СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Соболева Н.А. 1
1Филиал Южного федерального университета в г. Новошахтинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Взаимодействие социальной работы и психологии, как смежных дисциплин, в разрешении кризисной ситуации клиента нашло свое отражение в психосоциальной работе, основной целью которой является оказание первичной психологической помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

В учреждениях здравоохранения психосоциальная работа сталкивается еще с одним направлением деятельности социального работника – медициной. Именно сфера здравоохранения определяет специфику проблем клиента, таких как болезнь, потеря близких, дезадаптация и др. Они в свою очередь оказывают решающее воздействие на содержание и характер психосоциальной работы. В таких условиях главной её задачей становится снижение риска нервно-психической заболеваемости клиентов, а также поддержание контактов больного с внешним миром.

К сожалению, стоит отметить тот факт, что психосоциальная работа в учреждениях здравоохранения, как отдельное направление деятельности социального работника, развито мало. Минимален объем и теоретической информации по данной тематике, которая в основном представлена в русле таких направлений как: медико-социальная работа, психиатрия, здоровый образ жизни. В связи с этим свою актуальность приобретает рассмотрение существующих на данный момент форм и методов психосоциальной работы в сфере здравоохранения.

Цель данной работы – изучение особенностей психосоциальной работы в учреждениях здравоохранения.

Задачи:

  1. Рассмотреть содержание психосоциальной работы в медицинских учреждениях;

  2. Изучить формы и методы психосоциальной работы в учреждениях здравоохранения.

1 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Как известно здоровье - это не только физическая составляющая, но и духовная (психологическая), и социальная. Поэтому в учреждениях здравоохранения важным является существование медико-социальной работы, которая берет на себя часть функций медицинского персонала. Говоря о психосоциальной работе в медицинских учреждениях, следует отметить, что в данном случае специалист действует на границе сразу трех направлений: психологии, медицины и социальной работы.

Чтобы понять сущность психосоциальной работы, необходимо разобраться в том, что же собой представляет деятельность социального работника в системе здравоохранения. Социальная работа в медицинских учреждениях сводится к поддержанию состояния достаточно широких функциональных возможностей организма клиента, необходимых для нейтрализации влияния негативных факторов окружающей среды. Функциональные возможности в данном случае рассматриваются как физиологические резервы, объем которых может увеличиваться или сокращаться в зависимости от степени их тренированности. Функциональные возможности создаются образом жизни как комплексом режимных моментов и моментов, исключающих или усугубляющих истощение названных резервов. Конечной целью всех усилий является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Медико-социальная защита населения, например, включает такие направления деятельности, как первичная медико-санитарная помощь и реабилитация больных хроническими заболеваниями со стойкой утратой трудоспособности, оказание медицинских услуг по уходу за инвалидами, престарелыми, решение социально-бытовых, воспитательных, юридических, психологических и ряда других проблем, выполнение которых невозможно без медицинской подготовки социальных работников1.

Однако какие бы услуги не оказывал социальный работник, он должен помнить о том, что больной пребывает помимо тяжелого физического состояния, также и в тяжелом психологическом состоянии. Так, рассмотрим следующий пример. Женщина обнаружила уплотнение в груди. Врач, к которому она обратилась, предложил ей пройти тщательное обследование, а затем - лечение. Она догадалась, что уплотнение злокачественное, и испытала сильный страх. Позже ей была предложена операция и последующее длительное стационарное лечение. Руководители фирмы, в которой она работала, обнаружили, что им невыгодно держать сотрудника, который постоянно отсутствует, и её уволили2.

Описанный кризис способен вызвать сильный стресс практически у любого человека, поскольку подобное событие в жизни приводит к мысли, что будущее может быть весьма ограниченным и что бессмысленно питать иллюзии относительно бесконечности времени собственной жизни.

С другой стороны, для многих людей существует большая неопределённость по поводу их конца, так как даже сам по себе диагноз их заболевания может быть известием о грядущей смерти.

Данный пример хорошо иллюстрирует тот факт, что человек, пребывающий в медицинском учреждении, сталкивается с рядом психологических проблем, в первую очередь различными страхами. Поэтому психосоциальная работа в учреждениях здравоохранения играет большую роль в психологической поддержке клиента (по сути пациента) и направлена на решение следующих задач3:

- преодоление психологического дискомфорта в связи с болезнью;

- преодоление неуверенности клиента в себе в некоторых ситуациях в связи с болезнью;

- помощь в решении проблем с родными и близкими;

- соблюдение здорового образа жизни;

- помощь в адаптации к состоянию здоровья;

- налаживание социальных контактов больного и др.

