БЫСТРЫЙ ВОЛАН - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

БЫСТРЫЙ ВОЛАН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Примерная программа «Быстрый волан», раскрывающая методические особенности обучения игре в бадминтон, предназначена для организации секционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста в подготовительных группах, функционирующих на базе дошкольных образовательных учреждений.

Цель программы - обучение основам игры в бадминтон, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и подготовленности, формирование интереса к спортивным играм детей 6-7 лет.

В программе определены основные задачи по обучению, воспитанию и развитию старших дошкольников в ходе секционных занятий по бадминтону:

  • сохранение и укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей;

  • создание условий для полноценного развития возрастных функций, адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;

  • формирование интереса к игре в бадминтон;

  • выявление спортивных наклонностей;

  • формирование жизненно важных двигательных умений и навыков;

  • обучение основным техническим приемам игры в бадминтон;

  • воспитание мотивационно-волевых качеств личности.

В результате освоения программы по бадминтону обучающиеся должны:

знать:

  • правила посещения спортивного зала и технику безопасности во время занятий бадминтоном;

  • основные понятия и правила игры в бадминтон;

  • основы теоретических знаний по технике и тактике игры.

    уметь:

  • выполнять основные технические действия по бадминтону;

  • выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств;

  • соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений по бадминтону;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для включения занятий бадминтоном в активный отдых и досуг.

В результате секционных занятий по бадминтону, у обучающихся формируются следующие ключевые компетенции:

1. в познавательной деятельности:

  • использование результатов наблюдений за действиями партнеров;

  • исследование несложных практических ситуаций.

2. в информационно-коммуникативной деятельности:

  • умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

  • умение использовать знаковые системы (таблицы, схемы по бадминтону).

3. в рефлексивной деятельности:

  • самостоятельная оценка учебной деятельности обучающихся на занятиях по бадминтону;

  • соблюдение норм поведения на занятиях по бадминтону;

  • соблюдение правил здорового образа жизни.

В основу структуры примерной программы «Быстрый волан» положено физическое направление развития ребенка, обозначенное как одно из основных направлений в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной ФКС по общему образованию Министерства образования Российской Федерации 17.06.2003 года.

Работа по программе должна осуществляться в соответствии с нормами и требованиями СанПиНа к организации режима жизни и условиям для проведения занятий по физическому воспитанию, с учетом региональных климато-географических и экологических особенностей Кольского Севера.

Программа может быть реализована в течение одного года пребывания ребенка в подготовительной к школе группе.

Секционные занятия для детей 6–7 - лет проводятся с учетом следующих организационно-методических положений: время работы секции: 2 раза в неделю по 40 мин; место проведения занятий - спортивный зал МДОУ; количество детей в возрасте 6–7 лет – 10-12 человек.

Подбор детейосновывается на диагностических исследованиях: наблюдениях, диагностике основных видов движений. В группу принимаются дети со средними и высокими показателями здоровья, физических качеств, двигательных умений и навыков, желающие заниматься в секции, с согласия родителей.

Проведение учебно-тренировочных занятий строится по стандартной схеме и состоит из подготовительной части, включающей упражнения общей и специальной подготовки, основ­ной части, направленной на обучение технике и тактике бадминтона, и заключительной части, включающей оздоровительные упражнения и упражнения с воланом низкой интенсивности.

Примерная программа «Быстрый волан по организации секционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста прошла апробацию в МДОУ № 152 г. Мурманска.

Результаты апробации были обсуждены на внутривузовской студенческой научно-практической конференции МГГУ. Полученные замечания, рекомендации и пожелания будут учтены при доработке программы.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Примерная программа «Быстрый волан» состоит из трех разделов: «Теоретический», «Практический»,«Контрольный».

Теоретической раздел (основы знаний) формирует систему теоретических знаний по бадминтону, интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой и спортом. В нем представлены основные термины и понятия игры в бадминтон, история развития бадминтона, даются правила игры в бадминтон и требования техники безопасности.

Практический раздел обеспечивает гармоническое физическое развитие, всестороннюю физическую подготовленность, укрепление здоровья детей, формирование двигательных умений и навыков; обучение основам техники бадминтона - передвижениям по площадке, хвату ракетки, подачам, ударам по волану, воспитание мотивационно-волевых качеств личности старших дошкольников.

Завершается программа контрольным разделом, в которомизложены требования к уровню теоретической, технической и общефизической подготовленности старших дошкольников, закончивших обучение по программе «Быстрый волан».

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

  1. Теоретический раздел (основы знаний)

Правила посещения спортивного зала. Техника безопасности во время занятий бадминтоном. История бадминтона. Основные понятия и правила игры в бадминтон. Основы теоретических знаний по технике и тактике игры.

II. Практический раздел

2.1. Основы физической подготовки

  • Общеразвивающие упражнения:

  • упражнения для рук и плечевого пояса (разведение рук в стороны из положения руки перед грудью; поднимание рук вверх и разведение в стороны из положения руки за голову; поднимание рук со сцепленными в «замок» пальцами вперед-вверх; поднимание рук вверх-назад одновременно, попеременно);

  • упражнения для ног (поднимание на носки; переступание на месте без отрыва носков ног от опоры; выполнение 2-3 полуприседаний подряд; приседание, вынося руки вперед; опираясь руками о колени; обхватывая колени руками и пригибая голову; выпад вперёд, в сторону; переступание приставными шагами в сторону на носках, на пятках; передвижение по палке, валику (диаметр 6-8 см) приставными шагами в сторону, опираясь серединой ступни; сгибание, выпрямление, вращение стоп);

  • упражнения для туловища (повороты вправо, влево, поднимая руки вперед; наклоны вперёд; с касанием ладонями пола; сидя, стоя на коленях; поочерёдные подъёмы согнутых и прямых ног; лежа на спине - подъём ног вверх одновременно; движения ногами, как при езде на велосипеде; лежа на животе - сгибание и разгибание ног; повороты со спины на живот и обратно; лежа на животе - прогибание и приподнимание плеч с разведением рук в стороны).

