СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА АВТОМОБИЛЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА АВТОМОБИЛЕ

Мерзликина К.И. 1, Солодовников Д.Н. 2
1Белгородский Государственный Технологический Университет им. В.Г. Шухова
2Белгородский Государственный Технологический Университет им. В.Г.Шухова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стоимость проезда на автомобиле на прямую зависит от того, сколько ему нужно топлива, а это в свою очередь зависит от объема двигателя и от массы автомобиля. Поэтому, современные разработки инженеров-технологов направлены на создание экономичных автомобилей. Более экономичными автомобилями считаются те, которые содержат в себе дизельный двигатель, хотя и это не всегда так! В наше время очень часто применяются газовые системы, которые устанавливаются в автомобиль и позволяют использовать помимо основного топлива еще и газ [2].

Говорить о получении прибыли от перевода транспорта на газ не совсем корректно. Речь, скорее, может идти о сокращении эксплуатационных затрат и себестоимости транспортной работы.

Премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании по развитию автомобильной промышленности обратил внимание на малое количество автомобилей, работающих на альтернативном топливе. Затраты на топливо у автомобилей, работающих на газе, заметил Медведев, в 2…2,5 раза ниже, чем у бензиновых и дизельных двигателей. По данным Газпрома, основного поставщика в России данного топлива, на газомоторных автомобилях ездят менее 90 тысяч автомобилей, в то время как общий парк машин России исчисляется 50 миллионами.

Сжиженный нефтяной газ – это, по сути, смесь двух газов, которую еще зачастую называют просто «пропаном». На самом же деле смесь состоит из двух газов – пропана и бутана [1].

Положительные характеристики газового оборудования:
  • финансовая экономия по сравнению с бензиновыми аналогами. Во время использования пропан-бутана экономия топлива повышается в 2 раза. А использование метана увеличивает экономию в 3 раза. Поэтому применение газового оборудования является очень выгодным, если расход бензина очень большой.

  • уменьшение нагрузки на двигатель. Это происходит из-за того, что газовое топливо имеет антидетонационную стойкость и высокое октановое число (до 118 в зависимости от типа газа).

  • практически чистый газ не оставляет нагара на клапанах, поршнях и свечах автомобиля.

  • увеличение срока службы двигателя.

  • возможность переключиться с газа на бензин, тем самым увеличить пройденное расстояние от одной заправки к другой.

  • экологичность газового топлива выше неэтилированного бензина в 3...4 раза.

Отрицательные характеристики газового оборудования:

  • высокая стоимость хорошей газовой системы.

  • прекращение действия гарантии на автомобиль, ведь это прямое изменение в конструкции транспортного средства. Поэтому водителю следует выбрать, что ему важнее экономия или гарантийное сервисное обслуживание.

  • обязательное внесение всех изменений в технический документ транспортного средства. Первым делом после покупки транспортного средства необходимо установить газовую систему, а только потом стать на учет и провести регистрацию в МРЭО. Это влечет за собой дополнительные затраты, связанные с периодической поверкой ГБО.

  • багажник автомобиля уменьшится примерно на 60…100 литров, а вес всего автомобиля увеличится на 30…40кг.

  • потеря мощности двигателя в пределах 2-8 %.

  • затруднения с пуском холодного двигателя (рекомендуется запуск двигателя на бензине, после прогревания - перевод на газовое топливо). Но это только для карбюраторных автомобилей, в инжекторах с установленным 4 или 5 поколением машина всегда заводится на бензине и потом по прогреву до 45…50 º С автоматически переключается на газ [4].

  • потеря разгонной динамики. Это связано с более медленным сгоранием газа.

  • расход газа. Расход газа больше расхода бензина примерно на 15 20% для ГБО 2-го поколения и на 5 7% для 4-го.

  • необходимость проветривания бокса в котором хранится автомобиль. Так как пропан тяжелее воздуха и, если будет утечка, то он будет скапливаться в смотровой яме, что может привести к несчастным случаям.

Несмотря на все трудности, связанные с установкой газобаллонного оборудования, переоборудовать свой автомобиль рекомендуется в том случае если:

  • Пробег автомобиля за год превышает 20 тысяч километров;

  • Расход бензина более 10 литров на 100 км;

  • Заправка автомобиля осуществляется дорогим бензином – АИ-95 и АИ-98.

Проведем сравнительный расчет стоимости эксплуатации автомобиля Ford Mondeo последнего поколения, оснащенного бензиновым двигателем объемом 2.0 литра за 5 лет, при этом в среднем пробег составляет около 150000 км. Для сравнения возьмем тот же самый двигатель, переоборудованный на газовое топливо и дизельный двигатель объемом 2.0 литра со схожими техническими характеристиками [3].

Таблица 1 – Технические характеристики автомобиля Ford Mondeo

 

2.0L

Бензин

2.0L

Газовое топливо*

2.0 TDCi

Дизельное топливо

Максим. мощность (при об/мин), л.с.:

145/6000

141/6000

140/3750

Крутящий момент, Нм/об.в мин.:

185/4500

176/4500

320/1750

Максимальная скорость, км/ч.:

210

202

210

Время разгона до 100 км/ч, сек.:

9.9

10.8

9.5

Расход топлива (смешанный цикл), л на 100 км.:

7.9

9.1

5.3

Расход топлива (в городе), л на 100 км.:

11.2

12.5

6.4

Рсход топлива (за городом), л на 100 км.:

6

7.1

4.6

* - параметры для автомобиля на газовом топливе взяты исходя из опыта эксплуатации автомобиля, оборудованного газовым оборудованием BRC.