В этом случае предполагается регулярный длительный контакт социального работника и клиента. В такой ситуации социальный работник выполняет роли психотерапевта и активного помощника медицинского персонала. Для успешного выполнения этой миссии социальный работник при первом же посещении медицинского учреждения должен представиться лечащему врачу и получить всю необходимую информацию о состоянии больного, диагнозе, прогнозах лечения, рекомендациях.

При регулярных посещениях своего клиента социальный работник должен в первую очередь обращать внимание на его самочувствие и тактично помогать ему в выполнении рекомендаций лечащего врача. Не следует внушать больному священный ужас перед заболеванием и его состоянием здоровья – как правило, это приводит к тому, что человек «уходит в болезнь», начинает видеть признаки заболевания там, где их нет. Не менее ошибочной является тактика, когда социальный работник делает вид, что болезнь – это всего лишь каприз клиента: недооценка тяжести состояния оскорбляет больного человека. Недопустимым является покровительственный тон по отношению к больному человеку.

В отношениях с больным клиентом следует проявлять внимание, чуткость, заботу и оптимизм – надежду на выздоровление, хотя бы частичное. При этом нужно иметь в виду, что неуместно легкомысленное, чрезмерно оптимистичное отношение к течению действительно тяжелого заболевания и его исходу не обманут клиента. Ведь, несмотря на то, что даже в случае терминальной стадии онкологического заболевания больной надеется на благоприятный исход, в душе он знает, что болезнь его крайне тяжела и даже смертельна. Поэтому чрезмерно бодрые высказывания социального работника по поводу исхода болезни могут привести к противоположному результату: больной клиент почувствует неискренность и лишний раз убедится в тяжести своего состояния. В таких случаях наиболее уместен умеренный оптимизм. Социальный работник должен сообщить клиенту, что знает о тяжести болезни, но надеется на то, что клиент сможет мобилизовать максимум сил для борьбы с ней, а для этого в первую очередь необходимо сохранять присутствие духа и тщательно соблюдать предписания лечащего врача. То есть и в этом случае следует подчеркивать необходимость активной позиции клиента.

Полезным в этом отношении является опыт большинства развитых стран. Так в зарубежных центрах психического здоровья социальные работники являются участниками «команды», объединяющей врачей-психиатров, психологов и других профессионалов. Однако в отличие от других специалистов только социальный работник, по мнению многих ученых, способен найти необходимые социальные ресурсы, чтобы поддержать пациента и вернуть его к нормальной жизни.4 Эффективность деятельности социальных работников, естественно, зависит от знаний в области психиатрии, знаний законодательства по охране психического здоровья, влияния окружающей среды на психическое здоровье, его умений работать вместе с другими специалистами.

Таким образом, психосоциальная работа играет важную роль в учреждениях здравоохранения. Она способствует профилактике нервно-психических заболеваний пациентов, позволяет преодолеть стрессовое состояние клиента, вызванное тяжелым диагнозом, и адаптироваться к новым обстоятельствам его жизнедеятельности.

2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

  1.  
    1. Профилактическая психосоциальная работа

Деятельность социального работника в учреждениях здравоохранения условно можно разделить на два вида: медико-социальная работа профилактической направленности и медико-социальная работа патогенетической направленности. С точки зрения психосоциальной работы интерес представляет первая – профилактическая деятельность.

Медико-социальная работа профилактической направленности включает в себя следующие мероприятия5:

- обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья;

- предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья;

- формирование здорового образа жизни;

- участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях;

- обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и некоторые другие направления.

Что же представляет собой профилактика в психологии социальной работы? Психосоциальная профилактика – это система мероприятий, осуществляемых специалистом по социальной работе, с целью предотвращения отклонений от общепринятых социальных норм и правил, уменьшения вероятности их проявлений, подготовки человека к тем или иным значимым событиям жизни6. Психосоциальная профилактика направлена на то, чтобы заблаговременно предупреждать возможные нарушения в развитии индивида, создавая условия для его полноценного психического развития на каждом возрастном этапе жизни.