  • Упражнения для развития силы (сгибание и разгибание рук в упоре на скамейке (5-10 раз); ходьба на руках (второй ребенок держит первого за ноги) 5-6 метров; лежа на спине - поднимание и опускание туловища (5-10 раз);на гимнастической стенке - вис на руках, ноги вместе; махи ногами (5-10 раз); перекаты вперед-назад из положения сидя в группировке (5-10 раз); ползание на животе с помощью рук (5 метров); перекладывание волана из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой, вращение кистями рук, сжимание и разжимание пальцев рук);

  • Упражнения для развития быстроты (бег на скорость 6,10,20м; бег 10 м с хода; челночный бег 10х3м);

  • Упражнения для развития скоростно-силовых качеств (прыжки в длину с разбега; прыжки в высоту с разбега (высота не менее 30-40 см); прыжки с высоты 40 см; прыжки через предметы; прыжки вверх из глубокого приседа; прыжки вверх с места, доставая предмет, подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребенка, с разбега (не менее 50 см); впрыгивание на возвышение до 20 см; прыжки на одной ноге, через линию, веревку в различных направлениях; прыжки через скакалку на двух ногах, с ноги на ногу; прыжки с изменением направления движения; быстрая смена ног в выпаде; отталкивания от стены, от пола двумя руками; наклоны и повороты туловища; броски из различных положений двумя руками и одной рукой воланов, баскетбольных мячей);

  • Упражнения для развития выносливости (непрерывный бег в медленном темпе в течение 2-3 мин.; бег со средней скоростью в чередовании с ходьбой (2-4 раза 80-120 м); прыжки на двух ногах на месте (по 30-40 прыжков в чередовании с ходьбой));

  • Упражнения для развития координационных способностей (ходьба с перешагиванием через предметы; ходьба 3-4 м с закрытыми глазами; ходьба по ограниченной поверхности приставным шагом, на носках; ходьба по скамейке, перешагивая кубики, набивные мячи; с перекладыванием на каждый шаг вперед волана из руки в руку перед собой или за спиной; кружение парами, держась за руки; прыжки на двух ногах с зажатым между колен мешочком с песком; выполнение упражнения «Ласточка»; подлезание под шнур высотой 40 см, не касаясь руками пола, боком; подлезание под дугу (высота 50 см), с воланом в руках, под 3-4 дуги; ползание на четвереньках с мешочком на спине; лазание по гимнастической стенке до верха, не пропуская реек, с переходом на другой пролет и спуском вниз; прокатывание обручей и пролезание в них; индивидуальные и парные упражнения с воланом);

  • Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах (наклоны вперед, назад; пружинистые приседания в выпаде; вращения в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах; восьмерки, выполняемые в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах; выкруты назад и вперед с гимнастической палкой, скакалкой, ракеткой; махи руками и ногами вперед, назад, в сторону);

  • Упражнения на расслабление (массаж; дыхательная гимнастика; упражнения на профилактику нарушений осанки и плоскостопия).

2.2. Основы техникибадминтона

  • Способ держания (хватка) ракетки: универсальная.

  • Стойки: правосторонние, левосторонние;

  • Перемещения: вперед, назад, в сторону; в правый, в левый угол сетки; к левой, к правой боковой линии; сочетания перемещений:

  • ходьба (обычная, с разными положениями рук; переменным, приставным и скрестным шагом назад, вперед и в сторону; мелким и широким шагом; в раз­ном темпе; c выполнением заданий по сигналу тренера-преподавателя; с изменением направления движения; ходьба в сочетании с другими видами движений - бегом, скачком, прыжками, с подбрасыванием и ловлей волана, с подниманием волана с пола, ходьба с выполнением движений ракеткой);

  • бег (бег обычный, мелким и широким шагом; с чередованием различных способов передвижения; приставными и скрестными шагами; бег в разных направлениях, с различными заданиями; из различных исходных положений; в разном темпе; между воланами; в чередовании с ходьбой, прыжками; бег с ракеткой, с подбрасыванием и ловлей волана во время бега; с бросками воланов с последующим подниманием их на ходу в выпаде);

  • прыжки (на двух ногахна месте, с продвижением вперед, в чередовании с ходьбой; попеременно на правой и левой ноге; с ноги на ногу с продвижением вперед (расстояние 2-3 м));

  • выпады (назад, вперед, в сторону);

  • Упражнения с воланом: броски и ловля волана индивидуально и в парах; на месте, после перемещений, в сочетании с выполнением других движений;

  • Подвижные игры с воланом;

  • Жонглирование воланом: стоя на месте, подбивать волан открытой, закрытой стороной ракетки; в чередовании, поворачивая ракетку одной и другой стороной; удары по волану, подвешенному на веревочке;

  • Удары: открытой и закрытой стороной ракетки; сверху, сбоку;

  • Подачи: открытой и закрытой стороной ракетки.

2.3. Основы тактикибадминтона

Игра в паре с тренером-преподавателем. Игра в паре с партнером.

2.4. Основы нравственно-волевой подготовки

Постановка сравнительно трудных задач. Эмоциональное поощрение. Создание соревновательной обстановки. Игры на снятие эмоциональной нагрузки. Беседа: «Учимся выигрывать – учимся проигрывать».

III. Контрольный раздел

Тестирование теоретической, общефизической и технической подготовленности. Критерием успешности освоения учебного материала является экспертная оценка тренера-преподавателя регулярности посещения учебно-тренировочных занятий и результаты соответствующих тестов по теоретической, технической и общефизической подготовке. Требования к уровню подготовки старших дошкольников, закончивших обучение по программе «Быстрый волан» отражены в таблицах 1-3.

