ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В СТИХОТВОРЕНИИ В. Д. БЕРЕСТОВА «ПРОЩАНИЕ С ДРУГОМ» - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В СТИХОТВОРЕНИИ В. Д. БЕРЕСТОВА «ПРОЩАНИЕ С ДРУГОМ»

Кулушева Г.Х. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998) – поэт, прозаик, переводчик, историк, автор мемуаров о многих выдающихся людях двадцатого века, исследователь фольклора, литературы, авторской песни (Рис.1). Родился в Калужской области, в маленьком городке Мещёвск, где прошло раннее детство поэта. Во время войны свои первые стихи К.И.Чуковскому, он спас его жизнь (голодал и тяжко болел) и направил её (Рис. 2). Его считают детским поэтом. Как Валентин Дмитриевич сам говорит о себе: « Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей. Меня стали считать только детским. Я и горевал, и бросал «детское», но ничего поделать было нельзя. В моих сочинениях так и не выразились три чувства, которые отвергал Лев Толстой во «взрослой» литературе: похоть, гордость и тоска жизни. Впрочем, почти вся классика ушла к детям разных возрастов. Если так, то сдаюсь, я – детский!».[1]

Стихотворение «Прощание с другом» было впервые опубликовано в журнале «Мурзилка» 1994 года.

Это произведение изучается в 3 классе по программе «Школа 2100» (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В одном счастливом детстве).

До чтения стихотворения поработаем над лексическим значением слов в названии: «Прощание с другом». При опросе студентов (6 человек) выяснилось, что это название вызывает следующие ассоциации: грусть, тоска, печаль, расставание, ссора.

В словаре С. И. Ожегова «прощание» имеет два значения, но наиболее подходящим является следующее: «Момент расставания; слова приветствия в этот момент. Пожелания при прощании. Последнее п. (с умершим). * На прощанье - 1) прощаясь, расставаясь. Пожать руку на прощанье; 2) уходя, в момент ухода, отправления. Подарить сувенир на прощанье. || прил. прощальный, -ая, ое.»[2] Для уточнения значения обратимся к словарю синонимов, где прощание имеет такие синонимы, как расставание, разлука, панихида.[7] Для сравнения возьмем значение понятия «расставание». В толковом словаре Ефремовой выделено такое значение: «процесс действия по знач. глаг.: расставаться. 2) разг. Временное пребывание в разлуке, вдали друг от друга [5].

Таким образом, исходя из выше предложенных лексических значений, делаем вывод, что прощание имеет оттенок «последнего», а расставание все же несет в себе временное понятие.

Теперь рассмотрим слово «друг», которое также представлено в названии. По словарю Ожегова: «Друг -а, мн. друзья, -зей, м.1. Человек, который связан с кем-н. дружбой. «Дружба» в том же словаре: «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов [2]. Словосочетание «прощание с другом» вызывает у читателя предположение какого-то события, которое привело к расставанию с близким человеком.

Переходим к построчному анализу стихотворения.

Первая строка: «Он сбежал у меня на глазах» вызывает у читателя легкое недоумение. Ведь еще в названии прозвучало слово «друг», как он может сбежать? Посмотрим значение слова «сбежал»: «убежать тайком» [2].

Во фразеологическом словаре мы находим такое значение выражения: «на глазах - у кого. Не таясь, открыто; не скрываясь»[4]. При раскрытии значения выражения «на глазах», слово «сбежал» частично потеряло свое изначальное значение, то есть сбежал не тайком, открыто. И в то же время, мы понимаем, что сбежать можно из неволи, но разве друзей держат в неволе? После прочтения первой строки возникает интерес, почему друг сбежал? Что заставило его так поступить?

На второй строке «Я его провожаю в слезах» возникает чувство жалости к лирическому герою. «Провожаю» в словаре: «кого (что). Прощаясь, провести, пойти вместе с кем-н. до какого-н. места [2]. Лирический герой провожает друга, не простившись. Слеза – это то же, что плач (в 1 знач.). Довести до слез. Обидно до слез. Говорить сквозь слезы, а плач - это сопровождающиеся слезами жалобные нечленораздельные голосовые звуки, выражающие боль, горе или сильную взволнованность [2]. Лирический герой в слезах, то есть плачет, а это может быть связано с обидой на друга, на его поступок.