Овладение методикой и навыками психопрофилактической работы важно для социального работника, поскольку в какой-то мере именно он контролирует состояние и жизнедеятельность тех, кто пребывает в условиях медучреждения. Дело в том, что оказавшись в ситуации сильного стресса, вызванного тяжелым заболеванием, нарушением привычного ритма жизни и прочими специфическим обстоятельствами, человек более всего подвержен риску развития психических заболеваний или расстройств, которые в свою очередь ведут к нарушению социальных связей. Задачей социального работника является предупреждение их развития, в том числе и по средствам психогигиены.

Принято выделять общие, специальные и индивидуальные меры социальной профилактики, однако специально психопрофилактические меры практически нигде не рассматриваются. К последним можно отнести не просто организацию досуга (социально-культурное направление) или воспитательные меры, а именно психологическое просвещение, психообразование в социальной работе, которые затрагивают как клиентов медико-социальной сферы, так и самих специалистов, которые должны постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень7.

В целом стоит отметить, что профилактическая деятельность социальных работников в системе здравоохранения, основана на таких принципах как8:

- содействие в поддержании физического и психосоциального здоровья;

- предотвращение физических и умственных болезней;

- содействие усилению физического и психосоциального функционирования;

- особое внимание к социальным и эмоциональным проблемам, приводящим к болезням и недееспособности.

Ведущим методом профилактической психосоциальной работы в последнее время становится психообразование. Психообразование пациентов – это процесс обучения, направленный на обеспечение больных необходимыми знаниями в отношении собственного здоровья, влияющими на их установки и поведение9. Оно включает строго определенную последовательность ступеней: от формулировки и понимания проблемы, к тренингу навыков, к применению выработанных навыков в повседневной жизни. Клиент в итоге должен быть оснащен средствами психологической самозащиты, более подготовлен к продуцирующей стресс ситуации. Обычно в условиях медучреждения образование пациентов осуществляется не столько социальным работником, сколько междисциплинарной бригадой профессионалов, в задачи которой входит контроль над исполнением режима лечения самими пациентами; возможности своевременного распознавания начинающегося обострения; обеспечение психосоциальной поддержки.

Стоит отметить, что профилактика и психообразование – это методы, которые применяются не только по отношению к пациенту, но в который активно включается семья больного, его самое близкое окружение. Необходимо помочь окружению клиента правильно воспринимать его состояние, научить навыкам совместного противостояния стрессам, содействовать восстановлению социальных контактов пациента (в случае их разрыва).

Итак, психосоциальная профилактика является одним из основных и перспективных направлений в медико-социальной работе, поскольку гораздо легче предупредить всевозможные отклонения в действиях или поведении человека от установленных или общепринятых норм, чем исправлять негативные последствия. Ведущим методом профилактики на сегодняшний день выступает психообразование клиентов и их ближайшего окружения.

2.2 Психотерапия как метод психосоциальной работы в учреждениях здравоохранения

Понятие «психотерапевтического» метода в психосоциальной работе, наверняка, одно из самых спорных, поскольку в нашей стране господствует медицинская модель психотерапии. Иными словами, психотерапевтическое воздействие может оказывать только медицинский сотрудник, имеющий специальное образование.

Учреждения системы здравоохранения на сегодняшний день являются основным местом осуществления психотерапии. Для социального работника, оказывающего помощь пациенту, важно знать хотя бы азы данного метода. Стоит отметить, что при работе с неизлечимо больными, например в хосписах, психотерапия является основным способом поддержки пациентов.

В психосоциальной работе могут быть использованы такие виды терапий как10:

- арттерапия;

- эстетотерапия;

- звукотерапия;

- фитотерапия;

- сказкотерапия;

- терапия домашними животными (анималотерапия);

- невербальная терапия.

Арттерапия и эстетотерапия – это всё то, что делает окружающую среду красивой: музыка, цветы, скульптура или картины. Но, прежде всего, это создание красоты человеческих отношений. Поэтому в терапии часто принимают участие близкие больного и определенная часть персонала больницы.

Обратимся вновь к примеру с хосписом, где активно используется психотерапия средой. Здесь большая роль отводится интерьеру самого помещения. К тому же благотворно и успокаивающе на больного действует природа. Поэтому хоспис желательно окружать садом, чтобы пациент мог прикоснуться к цветам, кустам, земле и воде, чтобы взгляд упирался не просто в больничные стены, а мог видеть просторы неба и «море» звёзд – всё то, что облагораживает чувства и даёт ощущение вечности и стабильности. В хосписе отмечается особое воздействие на больного звуков колокола. По старым церковным традициям для больных и умирающих создавали особый ритм звона11.

