ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ МОТИВАЦИЕЙ К ОБУЧЕНИЮ И УРОВНЕМ МЫШЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ МОТИВАЦИЕЙ К ОБУЧЕНИЮ И УРОВНЕМ МЫШЛЕНИЯ

Садовников А.С. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 61 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Организация и методики исследования

Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №61 Орджоникидзевского района г. Уфы в марте 2013 года. В исследовании приняли участие учащихся 4 классов, в количестве 79 человек.

1. Для определения уровня развития мотивации к обучению мы использовали методику диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, который основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987).

С помощью данной методики мы определили следующие уровни мотивации учения:

I уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень — резко отрицательное отношение к учению.

Интерпретация данных

Шкала

Интерпретация

Познавательная

активность

Тревожность

Гнев

Высокий

Низкий, средний

Низкий

Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению

Средний

Низкий,

средний

Низкий

Позитивное отношение к учению

Низкий

Низкий,

средний

Низкий, средний

Переживание “школьной скуки”

Средний

Низкий,

средний

Низкий, средний

Диффузное эмоциональное отношение

Средний

Низкий,

средний

Высокий

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей

Низкий

Низкий,

средний

Высокий

Негативное эмоциональное отношение

Низкий

Низкий

Высокий

Резко отрицательное отношение к школе и учению

Высокий

Высокий

Высокий

Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей

Высокий

Высокий

Средний

Повышенная эмоциональность на уроке

Средний,

низкий

Высокий

Средний, низкий

Школьная тревожность

Высокий

Средний,

низкий

Высокий

Позитивное отношение при фрустрированности потребностей

Высокий,

средний

Высокий

Низкий, средний

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения1

1Данный результат, как и тот, при котором показатели по всем шкалам оказываются низкими, может также свидетельствовать о нежелании отвечать, симуляции результата, а также о несерьезном отношении к работе. Поэтому подобные результаты требуют дополнительного анализа.

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.

Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3; общий балл — 28. При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА + МД + (–Т) + (–Г), где

ПА — балл по шкале познавательной активности;

МД — балл по шкале мотивации достижения;

Т — балл по шкале тревожности;

Г — балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

2. Методика определения уровня умственного развития для младших подростков. Тест предназначен для группового, обследования ум­ственного развития детей 10-12 лет и может использоваться в школьной психологической службе для оценки эффективности школьного обучения, разных систем и методов преподавания, отбора учащихся с высоким уровнем умственного развития в специальные классы и школы, изучения причин неуспеваемости и пр.

Тест был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Перевод и адаптация теста на выборке российских школь­ников осуществлены кандидатами психологических наук М.К. Акимовой, Б.М. Борисовой, В.Т. Козловой и Г.П. Логиновой. При этом в тест были внесены существенные изме­нения, с тем, чтобы все задания стали понятными для на­ших школьников и могли бы дифференцировать их по ум­ственному развитию.

Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследо­вания овладел предлагаемыми ему в заданиях теста слова­ми и понятиями, а также умениями выполнять с ними не­которые логические действия. Тест был исследован на надежность, валидность и хо­рошо зарекомендовал себя на практике.

Тест содержит 7 субтестов:

1 – исполнение инструкций,

2 – арифметические задачи,

3 – дополнение предложений,

4 – определение сходства и различия понятий,

5 – число­вые ряды,

6 – установление аналогий,

7 – символы.

В тесто­вых тетрадях субтесты названы тестами.

Тест разработан в двух формах, которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста от­водится ограниченное время (от 1,5 до 6 минут). Основ­ные цели, с которыми может применяться данный тест, таковы:

а) контроль за эффективностью школьного обучения;

б) выявление неблагополучных в плане умственного развития учащихся, нуждающихся в коррекции умствен­ного развития;

в) определение причин школьной неуспеваемости;

г) сравнение эффективности разных систем и методов преподавания;

д) сравнение эффективности работы разных учителей и преподавательских коллективов;

е) отбор учащихся с высоким уровнем умственного раз­вития в специальные классы и школы, а также способных обучаться по углубленной индивидуальной программе.

Количественный и качественный анализ результатов исследования

Результаты исследования уровня сформированности мотивации к обучению, распределены по пяти уровням и представлены в таблице 1, графически данные представлены на рисунке 1. Среди учащихся преобладают дети со II и III уровнями мотивации к обучению, соответственно 40,5% и 26,6%. У них определяется высокий и средний уровни познавательной активности, низкий и средний уровень тревожности, отсутствует раздражительная реакция на учебный процесс.

