ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ

Шатило Ю.Е. 1
1Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В двадцать первом веке по мере становления информационного общества и экономики, основанной на знаниях, возрастает значение человеческого потенциала, состояние которого непосредственно зависит от таких факторов, как уровень образования и здравоохранения, развития науки и культуры, состояние окружающей среды, безопасность человека в обществе. Необходимо отметить, что состояние здравоохранения, его эффективность и доступность населению страны остается основой прогресса.

В последние десятилетия произошли существенные трансформации организационного и финансово-экономического механизмов отечественного здравоохранения.Особенностью современной системы здравоохранения в России является интеграция частной и государственной медицины, основанных на разных мировоззренческих подходах. Согласно первой, североамериканской модели, медицина как сфера экономики, является разновидностью бизнеса. Этот подход закреплен либеральными политиками в страховой модели здравоохранения. Согласно второй, основанной на отечественных традициях, медицина – это сфера бескорыстного служения страдающему человеку. Идеальный вариант здравоохранения предполагает, что любой гражданин может получить требуемый набор медицинских услуг необходимого качества в любой момент времени независимо от того, какая социально-экономическая модель действует в государстве.

Сложнее определить место здравоохранения в системе выбора потребления. С одной стороны мы знаем, что существует полностью государственная система оказания первой медицинской помощи, которая фактически работает, как благо, предоставляемое без выбора потребителя, но совсем по-другому выглядит предоставление амбулаторных, плановых, диагностических, санаторно-курортных и других услуг, потребление которых находится в поле выбора потребителя[1,С. 172]. Этот сектор здравоохранения занимает промежуточное положение между рыночной и общественной структурой, поэтому, при различных условиях может функционировать по рыночным законам.

Необходимо отметить, что при производстве смешанных общественных благ, к которым относятся и услуги сферы образования, наблюдаются проблемы, которые не решаются на частном уровне [1, С. 171]:

  1. Неопределенность объема спроса, когда потребители медицинских услуг обычно не могут предвидеть, когда им понадобится какое-либо лечение, в связи с этим, потребителю трудно планировать расходы на здравоохранение.

  2. Информационная асимметрия.

  3. Локальный монополизм производителей связан с территориальной связанностью производителя медицинских услуг и потребителя, а также с узкой специализацией медицинских учреждений.

  4. Ограниченность доступа на рынок новых производителей.

Вместе с тем широко распространено представление о том, что человек не должен оказываться в такой ситуации, когда он не может получить нужную ему медицинскую помощь только потому, что у него нет денег, чтобы за нее заплатить. С.В. Шишкин по этому поводу пишет: « Если объемы медицинских услуг определены только уровнем платежеспособности человека, то лица с низкими доходами оказываются лишенными возможности получения первой медицинской помощи. Между тем, именно эти лица имеют наибольшую потребность в медицинской помощи» [2, С. 48].

В России постоянно обновляется законодательная база, которая связаная с улучшением качества медицины. Даже при условии проведения в ряде регионов экспериментов по переходу на более «рыночную» структуру здравоохранения не существует отработанных методик оценки эффективности работы здравоохранения как социально значимого блага. Выбор российскими политиками страховой модели здравоохранения аргументировался ссылками на страны Запада, использующими эту систему как более эффективную[3]. Такое утверждение не соответствует действительности, поскольку в Западной Европе конкурентно взаимодействуют обе модели. В ряде стран существует преимущественно бюджетное здравоохранение: Великобритании, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции, Греции, Италии, Португалии, Испании. Страховая модель в значительной мере распространена. В Австрии, Бельгии, Франции, Германии, Израиле, Нидерландах, Швейцарии, Турции в значительной мере распространена страховая модель здравоохранения. При этом из первой во вторую модель не было переходов, а из второй в первую перешли ряд стран, в том числе Великобритания.

