ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ МОРЯ В СТИХОТВОРЕНИИ В. Н. ОРЛОВА «Я РИСУЮ МОРЕ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ МОРЯ В СТИХОТВОРЕНИИ В. Н. ОРЛОВА «Я РИСУЮ МОРЕ»

Тулибаева Н.И. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Владимир Натанович Орлов (8 сентября 1930 – 25 ноября 1999) - детский поэт и драматург (Приложение 1). По замечанию В. Левина, стихи Владимира Орлова, всегда оставляют ощущение доброты и простоты, редкого по нынешним временам литературного уюта, где рифма ожидает рифму, а складные незатейливые слова доступны самому малому читателю[3]. Первые юношеские сочинения Орлова, родившегося в Симферополе, привез из Крыма в Москву Самуил Яковлевич Маршак, которому понравились живые строчки «круглого самоучки». Владимир Орлов не заканчивал чего-нибудь такого специально-литературного, зато много и успешно писал и печатался. «Кто в доме живет», «Первая дорожка», «Утренний поезд», «Если мы вместе»… — стихи из этих и других сборников так полюбились крымчанам, что именем Владимира Орлова стала называться Республиканская детская библиотека [3].

В начальной школе стихотворение «Я рисую море» (Приложение 2) изучается на уроках литературного чтения во 2 классе по программе « Школа 2100» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева часть 2.Входит в раздел «Самое обыкновенное чудо» [1, с. 126].

Стихотворение «Я рисую море» вошло в отдельную книгу «Я рисую море», которая вышла в 1979г. В нее вошли такие стихотворения, как «Гости», «Принцесса в Артеке», «Грустный пароход», «Морячок», «Разное море» и др.

Проанализируем название стихотворения. Для этого поработаем над закрепленным в словаре лексическим значением слов. В начальной школе учитель опирается на жизненный опыт учащихся, которые дают толкования слов, рисуют море, описывают его свойства. Посмотрим слова море, и рисовать в толковом словаре С. И. Ожегова. Слово рисовать многозначно и нам подходит первое значение. «Рисовать, - сую, - суешь; - ованный; несов., кого-что. 1. Изображать предметы на плоскости при помощи графических средств (штрихов, контурных линий, пятен, а также акварелью, гуашью, пастелью)»[2, с.669] . Слово море также многозначно и нам подходит первое значение. « Море, - я, мн. - я, - ей, ср. 1. Часть океана - большое водное пространство с горько-соленой водой»[2, с.358].

В предложении «Я рисую море» есть подлежащее, которое выражено личным местоимением I л. ед.ч. Служит для обозначения говорящим самого себя [2,с…]. Из названия можно сказать, что лирический герой где-то изображает водное пространство.

После того как поработали над лексическими значениями переходим к работе над лексическими ассоциациями. Опрос студентов, будущих учителей начальных классов (10человек), показал, что строчки вызывают такие ассоциации как море, пляж, солнце, отдых, каникулы, лето.

Все опрошенные оценили слова как положительное явление, что передает только положительные эмоции и веселое настроение. В процессе работы и проверим насколько оправдались наши ожидания.

Прежде чем перейти к построчному анализу, рассмотрим художников, посвятившие свои полотна морю, а именно Ивана Константиновича Айвазовского и Геннадия Ивановича Ясинского.

Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) (Приложение 3) - выдающийся мастер морского пейзажа (марины). Родился вблизи моря в Феодосии 17 (29) июля 1817 в семье армянского предпринимателя. Учился в петербургской Академии художеств у М.Н.Воробьева (1833–1839). Художник на протяжении всей жизни оставался верен излюбленной стихии, посвятив ей все свое многолетнее творчество [4].

Обращаем, внимание читателя на знаменитую картину "Девятый вал" (Приложение 4), созданная в 1850 году. Название её взято из народного поверья (суеверное предание) о том, что в общем ритме накатывающихся волн одна заметно выделяется своей мощью и размерами среди других[7].

Геннадий Иванович Ясинский (1932-2005) (Приложение 5) — график и иллюстратор. Обучался в Ленинградской художественной мастерской художника Таранова, прошел курсы мастеров по металлу в Училище Штиглица, затем окончил художественно-графическое педагогическое училище и поступил в Академию Художеств. Художник в основном посвящал картины детям, а также рисовал обложки для детских изданий

( Приложение 6), (Приложение 7) [5].

После лексической работы над названием и знакомства с художниками переходим и к самому анализу стихотворения.