Таблица 1

Распределение респондентов по уровню

сформированности мотивации к обучению

Уровень сформированности мотивации к обучению

абс.число

%

I уровень

10

12,6%

II уровень

32

40,5%

III уровень

21

26,6%

IV уровень

12

15,2%

V уровень

4

5,1%

Рис. 1. Графическое распределение респондентов по уровню

сформированности мотивации к обучению

Согласно результатам, полученным по методике группового интеллектуального теста, мы разделили учащихся по уровням развития мышления: выше возрастной нормы, возрастная норма, ниже возрастной нормы, низкий, очень низкий. Результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Также в таблице 2 представлены средние значения и стандартные отклонения по шкалам.

Таблица 2

Результаты диагностики уровня развития мышления

 

1. Инструкции

2. Арифметика

3. Предложения

4. Различия

5. Числовые ряды

6. Аналогии

7. Символы

Сумма

Уровень развития

мышления

5

3

17

17

9

15

24,8

90,8

Возрастная норма

4

10

11

14

12

18

22,4

91,4

Возрастная норма

2

7

7

14

9

14

20,4

73,4

Ниже нормы

1

2

0

1

1

6

16,4

27,4

Очень низкий

4

0

8

3

3

13

15,6

46,6

Очень низкий

3

3

7

8

3

9

21,8

54,8

Низкий

3

6

9

0

10

18

16,4

62,4

Низкий

1

6

8

3

0

0

16

34

Очень низкий

3

9

12

13

9

14

16

76

Ниже нормы

4

5

15

1

13

18

14,4

70,4

Ниже нормы

1

6

6

5

6

10

18,4

52,4

Низкий

5

6

7

17

10

12

21,6

78,6

Ниже нормы

5

6

11

16

7

17

16

78

Ниже нормы

5

4

13

13

6

16

17,2

74,2

Ниже нормы

2

0

4

0

2

15

20,8

43,8

Очень низкий

1

2

7

6

9

1

13,8

39,8

Очень низкий

5

8

11

13

10

17

20,2

84,2

Ниже нормы

4

4

11

11

6

21

24,8

81,8

Ниже нормы

2

3

15

4

2

6

23,4

55,4

Низкий

5

5

18

17

9

3

26,2

83,2

Ниже нормы

3

3

17

0

3

18

19,4

63,4

Низкий

2

8

12

16

6

7

15

66

Низкий

2

6

6

0

1

13

13,4

41,4

Очень низкий

2

4

7

15

6

7

14,8

55,8

Низкий

3

5

16

1

7

16

26,2

74,2

Ниже нормы

2

4

1

17

5

14

17,4

60,4

Низкий

5

3

17

17

9

15

24,8

90,8

Возрастная норма

4

10

11

14

12

18

22,4

91,4

Возрастная норма

4

3

9

0

4

15

22,2

57,2

Низкий

5

6

11

20

8

5

20

75

Ниже нормы

6

8

6

20

6

12

15

73

Ниже нормы

0

5

2

1

6

5

14

33

Очень низкий

1

5

1

1

7

11

19,8

45,8

Очень низкий

2

3

4

6

2

8

12,2

37,4

Очень низкий

6

7

11

11

12

19

26,2

92,2

Возрастная норма

6

8

23

25

14

23

18,6

118

Выше нормы

6

8

17

21

18

16

22,6

109

Возрастная норма

Продолжение таблицы 2

6

8

23

25

14

23

18,6

118

Выше нормы

6

8

23

25

14

23

18,6

118

Выше нормы

3

5

10

3

7

15

12,2

55,2

Низкий

2

4

3

2

7

11

20

49

Очень низкий

0

1

5

4

4

3

15,6

32,6

Очень низкий

2

4

7

3

4

8

20

48

Очень низкий

1

5

2

4

3

5

16

36

Очень низкий

2

4

5

13

7

6

16,4

53,4

Низкий

0

2

6

11

2

6

16,8

43,8

Очень низкий

2

3

2

0

4

10

11,2

32,2

Очень низкий

2

5

17

21

11

2

20

78

Ниже нормы

2

4

12

6

7

5

20

56

Низкий

6

5

16

5

6

25

20

83

Ниже нормы

4

8

11

17

12

13

14,8

79,8

Ниже нормы

0

4

8

2

6

7

19,2

46,2

Очень низкий

4

4

9

14

6

12

16

65

Низкий

4

7

8

8

11

3

21,4

62,4

Низкий

1

3

7

11

6

8

20

56

Низкий

3

4

9

14

8

1

20,6

59,6

Низкий

3

6

13

16

9

12

16,4

75,6

