МАТЕМАТИКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

МАТЕМАТИКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Калашникова Л.А. 1, Аргучинская А.А. 1
1ГАОУ СПО ТО «Тобольский медицинский колледж им. В. Солдатова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью и критерием качества подготовки выпускников профессиональных учебных заведений определена их профессиональная компетентность. Профессиональные знания и профессиональные умения как компоненты профессиональной компетентности формируются, главным образом, в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Общеобразовательные дисциплины также содержат в себе элементы необходимых медицинскому работнику профессиональных знаний и умений, в том числе, математика позволяет формировать некоторые профессиональные компетенции будущего медработника.

При этом, результат обучения не может ограничиваться набором фактов или суммой приемов решения стандартных задач, однако в реальности дело обстоит именно так. Проиллюстрируем это утверждение одним примером: 85% студентов правильно вычисляют значение производной любой функции, но задачу, где требуется найти рост микроорганизмов при известном законе их распространения, две трети из них решить не могут. Переход от простейшей формулы к анализу столь же простой задачи оказывается для них неодолимой преградой.

Чтобы содействовать развитию компетенций, в обучении должны применяться самые разнообразные методики, причем, внимание следует уделять межпредметным связям, знаниям, выходящим за рамки одного предмета, опоре на уже имеющиеся знания и опыт, на самостоятельную работу и личную ответственность студентов. Отметим, что прикладная направленность курса математики необходима. Для студентов важно уже с первых дней учебы в колледже видеть взаимосвязь изучаемых дисциплин с будущей профессиональной деятельностью. Не случайно, что среди первых вопросов, задаваемых на занятиях по математике, звучат следующие: «А зачем мне это изучать, если я буду фельдшером?», «А где это может мне пригодиться в моей профессии?». Ответом на поставленные вопросы может быть систематическое использование в обучении математике медицинских понятий, идей, моделей и задач, постоянная иллюстрация математического материала приложениями из различных разделов медицины. При таком подходе студенты уже на начальном этапе обучения вовлекаются в сферу профессиональной компетентности, поэтому закрепление в стандартах прикладной направленности курса математики является важным шагом на пути повышения качества подготовки специалистов.

Примеры некоторых задач медико-биологического характера, рассматриваемых на занятиях математики, наглядно представлены в таблице.

Раздел математики

Примеры задач

1. Производная функции.

1. Численность Nнекоторой популяции микробов увеличивается с течением времени t по закону N=100*e0,5t. Найти скорость V размножения популяции за первые 3 часа.

2. Производимая мышцей работа А при одиночном укорочении на длину х равна А=Е + (Р+а)*х, где Е – энергия активации (постоянная величина); Р и а – константы, имеющие размерность силы. Определить развиваемую мышцей мощность.

2. Дифференциал функции.

1. Средняя часть плечевой кости ребенка имеет радиус r = 10 мм. На сколько изменится площадь поперечного сечения кости с возрастом ребенка, если ее радиус увеличится на ∆r = 0, 05 мм. Кость считать круглой.

2. Вода в озере периодически тестируется для контроля содержания болезнетворных бактерий. Через tдней после тестирования концентрация бактерий определяется соотношением С(t) = 18t2 – 216t + 900 (0 ≤ t ≤ 12). Когда в озере наступит минимальная концентрация бактерий и можно будет купаться?

3. Теория вероятности.

1. В пульмонологическом отделении 12 больных, среди которых 8 человек с диагнозом – опухоль в легких, а остальные – плеврит. На процедуру отправили 9 человек. Найти вероятность того, что среди отобранных больных 5 человек с диагнозом опухоль в легких.

2. Ниже представлена сокращенная таблица вымирания совокупности лиц в 100 000 человек десятилетнего возраста.

Найти вероятность того, что 10-летний ребенок доживет до 70-летнего возраста.

Также в рамках предмета математики изучается раздел «Приложение математики в медицине». Здесь рассматриваются применение математического аппарата в фармакологии, гинекологии и акушерстве, педиатрии, в генетике, в анатомии. Стоит отметить, что учебных пособий по математике для медицинских средних учебных заведений нет. В связи с чем, преподавателем совместно со студентами были разработаны и систематизированы профессионально ориентированные задачи по данному разделу, исходя из потребностей специальных дисциплин и возможностей математики. Содержание учебного материала по математике представлено в виде математических и учебных задач и: а) не требует глубоких знаний курса математики; б) имеет возможность их визуального представления по причине преобладания гуманитарного мышления у обучаемых (в виде рисунков, схем, графиков и т.д.) и иллюстрации понятий и определений примерами из медицинской практики. Это, безусловно, положительно сказывается на повышении качества подготовки будущих специалистов, формирование их профессиональной компетентности, что является одной из основных целей модернизации Российского образования.

Список литературы

  1. Епишева, О. Б. Технология профессионально ориентированного обучения (на основе деятельностного подхода): проектирование технологических процедур достижения качества подготовки специалистов в профессиональном учебном заведении [Текст]: учеб. пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. – 130 с.

  2. Иванов, Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий [Текст]: учебно – метод. пособие / Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова. – М. : АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

  3. Пшеничная, Л. Ф. Педагогика в сестринском деле [Текст] / Л. Ф. Пшеничная. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 345 с.

  4. Стратегия модернизации содержания профессионального образования: материалы для разработки документов по обновлению профессионального образования [Текст]. – М: Мир книги, 2001. – 66 с.

  5. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В. Д. Шадриков // Высшее образование. – 2004. – № 8. – С. 26 – 31.

Просмотров работы: 1296