ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ СИМВОЛОВ АРХЕТИПОВ ЛИЧНОСТИ И ИХ ПРОРАБОТКА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ СИМВОЛОВ АРХЕТИПОВ ЛИЧНОСТИ И ИХ ПРОРАБОТКА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Лагода Е.Ю. 1
1Тульский институт экономики и информатики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время понятие «архетип» используется достаточно часто в различных науках, таких как психология, философия, литература и других. Современные исследования помогли расширить и дать более полное представление об архетипе. По их данным архетип как структурная врожденная основа личности, проявляется в различные моменты жизни человека. Тем самым определяет поведение человека в тех или иных ситуациях. Архетипы, существующие в коллективном бессознательном, людьми не осознаются. Психологическая работа с архетипами и выведение их в поле осознания ведет к высвобождению накопленной энергии. Развитие современного общества происходит довольно стремительно, заставляя человека соответствовать ему и подчиняться его законам. При этом, современное общество находится в таком периоде, которому свойственны утрата традиций, ценностей и норм общества, личная активность в осмыслении или осознанный отказ от поисков смысла в происходящем, экзистенциальный диалог, формирование новых форм цивилизации (A.B. Павлов, 1998).i

Все это приводит к огромной нагрузке на эмоциональную сферу личности. Жизнь человека превращается в череду переживаний за себя и своих близких, работу, финансы и страну в целом. При постоянном пребывании в стрессе или состояний близких к нему, у человека повышается уровень тревожности, могут проявляться соматические заболевания, упадок сил, снижение общей активности. Основной причиной обращения человека за консультативной помощью к психологу, является неспособность самостоятельно справиться с возникающими проблемами в эмоциональной сфере. Здесь основная задача психолога увидеть первопричину проблем человека. На наш взгляд именно работа с архетипами приведет к эффективному результату. Еще одной из задач является применение адекватных методов выявления архетипов. Так как научных исследований подтверждающих достоверность методов песочной терапии и сказкотерапии в изучении архетипов не проводилось. Только лишь высокие показатели эффективности перечисленных методов в работах практических психологов, не подкрепленных научно.

Таким образом, основными теоретическими задачами исследования являются символы архетипов, проявляющиеся в условиях современного развития общества и их влияние на эмоциональное поведение (эмоциональную сферу личности), анализ существования основных архетипов в структуре личности, разработка возможных способов осознания действующих архетипов.

К.Г. Юнг автор одного из основных направлений в изучении психики человека  аналитической психологии, говорил о том, что в содержание бессознательного помимо подавленных сексуальных и агрессивных побуждений входит еще множество составляющих. В его теории личности, человека мотивируют те внутренние силы и образы, которые своими корнями уходят вглубь истории эволюции. Врожденное бессознательное содержит в себе духовный материал, благодаря которому мы можем объяснить стремление человека к творческому самовыражению и физическому совершенству [1].

Исходя из теории К.Г. Юнга, мы знаем, что душа человека состоит из трех субстанций, взаимодействующих между собой: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Огромную заслугу и вклад в развитие психологии К.Г. Юнг внес, когда открыл существование более глубокого слоя в структуре личности - коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное - огромный тайник латентных следов памяти предков человечества. В нем можно рассмотреть мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и народов являющиеся нашим общим эмоциональным прошлым. Как говорил сам К.Г. Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» [2]. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы - мощные первичные психические образы. Греческое слово «архетип» в переводе на русский язык означает первообраз. Под архетипами К.Г. Юнг понимал элементы коллективного бессознательного, обозначающие суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих первообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, структурирование личности, понимание мира, внутреннее единство, взаимосвязь и взаимопонимание людей. Архетип является универсальным мифологическим сюжетом или символом, присутствующим в большинстве культур, который может по-разному интерпретироваться в любых обстоятельствах, не теряя при этом своего основного звучания. Коллективное бессознательное содержит неограниченное количество архетипов. Однако особого рассмотрения в теории получили такие архетипы как самость, персона, тень, анима и анимус. Наша личность использует данные ей архетипы в приспособлении к окружающей действительности, в самопознании, в изучении и понимании человеческой природы.

Примеры архетипов, описанных К.Г. Юнгом

Архетип

Определение

Символы

Анима

Бессознательная женская сторона личности мужчины

Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

Анимус

Бессознательная мужская сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан

Персона

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Маска

Тень

Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер, Хусейн

Самость

Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности

Мандала

Мудрец

Персонификация жизненной мудрости и зрелости

Пророк

Бог

Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир

Солнечное око

Проблема диагностики архетипов личности, стоит достаточно остро, на данный момент нет в психологической науке диагностического материала, который точно бы выявил существующий архетип у человека. Однако из проведенного анализа литературы по данной тематике, можно предположить, что влияние архетипов на личность вероятнее всего можно увидеть на примере исследования эмоциональной сферы и её составляющих. Практические работы многих исследований показывают, что наиболее эффективными методами работы с архетипами и способами их выявления являются песочная терапия и сказкотерапия. Так как именно с их помощью исследователю открывается доступ к бессознательному человека, и становятся явными символы, в которых проявляет себя архетип.

Список литературы

1. Кембриджское руководство по аналитической психологии. Под ред. Полли Янг-Айзендрат и Теренса Даусона. – М., 2000

2. К.Г. Юнг. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. «Мартис», - М., 1995

i http://www.dissercat.com/content/psikhosemantika-obobshchennykh-kategorii-v-mezhsubektnom-vzaimodeistvii?_openstat=cmVmZXJ1bi5jb207bm9kZTthZDE7#ixzz2n6gbIYKX

Просмотров работы: 1213