Таблица 1

Контрольные вопросы для оценки уровня теоретической подготовленности старших дошкольников

Вопрос

Ответ

1

Дайте определение бадминтона (что такое бадминтон?)

спортивная игра с воланом и ракеткой

2

Какая страна считается родиной бадминтона?

Англия

3

Откуда произошло название игры?

местечко Бадминтон в Англии

4

Какая спортивная форма и обувь необходима для игры в бадминтон?

футболка, шорты, носки, кроссовки

5

Каким инвентарем играют в бадминтон (чем играют в бадминтон?)

ракетками и воланом

6

Как называется способ держания ракетки в бадминтоне?

хватка (хват)

7

Что нужно сделать по свистку тренера?

немедленно прекратить все игровые действия и повернуться лицом к тренеру

8

Можно ли виснуть на сетке или облокачиваться на неё?

нет

9

Что нельзя делать с ракеткой на тренировке?

бросать, класть на пол, ударять ободом обо что-либо или струнами по голове, коленям и т.д

10

Игрок в бадминтоне это -… (дайте определение игрока в бадминтоне)

любой человек, играющий в бадминтон

11

Количество игроков в матче по бадминтону?

два или четыре

12

Как называется место для игры в бадминтон?

игровая площадка

13

Какой инвентарь делит площадку в бадминтоне пополам?

сетка

14

Выбери правильный ответ. Матч в бадминтоне состоит из – …(двух, трех, четырех) геймов.

матч в бадминтоне состоит из трех геймов

15

Выбери правильный ответ. Гейм в бадминтоне играют до - …(15, 18, 21) очков.

гейм в бадминтоне играют до 21 очка

16

Перечислите названия стоек в бадминтоне

левосторонние, правосторонние

17

Можно ли бить по чужому волану?

нет

18

Из какого поля производится подача при четном счете?

из правого

19

Из какого поля производится подача при нечетном счете?

из левого

20

Волан состоит из (назовите части волана) -…

головка и оперенье

Примечание: полный правильный ответ – 2 балла, неполный правильный ответ – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.

Таблица 2

Контрольные нормативы для оценки уровня физической подготовленности старших дошкольников (по Дворкиной Н.И., Лубышевой Л.И., 2007)

Тесты

Мальчики

Девочки

Сила

Кистевая динамометрия (правая), кг

9,2

5,9

Кистевая динамометрия (левая), кг

8,1

4,8

Прыжок в длину с места, м

1,4

1,3

Метание малого мяча, м

2,7

2,9

Выносливость

Бег 120 м, с

25,6

27,7

Быстрота

Челночный бег 3х10м, с

10,3

10,3

Ловкость

Бросок мяча в цель (5 попыток), кол-во раз

3,6

3,6

Гибкость

Наклон, см

4,2

5,1

Выкрут в плечевых суставах, см

36

30

Примечание: превышение тестовых показателей говорит о высоком уровне развития физических качеств.

Таблица 3

Контрольные нормативы для оценки уровня технической подготовленности по бадминтону старших дошкольников

Тесты

Количество повторений

1

Набивание (жонглирование) волана открытой стороной ракетки, кол-во раз

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

2

Набивание (жонглирование) волана закрытой стороной ракетки, кол-во раз

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

3

Перемещения (вперед влево - назад, вперед вправо – назад), кол-во раз

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

4

Подача (из 10 попыток):

а) открытой стороной ракетки, - 5 попыток;

б) закрытой стороной ракетки, – 5 попыток,

кол-во раз

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

5

Удары сверху и сбоку открытой и закрытой стороной ракетки в паре с тренером, кол-во раз

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

 

Баллы

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

 

Сумма баллов

50 - 45

44 - 30

29 - 15

14 - 5

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

Таблица 4

Примерное распределение учебных часов на освоение основных разделов программы

Разделы, виды материала

Количество часов

I.

Теоретический раздел (основы знаний)

8

II.

Практический раздел

60

2.1.

Основы физической подготовки

18

2.2.

Основы техники бадминтона

22

2.3.

Основы тактики бадминтона

16

2.4.

Основы нравственно-волевой подготовки

4

III.

Контрольный раздел

6

Всего часов:

74

Последовательность прохождения учебного материала отражена в таблице 5.

Таблица 5

План – график прохождения учебного материала

п/п

Содержание занятий

Объем

часов

Месяц

9

10

11

12

01

02

03

04

05

I.

Теоретический раздел

8

                 

1.1.

Запись в секцию. Правила посещения спортивного зала

1

+

               

1.2.

Техника безопасности во время занятий бадминтоном

1

+

               

1.3.

История бадминтона

1

+

               

1.4.

Основные понятия и правила игры в бадминтон

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

1.5.

Основы теоретических знаний по технике и тактике игры

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

II.

Практический раздел

60

                 

2.1.

Основы физической подготовки

18

                 

2.1.1.

ОРУ

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.1.2.

Упражнения на развитие силы

2

+

+

+

           

2.1.3.

Упражнения на развитие быстроты

2

+

+

+

           

2.1.4.

Упражнения для развития cкоростно-силовых качеств

3

         

+

+

+

+

2.1.5.

Упражнения на развитие выносливости

2

         

+

+

+

+

2.1.6.

Упражнения на развитие координационных способностей

3

     

+

+

+

     

2.1.7.

Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах

2

     

+

+

+

     

2.1.8.

Упражнения на расслабление

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.2.

Основы техники бадминтона

22

                 

2.2.1.

Хватка ракетки

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.2.2.

Стойки

2

     

+

+

+

+

+

+

2.2.3.

Перемещения

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.2.4.

Упражнения с воланом

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.2.5.

Жонглирование воланом

2

 

+

+

+

+

+

     

2.2.6.

Подвижные игры с воланом

2

+

+

+

+

         

2.2.7.

Удары сбоку, сверху, открытой и закрытой стороной ракетки

5

       

+

+

+

+

+

2.2.8.

