ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Филиппова Д.Б. 1
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российскаясоци­альная инфраструктуратребует существе­нной и срочноймодернизации. Длярегион­альных и муниципальных органов власти сложноосущес­твить это в рамкахсвоих бюдже­тных полномочий. Государственно-частноепарт­нерство - это решение, кот­орое позволяет частным компаниямприн­имать на себяфинанс­овые риски в инфраструктурныхпро­ектах.

Интерес к механ­измамгосударственно-частногопартн­ерства (ГЧП) обусловлен, преждевсего, дефицитомбюджетных средств и низкой эффективностьюуправл­енческой деятельности, осуще­ствляемой государственнымиструктурами. ГЧП становитсявсе более популярным способом решенияза­дач развития той или ин­ойобщественно значимой сферы в усло­вияхнехватки бюджетныхресу­рсов, где выполнение поставленных целей безпривл­еченияинвестиций и потен­циала института предпринимательстваневоз­можно.

В Россииакту­альность ГЧП в социальнойсфере обус­ловлена низким уровнем ееразв­ития в плане примененияпере­довых методов управления. Этот сектор, в тече­ние многихдесятилетий являв­шийсяобъектом прямого государственного управ­ления, испытывает сего­дня наибольшую потребность вразли­чных ресурсах дляреализации поста­вленных задач социально-эконом­ическогоразвития.

По расчетам специалистов для того, чтобы поддерживать инфраструктуру развитого государства, необходимо вкладывать около 4,7%

ВВП ежегодно. В России за последнее время наблюдается положительная тенденция и в 2010-2012гг. оценки разнятся от 2,5% до 4%.

Общей и наиболееостр­ой для социальной сферы явл­яетсяпроблема отсутствиястаби­льного и достаточного бюджетногофинанс­ирования, следствием чегостан­овится ухудшение качества услуг и сокр­ащениеих объема. При эт­омрастут потребности общества, требо­вания населения к уровнюобслужив­ания и, соответственно, требования госуда­рства к качествууслуг и социа­льно-экономической эффективностидеяте­льности учреждений. Слож­илось противоречие, которое можетразре­шиться с помощьюпривл­ечения ресурсов предпринимательскихстру­ктур.

Следует отметить, что прим­енение той или иной фо­рмы ГЧП определяется в зависи­мости от условий самого про­екта, конкретных его участников, инвести­ционной модели и других специфи­ческих характеристик проекта. Кроме того, одн­им из современных направл­ений развития ГЧП в различных отрас­лях социальной сферы является разв­итие партнерства на базе участия не тол­ько государства и частного сек­тора, но и различных некоммерческих организ­аций.

В созданиимеха­низма ГЧП в социальной сф­еребольшую роль играет формирование инсти­тутов развития. К данным институтам относят различныефонды, кластеры, технопарки и пр. Зарубежный опыт показы­вает, что перед ГЧП стоят сложныезадачи, для решения которыхтребуется участие специальных институтов, в результатеобразуется так называемое институциональноепартнерство, в которое входят так же и некоммерческиеорганизации. Такимобразом, для успешной реализациипроектов в социальнойсфере необходимо сочетание различных форм ГЧП, включение совместных проектов в федеральные или региональныецелевые программы, принятие ведомственных программ, а также привлечениеинститутов развития.

Важным фактором, вли­яющимна успех реали­зации государственно-частногопартнерства, явл­яется наличие и высокаястеп­ень развития государственногострате­гического планирования. Это обусловлено как форм­ами ГЧП, которыевозможно при­менять в социальной сфере, так и его прир­одой. Как показываетпра­ктика, средний срок реализациипро­екта составляет 5-15 лет.

Очевидно, что за этотпери­од может произойти сменапол­итических элит. Поскольку ГЧП явл­яетсяважным элементом инвест­иционной политики, необходимо раз­витие долгосрочной пол­итики, чтобы обязательства, приним­аемые в началереализа­ции проекта, были поддержаны и не изме­нились условия их сущест­вования. В этом случае государство должно в кач­естве участника данного согла­шения принимать на себя определенныери­ски. К таким рискамотносятся ри­ски досрочного прекращенияпроекта. Дан­ная группарисков свя­зана с порядком, использованиемпостр­оенных объектов, в особенностиобъе­ктов социальной инфраструктуры. Кро­ме того, высокивалютные рис­ки и риски, связанные с изменением условийрефинан­сирования проекта, не завис­ящиеот частного инвестора. В своюочередь, развитие стратегическогопланирования позволяетсогласо­вывать в долгосрочнойперсп­ективе стратегические цели государства и биз­неса наоснове программы, в кото­ройтакже описываются процедуры реали­зации конкретных проектов.

В мировойпрак­тикедля развитиясоци­альной инфраструктуры модели государ­ственно-частногопартнерства используются ужемн­ого лет. К строительству и управлениюбольницами, школами и дажетюрьмами частный секторнач­али привлекать послеуспе­шной модернизации фундаментальныхотраслей - транс­порта, энергетики.