Ниже нормы

5

5

11

3

10

13

15,8

62,8

Низкий

6

7

12

11

12

5

18,6

71,6

Ниже нормы

6

8

17

21

18

16

22,6

109

Возрастная норма

4

5

12

11

9

12

20,8

73,8

Немного ниже нормы

3

6

11

3

6

7

17,6

53,6

Низкий

3

2

10

10

7

14

19,4

65,4

Низкий

5

6

18

19

4

15

18,6

85,6

Немного ниже нормы

1

6

8

6

5

7

17,4

50,4

Низкий

6

7

11

11

12

19

26,2

92,2

Возрастная норма

3

3

9

7

8

16

22,2

68,2

Низкий

4

6

12

14

7

4

19,8

66,8

Низкий

3

2

18

18

6

13

17,4

77,4

Ниже нормы

3

6

6

22

5

0

16,6

58,6

Низкий

6

8

23

25

14

23

18,6

118

Выше нормы

4

7

16

14

11

14

17,4

83,4

Ниже нормы

2

7

7

18

6

2

20,8

62,8

Низкий

4

6

6

16

1

13

21,2

67,2

Низкий

5

3

17

17

9

15

24,8

90,8

Возрастная норма

4

10

11

14

12

18

22,4

91,4

Возрастная норма

6

7

11

11

12

19

26,2

92,2

Возрастная норма

6

8

23

25

14

23

18,6

118

Выше нормы

79.

6

8

17

21

18

16

22,6

109

Возрастная норма

Среднее по группе

3,44

5,29

10,8

11,2

7,8

12

19,1

69,6

 

Стандартное отклонение

1,8

2,28

5,56

7,51

4,1

6,27

3,5

22,5

 

Распределение учащихся по группам, соответственно уровню развития мышления представлено в таблице 3 и на рисунке 2.

Таблица 3

Распределение учащихся по уровню развития мышления

Уровень развития мышления

абс.число

%

Выше нормы

5

6,3%

Возрастная норма

12

15,2%

Ниже нормы

21

26,5%

Низкий

25

31,8%

Очень низкий

16

20,2%

Рис. 2. Графическое распределение респондентов по уровню

развития мышления

Среди учащихся преобладают дети с уровнем развития мышления ниже возрастной нормы и низким, соответственно 26,5% и 31,8%. Значительное количество детей с очень низким уровнем развития мышления можно объяснить тем, что это дети с задержкой психического развития, обучающиеся в коррекционном классе VII вида. Дети с уровнем развития мышления (6,3%) имеют по всем предметам отметку «отлично». Среди детей с возрастной нормой развития мышления и немного ниже этой нормы, более 50% имеют средний балл по предметам 4,75 баллов, так называемые «ударники».

Полученные результаты позволили нам распределить учащихся по группам, соответственно уровню сформированности мотивации к обучению и развития мышления. Данные представлены в таблице 4 и на рисунках 3 и 4.

Таблица 4

Распределение учащихся по группам

Уровень мотивации

Уровень мышления

Выше нормы

Возрастная норма

Ниже нормы

Низкий

Очень низкий

абс.ч.

%

абс.ч.

%

абс.ч.

%

абс.ч.

%

абс.ч.

%

I

4

80%

4

33,2%

2

9,4%

-

 

-

-

II

1

20%

7

58,5%

18

85,9%

6

24%

-

-

III

-

-

1

8,3%

1

4,75%

14

56%

5

31,2%

IV

-

-

-

-

-

-

3

12%

9

56,3%

V

-

-

-

-

-

-

2

8%

2

12,5%

Все дети – «отличники» имеют высокий уровень мотивации к обучению. Это познавательные мотивы, мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т . д.).

Рис. 3. Распределение уровней сформированности мышления в группах учащихся с различными уровнями мотивации к обучению

Рис. 3. Распределение уровней сформированности мотивации к обучению в группах учащихся с различными уровнями развития мышления

Как видно, из таблицы 4 и рисунков 3 и 4, среди учащихся с уровнем развития мышления выше нормы преобладают дети с I уровнем мотивации, т.е. продуктивной мотивацией с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему (80%).