Подачи открытой и закрытой стороной ракетки

5

       

+

+

+

+

+

2.3.

Основы тактики бадминтона

16

                 

2.3.1.

Игра в паре с партнером

8

         

+

+

+

+

2.3.2.

Игра в паре с преподавателем

8

 

+

+

+

+

       

2.4.

Основы нравственно-волевой подготовки

4

                 

2.4.1.

Игры на снятие эмоциональной нагрузки

3

           

+

+

+

2.4.2.

Беседа: «Учимся выигрывать – учимся проигрывать».

1

         

+

     

III.

Контрольный раздел

6

                 

3.1.

Тестирование теоретической подготовленности

2

       

+

     

+

3.2.

Тестирование физической подготовленности

2

       

+

     

+

3.3.

Тестирование технической подготовленности

2

       

+

     

+

Всего часов:

74

                 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Техника безопасности при занятиях бадминтоном

При занятиях бадминтоном должны соблюдаться те же правила техники безопасности, что и при занятиях всеми спортивными и подвижными играми.

1. Общие требования безопасности перед началом занятий по бадминтону:

Тренер-преподаватель должен:

  • подготовить спортивную площадку, инвентарь и оборудование для проведения занятий (уборка мусора и посторонних предметов; проверка исправности ракеток, воланов, надежности крепления сетки, стоек и т.д.);

  • провести инструктаж по технике безопасности;

  • проверить состояние здоровья детей;

  • проверить соответствие спортивной обуви и формы требованиям техники безопасности при занятиях по бадминтону.

Обучающийся должен:

  • подготовить спортивную обувь и форму для занятия по бадминтону и своевременно переодеться;

  • снять посторонние предметы (украшения и т.д.);

  • коротко подстричь ногти.

2. Общие требования безопасности на занятиях по бадминтону:

Тренер-преподаватель должен:

  • провести разминку.

  • контролировать соблюдение правил техники безопасности обучающимися;

  • методически грамотно организовывать и проводить занятия;

  • при получении травмы или ухудшения самочувствия ребенка прекратить занятие и оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь».

Обучающийся должен:

  • заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения только с разрешения тренера;

  • бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию; использовать ракетку только по назначению;

  • не выполнять упражнения без предварительной разминки;

  • не выполнять упражнения сломанной ракеткой и разорванным воланом;

  • не стоять близко к учащимся, которые выполняют упражнения с ракетками или другими предметами;

  • не выполнять упражнения с ракеткой при влажных ладонях;

  • не ходить за воланами или другим инвентарём без разрешения тренера;

  • не класть ракетку на пол, чтобы случайно не наступить на неё (можно испортить ракетку или получить травму);

  • не бросать ракетку, не опираться на неё, не стучать ободом по чему-либо;

  • соблюдать достаточные интервалы и дистанцию при выполнении упражнений;

  • быть внимательным при перемещении по залу во время выполнения упражнений другими обучающимися;

  • знать и соблюдать простейшие правила игры;

  • знать и выполнять настоящую инструкцию.

3.Общие требования безопасности по окончании занятий:

Тренер-преподаватель должен:

  • провести заминку;

  • убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

  • организованно завершить занятие.

Обучающийся должен:

  • организованно покинуть место проведения занятия;

  • переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

  • тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Последовательность обучения основным приемам игры

Прежде чем обучать детей непосредственно игре в бадминтон, тренер должен подготовить их по следующим показателям:

  1. выработать соответствующую осанку;

  2. сформировать физические качества: силу удара, быстроту реакции, передвижения и т.д.;

  3. выработать подвижность кисти руки, давая с этой целью упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки;

  4. подвести детей к эффективному освоению правил игры;

Одновременно с решением вышеназванных задач идет обучение дошкольников основным приемам игры в бадминтон в следующей последовательности:

  1.  
    • ознакомление с воланом (подготовительные упражнения - броски, ловля волана);

    • обучение хватке ракетки;

    • жонглирование воланом;

    • обучение стойке бадминтониста;

    • обучение технике ударов ракеткой справа, слева, над головой;

    • обучение подаче волана;

    • игра в паре с тренером;

    • игра в паре с партнером (без сетки);

    • игра в паре партнером (через сетку, шнур повешенные на высоте 130 см. (размер площадки для игры дошкольников в бадминтон 3,5X8 м).

Подготовительные упражнения бадминтониста

(Лепешкин В., 2006)

Броски волана являются основными в группе подготовительных упражнений бадминтониста. Они используются для разминки и развития чув­ства волана (его скорости и траектории полета), а также для развития ловкости и быстроты.

Броски выполняют, удерживая волан за го­ловку, при этом головка развернута в направле­нии броска.

Индивидуальные упражнения с воланом

  1. Подбрасывать волан вверх (поочередно пра­вой и левой рукой) и ловить его двумя руками.

  2. Подбрасывать волан вверх (поочередно пра­вой и левой рукой) и ловить его одной рукой.

  3. Перебрасывать волан над головой из и.п. руки в стороны.

  4. Подбрасывать волан вверх - вперед из-за спины правой рукой над левым плечом, а левой рукой - над правым плечом и ловить его двумя руками спереди.

  5. Подбрасывать волан вверх правой рукой под правой ногой (поднимая ее согнутой в колене), а левой рукой — под левой ногой и ловить его двумя руками.

  6. То же, но подбрасывать волан вверх правой рукой под левой ногой, а левой рукой - под правой ногой.

  7. Подбрасывать волан спереди назад над головой (за спину). После броска выполнить поворот на 180° и поймать волан. Броски выполняются поочередно правой и левой рукой.

  8. Удар по волану ногой. Игрок стоит в игровой стойке с воланом в левой руке, вытянутой вперед. Отпуская волан, как при подаче, выполняет удар ногой (стопой) так, чтобы он подлетел вверх, а затем ловит его, не дав упасть на пол. Удары выполняются поочередно правой и левой ногой.