И только после прочтения третьей строчки « Мы с ежом замечательно жили» мы понимаем о ком идет речь, кто явился причиной слез героя. Еж – это небольшое млекопитающее отряда насекомоядных с иглами на теле[2]. А также мы знаем, что еж – это дикое животное, которое живет на свободе (Рис. 4). Но здесь есть еще один важный момент: это сочетание предлога «с» с местоимением «мы». «Мы» служит говорящему для обозначения себя и собеседника или нескольких лиц, включая себя. Употребляется при выражении объектных отношений: лицо или предмет, участвующие во взаимном действии с другим лицом или предметом. Необходимо заметить, что повествование ведется от главного героя. «Замечательно жили» - повествует нам автор. Замечательно значит исключительно по своим достоинствам [2]. Все нашему лирическому герою нравилось. Таким образом, он говорит о совместном житие.

Следующая строка: «Уважали друг дружку, дружили». Здесь мы наблюдаем признаки дружбы, точнее уважение. А уважение - это считаться с кем-чем-нибудь, принимать во внимание и соблюдать что-н., чьи-н. интересы. Сочетание «друг дружку» – разг. один другого, друг друга; взаимно [2]. Это сочетание дает читателю понять, что дружба была взаимной. Нужно полагать, что принимались во внимание и соблюдались интересы обеих сторон.

В пятой строчке появляются конкретные действия по отношению к ежу: «Позволял он потрогать брюшко». Раскроем значение слова «позволял»: что или с неопр. То же, что разрешить[2]. Значит, еж позволял, «разрешал» то, что обычно мог не позволить. Следовательно, было доверие. Уже в названии заявлена тема дружбы и сейчас мы прослеживаем эти признаки. Еж позволил герою потрогать (трогать некоторое время[2]) брюшко (брюхо небольших животных[2]).

Шестая строка: «Он с ладошки лизал молоко». Если бы читатель не знал что речь идет о еже, то мог бы подумать, что это про собаку, а может кошку или другое домашнее животное, которое не боится человека. (Рис. 3) Но ведь читатель помнит, что автор раскрыл нам, кто является другом.

Следующая строка: «У него была милая рожица». «Милая» означает славный, привлекательный, приятный[2]. Употребляя слово «милая», герой старается показать, что это была действительно дружба, считая, что в приятная внешность является важной составляющей дружбы. Пока нет объяснения побегу ежа. Читатель уже понимает, что лирическим героем произведения является ребенок, который искренне не понимает, почему еж его оставил.

Следующие аргументы настоящей дружбы в восьмой строке стихотворения: «Не любил он колоться и ёжиться». Мы погружены в мир чувств лирического героя. И пока только высказывается его субъективное мнение. А где же чувства ежа? Может быть они и не важны? Но ведь дружба это взаимное чувство, как уже было сказано, основанное на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Доверие есть, а привязанность читатель видит лишь с одной стороны, со стороны ребенка. Лирический герой вызывает сочувствие.

Девятая строка меняет читательское отношение: «Но открытой оставили дверь». В словаре Ожегова дверь – это проём в стене для входа и выхода. В словаре символов открытая дверь означает предоставляющуюся возможность и освобождение. [8] Вот она причина побега – неволя, заточение. Возникает вопрос: разве может быть такой дружба? Односторонней, без взаимности. Герой жаждет дружбы, но добивается ее лишь с помощью заточения. А может быть дело вовсе не в том, что ребенок всеми путями хочет стать другом ежу? Еж – дикое животное, а герой ведет себя с ним как с домашним. Истинная проблема заключается в воспитании правильного отношения к природе, гуманного поведения по отношению к дикой природе. Человек бесцеремонно вмешивается в дикую природу, не задумываясь о причиненном вреде. Все на благо человечества и не важно, что будет дальше с природой, какие последствия будут после вторжения человека.

«И сердитый бежит он теперь» говорится в десятой строке. Мы понимаем, что еж сердит на то, что его ограничили в свободе, на непривычное для дикого животного отношения. Он бежит, следовательно, спешит покинуть неприятное ему место.

Изменение поведения ежа наблюдается в следующих строчках: «Как чужой, и шипит он, и колется». «Как чужой, то есть имеющий мало общего с кем-либо, не сходный с кем-либо. по духу, взглядам, интересам; чуждый, далекий»[2]. Герой сравнивает ежа с чужим.Нет и намека на того милого «друга», который многое позволял ему. Теперь еж ведет себя естественно: «И шипит он, и колется». Животное защищается, человека оно рассматривает как угрозу. А ребенок искренне не понимает причину такого поведения. Ведь он был уверен, что все взаимно. Ведь ему никто не объяснял, что дикие животные должны жить в естественных условиях, что им чуждо человеческое присутствие. Как бы наш герой не старался, у него бы все равно не вышло приручить ежа.