Основным аргументом внедрения рынка в медицину была надежда на привлечение с помощью фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) дополнительных инвестиций к бюджетному финансированию. Но этого не произошло. Резервы ФОМС формируются не за счет его рыночной активности, а благодаря твердым отчислениям от заработной платы работающего населения. Если ФОМС исчезнет, отчисления не прекратятся. Фактически это бюджетные деньги, которые почему-то направляются не здравоохранению, а посредникам. Перевод на рыночные механизмы делает здравоохранение незаинтересованным в профилактической работе. Оплата лечебных услуг – это «короткие» деньги, а оплата профилактических – «длинные» деньги, результат от вложения которых приходится ждать долго, иногда годами. Доминирование принципа «деньги вслед за больным» делает невыгодным заниматься профилактикой, ибо, чем больше больных, тем выше доход. [3].

Доступность качественной медицинской помощи в модели, базирующейся на рыночных принципах, зависит от состоятельности пациентов. Она неизбежно дифференцируется на медицину для богатых и бедных. Состоятельным гражданам – высококачественное обслуживание, малоимущим – всё остальное. Поэтому в современной России соотношение государственных и частных расходов на лечение почти сравнялись.

Отечественная школа ориентирована на бесплатность медицинских услуг и справедливость их распределения. Целью здравоохранения является получение максимума оздоровительного эффекта на единицу вложенных бюджетных средств, при условии их справедливого распределения. Однако, реальность показывает что больше трети россиян не довольны уровнем медицины в стране. [4]. Наблюдаются случаи, когда люди не обращаются в больницу, начинают заниматься самолечением, что категорически опасно и вредно для состояния их здоровья. Многие пациенты не знают, о том, какую медицинскую помощь они могут получить бесплатно.

В этом году вступили в силу новые стандарты оказания медицинской помощи, сделавшие платными многие процедуры в государственных поликлиниках и больницах.Людям придется платить даже за вызов «скорой помощи», если в момент ее прибытия при себе не оказалось полиса обязательного медицинского страхования. С 2013 года, согласно закону «Об обязательном медицинском страховании» (ОМС), скорая медицинская помощь финансируется страховщиками[3]. Раньше расходы за вызов «неотложки» оплачивались из бюджета. Общее правило системы ОМС – это предоставление услуги после предъявления страхового полиса. Поэтому в случае отсутствия такового вызов «скорой помощи» больному придется оплачивать самому [4].

Если раньше люди были недовольны качеством лечения, то сегодня на первый план выходит цена, которая для многих становится непреодолимым барьером при попытке получить помощь в государственном медучреждении. Предполагается, что цену на многие процедуры медучреждения вскоре смогут устанавливать самостоятельно. Это связано с тем, что в настоящее время Минздравом России подготовлен проект приказа, регламентирующего порядок определения цен на медицинские услуги в бюджетных клиниках. Согласно проекту цену можно будет устанавливать «самостоятельно на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения»[5]. Однако, это положение противоречит Федеральному закону №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», где написано, что «порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются правительством РФ» (статья 84-я, пункт 7). Получилось, что правительство в нарушение закона передало права на установление этого порядка учредителям медицинских организаций.

По мнению многих экспертов в этот проект необходимо добавить пункт о централизованном регулировании цен на платные услуги, цены должны регулироваться на федеральном уровне. Иначе стоимость одних и тех же медицинских услуг будет значительно различаться даже в одном городе или и регионе. Необходимо так же разработать четкую инструкцию о том, как, в какие сроки и какие бесплатные услуги могут быть предоставлены любому человеку, обратившемуся за медицинской помощью.

Литература:

  1. Троицкая Н.Л. Социально – экономическая модель здравоохранения современной России. Экономика, 2009

  2. Шишкин С. Экономика социальной сферы. М.: ВШЭ,2009

  3. Ежедневная общероссийская газета «Новые известия». – Режим доступа:

http://www.newizv.ru/society/2013-01-17/176039-zdorove-ne-kupish.html. - Дата обращения 17.12.2013.

  1. Профессиональное врачебное издание «Медицинская газета». – Режим доступа: http://www.mgzt.ru/article/2617/. – Дата обращения 17.12.2013.

  2. Министерство Здравоохранения Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/. – Дата обращения 17.12.2013.

Просмотров работы: 1398