  9. Игрок стоит в игровой стойке с воланом в левой руке, вытянутой вперед на уровне головы (плеч). Отпуская волан, как при подаче, выполняет касание левой рукой левого бедра, а затем ловит волан двумя руками, не дав упасть ему на пол.

  10. То же, но коснуться рукой лба.

  11. То же, но два раза хлопнуть в ладоши.

  12. То же, но коснуться рукой ягодиц.

  13. Подбросить волан вверх и выполнить 1-2 круга прямыми руками. Чередовать круги вперед и назад.

Индивидуальные упражнения с двумя воланами

Упражнения с двумя воланами повышают плотность занятия, увеличивают количество дви­жений, выполняемых каждой рукой, гармонично развива­ют правую и левую части тела, учат быстро переключать внимание (взгляд) с одного объекта на другой, развивают быстроту и лов­кость. Во всех упражнениях необходимо макси­мально быстро переводить взгляд с одного вола­на на другой.

И.п. в большинстве упражнений - стоя с дву­мя воланами (в каждой руке по волану) и удер­живая их перед собой.

  1. Удерживая в руках два волана, поочеред­но бросать их вверх и ловить. Постепенно уве­личивать скорость выполнения.

  2. Броски двух воланов вверх с небольшим интервалом (один, затем другой) и ловля их тоже поочередно и теми же руками.

  3. Подбросить вверх левый волан и, когда он будет опускаться, подбросить правый волан, стараясь попасть в левый. В случае промаха необходимо поймать оба волана (поочередно). В случае попадания - хотя бы один. Проделав несколько раз, бросать воланы наоборот.

  4. Бросить правый волан вверх, левый волан положить на пол, поймать правый вола правой рукой или двумя. Бросить правый волан вверх, взять с пола левый волан, поймать правый волан правой рукой. Проделав несколько раз, выполнять упражнение наоборот.

  5. Бросить правый волан вверх, левый волан бросить в пол и подобрать, поймать правый волан двумя руками. Проделав несколько раз выполнять упражнение наоборот.

  6. Стоя со слегка разведенными в стороны руками, бросать воланы навстречу друг другу, стараясь попасть воланом в волан. Встреча воланов может выполняться на разных уровнях груди, колен, головы, выше головы. После каждого выполнения желательно поймать оба волана или хотя бы один.

  7. Один волан лежит на полу головкой вверх, перед игроком (рядом с ногами), а второй в руке. Игрок бросает волан сверху вниз, стараясь по­пасть по головке волана, лежащего на полу. Брос­ки выполняют как правой, так и левой рукой.

Парные упражнения

Упражнения выполняются, как правило, без сетки, но некоторые из них могут выполняться и через сетку.

  1. Броски волана друг другу по низкой (высокой) траектории, с обязательной ловлей.

  2. То же, но левой рукой.

  3. Броски волана друг другу, стараясь попасть в кисть партнера. Партнер держит правую руку в сто­рону на уровне плеч. Вы­полнив несколько раз, вы­ставляют левую руку в сторону и продолжают упражнение.

  4. Броски волана друг другу в прыжке по низкой траектории. Игрок выполняет прыжок вверх, поднимая руку с воланом вверх, и выполняет бросок в верхней точке прыжка, а за­тем приземление. Бросок выполняется с силой по прямой траектории.

  5. Передача волана ногой. Игрок стоит в иг­ровой стойке с воланом в левой руке, вытяну­той вперед. Отпуская волан, как при подаче, выполняет удар ногой (стопой) так, чтобы он отлетел в направлении партнера. Удары выпол­няются поочередно правой и левой ногой. Партнер должен поймать летящий волан.

  6. Броски волана над головой, стоя спиной в направлении броска. Броски выполняются по­очередно правой и левой рукой. Игрок, который ловит волан, стоит грудью к бросающему.

  7. Броски волана между ногами с наклоном вперед, стоя спиной в направлении броска. Брос­ки выполняются поочередно правой и левой ру­кой.

Парные упражнения с двумя воланами

  1. Броски воланов друг другу с обязательной ловлей.

  2. Броски воланов друг другу снизу в сторону, стоя боком в направлении броска.

  3. Один игрок бросает волан другому по высокой или низкой траектории, а второй своим броском старается попасть в волан первого. Игроки совершают броски в волан поочередно. Надо стараться сбить чужой волан как можно дальше от себя. Если воланы не столкнулись, их надо поймать.

Упражнения с ракеткой

Из предложенных ниже упражнений состав­ляется комплекс, в который входят по 2-3 уп­ражнения на основные группы мышц (рук, ту­ловища и ног). Каждое упражнение выполняет­ся 8-10 раз.

  1. Круговые вращения в плечевых суставах. Ракетка в правой руке, а руки согнуты в локтях примерно под 90°.

  2. Взяв ракетку двумя руками (левая охва­тывает правую), поднять локти вверх, отводя ракетку как можно дальше назад за спину (касаясь головкой ракетки спины).

  3. Работать руками, как во время бега на ко­роткие дистанции. Ракетка в правой руке, а руки согнуты в локтях примерно под 90°.

  4. Сгибания и разгибания рук в локтевых суставах. При этом руки могут быть направле­ны вниз, вперед, вверх, назад или в стороны.

  5. Хватка двумя руками за шейку ракетки. Движения руками, как при гребле на байдарке.

  6. Руки вперед, хватка двумя руками за шей­ку, ракетка горизонтально. Разворачивать ракет­ку в вертикальное положение то ручкой, то головкой вверх.

  7. Балансировка ракеткой, удерживая ее вер­тикально, ручкой на открытой ладони. Выпол­нять поочередно правой и левой рукой.

  8. Круговые вращения головкой ракетки. Выполнять поочередно правой и левой рукой.

  9. Вращение головкой ракетки по восьмерке. Выполнять поочередно правой и левой рукой.