Помимо звукотерапии особое внимание уделяется запахам, ведь чистый воздух, а также использование фитотерапии – одно из условий хорошего самочувствия пациента. Психотерапевтическим воздействием обладают старые, «до больничные» фотографии пациентов. Они помогают лучшему контакту пациентов с персоналом. Это «совместное» проживание «лучших времен» жизни больного способствует также его более полноценному восприятию самого себя12. Так в хосписах существуют альбомы, где помещены фотографии пациентов этого учреждения и записаны последние или наиболее значимые их слова. Это способствует сохранению и улучшению качества взаимоотношений с вновь поступающими больными.

Сказкотерапия часто используется в детских больничных отделениях, хотя не исключаются случаи эффективности этого метода в работе с взрослыми людьми, так как заболевание может сделать даже зрелого человека беспомощным, психически он превращается в ребёнка.

Очень важный вид терапии – терапия домашними животными. Эмоциональное тепло, которое дают человеку животные (собаки, кошки и др.), не соизмеримо ни с каким иным источником эмоций.

Еще одним из важнейших разделов психотерапевтической работы является невербальная психотерапия – создание бессловесных контактов. Известны три вида невербальных контактов: физический, эмоциональный, интеллектуальный13.

1. Физический контакт. Следует помнить, что у каждого человека есть свое личное пространство, или дистанция, которую он держит с окружающими. Прикосновение одного человека к другому – уже вторжение в его личностное пространство, которое в зависимости от обстановки несет определенные последствия. Прикосновение к человеку в момент сообщения ему информации (или же получения ее от пациента) создает ощущение близости, эмпатии, очень естественного контакта. Рукопожатие – это не только дань традиции, в которой сохранена память о временах, когда оно было жестом, показывающим отсутствие в руке камня или оружия. Рукопожатие в наше время – это и физический контакт, помогающий определить совместимость людей, и готовность их к взаимодействию.

2. Эмоциональный контакт. Находясь в толпе, в окружении незнакомых людей, человек может испытывать по отношению к ним антипатию или же наоборот, симпатию.

В нас уже заложены некие архетипы, вызывающие расположение или отвержение. Именно эта особенность психики человека позволяет социальному работнику, имеющему установку на вспомоществование и добро, находить полноценный контакт с больными, остро нуждающимися в положительных эмоциях и взаимопонимании. Последствия такого контакта неоценимы. Стоит вспомнить случаи, как одно и то же лекарство, выписанное разными врачами, действует неодинаково.

3. Интеллектуальный контакт. Это, прежде всего, общение с пациентом на уровне представлений, мыслей, понятий, в отрыве от других типов контактов.

Уметь слушать, не навязывая своего мнения, сочувствовать и поддерживать больного – один из основных принципов психосоциальной работы в медучреждении. И в этом отношении все виды и способы взаимодействия с больным хороши, поскольку они взаимодополняют друг друга.

Так, физический контакт, дополняя эмоциональный и интеллектуальный, представляет собой язык тела и предполагает не только какие-то конкретные приемы, но и самые обычные действия, поступки: присутствие около больного, даже в те минуты, когда он находится в бессознательном состоянии, держание за руку, создающее чувство безопасности, умение всеми способами отогнать одиночество и оказать, таким образом, необходимую больному психологическую помощь и поддержку.

Применяется психотерапия и через родственников, близких больного. Гармонизация их отношений даёт возможность передать тяжелую информацию менее болезненно. Имея больший опыт общения, они легче находят с больным общий язык.

Таким образом, психотерапия является одним из важнейших методов психосоциальной работы в системе здравоохранения, поскольку позволяет облегчить эмоциональное состояние пациента в тяжелых для него условиях, хотя бы частично реабилитировать его психологические силы для дальнейшей борьбы с болезнью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обзор литературы по указанной проблематике показал, что лечение человека, пребывающего в учреждении здравоохранении, это дело не только врачей. Комплексное оказание помощи и поддержки пациента возможно только на стыке трех основных направлений: медицины, психологии и социальной работы.