Затраты на топливо.

Средний реальный расход топлива (бензин) в городе Белгород составляет 8,36 л на 100 км., тогда расход на1 км пути будет составлять 0,083 л., а за пробег 150000 км. затраты с учетом стоимости топлива 30 руб./л. будут составлять:

Стп.б = 0,083•150000•30= 373500 руб.

Для дизельного топлива - 6,4 л на 100 км., тогда расход на1 км пути будет составлять 0,064 л., а за пробег 150000 км. затраты с учетом стоимости топлива 30,5 руб./л. будут составлять:

Стп.д = 0,064•150000•30,5= 292800 руб.

Для газового топлива - 9,5 л на 100 км., тогда расход на1 км пути будет составлять 0,095 л., а за пробег 150000 км. затраты с учетом стоимости топлива 14,3 руб./л. будут составлять:

Стп.г = 0,095•150000•14,3= 203775 руб.

В среднем исходя из наблюдений дополнительно к расходу газа добавляется от 0,5…1,5 л. бензина на 100 км. ( в зависимости от времени года и условий эксплуатации), который необходим для запуска и прогрева двигателя. Дополнительно средние затраты на бензин составят:

Сдоп.б.= 0,01·150000·30=45000руб.

Тогда общая стоимость затрат на топливо (газ) составят:

Стп.г= 45000 + 203775= 248775 руб.

Затраты на ТО.

Т.к. пробег автомобиля за 5 лет составляет 150000 км, то за этот промежуток времени он пройдет 10 ТО (периодичность прохождения ТО для автомобилей Ford каждые 15000 км.) [3]. В среднем стоимость одного ТО для Ford Mondeo 2.0L (бензиновый двигатель) составляет 7500 руб. Тогда получаем:

Сто.б = 6500•10 = 75000 руб.

Стоимость одного ТО для Ford Mondeo 2.0L (diesel) составляет 8500 руб. Тогда получаем:

Сто.д = 8500•10 = 85000 руб.

Для автомобиля Ford Mondeo 2.0L, работающего на газовом топливе, помимо основного проводятся и дополнительные ТО, связанные с обслуживанием газовой аппаратуры, каждые 20000 км и стоимость его составляет 2000 руб. Т.к. пробег автомобиля за 5 лет составляет 150000 км, то за этот промежуток времени он пройдет 7 дополнительных ТО. Тогда получаем:

Сто.г = 2000•7 + 75000 = 89000 руб.

Сложив затраты на топливо и затраты на ТО мы получим приблизительную стоимость эксплуатации Ford Mondeo, соответственно она будет равна:

Сэ.б.(бензин) = 373500 + 75000 = 448500 руб.

Сэ.д (дизель) = 292800 + 85000 = 377800 руб.

Сэ.г (газ) = 248775 + 89000 = 337775 руб.

Таким образом, проанализировав значения можно сделать вывод о том, что переоборудованный на газ автомобиль в лучшем случае в эксплуатации в 1,3 раза выгоднее, нежели автомобиль, использующий традиционный бензин, а не в 2…2,5 раза как утверждают продавцы газового оборудования. Если посмотреть на затраты дизельного автомобиля, то окажется что газовое топливо выгодно на 11%. При этом в расчетах мы не учли стоимость самого газового оборудования, которая может достигать с установкой 30000 рублей и выше.

Следовательно вопрос о выгоде использования газового топлива для рядового владельца, имеющего пробег автомобиля до 30000 км. в месяц является спорным. Выгода не столь значительна как обещают, при этом недостатки очевидны: требуются дополнительные заезды на ТО газового оборудования; неудобства, связанные с заправкой автомобиля газом (малая сеть заправок, возможность обморожения рук при низкой температуре окружающего воздуха); уменьшение багажного отделения и неудобство пользования им и прочие указанные ранее.

Из этого можно сделать вывод, что газовое топливо в эксплуатации выгоднее традиционного жидкого топлива в 1,11…1,4 раз для легкового автомобиля, а не в 2…2,5 раза как широко рекламируется. Поэтому к вопросу о переходе на газовое топливо нужно подходить осторожно, учитывая параметры эксплуатируемого транспортного средства и его годовой пробег.

Список литературы:

  1. Афонин С. Газовое оборудование автомобилей. - М.: Транспорт, 2001 - 32 с.

  2. Схемы установки ГБО: карбюратор / инжектор. Как это работает: ответы на все вопросы, возникающие при эксплуатации ГБО. Газобаллонное оборудование. - М.: Транспорт, 2008 - 56 с. ISBN: 967-854-921-2,978-6-17537-035-3

  3. http://ford-belgorod.ru

  4. Газобалонное оборудование фирмы BRC (Италия). Руководство по эксплуатации. Фирма «M.T.M.» s.r.l. Via La Morra,1 12062 Cherasco(Cn), Италия.

Просмотров работы: 6991