Но все-таки ребенок самостоятельно осознает свою ошибку: «Проводил я его до околицы». Околица – это изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни[2]. Он провожает его не просто из-за двора, он провожает его до конца деревни, не смотря на то, что ему грустно, что друг его покидает, он не пытается вернуть друга. Наш герой понимает, что животному будет лучше на свободе, как бы хорошо он за ним не ухаживал.

Предпоследняя строка: «И в колючей травеон исчез» раскрывает часть мира, где живет еж. Колючий значит снабженный колючками, колкий.[2] Выходит трава снабжена колючками, может причинить физическую боль, но животное это не останавливает. Он буквально исчезает в ней, то есть удалился, ушел быстро, сразу или незаметно[2].

И последняя строка: «И, свободный, отправился в лес». Свободный - пользующийся свободой. Отправиться – поехать, пойти, направиться в путь[2].

Глагол «отправиться» указывает нам на то, что теперь он не торопиться, не бежит, как это мы наблюдали в первой части стихотворения. Теперь «друг» дома, в своей естественной среде обитания.

Данное стихотворение насыщенно местоимениями. Здесь они позволяют сохранить безымянность героя, но все-таки на определенном этапе прочтения читатель понимает, что повествование идет от лица ребенка.

В результате нашего анализа, делаем вывод, что под «другом» автор подразумевал животное, а именно ежа, и скорее всего обыкновенного, так как данный вид наиболее распространен в России. В наши дни еж обыкновенный во многих регионах России, в частности Свердловской области, Тюменской, Московской и Томской, внесен в Красную книгу как исчезающий вид (Рис.5.). Действительно, еж становиться редкостью. Их отлавливают для продажи в зоомагазинах, да и обычные жители, встретив в лесу этого любимого героя сказок, несут домой радовать детей. Давление человека на природу усиливается год от года — хозяйственная деятельность, стройки, охота, а нередко просто бессмысленное, ради забавы, уничтожение тех, кто меньше и слабей человека.

Для учителя в период изучения стихотворения В. Д. Берестова «Прощание с другом» важно правильно раскрыть проблему произведения, не пойти по ложному пути. На первый взгляд, кажется, что все очевидно, здесь рассматривается проблема детского восприятия дружбы, но стоит начать анализ как появляются признаки совершенно другой проблемы. Проблемы усвоения норм отношения к окружающему миру и поведения. Как человек должен вести себя по отношению к дикой природе? Как существовать в гармонии с природой? Всё это человек должен усвоить в раннем возрасте. Обязанность учителя – привить ребенку культуру поведения в природе, а самое важное гуманное, то есть человеческое отношение к окружающему миру.

1. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://poesis.ru/poeti-poezia/berestov/avtobio.htm

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд, дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944стр.

3. Бунеев Р.Н. В одном счастливом детстве 3 кл. : Учебник для четырехлетней начальной школы: В 2-х частях .- Ч. 2 .- Изд. 3-е, перераб. .- М. : Баласс, 2004.- 224 с.

4. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.bravica.ws/ru/phraseological/word_5323.htm

5. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.efremova.info/word/rasstavanie.html

6.[Электронный ресурс]: режим доступа: http://gazeta.aif.ru/_/online/tomsk/539/01_04

7.[Электронный ресурс]: режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/144260/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

8. [Электронный ресурс]: режим доступа: http://slovari-online.ru/word/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2/%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C.htm

***

Прощание с другом

Он сбежал у меня на глазах,Я его провожаю в слезах.Мы с ежом замечательно жили,Уважали друг дружку, дружили.Позволял он потрогать брюшко,Он с ладошки лизал молоко.У него была милая рожица,Не любил он колоться и ёжиться.Не открытойОставили дверь,И, сердитый,Бежит он теперь,Как чужой, и шипит он, и колется.Проводил я его до околицы.И в колючей траве он исчез,И, свободный, отправился в лес.

Рис. 1.Валентин Дмитриевич Берестов

(1928 – 1998)

Рис. 2. В. Берестов и К. Чуковский.

Рис. 3.

Рис. 4.

Рис. 5

 

Просмотров работы: 5525