  10. Движение головкой ракетки вверх-вниз. Выполнять поочередно правой и левой рукой.

  11. То же, но влево - вправо.

  12. Вращение кистью, разворачивая ра­кетку то открытой, то закрытой стороной вверх. Выполнять поочередно правой и левой рукой.

  13. Вращение кистью, удерживая ракет­ку, как молоток. Выполнять поочередно правой и левой рукой.

  14. В и.п. ракетка удерживается двумя руками (правой за ручку, а левой за обод головки) и располагается у груди. Накло­няться вперед, вытягивая руки к полу, и возвращаться в и.п. Упражнение может выполняться из разных и.п. (руки вниз, вперед или вверх).

  15. И.п.: как в предыдущем упражнении. Поворот вправо, разворачивая плечи и скручивая туловище и выпрямляя руки вперед. Затем вернуться в и.п. и повторить упражнение влево.

  16. И.п.: как в предыдущем упражнении. Наклон вправо, вытягивая руки вверх. Вернуться в и.п. и повторить упражнение влево.

  17. Глубокие приседания. Из и.п.: руки с ракеткой у груди (либо вниз, вперед, или вверх - присесть, вытягивая руки вперед (вверх или сгибая руки и приближая ракетку к груди).

  18. Круговые вращения пяткой правой ноги, при этом стопа носком касается пола. Выполнять поочередно правой и левой ногой. Ракетка - произвольно.

  19. Стоя на одной ноге, сгибать и разгибать ногу в голеностопном суставе с одновременным движением головкой ракетки вверх и вниз:

  20. а) головка ракетки и носок двигаются в одном направлении;

  21. б) в разных направлениях. Выполнять сначала правой рукой и ногой, затем левой.

  22. Одновременно выполнять круговые движения носком правой ноги и головкой ракетки (по 5 вращений в правую и левую стороны). Выполнять сначала правой рукой и ногой, затем левой.

  23. Тоже, но ракеткой вращать в одну сторону, а носком в другую.

  24. Вращения по «восьмерке» носком правой ноги и головкой ракетки. Выполнять правой рукой и ногой, затем левой.

  25. Прыжки, работая ногами, как со скакалкой, и имитируя ракеткой вращение скакалки. Выполнять поочередно правой и левой рукой.

  26. Бег на месте с высоким подниманием бед­ра. Ракетка в правой или левой руке.

  27. Бег на месте с захлестыванием голени. Ракетка располагается горизонтально и удержи­вается двумя руками на уровне пояса.

  28. Прыжки вверх на двух (одной) ногах. Ракетка в двух руках или в одной, как в преды­дущих упражнениях.

  29. Прыжки вверх сзахлестыванием голеней. Ракетка в двух руках или в одной, как в преды­дущих упражнениях.

Имитационные упражнения с ракеткой

Упражнения могут выполняться самостоя­тельно или по сигналу.

  1. Удар справа сверху открытой стороной, стоя на месте.

  2. Удар слева сверху закрытой стороной, стоя на месте.

  3. Удар справа сверху открытой стороной, после перемещений.

  4. Удар слева сверху закрытой стороной, после перемещений.

  5. Подача.

Упражнения с воланом и ракеткой

Индивидуальные упражнения

  1. Жонглирование открытой стороной ракет­ки. Игрок, находясь в игровой стойке, выпол­няет удары по волану открытой стороной ракет­ки, направляя его вверх.

  2. Жонглирование закрытой стороной ракет­ки.

  3. Жонглирование поочередно открытой и закрытой стороной ракетки.

Парные упражнения

  1. один игрок с ракеткой, а другой с воланом. Игрок с воланом набрасывает волан в удобное место для удара. Игрок с ракеткой выполняет удар.

Обучение хватке ракеткив бадминтоне

(Лепешкин В., 2006)

Хватка ракетки

Хватка ракетки имеет очень большое значение в игре. От её правильности зависят возможнос­ти игрока. Правильная хватка позволяет выпол­нять любые удары (сверху, снизу, справа и слева) и, что самое главное, делать их точно (посылать волан в нужном направлении). При правильной хватке край ладони касается утолщения на конце ручки. Указательный палец слегка согнут по сравнению с другими пальцами (но обязательно охватывает ручку). Большой палец находится с левой стороны ручки и касается боковой поверхности ногтевой фаланги указательного пальца. Угол, образованный большим пальцем и кистью, находится на одной линии с ободом головки ракетки. Если вытянуть руку вперед, то ракетка должна являться продолжением руки.

При выполнении любых ударов хватка ракетки всегда остается одинаковой и никогда меняется. Все изменения положения плоскости головки ракетки выполняются за счет движения кисти.

При объяснении хватки и начальных упражнений на её запоминание все дети сидят скамейках в один ряд. В таком положении быстрее и удобнее проверять правильность хватки ракетки и исправлять ошибки. Тренер располагается перед ними. Он может стоять или сидеть (например, когда рассказывает о бадминтоне, ракетках и воланах, показывает правильность хватки). Упражнения выполняются сначала правой (сильнейшей) рукой, а затем левой (слабейшей).

1. Показать детям, как правильно держать ракетку. Объяснить, почему держать надо именно так.

2. Раздать ракетки. Занимающиеся, получив ракетку, пробуют правильно ее взять.

3. Посмотреть хватку у всех занимающихся.

4. Взять ракетку, как молоток, удерживая за край ручки. Выполнить имитацию движения молотком, с небольшим движением головкой ракетки. Затем слегка разогнуть указательный палец и развернуть ракетку в кисти, отодвинув от себя шейку ракетки левой рукой. Проверить хват у всех занимающихся и, если необходимо, поправить.

5. Взять правильно ракетку и попробовать выполнить имитацию движений молотком. Если ребенок держит ракетку неправильно, то эти движения будет делать не так удобно, как в начале предыдущего упражнения (до разворота руки).

