ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Тугузбаев Н.Ф. 1, Солощенко М.Ю. 1
1Стерлитамакский филиал БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в обучении. Для средней школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Сегодня в традиционную схему «учитель–ученик–учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Ребёнок просто живёт в электронной культуре. Но для большего понимания ребёнка учителем, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями.

В настоящее время ведутся активные работы по созданию нового поколения электронных средств учебного назначения, которые позволяют, во-первых, реализовать в создаваемых программных продуктах возможности интерактивной доски, обеспечив тем самым новые условия для творчества как учителей, так и учеников; во-вторых, расширить использование в учебном процессе образовательных ресурсов Интернета, в том числе за счет наличия в электронных средствах образовательного назначения гиперссылок на специализированные образовательные порталы и сайты Интернета [5, c. 4-6]. Это позволяет организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам тестирования. Можно говорить о возникновении нового обобщающего понятия «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств. Для эффективного использования их в учебном процессе определяющим является содержательное и методическое качество таких ресурсов. Таким дополнением является включение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в изучение математики в школе.

Как и в традиционном обучении, современные ЭОР, как показал проведенный анализ литературы [2 – 4], базируются на известных дидактических принципах и правилах:

Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео - и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие.

Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр учебного материала, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти.

Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося.

Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно.

Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий.

Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации.

Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы [1 – 5] по применению цифровых образовательных ресурсов позволил выделить их положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны:

• обеспечивают новое качество образования, ориентируются на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;

• обеспечивают возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);

• учитывают возрастные, психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;

• содержат материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);

• содержат набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера) ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;

• предлагают виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;

• обеспечивают организацию учебной деятельности, направленной на использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса.[3]

Отрицательные стороны:

• полноценно и устойчиво не воспроизводятся на современном мультимедийном компьютере;

• не воспроизводятся с помощью стандартных программ;

• часто не обеспечивают сохранение промежуточных результатов выполнения задания (в частности – тестирования);

• не имеют встроенную помощь, дающую возможность получить полное представление о возможностях набора ЦОР и работе с ним;

• учителя и учащиеся испытывают затруднения при их использовании.

• качество содержания многих попадающих в школу ЦОР невысоко.

Литература:

  1. Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? [Электронный ресурс]. – URL: http://kolpincentr.narod.ru/news/eor.htm

  2. Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках математики различного типа [Электронный ресурс]. – URL: http://eorhelp.ru/node/8342

  3. Башмаков, М.И. Информационная среда обучения: коллективная монография / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. – СПб.: СВЕТ, 1997. – 400 с.

  4. Бордовский, Г.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: учебное пособие / Г.А. Бордовский, И.Б. Готская, С.П. Ильина, В.И. Снегурова– СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 31 с.

  5. МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»: проекты в области медиаобразования // Медиаобразование. – 2007 – № 3 – c. 4–6

Просмотров работы: 3739