Егор Г.

Ваня Д.

Леон Н.

Соня А.

Мурлыканье кошки

+

-

+

- (рычание медведя)

+

Звон колокольчика

+

+

+

+

+

Звук переливания воды

-

+

+

+

+

Шум поезда

+

+

+

+

+

Гудок машины

+

+

+

+

+

Таблица 6

Методика «Чудесный мешочек» (тактильное восприятие)

 

ФИ

 

 

Диагностич. инструмент.

 

Лера К.

Егор Г.

Ваня Д.

Леон Н.

Соня А.

карандаш

+

+

+

+

+

шарик

+

+

+

+

+

кубик

+

+

+

+

+

ключ

-

+

+

+

+

кусочек меха

+

+

+

+

+

Просмотров работы: 24037