6. Правой рукой взять ракетку, как молоток, а левой придерживать шейку ракетки. Отпус­тить правую руку и прислонить ее ладонью к струнам с правой стороны. Сохраняя кисть в том же положении, перемещать ее вдоль шейки, до края ручки. Когда край кисти коснется утолще­ния на краю ручки, мягко обхватить ручку. Са­мостоятельно проверить правильность хватки. Повторить несколько раз. Проверить хватку у всех занимающихся и, если необходимо, поправить.

7. Взять правильно ракетку правой рукой. Левой рукой взять ракетку за шейку, а правую отпустить. Опять взять правой рукой за ручку, а левую отпустить. Самостоятельно проверить правильность хватки. Повторить несколько раз.

8. То же, но правой рукой почесать нос (кос­нуться лба, колена, и т.п.), а затем взяться за ручку.

9. Взять правильно ракетку правой рукой. Переложить ракетку в левую руку. Самостоя­тельно проверить правильность хватки. Перело­жить ракетку обратно в правую руку. Самостоя­тельно проверить правильность хватки. Повторить несколько раз.

10. Взять правильно ракетку и вытянуть руку вперед, при этом ракетка является продолжени­ем руки. Поворачивая кисть, развернуть голов­ку ракетки открытой стороной вверх. Повора­чивая кисть в обратном направлении, развернуть головку ракетки закрытой стороной вверх. По­вторить несколько раз. Поворачивая кисть, ни в коем случае не менять хватку ракетки. Развора­чивать ракетку надо всегда движением кисти, а не перекладыванием ракетки.

11. Рука с ракеткой вытянута вперед, плос­кость головки расположена вертикально, ракет­ка является продолжением руки (далее везде подразумевается, что ракетку надо держать пра­вильно): 1 - развернуть ракетку открытой сто­роной вверх; 2 - и.п.; 3 - закрытой стороной вверх; 4 - и.п.

12. То же, но по сигналу. Преподаватель называет сторону ракетки, а дети развора­чивают ракетку этой стороной вверх и возвра­щают ракетку в и.п.

13. Ракетка расположена горизонтально, го­ловкой вперед, плоскость головки расположена вертикально. Развернуть ракетку открытой стороной вверх и выполнить два коротких движе­ния головкой снизу вверх (имитируя удар сни­зу). Вернуться в и.п. Затем выполнить то же, развернув ракетку закрытой стороной вверх, и вернуться в и.п. Повторить несколько раз.

14. То же, но, не возвращаясь в и.п.

15. То же, но движение головкой ракетки только один раз.

16. Ракетка расположена горизонтально головкой вперед, обод головки расположен вертикально. Выполнить короткое движение головкой влево и вернуться в и.п. То же вправо, вторить несколько раз.

17. Ракетка расположена горизонтально, головкой вперед, обод головки располагается вертикально. Короткие движения ракеткой, имитируя удары открытой стороной влево, вверх, вниз.

18. То же, но закрытой стороной вправо, вверх, вниз.

19. Выполняется в парах. Один игрок выполняет движения из двух предыдущих упражнений, а второй быстро и точно их повторяет. Через некоторое время игроки меняются ролями.

20. Перебрасывание ракетки из руки в руку, стараясь схватить ее правильной хваткой. После ловли проверить хватку и, если необходимо,

перехватить ракетку правильно, но действуя одной рукой.

21. Ракетка расположена горизонтально, головкой вперед, обод головки расположен вертикально. Переложить большой палец правой руки на правую сторону ручки и с его помощью повернуть ракетку вокруг своей оси. После остановки ракетки перехватить ее правильно.

На начальном этапе обучения бадминтону правильность хватки проверяется постоянно, при выполнении любых упражнений с ракеткой, перед каждым началом выполнения упражнения и после каждой потери волана. Это надо делать до тех пор, пока правильная хватка не станет привычкой. Только после этого на хватку можно не обращать внимания.

Ошибки при выполнении хватки

• Держит ракетку далеко от края ручки. Такое положение ограничивает удары и приводит к появлению синяков на предплечье. Кроме того, ракетка становится короче, а, следовательно, меньше и расстояние до волана, на которое может дотянуться игрок.

• Угол, образованный большим пальцем и кистью, находится в разных плоскостях с ободом ракетки. Держит ракетку, как сковородку. Такое положение сильно ограничивает амплитуду движений головки ракетки, особенно при ударах сверху, так как ограничивается подвижность в лучезапястном суставе. При такой хватке невозможно ударить волан по крутой траектории сверху вниз. Кроме того, будет сложно вы­полнять отдельные удары.

• Указательный палец выпрямлен и располо­жен вдоль ракетки. В этом случае ослабевает опора на кисть при выполнении ударов сверху и справа, из-за чего они слабее и производятся с опозданием.

• Большой палец находится на верхней сто­роне ручки и касается ее нижней поверхностью ногтевой фаланги. В этом случае ослабевает опора на кисть при ударах слева и снизу, а при ударах сверху ракетка будет вылетать из рук.

• Крутит ракетку в руке, а не кисть (меняет хватку). В критической ситуации (с ограничением времени) будет выполнять удары ребром головки, а не плоскостью ракетки.

Жонглирование

1. В и.п. игрок находится в игровой стойке, с ракеткой в правой руке, а воланом - в левой. Расположить ракетку горизонтально на уровне пояса, головкой вперед, открытой стороной вверх. Левой рукой положить волан на струны. Движением кисти подкинуть волан головкой ракетки вверх на небольшую высоту и, когда он будет опускаться, поймать его левой рукой. Опять положить волан на ракетку и повторить упражнение.

2. То же, но ракетку расположить закрытой стороной вверх, при этом локоть правой руки отвести немного в сторону.