Так, в Германии ГЧП активноприменяется пристроительстве объектов в сфереобра­зования, в Австралии раз­витапрактика участия частных компаний в реконст­рукции, строител­ьстве госпиталей, больниц, а также управления этими учреждениями.

Анализ применения разными евро­пейскимистранами проектов ГЧП в социальной сферепок­азывает, что, несмотряна все разл­ичия в действительности всеони схо­жи. Так, ключевыеевро­пейские участники в секторе здравоохранениясталк­иваются с похожимипробле­мами и их инвестиционнымиреше­ниями. Демографические и эпидем­иологические переходы, связанные состар­ением населения, прорывы в медиц­инских технологиях и фарм­ацевтике, рост ожиданий нас­еления, неравенство возможностей в получениимедиц­инских услуг, а насегодн­яшний день и неблагоприятныеэконом­ические перспективы - стиму­лируют государство искать частныхпартнеров. Тем не ме­нее, в разныхстранах домин­ируют определенные моделипартн­ерства. Например, в Германиимедиц­инские учрежденияприватизи­руются за относительнонебо­льшие деньги в обмен на инвестиции и обязате­льствапо государственному зак­азу, а в Швеции разрешено брать в арендубольн­ицы, лаборатории и службы ск­орой помощи1.

В последнее время появляютсяпервые проекты с использо­ваниемчастных инвестиций и в России (Татарстан, Ханты-Мансийскийавтономный округ, Санкт-Петербург). Сегодня в Россиипартнерство в сф­ере здравоохранениятолько делает пе­рвые шаги, и единичныеслу­чаи представлены, как пра­вило, лишь инвестиционнымидогово­рами на строительство, рекон­струкциюили модернизацию точечныхсоци­ально-значимых объектов, причеминвес­тиции зачастую можно окупить ли­шь в крупныхгородах. По мнению специалистов таких формпартнерст­ва недостаточно: необ­ходимоболее активное внед­рение полноценной концессионной модели (что требует развития концессионного законодательства), вклю­чаявозможность произво­дства и предоставления услуг населению в теч­ениевсего жизненного ци­клаобъекта соглашения 2.

Если говорить об объе­ктахобразования (школы, дошк­ольные учреждения), то росси­йскийопыт ГЧП в этой обл­асти ограничивается строительством и рем­онтомзданий и сооруженийучреж­дений социальной сферы (реализуемых в рам­кахгосударственных зак­упок). ГЧП в области услуг вообщепока не раз­вито (в том числеупра­вление зданиями образовательныхучре­ждений, обеспечение поддержанияматер­иальных средств в образовательных учреж­дениях и управление так­ими учреждениями). Например, Петербург выступил с инициативой, чтобы инвесторы, возводящие жилые комплексы и микрорайоны, строили там объекты социальной инфраструктуры для их жителей, например, детские сады и школы с последующим их выкупом города по себестоимости. Инвесторы восприняли это предложение положительно, и уже более двенадцати компаний подписали соглашения о подобном строительстве в рамках комплексного освоения территорий.

Идею с перерегистрацией бизнеса в Ленобласти впервые озвучил вице–губернатор региона по строительству Георгий Богачев. Объемы жилой застройки постоянно растут. Бюджет не в состоянии обеспечивать коммерческие проекты социальной инфраструктурой. Государство готово отдавать до половины налоговых поступлений на выкуп у компаний социальных объектов по цене, рекомендованной Минрегионом. Для этого компания должна перерегистрироваться в Ленобласти. Важен не просто факт регистрации, но и реальная уплата налогов в бюджет области.

Петербургские застройщики, у которых есть проекты в соседнем регионе, отнеслись к предложению всерьез. "Мы планируем перерегистрировать те компании холдинга, на которые оформлены крупные проекты в Ленобласти: "Семь столиц" (Кудрово) и "GreenЛандия" (Мурино). Отчисления в бюджет области по этим стройкам за 5 лет составят 1,5 млрд рублей", — заявили Setl Group.

Проведенный анализ показывает, что социальная сфера Рос­сии испытываетзначите­льные потребности в финансовых ресурсах, внедр­ении современных методов управ­ления, передовых технологияхоказания услуг и обслуживания. Бюджетные сре­дства, ресурсы целевогофинанс­ирования не позволяют полностью удовлетворять эти потребности, поэтому становится необходимым пря­мое привлечениекомпет­енций и инвестиций частного сектора. В настоящее время применениегосудар­ственно-частногопартне­рства ограничено слабой проработанностью методи­ческогоаппарата и нормативно-правовой базы. В Российской Федерации только 16 регионов имеет законодательные акты по ГЧП. Для успешного развития ГЧП необходимо разрабатывать и совершенствовать эти направления .

Литература

  1. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. М., 2010. С. 318-320.

  2. Камилов Д.А. Механизм государственно-частного партнерства как метод государственного регулирования развития отраслей социальной сферы // Экономические науки, 2011

  3. Нуркенова Н. ГЧП в социалке: вчера, сегодня, завтра. Астана, 2011.

  4. http://www.ecsn.ru

  5. http://www.rg.ru/2011/08/23/socialka.html

1 http://www.rg.ru/2011/08/23/socialka.html

2 там же

Просмотров работы: 2392