В первом катрене Я рисую море, Голубые дали/ Вы такого моря Просто не видали! автор повторяет название стихотворения, что остается эхом у читателя. Этот повтор помогает поэту создать ощущение радости.

Слово даль имеет такое значение как «далекое пространство, видимое глазом. Голубая даль». В словаре Ожегова «голубой» означает светло-синий, цвета незабудки. Оно позволяет увидеть море необычным, каким–то особенным, напоминающим цвет неба[6].

Личное местоимение «вы» служит для обозначения нескольких лиц, включая собеседника и исключая говорящего, а также как форма вежливости для обозначения одного лица, собеседника [6].

В данном катрене употреблено разговорное слово «видать», что обеспечивает доступность восприятия. Слово «видать» обозначает «то же, что и видеть», а «видеть» означает наблюдать, испытывать; а частица НЕ в свою очередь добавляет действие, которое еще не произошло.

Так как все стихотворения Владимира Орлова о детях или написаны от лица детей, то читатель догадывается, что героем стихотворения является ребенок.

Из четверостишия видно, что ребенок восхищается морем, словно хвастается, показывая его таким лучезарным, ясным, солнечным.

Во втором катрене У меня такая Краска голубая /Что волна любая Просто как живая. Автор с помощью голубой краски наделяет волну жизнью.

Третий катрен Я сижу тихонько Около прибоя, / Окуная кисточку В море голубое В этом четверостишии лирический герой находится на берегу моря, погружая кисточку в голубую краску. Автор использует эпитет море голубое дляусиления выразительности в речи.

Таким образом, название стихотворения говорит о том, что оно о детях, о художественном восприятии моря.

Изучая это стихотворение в начальной школе, учитель может предложить детям «Словарь настроений», (Приложение 8), в котором можно найти разные прилагательные и их лексические значения, с помощью которых дети могли бы выразить свое настроение после прочтения стихотворения. Также в качестве домашнего задания можно предложить нарисовать море.

Стихотворение Владимира Орлова актуально. Оно о детях и о восприятии моря, написанное от имени самого ребенка, это стихотворение вызывает чувство радости.

Это стихотворение учит детей радоваться жизни. Оно подсказывает, что счастье не нужно искать далеко, оно рядом с нами, в присутствии любимого ребёнка.

Список литературы

  1. Бунеев, Р. Н. Маленькая дверь в большой мир Ч.2 Книга для чтения во 2 классе / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.— М. :С-инфо- баланс,1997.—157 с.

  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. – 3-е изд., стереотипное. — М. : АЗЪ, 1996.- 944 с.

  3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://novayadoroga.livejournal.com/242209.html

  4. Электронный ресурс. Режим доступа:

http://smallbay.ru/ayvasovski.html

  1. Электронный ресурс. Режим доступа:

http://www.fairyroom.ru/?page_id=13684

  1. Электронный ресурс. Режим доступа:

http://tolkslovar.ru/p8773.html

7 Электронный ресурс. Режим доступа:

http://www.nearyou.ru/aivazovsk/r50val.html

Приложение 1

Владимир Натанович Орлов

Приложение 2

В. Н. Орлов «Я рисую море»

Я рисую море,

Голубые дали.

Вы такого моря

Просто не видали!

У меня такая

Краска голубая,

Что волна любая

Просто как живая!

Я сижу тихонько

Около прибоя,

Окунаю кисточку

В море голубое.

Приложение 3

Иван Константинович Айвазовский

Приложение 4

И. К. Айвазовский «Девятый вал» 1850г.

Приложение 5

Геннадий Иванович Ясинский

Приложение 6

В. Н. Орлов «Я рисую море» /Художник Г. И. Ясинский 1979г.

Приложение 7

Братья Гримм «Бременские музыканты» /Художник Г. И. Ясинский 1987г.

Приложение 8

Словарь настроений

Мечтательное – воображаемое, созданное мечтой.

Тоскливое - вызывающее скуку, уныние.

Спокойное – плавное, нерезкое, не вызывающее сильных чувств.

Таинственное - загадочное.

Сонное – вялое.

Печальное – горестное, грустное.

Веселое – проникнутое весельем, жизнерадостное.

Жизнерадостное – бодрое, веселое, энергичное.

Грустное – тоскливое, печальное.

Радостное – веселое, энергичное.

Воодушевляющее – увлеченное.

Удивляющее – необычное, неожиданное.

Просмотров работы: 3506