3. В и.п. ракетка расположена горизонталь­но на уровне пояса, головкой вперед, откры­той стороной вверх, левая рука выпрямлена вперед и удерживает волан на уровне головы над струнами ракетки. Отпустить волан и уда­рить его вверх коротким движением головки ракетки. Поймать левой рукой опускающий­ся волан и, приняв и.п., повторить упражне­ние.

4. То же, но вместо ловли рукой подыграть волан ракеткой еще один раз, а затем поймать.

5. Два предыдущих упражнения, но закры­той стороной.

6. Многократное жонглирование открытой стороной.

7. То же, но закрытой стороной.

8. И.п., как в упражнении 3. Подыграть во­лан ракеткой два раза, но первый раз - откры­той стороной, а второй - закрытой, затем пой­мать.

9. То же, но наоборот, вначале - закрытой стороной, а затем - открытой.

10. Многократное жонглирование, поочередно открытой и закрытой стороной.

Далее используются упражнения, описание которых уже приведено выше (индивидуальные упражнения с воланом и ракеткой).

Некоторые начинающие игроки никак не могут попасть по волану. В большинстве случаев он у них пролетает на уровне шейки ракетки. Это бывает двум причинам:

  • не чувствуют расстояние до волана;

  • слишком быстро машут ракеткой.

Для исправления этих ошибок предлагаютсяследующие упражнения, которые выполняютсяв парах:

  1. Игроки стоят напротив друг друга, на расстоянии 1,5 - 2 м, один - с воланом, а второй с ракеткой. Первый игрок держит волан выпрямленной рукой на уровне пояса за оперение головкой вниз, второй - находится в игровой стойке. Он вытягивает руку с ракеткой вперед, развернув ее открытой стороной вверх, и располагает середину головки под воланом. Затем возвращается в и.п. и повторяет упражнение.

  2. То же, но, расположив ракетку под воланом, делает короткое движение головкой к волану (не касаясь его).

  3. То же, но первый игрок каждый раз меняет расположение волана

(выше, ниже, правее, левее).

  1. Те же упражнения, но закрытой стороной.

  2. Те же упражнения, но расстояние между игроками – 2 - 3м, и предварительно выполняется перемещение или выпад.

Ошибки при жонглировании

• Неправильная хватка.

• Соприкосновение с воланом на уровне головы и выше, а не на уровне пояса, особенно при жонглировании закрытой стороной. Высоко поднят локоть.

• Жонглирование на одном месте, хотя необходимо двигаться, чтобы расположиться более удобно по отношению к волану.

• Отводит взгляд от волана в момент соприкосновения с ним (смотрит в направлении предполагаемого полета волана). При этом, как правило, промахивается либо попадает по волану краем струн или ободом.

• Выполняет резкие движения с неоправданно завышенной скоростью. Нет чувства волана (скорости его движения).

• Волан часто пролетает мимо головки ракетки, на уровне шейки. Нет чувства волана (расстояния до него).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Литература

  1. Алексеев, С. Выигрыш в бадминтоне (азбука игры и тайны мастерства) [Текст] /C.Алексеев. – Екатеринбург, 2006.

  2. Бадминтон. Правила игры и проведения соревнований [Текст] - М., 2008.

  3. Бадминтон [Текст]: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ / А.Н. Горячев; А.А. Ивашин; Московская городская федерация бадминтона. – М.: Советский спорт, 2010.

  4. Бадминтон [Текст]: учебник для студентов вузов по направлению 032100 – физ. культура / Ю.Н. Смирнов. – 2-е изд., исправ. И доп. – М.: Советский спорт, 2011.

  5. Игра бадминтон [Текст]: учебно-методическое издание / А.В. Щербаков, Н.И. Щербакова. – М.: ООО «Гражданский альянс», 2009.

  6. Кучина, Н. Обучение дошкольников игре в бадминтон [Текст] / Н.Кучина // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 2.

  7. Лепешкин, В.А. Бадминтон в школе [Текст] / В.А.Лепешкин // Спорт в школе. – 2006. - № 13.

  8. Лепешкин, В.А. Бадминтон для всех [Текст] /В.А.Лепешкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – (Все про спорт).

  9. Методические рекомендации по начальному обучению игре в бадминтон [Текст] /Под ред. Ивашина А.А.- М., 1983.

  10. Методические рекомендации тренерам к практическим занятиям по обучению технике бадминтона [Текст] /Под ред. Рыбакова Д.П.- М., 1980.

  11. Рыбаков, Д.П. Основы спортивного бадминтона [Текст] /Д.П. Рыбаков, М.И. Штильман, - М.,1992.

  12. Спортивные игры: правила, тактика, техника [Текст] /Под ред. Е.В. Конеевой. – Ростов н/Д, 2004.

  13. Учимся играть в бадминтон [Текст] / В.Г. Турманидзе., А.В. Турманидзе. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.: ил. – (Библиотека «первого сентября». Серия «Спорт в школе», вып. 25).

Приложение 2

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение включает минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), технических, компьютерных и других информационных средств обучения, учебно-лабора­тор­ного оборудования и натуральных объектов.

Количество учебного оборудования приведено, исходя из его необходимого минимума. При наличии соответствующих возможностей ДОУ может изменять это количество в сторону увеличения.

Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Коли­чество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Программа оздоровительной направленности и физического развития дошкольников (принятая в ДОУ)

1

 

Рабочая программа по бадминтону

1

 

Технические средства обучения

Мультимедийный компьютер

1

 

Экранно-звуковые пособия

Видеофильм «Азбука волана»

1

 

Оборудование и инвентарь

Сетка бадминтонная

1

 

Ракетки

К

 

Воланы

К

 

Табло перекидное

1

 

Измерительные приборы

Весы медицинские

1

 

Ростомер

1

 

Пульсометр

1

 

Тонометр автоматический

1

 

Спортивные залы (кабинеты)

Спортивный зал игровой

1

 

Подсобное помещение для хранения инвентаря

1

 
Просмотров работы: 3325