Среди учащихся с возрастной нормой развития мышления и уровнем развития мышления ниже нормы преобладают дети со II уровнем мотивации, т.е. продуктивной мотивацией, позитивным отношением к учению, соответствующим социальным нормам, соответственно 58,5% и 85,9% респондентов.

Среди учащихся с низким уровнем развития мышления преобладают дети с III уровнем мотивации, т.е. несколько сниженной мотивацией, а у 20% детей этой группы наблюдается существенное снижение мотивации и резко отрицательное отношение к учению.

Среди учащихся с очень низким уровнем мышления преобладают дети с IV уровнем мотивации, т.е. сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению, а у 12% детей наблюдается резко отрицательное отношение к обучению.

Далее с помощью критерия Фишера мы определили статистическую значимость соотношения уровня развития мышления и мотивации к обучению в школе. Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Соотношение уровня развития мышления и мотивации к обучению в школе по критерию Фишера

кр.= 1,64 для р≤ 0,05, φкр.= 2,28 для р≤ 0,01)

Уровни развития мотивации

Соотношение уровней развития мышления

φ1

φ2

n1

n2

%1

%2

φэмп.

Значимость

I

Выше нормы – норма

2,214

1,228

4

4

80

33,2

1,38

Не значимы

Выше нормы- ниже нормы

2,214

0,620

4

1

80

9,4

2,54

Значимы при

φкр.= 2,28

для р≤ 0,01

II

Выше нормы- ниже нормы

2,343

1,740

18

2

85,9

58,5

0,81

Не значимы

Выше нормы – норма

2,343

1,024

18

6

85,9

24

2,8

Значимы при

φкр.= 2,28

для р≤ 0,01

Норма – ниже нормы

2,343

0,927

18

1

85,7

20

1,373

Не значимы

III

Низкий – выше нормы

1,691

1,185

14

5

56,0

31.2

1,45

Не значимы

Низкий – норма

1,691

0,594

14

1

56,0

8,3

1,05

Не значимы

Низкий – очень низкий

1,691

0,437

14

1

56,0

4,75

1,20

Не значимы

IV

Низкий – очень низкий

1,697

0,707

9

3

56,3

12

1,485

Не значимы

V

Низкий – очень низкий

0,738

0,574

2

2

12,5

8

0,16

Не значимы

В результате мы получили следующие статистические закомерности.

1. У учащихся с I уровнем развития мотивации (продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему) статистически достоверно наблюдается высокий уровень мышления в сравнение с низким уровнем.

2. У учащихся с II уровнем развития мотивации (продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу) статистически достоверно наблюдается возрастная норма развития мышления в сравнение с высоким уровнем.

3. У учащихся с III уровнем развития мотивации (средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией) статистически достоверных различий в уровне развития мышления не определяется.

4. У учащихся с IV уровнем развития мотивации (сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению) статистически достоверных различий в уровне развития мышления не определяется.

5. У учащихся с V уровнем развития мотивации (резко отрицательное отношение к учению) статистически достоверных различий в уровне развития мышления не определяется.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

ВЫВОДЫ

  1. В отечественной педагогике и психологии исследователи выделяют познавательные и широкие социальные мотивы поведения, изучают их возрастную динамику, связь с некоторыми сторонами личности школьников — самооценкой, уровнем притязаний.

  2. Мотивацию можно охарактеризовать по силе (сильная, слабая), устойчивости (ситуационная, постоянная), направленности (на себя, на людей, на задачу – результат или процесс), а также по источнику появления (внутренняя, то есть собственная, или внешняя, то есть простимулированная).

  3. Мотивационными процессами можно управлять. Этот процесс называют мотивированием. Мотивирование может пониматься как создание условий для развития собственных мотивов учеников и как внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний.

  4. Особенностью мотивации большинства младших школьников является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение, подражание и беспрекословное выполнение их требований. важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться ее. этого

  5. Сильную мотивационную роль играют отметки. По данным Л.И. Божович, младшие школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества выполненной работы. Социальный смысл учебной деятельности заключен для детей не столько в результате, сколько в самом учебном процессе.

  6. Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).

  7. В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути.

  8. В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика.

  9. Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя.

  10. Многие отстающие в учении школьники интеллектуально пассивны. Они проявляют интерес чаще всего к наиболее лёгким, не основным дисциплинам, иногда – только к одной, скажем, к физкультуре или пению. Трудные, малопонятные учебные предметы, связанные с постоянно низкими оценками – русский язык и математика, - редко вызывают познавательный интерес. Но и эти интересы менее содержательны, чем у хорошо успевающих детей.