Находясь в медучреждении, человек сталкивается не только с болезнью и (в некоторых случаях) угрозой смерти, но и с рядом психосоциальных проблем, таких как одиночество, непонимание со стороны близких и друзей, разрыв социальных контактов с внешним миром, возможно, проблемы на работе и многое другое. Поэтому очень важно, чтобы рядом оказался специалист, способный вовремя оказать первичную психологическую помощь. Таким образом, содержание психосоциальной работы заключается в предупреждении психологических расстройств и дополнительных стрессовых ситуаций, помощи в социальной адаптации и мобилизации внутренних сил клиента.

Важно, чтобы социальный работник проявлял к клиенту доброжелательность, внимание, умеренный оптимизм, искреннюю заинтересованность в его проблеме. Это позволит наладить доверительные отношения с клиентом и оказать ему более эффективную помощь.

В учреждениях здравоохранения социальный работник может использовать такие методы психосоциальной работы как профилактика, психообразование и психотерапия. Первые два метода призваны предупредить возможные отклонения в поведении и деятельности пациентов, последний же призван обеспечить условия для восстановления сил клиентов, их способности (хотя бы частично) к нормальной жизнедеятельности.

Таким образом, психосоциальная работа имеет большое значение в системе здравоохранения, но она ни в коем случае не подменяет собой деятельность медицинского сотрудника или психолога, а наоборот, имея свои специфические черты, гармонично дополняет её.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Психология социальной работы: учебник для бакалавров [Текст] / И.Н. Галасюк, О.В. Краснова, Т.В. Шинина; под ред. О.В. Красновой. – М.: изд-во «Дашков и К°», 2013. – 304 с.

  2. Психология социальной работы: учебник [Текст] / под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: изд-во «Питер», 2002. – 352 с.

  3. Фирсов М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики [Текст] /М.В. Фирсов, Б.Ю.Шапиро. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

  4. Халанская В.А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебно-методическое пособие [Текст] / В.А. Халанская, М.А. Ситникова. – Белгород: изд-во БелГУ, 2009. – 305 с.

  5. Зарубежный опыт социальной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.univer5.ru/sotsialnaya-rabota/zarubezhnyiy-opyit-sotsialnoy-rabotyi-198.html

  6. Медицинские психологи участвуют в психологической и социальной реабилитации больных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intropsy.ru/Content/Ch5

  7. Соболева Т.А. Медико-социальная работа в стационарных учреждениях социального обслуживания [Электронный ресурс] / Т.А. Соболева. – Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/184569/

  8. Содержание и методика социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/sociology/00090321_0.html

1 Содержание и методика социально-медицинской работы в учреждениях здравоохранения [Электронный ресурс]. – URL: http://revolution.allbest.ru/sociology/00090321_0.html

2 Психология социальной работы: учебник [Текст] / под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – С. 302.

3 Медицинские психологи участвуют в психологической и социальной реабилитации больных [Электронный ресурс]. - URL: http://intropsy.ru/Content/Ch5

4 Зарубежный опыт социальной работы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.univer5.ru/sotsialnaya-rabota/zarubezhnyiy-opyit-sotsialnoy-rabotyi-198.html

5 Соболева Т.А. Медико-социальная работа в стационарных учреждениях социального обслуживания [Электронный ресурс]. – URL: http://do.teleclinica.ru/184569/

6 Психология социальной работы: Учебник для бакалавров [Текст] / И.Н. Галасюк, О.В. Краснова, Т.В. Шинина; под ред. О.В. Красновой. – М.: изд-во «Дашков и К°», 2013. – С. 79.

7 Психология социальной работы: Учебник для бакалавров [Текст] / И.Н. Галасюк, О.В. Краснова, Т.В. Шинина; под ред. О.В. Красновой. – М.: изд-во «Дашков и К°», 2013. – С. 80.

8 Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 74.

9 Психология социальной работы: Учебник для бака лавров [Текст] / И.Н. Галасюк, О.В. Краснова, Т.В. Шинина; под ред. О.В. Красновой. — М.: изд-во «Дашков и К°», 2013. — С. 82.

10 Халанская В.А., Ситникова М.А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебно-методическое пособие [Текст]. – Белгород: изд-во БелГУ, 2009. – С. 151.

11 Халанская В.А., Ситникова М.А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебно-методическое пособие [Текст]. – Белгород: изд-во БелГУ, 2009. – С. 152.

12 Там же. – С. 153.

13 Халанская В.А., Ситникова М.А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебно-методическое пособие [Текст]. – Белгород: изд-во БелГУ, 2009. – С. 155.

 

Просмотров работы: 6203