  11. Неуспевающие ученики ориентируются на процесс выполнения отдельных, частных действий и на протяжении всех лет обучения в начальной школе сохраняют склонность к облегчённой учебной работе, механическому копированию действий учителя, следованию его указаниям.

  12. Среди учащихся с уровнем развития мышления выше нормы преобладают дети с продуктивной мотивацией с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему (80%).

  13. Среди учащихся с возрастной нормой развития мышления и уровнем развития мышления ниже нормы преобладают дети с продуктивной мотивацией, позитивным отношением к учению, соответствующим социальным нормам, соответственно 58,5% и 85,9% респондентов.

  14. Среди учащихся с низким уровнем развития мышления преобладают дети с несколько сниженной мотивацией, а у 20% детей этой группы наблюдается существенное снижение мотивации и резко отрицательное отношение к учению.

  15. Среди учащихся с очень низким уровнем мышления преобладают дети со сниженной мотивацией, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению, а у 12% детей наблюдается резко отрицательное отношение к обучению.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. – СПб., 2001. – 256 с.

  2. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. – М., 2006. – 297с.

  3. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник . – М.: МГУ, 2000. - 367с.

  4. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 2002. – 328с.

  5. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М.,1999. – 405с.

  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998. – 137с.

  7. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1998. – 359с.

  8. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе. – Вопросы психологии. – 2003. – №5. – с. 30-40.

  9. Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации.//Вестник МГУ. Психология. серия 14, 2006. - № 2. - с. 23-38.

  10. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М., 2001. – 279с.

  11. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста.//Вопросы психологии. 2007. – № 3. - с. 32-50

  12. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. /В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. / Под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 2003. -288с.

  13. Выготский Л.С. Вопрос детской психологии. – М., 2002. – 424с.

  14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,2001. – 89с.

  15. Диагностическая и координационная работа школьного психолога (под ред Дубровиной И.В.). – М., 2004. – 286с.

  16. Ковалёв А.Г. Психология личности. изд 3-е переработ. и доп. – М.: Просвещение, 2003. - 391с.

  17. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 2006. - 223с.

  18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2001. – 584с.

  19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1995. – 247с.

  20. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. – Волгоград, 1996. - с. 53-60.

  21. Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения. //Вопросы психологии. 2004. - № 4. - с. 37-52.

  22. Маркова А.К., Орлов А.Б., Л.М. Фридман. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М., 2006. – 112с.

  23. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 2005. – 243с.

  24. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность. Перевод с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 2003. – 478с.

  25. Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников. //Вопросы психологии. 2005. - № 1. - с. 25-44

  26. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб. пособие/ ВГПИ. - Волгоград, 2003. – 385с.

  27. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников /ВГПУ. – Волгоград, 2002. - с. 62-73.

  28. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников: Метод. рекомендации/ ВГПУ. - Волгоград, 2004. – 296с.

  29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебное пособие для студ. вузов. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: изд. центр Академия, 1997. - 478 с.

  30. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – М. : ВЛАДОС, 2005. -576с.

  31. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. ВУЗов. – М.: ВЛАДОС, 2001. - 192с.

  32. Общая психология (курс лекций). Составитель Е.И.Рогов. – М.: Владос,2005. – 489с.

  33. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2002. – 428с.

  34. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1999. – 659с

  35. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. – М., 2001. – 380с.

  36. Практическая психодиагностика./ Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 2006.- 672с.

  37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. – М.: изд. ВЛАДОС, 2006.- Кн. 1 - 384c.

  38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1999. – 428с.

  39. Словарь практического психолога.//Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2006. – 800с.

  40. Современный словарь по психологии. – М., 2007. – 768с.

  41. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование). – М.: Прометей, 2003. - 199с.

  42. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р-на-Д. - 2003. – 635с.

  43. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Знание, 2005. – 194с.

  44. Формирование мотивации учения / А.А. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов и др. – М.: Просвещение, 2006. – 192с.

  45. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1999. – 455с.

  46. Хеккаузен Х. Мотивация деятельности: в 2 т. – М., 2006. – 485с.

  47. Хорни К. Собрание сочинений: в 3т. – М., 2007. – 572с.

  48. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1999. – 159с.

  49. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М: Знание, 2004. – 434с.

  50. Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьник школьника // П.М. Якобсон Психология мотивации. – М. – Воронеж, 2006. – 268с.

Просмотров работы: 3066